Сегодня Интернет используется как источник разносторонней информации по многим областям знаний. Наступило время, когда каждый профессионал должен уметь работать в Internet. И вполне естественно, что изучение сетевых технологий отводится значительное место в учебных программах практически всех учебных заведений независимо от профиля.
На кафедре «Прикладная математика» нашего ВУЗа ведется создание ряда электронных обучающих средств. Использование электронных средств обучения, безусловно, ведет к уменьшению нагрузки у преподавателей, а также к минимизации времени освоения учебных дисциплин студентами [2]. Одним из таких является электронное пособие «Основы сетевых технологий».
В данном электронном пособии рассмотрены аппаратные и программные составляющие локальных и глобальных сетей. Изложены необходимые сведения для практической работы с такими службами Интернета, как электронная почта и Всемирная паутина. Большое внимание уделено защите информации в сетях, как от нападений извне, так и от вирусных атак. Рассмотрены также перспективы развития сетевых технологий.
Большое внимание в пособии уделено истории создания электронной почты, Всемирной паутины, языка HTML, истории появления символа открытых систем - операционной системы Linux. Это является ценным моментом, так как исторические сведения малодоступны большинству студентов, поскольку книг по истории информатики практически не издается. В то же время изучение истории науки очень важно как с познавательной, так и с нравственно-этической точки зрения.
В основу данного обучающего средства положено пособие одного из авторов с одноименным названием [3], а также монография Д. Вудкок [4]. При создании учебника привлекалось большое количество литературных и Internet-источников.
Пособие состоит из глав с теоретическим курсом, трех справочников "Цветовое оформление Web-страниц", "HTML-коды", "Java-script", методических указаний к лабораторным работам "Гиперссылки", "Оформление Web-страниц".
После запуска программы появляется стартовое окно.
В нижней части экрана расположены три кнопки. Кнопка <Выход> в комментариях не нуждается: нажимая ее, Вы завершите работу с программой. Кнопка <Помощь> предназначена для получения срочной помощи, если Вы забыли последовательность действий. После нажатия на подсказку Вы попадете в справочную систему, где в привычном гипертекстовом формате Вам расскажут о том, как работать с этой программой. Большая кнопка <Далее> - несомненно, самая важная на данном экране. С нажатия на нее и начинается работа с курсом. Суть занятий предельно проста и максимально приближена к реальным занятиям в аудитории с преподавателем.
Все занятия нашего курса организованы в виде некоторой иерархической структуры. Материал разбит на главы, каждая из которых, в свою очередь, состоит из тематических частей. Часть представляет собой параграф, с которым пользователь и работает. Авторы стремились, чтобы теория и практика органично сочетались, а графическое оформление не отвлекало от текста.
Любое электронное пособие или учебник отличается от обычного (бумажного) прежде всего наличием тестирующей программы самопроверки, системы для проведения рубежного контроля и экзамена. И естественно, что в конце каждой главы данного пособия имеется тестирующий блок самопроверки, а также разработана тестирующая программа позволяющая, проводить рубежный и экзаменационный контроль по всему курсу.
Продолжительность работы с одной тематической частью не превышает 12-15 минут, так как это время является оптимальным для освоения нового материала.
При создании страниц использован язык HTML, поскольку он позволяет создать компактное, легко переносимое с компьютера на компьютер пособие [5]. Для создания тестирующих программ был выбран JavaScript, а для "оживления" ряда схем применялась Flash-анимация.
К созданию данной обучающей системы активно привлекались студенты-старшекурсники, в рамках изучения курса "Компьютерные технологии обучения". Особо хотелось бы отметить вклад следующих студентов: Ионова Я., Казаковой А., Кочедыковой И. и Пачаева В.
Данное пособие апробировано на занятиях со студентами первого курса, и доработано в соответствии с замечаниями и пожеланиями студентов и преподавателей.
Учебное пособие посвящено введению в сетевые технологии и предназначено для начинающих. Оно может быть рекомендовано для студентов, изучающих курсы "Информатика", "История информатики" и "Современные компьютерные технологии". В настоящий момент пособие размещено на CD ROM, в перспективе предполагается разместить его на сайте нашего университета и сделать открытым.
Библиографический список
- А.В. Диков. Образовательные ресурсы Интернета// Педагогичсекий вестник Алтая. №2, 2003.
- http://www.bspu.secna.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2003/pdf_fail/ikt/dikov.pdf
- Д. Мунен. Особенности электронного обучения в западных университетах// Мир электронного обучения, №1, 2004, с. 40-45.
- Н.А. Пакшина. Основы сетевых технологий. Нижегородский гос. техн. ун-т. Н.Новгород, 2003.
- Д. Вудкок. Современные технологии совместной работы./ Пер. с англ. - Москва: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 1999.
- Н.А. Пакшина. Использование гипертекстовой технологии в учебном процессе // Педагогичсекий вестник Алтая. №1, 2002.