Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Shishelova T.I. Konovalov N.P.
 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача полноценного и качественного образования, получения фундаментальных знаний [1].

Одной из актуальных проблем образования является профессиональная подготовка специалиста. Активное внедрение новых образовательных технологий позволяет повысить уровень профессиональной подготовки студента к будущей деятельности по избранной специальности. Развитие современного производства требует высококвалифицированных специалистов, уровень подготовки которых должен отвечать требованиям мировых стандартов.

Часто абитуриент при поступлении в университет выбирает свою будущую специальность чисто случайно, ничего не зная о ней. Он не имеет реального представления о будущей профессии, особенно на начальном этапе профессиональной подготовки, поэтому очень важно, чтобы студент приобретал знания о своей будущей специальности в течение всего обучения в ВУЗе, начиная с первого курса. Каждый предмет должен быть адаптирован к конкретной специальности. Это касается базовых дисциплин, таких как физика, т.к. она объединяет все технические дисциплины. Необходимо вводить в лекционный и практический курсы общей физики дополнительные вопросы, имеющие профессиональную направленность. Это способствует лучшему усвоению основного материала и повысит качество подготовки по специальности.

Кафедра физики ИрГТУ проводит методическую работу в соответствие с комплексной программой «Наукоёмкие технологии образования» Министерства образования РФ и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» по следующим проблемам:

  • Совершенствование высшего технического образования.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Применение современных образовательных технологий в профессиональной высшей школе.

Большое внимание на кафедре уделяется вопросу профессиональной подготовки студента. Сотрудниками кафедры разработан и внедрён в учебный процесс цикл технолого-ориентированных лабораторных работ для курса общей и прикладной физики с элементами научного исследования [2-7]. Это позволяет студентам приобрести навыки и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности, познакомиться с работой на сложном современном оборудовании. Основная задача этого лабораторного практикума - проведение реального эксперимента, который может быть использован в конкретной деятельности. В заданиях к лабораторным работам ставятся различные задачи, учитывающие современные производственные и технологические процессы. Авторами разработана инновационная методика лабораторного практикума «Физические методы исследования» для специальностей «Самолётостроение», «Геология», «Строительство» и др.

Кафедра оснащена оборудованием для выполнения научных исследований, располагает квалифицированными кадрами, имеющими большой методический опыт. Тираж методических разработок позволяет обеспечить ими всех студентов, изучающих физику.

Некоторые темы общей физики в той или иной мере усиливаются примерами прикладного характера применительно к специальности. Так, например, для строительных специальностей это вопросы светотехники, климатологии, теплопереноса, диффузии, звукоизоляции, новые композиционные материалы и т.д. Такое оптимальное сочетание принципа фундаментального физического образования с более углубленным освещением вопросов, связанных с практической деятельностью, способствует повышению академической активности, усиливает интерес к изучаемому предмету, стимулирует улучшение качества знаний и развивает интерес к профессиональному образованию.

Профессиональную направленность имеет также тематика реферативной работы, выполняемой студентами. Это, например, темы: «Физика моей специальности», «Нетрадиционные виды энергии», «ИК спектроскопия - метод контроля камнесамоцветного сырья», «Оптические методы контроля сточных вод», «Неразрушающие методы контроля» и т.д.

Традиционной формой обучения студентов, приводящей к более быстрому научному росту и профессиональной образованности, являются ежегодные научные студенческие конференции, которые проводятся на кафедре физики с участием преподавателей и аспирантов. Лучшие студенческие доклады публикуются. Тематика докладов в большей степени имеет профессиональную направленность. Непосредственная связь кафедры физики с Иркутским авиазаводом позволяет студентам специальностей «Самолетостроение» выполнять часть НИР на производстве.

При переходе от изучения обязательных дисциплин к спецкурсам у студентов уже изначально закладываются основы профессиональных знаний и формируется профессиональное мировоззрение. Интеграция фундаментальности и профессиональной направленности - это и есть единая система высшего образования.

Литература

  1. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года».
  2. Созинова Т.В., Шишелова Т.И. Технолого-ориентированный физический практикум для студентов транспортных систем // Физическое образование в ВУЗах.- 2001. - Том 7 №2. - С. 72-79.
  3. Шишелова Т.И., Чиликанова Л.В., Созинова Т.В. Методические особенности спецпрактикума, учитывающего специализацию студентов // Физическое образование в ВУЗах.- 2001. - Том 2. №2. - С. 80-84.
  4.  Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Чиликанова Л.В. Профессионально-ориентированный физический практикум для студентов строительных специальностей // Новые технологии преподавания физики: школа и вуз: Сб. аннотаций докладов II Международной конференции.- Москва: МПГУ, 2000. - С. 76
  5. Шишелова Т.И., Созинова Т.В., Афонин А.В. Спектральные методы контроля горюче-смазочных материалов: Методические указания - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. - 58 с.
  6. Шишелова Т.И., Чиликанова Л.В., Созинова Т.В., Афонин А.В., Коновалов Н.П. Физические методы исследования вещества: Учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002. - 156 с.
  7. Шишелова Т.И., Созинова Т.В., Захарова Т.М., Костеева Т.А. Технология формирования научной элиты // Инновации в системе непрерывного образования: Сб. науч. Статей.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С. 42-50.