Введение
В современном обществе основными приоритетами в системе образования выступают поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа данных профессий. Для решения этих задач в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в стране были открыты площадки – детские технопарки «Кванториум». На них ведется профориентационная работа по подготовке новых инженерных кадров, раскрытию интеллектуального и творческого потенциала подростков, с целью оказания им помощи с определением будущей профессии [1]. Дополнительное образование на базе технопарка направлено на обеспечение объединения усилий науки, бизнеса, государства и создание условий для успешности каждого обучающегося, независимо от места жизни и социально-экономического статуса семьи [2]. Все сказанное возможно воплотить в рамках образовательных смен технической направленности, которые ориентированы на практику, проектную деятельность, раннюю профориентацию и развитие у школьников компетенций в области инженерии, программировании, робототехники и др. [3, 4].
Цель исследования – изучение организационно-методических условий проведения образовательных смен технической направленности для школьников.
Материалы и методы исследования
Работа проводилась на базе детского технопарка «Кванториум» г. Шадринска Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Курганской области «Центр развития современных компетенций» (ГАНОУ КО «ЦРСК») в рамках образовательной смены технической направленности «Тайна третьей планеты» в июне 2025 г. Объем программы – 48 ч. Уровень программы – ознакомительный. На смене присутствовало 100 обучающихся от 7 до 18 лет. Педагогами технопарка были организованы тематические занятия, мастер-классы и проектная деятельность. В исследовании использованы методы: теоретические (анализ нормативных документов); эмпирические (опрос обучающихся и родителей, изучение опыта проведения подобных мероприятий в организациях дополнительного образования [5, 6]).
Результаты исследования и их обсуждение
Образовательная деятельность в кванториумах подчинена профильным приоритетам и техническому направлению, поэтому смены технической направленности целесообразно проводить именно на базе данных учреждений. В нашем исследовании под образовательными сменами будем понимать форму деятельности с одаренными детьми в период каникул с дневным пребыванием участников, объединенных общими интересами и видами деятельности [7, 8].
Проанализировав опыт учреждений дополнительного образования по проведению смен, определили, что в большинстве организаций участники смены выбирают одно направление (чаще всего то, чем им нравится заниматься) и при выполнении заданий и проектов погружаются в созданные для них условия и отрабатывают свои умения именно в выбранной области. В организацию проведения наших смен решили внести изменения – участники не выбирают направление, а принимают участие в проектной деятельности всех направлений, применяя на себя разные роли в групповой работе. Также решили изменить форму размещения участников смены по отрядам. Перед открытием записи на смену в официальной группе в ВКонтакте был проведен опрос среди законных представителей будущих участников смены о вариантах размещения их детей.

Рис. 1. Опрос родителей

Рис. 2. Опрос будущих участников смены
Респондентам предлагалось четыре варианта: 1) по возрастному принципу (27 %); 2) по сходным интересам (23 %); 3) по уровню подготовки участников (9 %); 4) разновозрастные отряды (41 %). Результаты представлены на рис. 1.
Эти же варианты вопросов предложили и будущим участникам. Результаты получили следующие (рис. 2): 1) по возрастному принципу (24 %); 2) по сходным интересам (17 %); 3) по уровню подготовки участников (11 %); 4) разновозрастные отряды (48 %).
В итоге участники были рандомно распределены по разновозрастным отрядам. Здесь следует уточнить, что на смену могут записаться дети и подростки, не обучающиеся в «Кванториуме» и не имеющие никаких базовых знаний в заявленных на смене образовательных областях, соответственно, такое распределение для них, как «новичков», более целесообразно.
Преимущества такого распределения следующие: информационный канал (младшие участники проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших, которым, в свою очередь, полезно поделиться опытом с младшими); эмоциональный контакт (создание взаимопомощи с участниками разного возраста дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости); социализация (возможность получить опыт общения с людьми разных возрастов); принятие роли (в разновозрастных отрядах больше социальных ролей, что позволяет каждому найти для себя занятие).
Смена рассчитана на 8 дней обучения с общим объемом 48 академических часов. Уровень сложности содержания образовательных материалов базовый, на смену приглашаются обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет. Целью проведения смены является знакомство участников с современными технологиями, формирование у них первоначальных технических и технологических умений, а также подготовка в будущем к участию в конкурсных мероприятиях технической направленности.
Обучение на смене происходит в квантумах по образовательным областям, которые соответствуют ключевым технологическим направлениям, востребованным в регионе: программирование и создание приложений (IT-квантум); робототехника (промробоквантум); обработка материалов (хайтек); биология (биоквантум); транспорт (автоквантум); дизайн (промдизайнквантум) – и направлено на развитие у участников компетенций (hard-skills), необходимых для развития в определенной образовательной области, и надпрофессиональных навыков (личностные и межличностные компетенции – soft-skills). не зависящих от конкретных образовательных областей.
Знакомство участников смены с оборудованием «Кванториума» начинается с экскурсии по всем квантумам, где педагоги-наставники подробно рассказывают о его возможностях, основных функциях и областях применения. Далее по расписанию начинается работа в мастерских. Участникам предлагается посетить мастер-классы. Все мероприятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин, мастер-класс длится два занятия с 15-минутным перерывом. Тематика мастер-классов также соответствует образовательной области квантума (рис. 3).
При организации мастер-классов практическая работа организуется малыми группами. Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка хода выполнения задания. Участники получают в качестве артефакта созданные во время занятия творческие продукты. На мастер-классе «Заветный лес» участникам передают фигурки инопланетных животных, цветов и деревьев, созданных с помощью 3D-ручки. На занятии «Сувенирная лавка» раздают заранее заготовленные формы подставок под кружки, которые расписываются акриловыми красками и декорируются.
Участники смены попробуют свои силы в реализации следующих проектов:
1) конструирование транспортных средств и организация движения транспорта;
2) организация автономного (беспилотного) движения;
3) конструирование робототехнических устройств и составление программ управления движением мобильных роботов;
4) изучение возможностей искусственного интеллекта и нейросети;
5) проведение опытов и экспериментов по изучению окружающей среды.
Работа над проектами длится на протяжении всей смены и заканчивается их защитой. Оценивание каждого продукта имеет свои критерии, но уровни освоения программы одинаковы для всех проектов: 10–13 баллов соответствуют высокому уровню; 6–9 – среднему; 0–5 – низкому. Защита проекта может происходить как индивидуально (участник выбирается добровольно) или же коллективно (при распределении ролей на защите).

Рис. 3. Тематика мастер-классов и ожидаемые результаты Источник: составлено автором
Работа проектной группы по изучению возможностей нейросети заключается в создании продуктов по теме образовательной смены: трейлер к фантастическому фильму, созданному по произведениям Кира Булычева, афиша для него и короткий видеоролик. Оценивание продуктов происходит по следующим критериям, максимальный балл – 10: соответствие теме (0–1 балл), логичность, ясность сюжета (0–5 баллов), оригинальность идеи, неповторимость идеи, необычность и новизна сценарных решений (0–4 балла). Работа проектной группы по разработке космических артефактов заключается в создании макета транспортного устройства. Оценивание макета происходит по следующим критериям, максимальный балл – 10: соответствие теме (0–1 балл), сложность конструкции разработанной модели и пояснение каждой функции детали (0–8 баллов); наличие дополнительных элементов (2 балла).
Далее выделим основные принципы жизнедеятельности детей и подростков, которые необходимо учитывать при организации смены [9–11].
Принцип вовлеченности – заключается в создании среды, в которую участники смены эмоционально погружаются для эффективного выполнения проектной деятельности. До начала смены «Тайна третьей планеты» в официальной группе технопарка «Кванториум» была размещена афиша и в посте давались рекомендации для будущих участников смены: посмотреть мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» или прочитать книгу К. Булычева и запомнить имена персонажей.
Принцип сопричастности – выражается в проявлении взаимного заинтересованного отношения к другим участникам смены и проецирование их достижений на себя. При выполнении общего задания взаимопомощь помогает достичь наиболее высоких результатов в более короткие сроки.
Принцип самореализации – выражается в процессе раскрытия способностей школьников, их ценностей и интересов. Внося свой вклад в общее дело, школьник ощущает внутреннее удовлетворение от выполненной работы.
Принцип дифференциации обучения – определяет отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями школьников. [12–14]. Кейс-метод обеспечивает эффективное усвоение материала. В коллективной проектной деятельности решение кейсов помогает определить несколько способов решения задач и выбрать оптимальный. Метод проектного обучения позволяет сделать обучающегося самостоятельным, креативным и инициативным. Обучение на смене происходит через интерактивы: разработку проекта и защиту его презентации. Метод «4К» направлен на развитие четырех навыков: коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. Закрепление теоретической информации происходит через практику – проведение исследований и экспериментов. ИКТ-метод облегчает доступ к учебному материалу и образовательным ресурсам. Социо-игровая форма работы позволяет создавать условия для командной работы и достижения общего результата [15]. Объединяя школьников в пары, подгруппы, группы, педагог получает возможность вовлечь в процесс малоактивных участников. Наставники проводят мастер-классы для всех участников, определяя роли для каждого так, чтобы все обучающиеся могли внести свой посильный и значимый вклад в проектную деятельность. Так, созданные с помощью 3D-ручки объемные растения и животные на мастер-классе «Заветный лес» можно в дальнейшем использовать в проектной деятельности при создании межпланетного зоопарка.
Критерии оценки эффективности проведения образовательных смен условно можно разбить на две категории: качественные и количественные. Качественные критерии характеризуют изменения, произошедшие у участников профильной смены благодаря программе, например активное участие всех без исключения детей в мероприятиях смены. К качественным показателям можно отнести: изменение степени сформированности личностных качеств; развитие устойчивого интереса к выбранной участникам деятельности; развитие социальных связей; формирование ответственности за себя и других; компетенции, связанные с проектной деятельностью. К количественным критериям относится: количество участников смены (каждая смена по 100 чел.), стремящихся повторно попасть на смену (более 60 % подростков посещают каждую смену в течение года); отзывы родителей, оставленные в официальной группе ДТ «Кванториум» г. Шадринск ГАНОУ КО «ЦРСК» в ВКонтакте – https://vk.com/kvantorium_shadrinsk?from=groups.
Заключение
Таким образом, в рамках исследования, проанализировав опыт профильных образовательных смен учреждений дополнительного образования, определены принципы, методы и формы организации образовательных смен технической направленности. Проведенный опрос среди законных представителей детей и молодежи о вариантах размещения их детей позволил выделить способ распределения участников смены по отрядам – рандомно в разновозрастные отряды. Выделили преимущества такого распределения: процесс обучения происходит значительно быстрее и качественнее; создание взаимопомощи с участниками разного возраста дает чувство эмоционального благополучия; проектная деятельность помогает раскрыть потенциал каждого участника, и если программа смены в процессе реализации удовлетворяет основным качественным и количественным критериям эффективности, то ее можно признать успешной.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Евдокимова В.Е. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СМЕН ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 162-167;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40542 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40542



