Одной из новых педагогических технологий в процессе преподавания базового курса информатики является использование структурированного учебного материала, одним из оснований которого является комплексная оценка уровня подготовки учащегося в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта среднего образования.
Структурирование - стратегия запоминания, при которой элементы запоминаемой информации связываются по какому то логическому основанию в целостные группы.
Согласно действующему в настоящее время Закону об образовании РФ, учебным заведениям, школьным учителям предоставляется право выбора средств обучения. Основная, стоящая перед ними задача - обеспечение итоговых знаний и умений учащихся на уровне образовательного стандарта. Важнейшим средством обеспечения преподавания любого школьного предмета является учебная литература.
Структурирование учебного материала, подлежащего изложению и контролю, с одной стороны, способствует совершенствованию преподавания, с другой - значительно облегчает процесс адаптации учащихся при изучении дисциплины, так как давно и верно отмечено, что учащиеся в большинстве своём не умеют записывать лекции, выделять главное из прочитанного, работать с литературой.
Унификация учебного материала в виде структурно-логических схем и таблиц, позволяет оптимально расширить изучаемый материал по организационным формам обучения, совершенствовать методическую помощь, как учащемуся, так и преподавателю, пользоваться основными и дополнительными источниками информации. Структурно-логические схемы и таблицы дают возможность осуществлять интеграцию преподавания и по горизонтали, и по вертикали. Они являются важным методом обучения, позволяющим увеличить информационное поле знаний. В них моделируются конкретные значимые понятия, проводится анализ реального материала, что позволяет получить информацию о степени усвоения материала.
Накоплен положительный опыт использования структурно-логических схем и таблиц в процессе передачи знаний и контроле усвоения по дисциплине "Информатика". Особое внимание уделяется повышению качества оценок. Достижению этой цели способствует активное использование, наряду с традиционными формами контроля, научно обоснованных структурированных материалов. Одно из важнейших преимуществ данной формы контроля - ее эффективность - позволяет проводить частый тотальный контроль, что существенно повышает надёжность оценки. В определении качества знаний (прочность, глубина, системность, оперативность, гибкость) до сих пор в школах приоритет принадлежит традиционному контролю. При этой системе контроля процесс формирования качества знаний плохо управляем, так как в период обучения имеется мало каналов воздействия на ученика. Сделать процесс формирования качественных знаний более управляемым помогают структурно-логических схемы и таблицы. Они дают возможность высокого качества образовательных услуг.
Отметим следующие преимущества контроля с использованием схем и таблиц:
- "Центр тяжести" оценки переносится на самого ученика, на его умение самостоятельно работать с предоставляемым материалом, что стимулирует учащихся к ритмичной работе, способствует познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся, позволяет получить более глубокие и прочные знания.
- Повышается надёжность, предсказуемость и объективность оценки.
- Оцениваются практические умения и навыки, что является важной составляющей обучения.
- Отдельно оценивается умение решать задачи, требующее не только знания теоретических основ, но и умения мыслить логически, анализировать информацию, делать обобщения.
В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить учащихся в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей.
Необходимо помнить, что важна не информация сама по себе, а ее грамотное использование, умение употребить на благо улучшения педагогического процесса.
Педагоги должны направить свои усилия на более продуктивный труд: отбор содержания и структурирование учебного материала, разработку, редактирование и создание схем и таблиц, разработку заданий, выработку надежных критериев оценки, организацию и проведение уроков с использованием данного материала.
Умение повышать мотивацию учащихся, их интерес к предмету, умение обучать с минимальными затратами времени и максимальной подачей информации, умение использовать свой научный потенциал в процессе обучения, стремление к развитию творческого мышления и поведения учащегося являются важными педагогическими умениями современного учителя. Этого можно достичь, используя в своей работе метод структурирования материала.