В этой связи в высшей школе мы должны готовить к жизни в условиях неопределенности. Поэтому особенно важной становиться парадигма «от знания - к пониманию и, как следствие - к деятельности». Акцент в высшем образовании должен быть перенесен на формирование такого качества, как желание и способность к успешной профессиональной деятельности. Это качество может быть сформировано на основе уверенности в системности полученных профессиональных знаний, системности мышления, умении ориентироваться в меняющихся условиях за счет реализации интеллектуальных навыков, полученных в вузе. Содержание обучения - совокупность тех действий, которые выполняет преподаватель совместно со студентами для усвоения ими выбранного для изучения учебного материала на конкретном занятии. Таким образом, обучение есть двусторонний процесс, процесс совместной деятельности преподавателя и студента, имеющий своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков по определенной учебной дисциплине.
Знания - усвоенные индивидом вербальные, символические или операционные сведения (объективно существующие результаты познания), произвольно воспроизводимые индивидом в своей речи или действиях.
Знания имеют важнейшее значение для освоения деятельности, образуя ориентировочную основу деятельности. Умение - уровень освоения деятельности, полученный в результате понимания учебной дисциплины - осознанного восприятия знаний и позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества. Навык - такой уровень освоения изучаемой операции (действия), при котором она выполняется как бы рефлекторно, без постоянного контроля сознания. Это термин относится к операционной основе деятельности, а не к действиям или деятельности в целом, поскольку последнее не может осуществляться без постоянного контроля сознания. Для высшего образования характерны не только инструментальные навыки, но и интеллектуальные навыки - способность мыслить, управлять усвоением нового знания.
Опираясь на приведенные выше определения можно сформулировать следующие определения.
Технология обучения - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины. Заметим, что технологии обучения могут быть разными и в пределах преподавания одного учебного курса в зависимости от типа предлагаемого к усвоению учебного материала, от тех навыков и умений, которые должны быть сформированы в результате изучения данного курса. Форма обучения определяется целью занятия: передача теоретических знаний или формирование умений, навыков, лекции, семинары, лабораторные занятия, формы контроля. Методы (по-гречески «method» - путь, способ) обучения позволяют получить ответ на вопрос: как следует учить в ходе преподавания разных учебных дисциплин, на различных уровнях образования. Поскольку обучение есть совместный процесс приемы обучения - это определенные особенности выполнения той или иной операции, которая необходимо должна присутствовать в преподавании, но может быть выполнена по-разному. Средства обучения - любые материальные объекты, используемые преподавателем и субъектами учения в процессе обучения.
Формы, методы, приемы и средства обучения, выбираемые и воплощаемые преподавателем на основе его научного и преподавательского опыта в учебном процессе по конкретной учебной дисциплине, составляют технологию обучения.
Термин образование на русском языке может пониматься как результат, так и как процесс. В любом случае при определении этих понятий целесообразно исходить из определения понятия содержание образования. Так содержание высшего образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества (система знаний, умений и навыков), усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной сфере общественно-полезной деятельности и признаваемая обществом в качестве высшего уровня развития индивидуума. В то же время образование - это процесс постепенного формирования у индивидуума комплекса знаний, умений и навыков по взаимосвязанной совокупности учебных дисциплин, признанных необходимыми для реализации той или иной общественно-полезной деятельности. Отсюда технология образования - это совокупность технологий обучения по учебным дисциплинам, специально отобранная и признанная обществом как необходимая для формирования системы профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, которая обеспечивает мировоззрение индивидуума, активную деятельность в той или иной профессиональной области. Для высшего образования при создании технологии образования по той или иной специальности следует иметь в виду, что реализация профессиональной деятельности не имеет полного предписания и должна осуществляться на научной основе для обеспечения творческого развития личности.
Каждый преподаватель по той или иной дисциплине создает и реализует в учебном процессе технологию обучения. Каждое учебное заведение для подготовки специалистов обладает той или иной технологией образования по специальности или группы специальностей и предлагает образовательные услуги для удовлетворения потребностей общества. Образовательная услуга - продукт интеллектуальной, информационной и производственной деятельности учебных заведений, который имеет как материальную, так и нематериальную природу и может выступать как товар на рынке социальных услуг. В силу своей природы образовательная услуга имеет ряд специфических, присущих только ей особенностей: при ее потреблении происходит передача разного вида информации, формирующей знания, умения и навыки у обучаемого, ее нельзя упаковать и отнести домой или не использовать вовсе. Составляющими образовательной услуги являются: совокупность учебных дисциплин, специальным образом организованных в учебный план по специальности, технология образования по специальности, состав преподавателей и сотрудников, реализующих эту технологию. Качество образовательных услуг, их разнообразие непосредственно влияет на уровень жизни общества. В преддверии формирования информационного общества изучение рынка образовательных услуг становится все более актуальным. Наиболее важными направлениями маркетинга образовательных услуг являются: выявление перспективных образовательных услуг, ценообразование, оценка качества, коммуникационная деятельность, сопровождение образовательных услуг в процессе их потребления.