Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования и доступности коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Особое место среди отклонений в развитии занимает сочетание расстройств аутистического спектра и нарушения интеллекта. К расстройствам аутистического спектра относят снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Аутизм включен в группу всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех областей психической деятельности: познавательной и эмоциональной сферы, восприятия, двигательных функций, внимания, памяти, вербального общения, мыслительных процессов [1, с. 18]. Нарушение интеллекта ‒ стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга [2, с. 5].
Дети младшего школьного возраста с такими нарушениями нуждаются в специализированном подходе к обучению и развитию. Их когнитивные возможности ограниченны, а процессы памяти, являющейся основой познавательной деятельности, недостаточно сформированы. Данные особенности приводят к замедленному усвоению учебного материала, затруднениям в социальном взаимодействии и снижению коммуникативных навыков [1, с. 228].
В психолого-педагогической литературе отмечается, что особое значение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья приобретает развитие памяти, поскольку она обеспечивает запоминание и воспроизведение знаний, способствует формированию мышления, речи и произвольной регуляции поведения. Проблема развития памяти исследовалась отечественными и зарубежными учеными. Так, А.Н. Леонтьев подчеркивал роль культурного опосредования когнитивных процессов и влияние взрослого на формирование памяти ребенка [3, с. 137]. С.Я. Рубинштейн рассматривала механизмы произвольного и непроизвольного запоминания, особенности смыслового запоминания у детей с нарушениями интеллекта [4, с. 115].
Современные исследования выделяют неоднородность проявлений памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают М.А. Данилова, И.М. Яковлева, у детей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью память развивается неравномерно, с преобладанием наглядно-образных форм над словесно-логическими. Проведенное автором исследование показало, что зрительная память у таких детей находится на более высоком уровне развития по сравнению со слуховой. Это связано как с особенностями нейропсихологического профиля аутизма (преобладание визуального канала обработки информации), так и с ограниченной включенностью детей в социально-коммуникативную практику, необходимую для формирования речевой памяти [5].
Л.В. Мамедовой приведены результаты эмпирического исследования памяти младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (кратковременной слуховой, опосредованной и динамики процесса запоминания), отмечен низкий уровень развития всех исследуемых процессов [6].
Работами А.А. Виноградовой, М.С. Невзоровой установлено, что у этой категории детей преобладает зрительная память, в то время как слуховая существенно снижена [7]. Т.В. Бабий, Е.В. Золоткова отмечают, что нарушение понимания инструкций, нестабильность внимания, ограниченная мотивация у данной категории детей создают дополнительные барьеры к успешному усвоению учебного материала [8].
Т.Г. Горячева и Е.Д. Зинченко подчеркивают, что расстройства аутистического спектра представляют собой системные нарушения, охватывающие все уровни взаимодействия ребенка с окружающим миром. В основе клинической картины лежат дефициты в эмоционально-коммуникативной, когнитивной и поведенческой сферах [9]. В свою очередь, О.С. Глотов, П.А. Сучко, Л.А. Майорова, А.Н. Чернов, Ю.А. Эйсмонт указывают на несформированность функций программирования, регуляции, контроля, а также зрительно-пространственных, моторных и сенсорных функций у детей с аутистическими чертами [10].
В связи с этим развитие памяти у младших школьников занимает одно из ключевых мест в структуре коррекционно-развивающей работы, что связано как с общими закономерностями становления познавательной сферы в младшем школьном возрасте, так и со спецификой дизонтогенеза. Отмечается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается общее снижение темпов когнитивного развития, проявляющееся не только в отставании формирования произвольного внимания и логического мышления, но и в недоразвитии всех видов памяти. Наиболее уязвимым компонентом мнемической сферы у таких детей является именно произвольная память, тогда как непроизвольные формы могут быть сохранны в большей степени. Это подтверждается выводами А.Г. Васина, Ю.М. Васиной, указывающими на возможность опоры на непроизвольную память как стартовой точки в обучении детей с нарушениями развития при условии правильной организации учебного процесса и систематического введения специальных приемов запоминания [11].
Существенным направлением коррекционной работы становится формирование у детей умений управлять собственной мнемической деятельностью, осознанно применять приемы смысловой организации материала, выделять главное, структурировать и воспроизводить информацию. М.Н. Король подчеркивает, что для младших школьников с нарушением интеллекта особенно значима работа по развитию осознанного отношения к запоминанию и формированию умения ставить перед собой мнемические задачи. Недостаток произвольной регуляции, импульсивность, быстрая утомляемость, трудности с удержанием учебной задачи и инструкций требуют особых условий педагогического сопровождения [12].
Л.В. Мамедова для развития памяти детей с ограниченными возможностями здоровья предлагает включать в образовательный процесс следующее: игровую активность, индивидуальный подход, вариативность заданий, визуализацию, использование мнемотехник [6]. М.Ю. Максименко, Л.Г. Шаль приводят примеры соответствующих упражнений, направленных на обучение детей способам осознанного, опосредованного запоминания. Так, упражнение «Подбери картинку» предполагает использование визуального образа как сигнала к воспроизведению определенного слова, что актуализирует механизмы ассоциативной памяти. В упражнении «Объедини слова» ребенок учится устанавливать произвольные связи между словами, не связанными логически, что улучшает как мнемическую функцию, так и элементы словесно-логического мышления.
Важно отметить, что развитие произвольной памяти требует системной работы по формированию способности к удержанию инструкций и последовательности действий. В этом контексте упражнения «Цепочка действий» и «Следопыт», как пишут авторы, направлены не только на тренировку памяти, но и на повышение устойчивости внимания, активизации саморегуляции и способности к поэтапному выполнению сложной инструкции [13].
С.А. Карюхина, Н.Н. Васягина обосновывают целесообразность использования методов арт-терапии (в частности, песочной терапии) в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями разной степени. В рамках психопрофилактических мероприятий песочная терапия выполняет свои функции через тренировку свойств внимания, сенсорной памяти, воображения [14].
С.А. Морозов, Т.И. Морозова, Б.В. Белявский отмечают, что взаимосвязь расстройств аутистического спектра и нарушений интеллекта требует особых условий коррекционного обучения [15].
Таким образом, теоретический анализ выявил необходимость тщательного изучения специфики развития разных видов памяти у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта, для совершенствования коррекционной работы.
Цель исследования заключалась в изучении специфики развития памяти у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта, а также в обосновании необходимости и определении возможных направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы в рамках комплексной программы сопровождения.
Материалы и методы исследования
На начальном этапе работы с обучающимися первого класса с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта, была проведена диагностика, направленная на определение особенностей развития различных видов памяти. Исследование проводилось в 2024-2025 учебном году на базе МОУ «Луховский лицей» г. Саранска. В нем приняли участие 9 детей младшего школьного возраста, имеющих заключение ПМПК о расстройствах аутистического спектра, осложненных нарушением интеллекта. Все школьники имели трудности в установлении контакта, у них наблюдалась выраженная речевая недостаточность, повышенная тревожность, стереотипные формы поведения, сниженный уровень саморегуляции.
Для индивидуальной диагностики использовались валидизированные психолого-педагогические методики: 1) методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии; 2) методика «Запомни и нарисуй» Д. Векслера; 3) методика «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева.
На первом этапе была проведена методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии. Обучающемуся предлагался список из десяти простых, знакомых ему слов. Уровень развития кратковременной слуховой памяти определялся количеством запоминаемых и сразу же воспроизведенных слов от первого к четвертому предъявлению (высокий уровень ‒ 10-9 воспроизведенных слов, средний ‒ 8-7 слов, низкий ‒ 6-5 слов и ниже). Об уровне развития долговременной памяти судили после предъявления этого же списка слов спустя 40 минут (высокий уровень – забыто не более одного слова, средний ‒ не более трех, низкий ‒ более половины слов).
Для исследования кратковременной зрительной памяти детей использовалась методика «Запомни и нарисуй» Д. Векслера. Она включала 4 черно-белые картинки с геометрическими рисунками, которые ребенок воспроизводил по памяти после каждого рассматривания. В баллах оценивалась точность воспроизведения углов, линий, фигур и др. Высокий уровень зрительной памяти составлял 14-10 баллов, средний − 9-6 баллов, низкий – 5-0 баллов.
Методика «Опосредованного запоминания» А.Н. Леонтьева заключалась в использовании картинок с предметами для улучшения процесса запоминания слов, называемых экспериментатором (установление ассоциативных связей). Правильное воспроизведение пяти слов ребенком демонстрировало высокий уровень развития опосредованной памяти и целенаправленного запоминания, трех-четырех слов – средний, одного-двух слов – низкий.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные данные показали, что у всех девяти обследованных младших школьников кратковременная слуховая память находилась на низком уровне развития. После четвертого повторения младшие школьники воспроизводили не более 1–3 слов, часто подменяя слова. Особенно трудным для них оказался процесс отсроченного воспроизведения, что давало возможность заключения о недостаточной сформированности долговременной памяти.
Зрительная память оказалась развита несколько лучше. По результатам методики Д. Векслера один ребенок (11,12%) показал высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти, у четырех человек (44,44%) был диагностирован средний уровень. У остальных школьников – четыре человека (44,44%) − был определен низкий уровень развития зрительной памяти. Отметим, что школьники лучше запоминали и воспроизводили простые геометрические изображения, особенно если они сопровождались пояснением, наглядной поддержкой или выполнялись в игровой форме.
Методика опосредованного запоминания выявила крайне низкий уровень использования смысловых связей у большинства обследованных детей: только один ребенок (11,12%) смог воспроизвести 4 из 7 слов, остальные восемь человек (88,88%) – не более одного-двух. У школьников преобладал механический подход к запоминанию, часто отсутствовало понимание заданий, им было сложно подобрать логические ассоциации. Это свидетельствует в том числе о низком уровне абстрактного мышления и слабом развитии механизмов смыслового усвоения материала.
Таким образом, на основе результатов констатирующего этапа выявлен ряд специфических особенностей развития памяти у младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта: низкий уровень развития слуховой памяти (как в кратковременном, так и долговременном аспектах); относительная сохранность зрительной памяти; несформированность опосредованного запоминания (практически у всех участников эксперимента).
Учитывая итоги исследования, можно выделить ряд возможных направлений совершенствования коррекционной работы по развитию памяти младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта, в рамках комплексной программы сопровождения.
В работе с детьми необходима организация занятий по четкой и упорядоченной пространственно-временной структуре: мотивирующая установка, эмоциональная подготовка, осуществляемые во вводной части; последовательность упражнений по развитию памяти в основной части. Содержательно каждое занятие может включать от четырех до шести упражнений, направленных на развитие определенных компонентов памяти: зрительной, слуховой, тактильной, двигательной и др. Упражнения подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, обязателен эмоционально-смысловой комментарий (он должен быть привязан к опыту ребенка, фиксироваться на приятных для него ощущениях, давать представления о сути и причинах происходящего), эмоциональное поощрение деятельности ребенка и ее итогов. Введение сюжета (особенно если главным героем выступает сам ребенок), сюжетного комментирования способствует удержанию внимания ребенка на выполнении упражнения. На основе формирования индивидуального аффективного опыта ребенок постепенно обращается к пониманию переживаний другого человека, его эмоциональных реакций, развивается стремление общих действий с ним, т.е. овладение социальными навыками. Коррекционное занятие продуктивно завершать элементами изотерапии, служащими не только средством эмоциональной разрядки, но и способом творческого закрепления запоминаемого материала. Например, после упражнений на классификацию или смысловое запоминание предложить школьникам нарисовать рисунок на тему «Что я запомнил лучше всего». Такая организация занятий будет способствовать формированию у детей предсказуемости, снижению тревожности, повышению интереса к работе, что является особенно значимым при организации коррекционной работы с детьми, имеющими аутистические нарушения.
В коррекционной работе важно осуществить интеграцию когнитивных, моторных и эмоциональных компонентов для комплексного развития памяти. В ходе работы по преодолению нарушений памяти могут быть использованы упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия, мнемотехнические приемы, элементы изотерапии и лепки, а также другие методы и приемы арт-педагогики. Одним из базовых методов может выступать метод наглядного запоминания, реализуемый через работу с карточками, предметными и сюжетными картинками, схемами и пиктограммами. Благодаря этому младшие школьники учатся соотносить изображение с предметом, запоминать последовательность изображений, располагать элементы в заданном порядке. Цели задания направлены не только на тренировку зрительной памяти, но и на развитие логики, внимания, пространственного мышления. Для формирования устойчивости запоминания можно изменить условия предъявления материала (например, смена цвета, положения, фона), что даст возможность для более глубокой переработки информации.
Для развития слуховой памяти можно применить упражнения на прослушивание коротких рассказов, стихотворений, инструкций с последующим их воспроизведением.
Развитию опосредованного запоминания способствуют задания на установление смысловых и ассоциативных связей. Детям предлагается запомнить слова по смысловой категории, опираясь на цвет, форму, функцию, сравнение. Можно использовать мнемотехнические приемы – составление «цепочек», «слов по первым буквам», приемы группировки и классификации. Эти действия обучают детей анализировать информацию и организовывать ее в удобную для запоминания форму.
Для развития памяти важны игры. Они создают благоприятные условия для целенаправленной памяти, помогают развивать способность к преднамеренному запоминанию, передавать рациональные приемы осмысленного запоминания, придавать умственной деятельности занимательный характер. Игры способствуют развитию разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной и др. Например, для развития слуховой произвольной памяти ребенку предлагают запомнить набор цифр (от 2-3 до 9-10). После чего ребенку предлагают повторить цифры в том же порядке, в котором их называли (для усложнения задания можно попросить назвать цифры в обратном порядке). Для развития слуховой краткосрочной памяти можно использовать игру «Пары слов». Ребенку предлагается послушать и запомнить от 3-4 до 10 пар слов, связанных по смыслу (чашка – блюдце, туча – дождь и т.д.). Затем называют первое слово пары, а ребенок должен назвать второе. Для развития зрительной памяти, произвольного внимания можно применить игру «Узор из пуговиц». Из пуговиц выкладывается узор. Ребенку предлагают рассмотреть его, запомнить и выложить такой же. Вместо пуговиц можно использовать счетные палочки и другие предметы. Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку запомнить различные движения ведущего и повторить их.
Таким образом, использование разнообразных методов и приемов, учитывающих специфику детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта, позволит выстроить более эффективную систему коррекционной и развивающей деятельности, нацеленной на формирование и развитие памяти как ключевого компонента познавательной сферы.
Заключение
Память, как один из базовых когнитивных процессов, лежит в основе учебной деятельности, социального взаимодействия, формирования речевых и мыслительных операций. Результаты констатирующего этапа выявили следующие особенности развития памяти у младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта: слуховая память сформирована слабо как в кратковременном, так и в долговременном аспектах; фиксируется относительная сохранность зрительной памяти; произвольное запоминание практически не сформировано, так как они не владеют приемами смыслового и опосредованного запоминания.
Четкая структурированность занятий, организация их в комфортной и знакомой для школьников обстановке, сочетание различных методов и приемов, элементов изотерапии, игр будет способствовать развитию памяти младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными нарушением интеллекта.
Конфликт интересов
Финансирование
Библиографическая ссылка
Гамаюнова А.Н., Бобкова О.В., Кондрашева А.А. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОСЛОЖНЕННЫМИ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 11. С. 183-188;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40583 (дата обращения: 13.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40583



