Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Максимова Н.А. ORCID ID 0000-0003-3069-6331 1
1 ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Максимова Н.А. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Целью работы является описание практического опыта изучения языков программирования студентами колледжа на базе девятых классов по направлению подготовки «Дизайн». В работе рассматриваются ключевые вопросы теории и методики обучения данных студентов. Основное внимание уделяется преодолению типичных трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарии: психологические барьеры, особенности мышления, отсутствие мотивации, а также технические и организационные аспекты. Автор предлагает практико-ориентированный подход к обучению, основанный на визуализации данных, работе с текстовой информацией и решении прикладных задач из различных гуманитарных областей в виде разработки и использования интерактивных рабочих листов. Анализируются преимущества использования интерактивных рабочих листов и сервисов для их создания. Кроме того, рассматриваются конкретные примеры реализации данного подхода в обучении и анализируется обратная связь от студентов. В исследовании применен комплекс методов, включающий: теоретический анализ (методическая литература, нормативные документы); прогностическое моделирование; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, тестирование). Полученные результаты позволяют выявить ключевые проблемы образовательного процесса и разработать оптимальные пути их решения. Материалы исследования имеют практическую ценность для организации учебных занятий в высшей школе и системы повышения квалификации преподавателей.
Python для гуманитариев
программирование для гуманитарных специальностей
практико-ориентированное обучение
интерактивный рабочий лист
разработка дидактических материалов
1. Максимова Н.А. Цифровые инструменты в образовании: современные тенденции // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Смоленск, 22 апреля 2022 г.). Вып. 6. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 92–96. EDN: QQHMIO.
2. Andreeva A.V., Mazhar E.N., Maximova N.A. Some aspects of implementation of information technologies in the teaching process // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19, Is. 1. P. 19–23. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014.19.1.12476. EDN: QOPVRD.
3. Максимова Н.А. Технологическая культура учителя: принципы формирования с использованием инновационных технологий. Саарбрюккен: LAP LAMBERT, 2012. 208 с. EDN: TONYWH. ISBN 978-3-8484-2727-7.
4. Ausubel D.P., Robinson F.G. School Learning: An Introduction to Educational Psychology. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1969. P. 691. ISBN 0030767059, 9780030767050.
5. Fisher D., Frey N. Better Learning Through Structured Teaching. Alexandria, VA, 2013. Р. 158. ISBN 978‑1416616290.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Метoдикo-технoлoгические oснoвы сoздания электрoнных средств oбучения. Самара: Изд-во Самарской экономической академии, 2002. 110 с. C. 103–108. ISBN 5-94622-059-4.
7. Максимова Н.А. Особенности разработки и использования автоматизированных систем управления школой в учебном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 7. С. 171–175. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40103 (дата обращения: 18.08.2025). DOI: 10.17513/snt.40103.
8. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184–198. DOI: 10.51944/2073-8528_2020_3_184. EDN: KODEVF.
9. Босова Л.Л., Самылкина Н.Н. Информатика на уровне среднего общего образования: основные подходы к реализации // Актуальные вопросы методики обучения информатике в условиях цифровой трансформации образования. М.: Московский педагогический государственный университет, 2024. С. 168–206. EDN: NRWMXK.
10. Mantusov A. Python Language In The Development Of Computational Competencies In Humanities Education. 2021. Р. 2321–2327. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/356615111_Python_Language_In_The_Development_Of_Computational_Competencies_In_Humanities_Education (дата обращения: 07.08.2025). DOI: 10.15405/epsbs.2021.11.306.
11. Абрамова И.В., Шилова З.В. Особенности программирования на языке Python при формировании цифровой компетентности студентов разных направлений подготовки // Концепт. 2024. № 9. С. 182–196. URL: http://e-koncept.ru/2024/241146.htm (дата обращения: 14.08.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11146.
12. Горлова Е.А., Журавлева О.В. Использование сервисов для подготовки рабочих листов в современной практике преподавания // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32459 (дата обращения: 13.08.2025). DOI: 10.17513/spno.32459.
13. Прокофьева О.Н. Использование педагогом возможностей цифровых сервисов в создании рабочих листов // Педагогический вестник. 2024. № 33. С 35–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogom-vozmozhnostey-tsifrovyh-servisov-v-sozdanii-rabochih-listov (дата обращения: 01.08.2025).
14. Зуфарова А.С., Суходуб Р.А. Методика обучения программированию учащихся: проблемы и решения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4 (50). С 166–173. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-programmirovaniyu-uchaschihsya-problemy-i-resheniya (дата обращения: 18.08.2025).
15. Прокопьева Н.В., Прокопьев Д.М. Методы и инструменты преподавания программирования на языке Python в общеобразовательных учреждениях // Учитель Алтая. 2021. № 3 (8). С. 19–23. EDN: ERKXUJ.
16. Галимуллин Н.Р. Структура и критерии оценки IT-навыков подростков в онлайн-школе программирования // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 165–169. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40405 (дата обращения: 18.08.2025). DOI: 10.17513/snt.40405.
17. Козлов С.В., Быков А.А. Обучение анализу логических выражений с использованием языка программирования Python // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 121–126. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40375 (дата обращения: 01.10.2025). DOI: 10.17513/snt.40375.

Введение

Современное общество характеризуется активным применением современных средств цифровых технологий во всех областях человеческой деятельности; данные процессы, конечно, затронули и образовательную среду. Совершенно очевидно, что данные технологии активизируют деятельность обучающихся, во многом упрощая усвоение материала. Студенты, которые поступают в колледжи после 9 класса, независимо от того, на каком направлении они обучаются, проходят школьный курс ряда дисциплин за 10–11 класс. В данном списке дисциплин присутствует и информатика. Одним из разделов для обязательного изучения является «Алгоритмы и элементы программирования». В условиях цифровой трансформации современного общества владение базовыми навыками программирования становится важным не только для технических специалистов, но и для представителей гуманитарных направлений.

Существует достаточно много методик и подходов к изучению программирования студентами гуманитарного профиля, и одним из таких подходов является использование интерактивных рабочих листов и изучение сервисов для их создания. В современной образовательной практике повсеместно наблюдается тенденция к использованию готовых рабочих листов по широкому спектру дисциплин. Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в современных цифровых инструментах разработки дидактических материалов, в частности интерактивных рабочих листов. В условиях трансформации образовательного процесса преподаватели сталкиваются с необходимостью создания персонализированного контента, адаптированного как для очного, так и для дистанционного форматов обучения. При этом существующие методические комплексы часто не отвечают специфическим требованиям учебных дисциплин, что создает потребность в инструментах для самостоятельной разработки интерактивных материалов [1; 2]. Ключевыми задачами такого подхода являются: активизация учебно-познавательной деятельности, реализация принципов индивидуализации обучения и повышение учебной мотивации [3, с. 63–121].

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество сервисов для создания рабочих листов различной типологии и с различными возможностями. Кратко остановимся на обзоре работ ведущих ученых по данной проблематике.

В основе разработки и использования рабочих листов лежат работы ряда российских и зарубежных ученых. В научных работах Дэвида Аусубеля рабочие листы рассматриваются как инструмент, который способствует структурированию и лучшему усвоению материала [4, с. 223–345], Дуглас Фишер и Нэнси Фрей, являющиеся авторами концепции Gradual Release of Responsibility, исследовали эффективность рабочих листов для перехода от обучения под руководством учителя к самостоятельной работе [5, с. 19–39].

Проблемы интеграции информационных образовательных ресурсов на уровне информационного образовательного пространства рассматривали С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун [6; 7], цифровую трансформацию образования – И.В. Роберт [8]. В своих работах Л.Л. Босова, Н.Н. Самылкина, Д.И. Павлов, А.А. Салахова, А.Ю. Босова, О.И. Шилтова [9] рассматривали общие вопросы преподавания информатики в школьном курсе, в частности и раздела «Алгоритмы и программирование».

В ряде работ ведущих ученых рассматриваются возможности применения языка программирования Python. Так, обоснованию актуальности программирования на Python посвящены работы М.А. Шахрайчука, А. Мантусова [10]. В них авторы перечисляют основные причины его популярности: наличие большого числа справочной литературы, инструментов и динамической типизации; востребованность специалистов, умеющих программировать на данном языке; легкость в написании и прочтении программного кода. Н. Шреста, Т. Барик, С. Парнин в своих работах приводят примеры сфер, где можно применять Python [11; 7].

Цель исследования – выявить специфические особенности обучения программированию студентов гуманитарного направления, рассмотреть возможности применения инструментария рабочего листа как дидактического инструмента ориентированного на создание интерактивного образовательного контента.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленных целей и выявления эффективности использованной методики обучения программирования автором использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. Теоретический этап работы был посвящен анализу методической и научной литературы по теме исследования, с целью обобщения передового педагогического опыта. Для организации эмпирической части исследования были использованы следующие методы сбора данных:

1. Опросные методы (проведены индивидуальные беседы со студентами для выявления ключевых проблем в изучении программирования).

2. Анкетирование целевой аудитории с целью оценки эффективности различных образовательных подходов.

3. Апробация методики.

Результаты исследования и их обсуждение

Изначально термин «рабочий лист» применялся в компьютерных науках для обозначения отдельных листов в программах работы с электронными таблицами (таких как Microsoft Excel). Эти листы служили структурированным пространством для ввода, хранения и манипуляции данными, обеспечивая пользователям удобный доступ к информации. С активным использованием цифровых технологий в педагогическую практику вошло понятие интерактивные рабочие листы (ИРЛ) – это цифровые учебные материалы, которые сочетают теорию с практическими заданиями, позволяя обучающимся:

1. Выполнять задания прямо в браузере.

2. Получать мгновенную проверку (автоматические тесты, подсказки).

3. Взаимодействовать с визуализацией (графики, анимация, пошаговое выполнение кода).

ИРЛ могут включать:

1. Фрагменты заданий с возможностью редактирования.

2. Тесты и задачи с автоматической проверкой.

3. Видео, схемы и интерактивные диаграммы.

4. Геймифицированные элементы (баллы, уровни, достижения).

Основными преимуществами при использовании ИРЛ являются:

1. Практико-ориентированное обучение.

2. Мгновенная обратная связь.

3. Гибкость и адаптивность.

4. Визуализация и интерактивность.

5. Экономия времени преподавателя.

Существует достаточно много сервисов по созданию интерактивных рабочих листов онлайн Wizer.Me, Formative.Me, Flippity.net и многие другие. Достаточно подробный обзор работы данных сервисов приведен в работе Е.А. Горловой, О.В. Журавлевой [12; 13]. Практически все данные сервисы позволяют создавать задания, экспортировать листы в различные форматы, вести статистику.

Автором был проведен анализ методов обучения программированию [14; 15]. Кроме того, рассмотрены различные варианты изучения данного раздела [16; 17]. Исходя из достаточно большого потенциала ИРЛ при преподавании различных дисциплин автором была выбрана именно данная технология.

Рис. 1. Пример 1 Источник: составлено автором

Рис. 2. Пример 2 Источник: составлено автором

В ходе опытно-экспериментальной работы занятия по информатике проводились со студентами первого курса направления подготовки «Дизайн» (32 чел.), которые поступили в колледж при Смоленском государственном университете на базе 9 класса. Согласно учебному плану курс информатики изучается в течение года и состоит из практических и лекционных занятий. Практически за этот год студенты должны изучить школьный курс информатики за 10–11 классы. Обучение ведется по УМК Л.Л. Босовой. Одним из разделов для обучения является «Алгоритмы и элементы программирования».

Однако процесс освоения программирования студентами нематематических специальностей имеет свою специфику. Гуманитарии, как правило, обладают образным мышлением, склонны к интерпретации и работе с контекстом, в то время как программирование требует строгой логики, алгоритмизации и внимания к деталям. Это создает ряд когнитивных и психологических барьеров. Именно для определения возможных проблем в начале изучения данного раздела студентам была предложена анкета, состоявшая из следующих вопросов.

1. Изучали ли вы ранее языки программирования?

Анализ ответов показал, что 78 % студентов в школе изучали языки программирования ранее. Это достаточно высокий результат с учетом, что опрос проводился среди студентов гуманитарного направления.

2. Какие языки программирования вы знаете?

При ответе на данный вопрос большая часть студентов упомянула Pascal (56 %), Python (25 %), к языкам был отнесен и HTML (19 %).

3. Какие трудности были у вас при изучении языков программирования?

Анализ студенческих ответов позволил выделить три ключевые проблемные группы:

− психологические проблемы (распространено мнение о несовместимости гуманитарного склада ума с программированием. Были ответы «Опять эта математика и информатика, я из школы ушел из-за этих предметов», «Мне это не интересно и не нужно, я дизайнер», «Я не понимаю ваш компьютер»);

− когнитивный диссонанс – конфликт между интерпретационным мышлением гуманитариев и формально-логической природой кодинга;

− мотивационный дефицит – отсутствие четкой связи между изучаемым языком программирования и профессиональной специализацией.

Для проведения занятий по данному разделу автором применялись интерактивные рабочие листы. Причем, так как занятия велись с направлением подготовки «Дизайн», то студентам было дано задание самостоятельно создавать такие листы после прослушивания лекций по соответствующей теме. На первых занятиях несколько листов с основными понятиями им было предложено, затем формирование комплекта таких листов они продолжили самостоятельно. Причем студентам разрешалось использовать данные листы при прохождении ими различных форм контроля. Примеры листов, разработанных преподавателем и студентами, приведены на рис. 1, 2.

После проведения занятий по данному разделу проводилось новое анкетирование студентов. В группе были предложены следующие вопросы:

1. Устроил ли вас формат обучения программированию с использованием интерактивных рабочих листов? Какой формат обучения вам кажется наиболее эффективным?

Анализ ответов показал, что данный формат обучения понравился студентам, они отметили его эффективность – 81 % от общего числа респондентов. Кроме того, они указали, что стоит дополнить данную методику видеолекциями с примерами для дополнительного просмотра дома и больше работать в командах/группах.

2. Какие трудности вам мешали при обучении?

Здесь можно выделить несколько направлений в ответах:

− Трудно дается математическая составляющая.

− Сложно запоминать синтаксис.

− Не хватает практико-ориентированных примеров.

3. Как вы оцениваете свой прогресс в обучении?

Здесь большинство отвечающих отметили положительную динамику (86 %): «Стало намного понятнее, чем то, я учил в школе», «Программирование – это не так страшно, а даже интересно»

4. Стоит ли использовать данный метод в дальнейшем при изучении вами остальных тем курса информатики?

В данном случае все студенты захотели и дальше использовать интерактивные рабочие листы в своем обучении.

Заключение

Можно отметить следующее: изучение языков программирования студентами гуманитарного профиля представляет собой особую педагогическую задачу, требующую учета когнитивных, мотивационных и профессиональных особенностей этой категории обучающихся. Использование современных цифровых технологий (например, интерактивных рабочих листов) может значительно упростить изучение подробных тем и активизировать познавательную активность студентов в данном направлении.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Максимова Н.А. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 202-207;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40548 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40548