Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Наряду с термином «технология обучения» в специальной педагогической литературе часто встречаются термины: «технология образования» или «образовательная технология». Взяв за основу термин «технология обучения», автор данной работы опирается на результаты исследований основных определений дидактики, приведенных в (1), где обосновывается необходимость разведения терминов «образование» и «обучение», а также терминов: «содержание образования» и «содержание обучения». В самом деле, если обучение обычно характеризуется как двусторонний процесс, в котором взаимодействуют обучающий и обучаемый и в ходе которого планомерно, целенаправленно осуществляется образование и развитие личности, то образование в целом есть результат этого процесса. Если обучение - деятельность, то содержанием обучения являются составляющие ее действия, реализуемые для достижения цели; если обучение - процесс передачи знаний от преподавателя студенту, то содержанием обучения является содержание передаваемого знания. Однако, знание множества научных фактов, закономерностей не есть высшее образование. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого, а действия могут быть реализованы только на основе глубокого понимания фактов и закономерностей. Понять - это всегда выполнить какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Именно понимание дает возможность занять активную позицию и осуществлять интеллектуальную профессиональную деятельность, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, что характерно для высшего образования. Последнее особенно актуально в современных условиях, когда резко возросли темпы развития общества и стало трудно предсказать какой будет та или иная сфера человеческой деятельности даже через пять лет (срок обучения в вузе).

В этой связи в высшей школе мы должны готовить к жизни в условиях неопределенности. Поэтому особенно важной становиться парадигма «от знания - к пониманию и, как следствие - к деятельности». Акцент в высшем образовании должен быть перенесен на формирование такого качества, как желание и способность к успешной профессиональной деятельности. Это качество может быть сформировано на основе уверенности в системности полученных профессиональных знаний, системности мышления, умении ориентироваться в меняющихся условиях за счет реализации интеллектуальных навыков, полученных в вузе. Содержание обучения - совокупность тех действий, которые выполняет преподаватель совместно со студентами для усвоения ими выбранного для изучения учебного материала на конкретном занятии. Таким образом, обучение есть двусторонний процесс, процесс совместной деятельности преподавателя и студента, имеющий своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков по определенной учебной дисциплине.

Знания - усвоенные индивидом вербальные, символические или операционные сведения (объективно существующие результаты познания), произвольно воспроизводимые индивидом в своей речи или действиях.

Знания имеют важнейшее значение для освоения деятельности, образуя ориентировочную основу деятельности. Умение - уровень освоения деятельности, полученный в результате понимания учебной дисциплины - осознанного восприятия знаний и позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества. Навык - такой уровень освоения изучаемой операции (действия), при котором она выполняется как бы рефлекторно, без постоянного контроля сознания. Это термин относится к операционной основе деятельности, а не к действиям или деятельности в целом, поскольку последнее не может осуществляться без постоянного контроля сознания. Для высшего образования характерны не только инструментальные навыки, но и интеллектуальные навыки - способность мыслить, управлять усвоением нового знания.

Опираясь на приведенные выше определения можно сформулировать следующие определения.

Технология обучения - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины. Заметим, что технологии обучения могут быть разными и в пределах преподавания одного учебного курса в зависимости от типа предлагаемого к усвоению учебного материала, от тех навыков и умений, которые должны быть сформированы в результате изучения данного курса. Форма обучения определяется целью занятия: передача теоретических знаний или формирование умений, навыков, лекции, семинары, лабораторные занятия, формы контроля. Методы (по-гречески «method» - путь, способ) обучения позволяют получить ответ на вопрос: как следует учить в ходе преподавания разных учебных дисциплин, на различных уровнях образования. Поскольку обучение есть совместный процесс приемы обучения - это определенные особенности выполнения той или иной операции, которая необходимо должна присутствовать в преподавании, но может быть выполнена по-разному. Средства обучения - любые материальные объекты, используемые преподавателем и субъектами учения в процессе обучения.

Формы, методы, приемы и средства обучения, выбираемые и воплощаемые преподавателем на основе его научного и преподавательского опыта в учебном процессе по конкретной учебной дисциплине, составляют технологию обучения.

Термин образование на русском языке может пониматься как результат, так и как процесс. В любом случае при определении этих понятий целесообразно исходить из определения понятия содержание образования. Так содержание высшего образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества (система знаний, умений и навыков), усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной сфере общественно-полезной деятельности и признаваемая обществом в качестве высшего уровня развития индивидуума. В то же время образование - это процесс постепенного формирования у индивидуума комплекса знаний, умений и навыков по взаимосвязанной совокупности учебных дисциплин, признанных необходимыми для реализации той или иной общественно-полезной деятельности. Отсюда технология образования - это совокупность технологий обучения по учебным дисциплинам, специально отобранная и признанная обществом как необходимая для формирования системы профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, которая обеспечивает мировоззрение индивидуума, активную деятельность в той или иной профессиональной области. Для высшего образования при создании технологии образования по той или иной специальности следует иметь в виду, что реализация профессиональной деятельности не имеет полного предписания и должна осуществляться на научной основе для обеспечения творческого развития личности.

Каждый преподаватель по той или иной дисциплине создает и реализует в учебном процессе технологию обучения. Каждое учебное заведение для подготовки специалистов обладает той или иной технологией образования по специальности или группы специальностей и предлагает образовательные услуги для удовлетворения потребностей общества. Образовательная услуга - продукт интеллектуальной, информационной и производственной деятельности учебных заведений, который имеет как материальную, так и нематериальную природу и может выступать как товар на рынке социальных услуг. В силу своей природы образовательная услуга имеет ряд специфических, присущих только ей особенностей: при ее потреблении происходит передача разного вида информации, формирующей знания, умения и навыки у обучаемого, ее нельзя упаковать и отнести домой или не использовать вовсе. Составляющими образовательной услуги являются: совокупность учебных дисциплин, специальным образом организованных в учебный план по специальности, технология образования по специальности, состав преподавателей и сотрудников, реализующих эту технологию. Качество образовательных услуг, их разнообразие непосредственно влияет на уровень жизни общества. В преддверии формирования информационного общества изучение рынка образовательных услуг становится все более актуальным. Наиболее важными направлениями маркетинга образовательных услуг являются: выявление перспективных образовательных услуг, ценообразование, оценка качества, коммуникационная деятельность, сопровождение образовательных услуг в процессе их потребления.