Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СМЕН ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Евдокимова В.Е. ORCID ID 0000-0002-4556-7946 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Евдокимова В.Е. - разработка концепции, работа с данными, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В современном обществе остро стоит вопрос подготовки инженерных кадров. В связи с этим по всей стране были открыты детские технопарки «Кванториум», оснащенные высокотехнологическим оборудованием. Образовательные смены, организованные на базе этих площадок, направлены на развитие базовых компетенций в области инженерии, программировании и робототехники, которые важны для успешной адаптации молодежи в цифровом мире, где инновации и командная работа играют важную роль. Оборудование технопарков и проектная деятельность позволят обучающимся решать реальные инженерные задачи. Целью данного исследования является изучение организационно-методических условий проведения образовательных смен технической направленности для школьников. Работа, представленная в исследовании, проводилась в детском технопарке «Кванториум» г. Шадринска Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Курганской области «Центр развития современных компетенций». В работе использованы теоретические и эмпирические методы. Для исследования был проанализирован опыт профильных смен учреждений дополнительного образования и детских технопарков «Кванториум»; выделены основные принципы жизнедеятельности детей и подростков, а также методы и формы, которые необходимо учитывать при организации подобных смен. Также в представленных материалах описана основная часть разделов программы образовательной смены технической направленности «Тайна третьей планеты».
дополнительное образование
школьники
образовательная смена
техническая направленность
1. Зотова В.А. Детский технопарк «Кванториум» – новое образовательное пространство для развития инноваций // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2021. № 4 (54). С. 22–25. URL: https://spbappo.ru/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/akademicheskiy-vestnik/ (дата обращения: 10.08.2025). EDN: OKBZZP.
2. Ширяева В.В. Дополнительное образование детей как досуговая образовательная жизнедеятельность обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 2 (83). С. 62–66. URL: https://in-exp.ru/mo-2-2022 (дата обращения: 14.08.2025). DOI: 10.51904/2306-8329_2022_83_2_62. EDN: DHFRHT.
3. Якунчев М.А., Семенова Н.Г., Кемешева А.А., Шорина К.О. Возможности детского технопарка «Кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 233–238. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39427 (дата обращения: 22.09.2025). DOI: 10.17513/snt.39427. EDN: WGRQKS.
4. Козловских М.Е. Формирование у школьников действий по здоровьесбережению при освоении программ дополнительного образования технической направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–4. С. 146–149. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/problemy-sovremennogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya?i=1099604 (дата обращения: 13.08.2025). EDN: TKTXIP.
5. Помелов В.Б., Неронова О.В. Негосударственные образовательные центры дополнительного образования как позитивный феномен современного российского просвещения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2025. № 1 (65). С. 150–156. URL: https://vestnikshspu.ru/journal/issue/view/33/Vestnik_1 %2865 %29_2025 (дата обращения: 13.08.2025). DOI: 10.52772/25420291_2025_1_150. EDN: AQPVJY.
6. Тажмуратова А.А. Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (60). С. 73–81. URL: https://vestnikshspu.ru/journal/issue/view/28/Vestnik_4%2860%29_2023 (дата обращения: 11.08.2025). DOI: 10.52772/25420291_2023_4_73. EDN: DQSGFW.
7. Волобуева С.О. Дополнительное профессиональное образование в формировании творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 73–75. URL: https://amnko.ru/index.php/russian/journals/ (дата обращения: 13.08.2025). DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00461. EDN: BUBOSG.
8. Устинова Н.Н., Козловских М.Е. Осуществление подготовки педагогов к использованию оборудования современных технопарков в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. С. 52. URL: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=190#theme296 (дата обращения: 15.08.2025). DOI: 10.17513/spno.33326. EDN: OWQXBN.
9. Маликов Е.Д., Шейко Г.А. Дополнительное образование как ключ к всестороннему развитию школьников: влияние проекта «Успех каждого ребенка» // Теория и практика современной науки. 2024. № 10 (112). С. 78–80. URL: https://www.modern-j.ru/10-112-2024 (дата обращения: 08.08.2025). EDN: NBWCSL.
10. Асоян А.О., Обрезкова А.В. Дополнительное образование в школе как способ самоопределения школьников в рамках национального проекта «Образование» // Педагогические технологии. 2022. № 4. С. 36–40. URL: https://narodnoe.org/journals/pedagogicheskie-tehnologii/2022-4 (дата обращения: 23.09.2025). DOI: 10.52422/2782-635X-2022-4-36. EDN: NNTYOP.
11. Калинкина Е.М., Камракова Н.Ю., Фокина И.В. Дополнительное образование как фактор формирования компонентов интеллектуальной одаренности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–4. С. 360–364. URL: http://pmedu.ru/index.php/ru/2022-year/nomer-4 (дата обращения: 23.09.2025). EDN: QBQWJO.
12. Пономаренко О.С., Уханова О.М. Работа с одаренными детьми. Профильные смены // Профессиональная ориентация. 2023. № 2–1. С. 145–148. URL: https://careerjourney.ru/22023-2/ (дата обращения: 13.08.2025). EDN: UMFPQO.
13. Гросуль Л.И. Современная транспортная культура школьников: тематические профильные смены в дополнительном образовании // Воспитание и дополнительное образование. 2023. № 2 (88). С. 37–39. URL: https://junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2023/07/ %D0 %A1 %D0 % 91 %D0 %9E %D0 %A0 %D0 %9D % D0 %98 %D0 %9A-2023.pdf (дата обращения: 13.08.2025). EDN: KEUWPW.
14. Ахременко С.Г. Городская профильная смена «Лаборатория успеха. Миссия выполнима» // Управление развитием образования. 2021. № 1. С. 89–91. URL: https://uronsk.ru/sites/default/files/zhurnal_2021_123.pdf (дата обращения: 11.08.2025). EDN: IJLOFW.
15. Тажмуратова А.А. Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (60). С. 73–81. URL: https://vestnikshspu.ru/journal/article/view/1112/909 (дата обращения: 14.08.2025). DOI: 10.52772/25420291_2023_4_73. EDN: DQSGFW.

Введение

В современном обществе основными приоритетами в системе образования выступают поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа данных профессий. Для решения этих задач в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в стране были открыты площадки – детские технопарки «Кванториум». На них ведется профориентационная работа по подготовке новых инженерных кадров, раскрытию интеллектуального и творческого потенциала подростков, с целью оказания им помощи с определением будущей профессии [1]. Дополнительное образование на базе технопарка направлено на обеспечение объединения усилий науки, бизнеса, государства и создание условий для успешности каждого обучающегося, независимо от места жизни и социально-экономического статуса семьи [2]. Все сказанное возможно воплотить в рамках образовательных смен технической направленности, которые ориентированы на практику, проектную деятельность, раннюю профориентацию и развитие у школьников компетенций в области инженерии, программировании, робототехники и др. [3, 4].

Цель исследования – изучение организационно-методических условий проведения образовательных смен технической направленности для школьников.

Материалы и методы исследования

Работа проводилась на базе детского технопарка «Кванториум» г. Шадринска Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Курганской области «Центр развития современных компетенций» (ГАНОУ КО «ЦРСК») в рамках образовательной смены технической направленности «Тайна третьей планеты» в июне 2025 г. Объем программы – 48 ч. Уровень программы – ознакомительный. На смене присутствовало 100 обучающихся от 7 до 18 лет. Педагогами технопарка были организованы тематические занятия, мастер-классы и проектная деятельность. В исследовании использованы методы: теоретические (анализ нормативных документов); эмпирические (опрос обучающихся и родителей, изучение опыта проведения подобных мероприятий в организациях дополнительного образования [5, 6]).

Результаты исследования и их обсуждение

Образовательная деятельность в кванториумах подчинена профильным приоритетам и техническому направлению, поэтому смены технической направленности целесообразно проводить именно на базе данных учреждений. В нашем исследовании под образовательными сменами будем понимать форму деятельности с одаренными детьми в период каникул с дневным пребыванием участников, объединенных общими интересами и видами деятельности [7, 8].

Проанализировав опыт учреждений дополнительного образования по проведению смен, определили, что в большинстве организаций участники смены выбирают одно направление (чаще всего то, чем им нравится заниматься) и при выполнении заданий и проектов погружаются в созданные для них условия и отрабатывают свои умения именно в выбранной области. В организацию проведения наших смен решили внести изменения – участники не выбирают направление, а принимают участие в проектной деятельности всех направлений, применяя на себя разные роли в групповой работе. Также решили изменить форму размещения участников смены по отрядам. Перед открытием записи на смену в официальной группе в ВКонтакте был проведен опрос среди законных представителей будущих участников смены о вариантах размещения их детей.

Рис. 1. Опрос родителей

Рис. 2. Опрос будущих участников смены

Респондентам предлагалось четыре варианта: 1) по возрастному принципу (27 %); 2) по сходным интересам (23 %); 3) по уровню подготовки участников (9 %); 4) разновозрастные отряды (41 %). Результаты представлены на рис. 1.

Эти же варианты вопросов предложили и будущим участникам. Результаты получили следующие (рис. 2): 1) по возрастному принципу (24 %); 2) по сходным интересам (17 %); 3) по уровню подготовки участников (11 %); 4) разновозрастные отряды (48 %).

В итоге участники были рандомно распределены по разновозрастным отрядам. Здесь следует уточнить, что на смену могут записаться дети и подростки, не обучающиеся в «Кванториуме» и не имеющие никаких базовых знаний в заявленных на смене образовательных областях, соответственно, такое распределение для них, как «новичков», более целесообразно.

Преимущества такого распределения следующие: информационный канал (младшие участники проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших, которым, в свою очередь, полезно поделиться опытом с младшими); эмоциональный контакт (создание взаимопомощи с участниками разного возраста дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости); социализация (возможность получить опыт общения с людьми разных возрастов); принятие роли (в разновозрастных отрядах больше социальных ролей, что позволяет каждому найти для себя занятие).

Смена рассчитана на 8 дней обучения с общим объемом 48 академических часов. Уровень сложности содержания образовательных материалов базовый, на смену приглашаются обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет. Целью проведения смены является знакомство участников с современными технологиями, формирование у них первоначальных технических и технологических умений, а также подготовка в будущем к участию в конкурсных мероприятиях технической направленности.

Обучение на смене происходит в квантумах по образовательным областям, которые соответствуют ключевым технологическим направлениям, востребованным в регионе: программирование и создание приложений (IT-квантум); робототехника (промробоквантум); обработка материалов (хайтек); биология (биоквантум); транспорт (автоквантум); дизайн (промдизайнквантум) – и направлено на развитие у участников компетенций (hard-skills), необходимых для развития в определенной образовательной области, и надпрофессиональных навыков (личностные и межличностные компетенции – soft-skills). не зависящих от конкретных образовательных областей.

Знакомство участников смены с оборудованием «Кванториума» начинается с экскурсии по всем квантумам, где педагоги-наставники подробно рассказывают о его возможностях, основных функциях и областях применения. Далее по расписанию начинается работа в мастерских. Участникам предлагается посетить мастер-классы. Все мероприятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин, мастер-класс длится два занятия с 15-минутным перерывом. Тематика мастер-классов также соответствует образовательной области квантума (рис. 3).

При организации мастер-классов практическая работа организуется малыми группами. Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка хода выполнения задания. Участники получают в качестве артефакта созданные во время занятия творческие продукты. На мастер-классе «Заветный лес» участникам передают фигурки инопланетных животных, цветов и деревьев, созданных с помощью 3D-ручки. На занятии «Сувенирная лавка» раздают заранее заготовленные формы подставок под кружки, которые расписываются акриловыми красками и декорируются.

Участники смены попробуют свои силы в реализации следующих проектов:

1) конструирование транспортных средств и организация движения транспорта;

2) организация автономного (беспилотного) движения;

3) конструирование робототехнических устройств и составление программ управления движением мобильных роботов;

4) изучение возможностей искусственного интеллекта и нейросети;

5) проведение опытов и экспериментов по изучению окружающей среды.

Работа над проектами длится на протяжении всей смены и заканчивается их защитой. Оценивание каждого продукта имеет свои критерии, но уровни освоения программы одинаковы для всех проектов: 10–13 баллов соответствуют высокому уровню; 6–9 – среднему; 0–5 – низкому. Защита проекта может происходить как индивидуально (участник выбирается добровольно) или же коллективно (при распределении ролей на защите).

Рис. 3. Тематика мастер-классов и ожидаемые результаты Источник: составлено автором

Работа проектной группы по изучению возможностей нейросети заключается в создании продуктов по теме образовательной смены: трейлер к фантастическому фильму, созданному по произведениям Кира Булычева, афиша для него и короткий видеоролик. Оценивание продуктов происходит по следующим критериям, максимальный балл – 10: соответствие теме (0–1 балл), логичность, ясность сюжета (0–5 баллов), оригинальность идеи, неповторимость идеи, необычность и новизна сценарных решений (0–4 балла). Работа проектной группы по разработке космических артефактов заключается в создании макета транспортного устройства. Оценивание макета происходит по следующим критериям, максимальный балл – 10: соответствие теме (0–1 балл), сложность конструкции разработанной модели и пояснение каждой функции детали (0–8 баллов); наличие дополнительных элементов (2 балла).

Далее выделим основные принципы жизнедеятельности детей и подростков, которые необходимо учитывать при организации смены [9–11].

Принцип вовлеченности – заключается в создании среды, в которую участники смены эмоционально погружаются для эффективного выполнения проектной деятельности. До начала смены «Тайна третьей планеты» в официальной группе технопарка «Кванториум» была размещена афиша и в посте давались рекомендации для будущих участников смены: посмотреть мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» или прочитать книгу К. Булычева и запомнить имена персонажей.

Принцип сопричастности – выражается в проявлении взаимного заинтересованного отношения к другим участникам смены и проецирование их достижений на себя. При выполнении общего задания взаимопомощь помогает достичь наиболее высоких результатов в более короткие сроки.

Принцип самореализации – выражается в процессе раскрытия способностей школьников, их ценностей и интересов. Внося свой вклад в общее дело, школьник ощущает внутреннее удовлетворение от выполненной работы.

Принцип дифференциации обучения – определяет отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями школьников. [12–14]. Кейс-метод обеспечивает эффективное усвоение материала. В коллективной проектной деятельности решение кейсов помогает определить несколько способов решения задач и выбрать оптимальный. Метод проектного обучения позволяет сделать обучающегося самостоятельным, креативным и инициативным. Обучение на смене происходит через интерактивы: разработку проекта и защиту его презентации. Метод «4К» направлен на развитие четырех навыков: коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. Закрепление теоретической информации происходит через практику – проведение исследований и экспериментов. ИКТ-метод облегчает доступ к учебному материалу и образовательным ресурсам. Социо-игровая форма работы позволяет создавать условия для командной работы и достижения общего результата [15]. Объединяя школьников в пары, подгруппы, группы, педагог получает возможность вовлечь в процесс малоактивных участников. Наставники проводят мастер-классы для всех участников, определяя роли для каждого так, чтобы все обучающиеся могли внести свой посильный и значимый вклад в проектную деятельность. Так, созданные с помощью 3D-ручки объемные растения и животные на мастер-классе «Заветный лес» можно в дальнейшем использовать в проектной деятельности при создании межпланетного зоопарка.

Критерии оценки эффективности проведения образовательных смен условно можно разбить на две категории: качественные и количественные. Качественные критерии характеризуют изменения, произошедшие у участников профильной смены благодаря программе, например активное участие всех без исключения детей в мероприятиях смены. К качественным показателям можно отнести: изменение степени сформированности личностных качеств; развитие устойчивого интереса к выбранной участникам деятельности; развитие социальных связей; формирование ответственности за себя и других; компетенции, связанные с проектной деятельностью. К количественным критериям относится: количество участников смены (каждая смена по 100 чел.), стремящихся повторно попасть на смену (более 60 % подростков посещают каждую смену в течение года); отзывы родителей, оставленные в официальной группе ДТ «Кванториум» г. Шадринск ГАНОУ КО «ЦРСК» в ВКонтакте – https://vk.com/kvantorium_shadrinsk?from=groups.

Заключение

Таким образом, в рамках исследования, проанализировав опыт профильных образовательных смен учреждений дополнительного образования, определены принципы, методы и формы организации образовательных смен технической направленности. Проведенный опрос среди законных представителей детей и молодежи о вариантах размещения их детей позволил выделить способ распределения участников смены по отрядам – рандомно в разновозрастные отряды. Выделили преимущества такого распределения: процесс обучения происходит значительно быстрее и качественнее; создание взаимопомощи с участниками разного возраста дает чувство эмоционального благополучия; проектная деятельность помогает раскрыть потенциал каждого участника, и если программа смены в процессе реализации удовлетворяет основным качественным и количественным критериям эффективности, то ее можно признать успешной.


Конфликт интересов
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2025 году по теме «Учебно-методическое обеспечение образовательных смен технической направленности для школьников основного общего образования» (№ 16-325 от 29 мая 2025 г.)

Библиографическая ссылка

Евдокимова В.Е. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СМЕН ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 162-167;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40542 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40542