Современное общество требует от специалиста, осуществляющего свою жизнедеятельность в динамично меняющемся мире, наличия необходимых компетенций, способствующих развитию, владению и усилению его способности быть конкурентным в профессиональной среде. Кроме этого, значительно возрастает роль самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях и конкретных жизненных ситуациях, которым свойственно видоизменяться и приобретать новые формы.
На актуальном этапе развития современной системы образования требуется интеграция образовательных целей для достижения требуемых ключевых умений и навыков, которые в своей совокупности направлены на обеспечение готовности выпускников образовательных организаций профессионального образования к функции самореализации в рыночных условиях современного цифрового общества. Это владение профессиональным языком на грамотном функциональном уровне, цифровая культура и компьютерная грамотность, владение вариативными методами решения возникающих проблем, гибкость профессионального мышления и способность внедрять инновации, склонность к саморазвитию и непрерывному образованию на протяжении всей жизни. В данной системе приоритетное значение имеет и коммуникативная компетентность, от которой во многом зависит успешность выполнения профессиональных функций и карьерный рост специалиста в различных сферах общества и экономики. Аксиоматично, что развитие умений и навыков межличностного взаимодействия – актуальная проблема как психологии, так и педагогической науки и практики, решение которой очень важно для каждого специалиста и, соответственно, цифрового общества в целом. Безусловно, решение исследуемой проблемы должно являться приоритетной целью и традицией современной системы профессионального образования.
Цель исследования – определение теоретических основ и установление особенностей развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.
Задачи исследования:
− провести теоретический анализ исследуемой проблемы,
− определить на эмпирическом уровне психолого-педагогические характеристики изучаемого феномена.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались такие методы, как анализ, синтез, теоретическое обобщение результатов, тестирование, опрос. Эмпирическое исследование включало диагностику коммуникативных и организаторских склонностей респондентов, определение сформированности умений и навыков контроля в общении, также устанавливались особенности доминирующей позиции обучающихся в поведении.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе факультета экономики и управления Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского. В исследовании приняли участие 75 обучающихся младших курсов от 18 до 20 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Коммуникативная компетентность как психологический феномен включает ориентацию личности в собственных потенциальных возможностях, а также оценку потенциала партнера, актуальной ситуации и выполнение текущих задач деятельности. Следовательно, на ее развитие как интегрального качества личности и профессионала влияет в первую очередь имеющийся опыт общения и условия взаимодействия между субъектами деятельности [1]. Данное качество обеспечивает адаптацию к ситуации, выбор средств взаимодействия на вербальном и невербальном уровнях общения, рефлексию психологических особенностей партнера взаимодействия, оценку его поступков и перспективное прогнозирование поведенческих реакций [2, 3].
Структура исследуемого феномена включает следующие сформированные умения, обеспечивающие успешность межличностных взаимодействий:
− умение осуществлять прогноз развития ситуаций общения в социальном и психологическом аспектах;
− проектировать процесс будущего общения с опорой на социальную основу и определенные особенности установления взаимодействий;
− умение эффективно управлять процессом общения, используя ранее полученный опыт.
Коммуникативная компетентность как интегральное качество личности и профессионала включает три важнейших тесно взаимосвязанных компонента:
− мотивационно-регулятивный компонент (мотивы взаимодействий и их установки, потребности в установлении различных контактов, ценности и цели ситуаций, регуляция эмоционально-волевой сферы личности);
− информационно-когнитивный компонент (знания о закономерностях и способах установления взаимоотношений, психолого-педагогические знания о процессе межличностных отношений, социальные и перцептивные способности, владение способами осуществления межличностных взаимодействий и другие личностно значимые характеристики);
− деятельностно-поведенческий компонент (умения осуществлять общение в реальных ситуациях, умения проектировать перспективные модели взаимодействия, реализовывать их на практике, осуществлять контроль и управление данного процесса).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что структура изучаемой компетентности достаточно вариативна и состоит из различных структурно-функциональных компонентов [4, с. 19]. Вместе с этим в структуре определяются такие инвариантные компоненты, как знания, умения и способности.
1. Базовые знания – включают следующие важнейшие составляющие элементы: процесс общения и межличностных взаимодействий, виды общения, стадии и основные закономерности акта общения, методы, формы и приемы осуществления взаимодействий, потенциальные возможности и угрозы общения, оценка эффективности используемых методов и приемов в зависимости от особенностей возникающих ситуаций и психологических особенностей субъектов межличностных контактов.
2. Необходимые умения – обеспечивают процесс общения и имеют различное содержание:
− умение представить сообщение в форме, отвечающей задачам реальной ситуации;
− умение правильно построить речь и управлять ей;
− умение оптимизировать как внешние, так и внутренние характеристики процесса общения;
− умение осуществлять рефлексию и анализ взаимодействий;
− умение организовать процесс взаимодействий и преодолевать их барьеры.
К интерактивным умениям, которые сформированы на гуманистической основе процесса осуществления межличностных взаимодействий, относятся:
− умение осуществлять общение в демократической форме, создавать комфортную эмоционально-психологическую среду;
− умение осуществлять самоконтроль, самоорганизацию и саморегуляцию как собственной деятельности, так и процесса взаимодействия;
− умение строить общение на основе сотрудничества, когда объекты взаимодействий становятся их субъектами;
− умение использовать этико-деонтологические принципы и правила в общении с субъектами межличностных контактов;
− умение слушать партнера по общению, признавая его уникальность и уважая оригинальную точку зрения.
В особую группу выделяются социально-перцептивные умения в процессе эффективных взаимодействий:
− умение сопереживать, принимая внутренний мир партнера общения, его особенности эмоционально-волевой сферы и мотивы поведения;
− умение адекватно оценивать образ партнера общения;
− умение произвести благоприятное впечатление на партнера общения.
3. Актуальные способности – это индивидуальные свойства субъекта общения, определяемые на основе уникальности личности, ее психологических особенностей индивида, данные способности обеспечивают эффективность осуществляемой деятельности [5].
Генезис коммуникативной компетентности как феномена происходит синхронно с развитием личности, ее интеллектуальной направленности, социализации и активности в социуме. При этом особенности развития активности личности в общении зависят от уровня сформированности социальных навыков, системы ценностей, мотивации и смыслов осуществления взаимодействия.
Обучение в высшем учебном заведении является сенситивным периодом для развития знаний, умений и навыков, определяющих сформированность исследуемой компетентности в целом. Формирующее воздействие образовательной среды вуза имеет основополагающий педагогический потенциал для формирования личности студента, развития его психических функций, особенностей интеллектуальной сферы и стиля поведения в межличностных контактах [6].
Таким образом, период обучения в вузе определяет уровень сформированности навыков взаимодействия во взаимосвязи составляющих компонентов. В дальнейшем развитие происходит в микросредах конкретных организаций, где совершенствуются основные знания, умения и навыки в условиях открытого социума.
Уровень сформированности изучаемого феномена обеспечивает эффективность межличностных взаимодействий специалистов, их успешность в профессионально-развивающей отраслевой среде.
Основополагающими особенностями сформированной коммуникативной компетентности современного специалиста являются:
− наличие теоретической базы знаний об осуществлении многообразных межличностных отношений;
− знание и владение логическими операциями и законами;
− владение речевым этикетом, в том числе с учетом специфики культуры цифрового общения;
− владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях эффективной организации межличностных и профессиональных взаимодействий.
Исследование локуса контроля обучающихся младших курсов показывает, что он еще не сформировался у респондентов окончательно, обучающиеся не способны осуществлять проверку и управление процессом общения между индивидами и социальными группами. Во многом это объясняется возрастными характеристиками испытуемых.
Сущность локуса контроля заключается в действиях вербального или невербального характера, содержащих значимую информацию о точках контроля субъектов взаимодействия. Также контроль включает распределение функций управления и набор различных ограничений, накладываемых в процессе взаимодействия. Специалист осуществляет контроль над другим субъектом в той степени, в которой способен ограничивать следующий поступок партнера. Таким образом, контроль может быть обоюдным и двусторонним, но может проявляться и асимметрично.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей респондентов выявила, что степени их сформированности у разных респондентов находятся чаще всего на одном уровне. Большая часть обучающихся не обладает выраженным талантом к общественной деятельности и взаимодействиям, они предпочитают, чтобы их потребности в общении организовывали окружающие (более 50 % респондентов).
На основании полученных данных можно сделать вывод, что контроль в общении обучающихся вуза еще не сформировался окончательно и студенты не способны осуществлять проверку и управление процессом взаимодействий между индивидами, а также социальными группами.
При определении доминирующей позиции обучающихся в поведении и типа общения, выявлении анализируемых качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений, было выявлено:
− у большинства респондентов диагностируется эго-состояние Ребенка (73 %);
− у остальных респондентов определяется позиция Взрослого (27 %);
− позиции Родителя обнаружено не было, что можно объяснить возрастом испытуемых (18–20 лет).
Результаты эмпирического исследования позволили выявить взаимосвязь между изучаемой компетентностью обучающихся и особенностями межличностного отношения партнеров по общению.
Опытно-экспериментальная работа в течение 2022–2023 учебного года показала положительные результаты посредством организации учебного процесса во втором полугодии, которая была направлена на повышение уровня межличностного общения обучающихся с помощью интеграции методов и технологий, способствующих развитию у обучающихся таких качеств их личности, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувства, конфронтация и самопознание, на основе данных, полученных в ходе исследования, проведенного в первом полугодии. В результате в группах респондентов были выявлены значительные изменения в коммуникативной компетентности, поскольку перечисленные выше качества являются основными ее составляющими.
Заключение
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие основополагающие выводы:
− генезис коммуникативной компетентности происходит синхронно с развитием личности и профессионала, а также интеллектуальной направленности, социализации и активности в обществе с учетом условий современной образовательной среды;
− в структуре исследуемого феномена выделяются такие базовые инвариантные компоненты, как специальные знания, умения и способности;
− обучение в вузах является сенситивным периодом для развития навыков общения и расширения сферы межличностных контактов;
− уровень сформированности социальных умений и навыков обеспечивает межличностные взаимодействия студентов, их личностную и профессиональную успешность, карьерный рост.
Результаты эмпирического исследования позволили выявить, что большее количество испытуемых студентов младших курсов испытывают некоторые затруднения в области межличностных контактов (более 70 % респондентов). Во многом это объясняется возрастом испытуемых. Кроме того, было определено, что особенности проявления взаимодействий обучающихся вуза зависят от межличностного отношения партнеров по общению. Исследование показывает, что контроль в общении студентов сформирован не в полной мере, обучающиеся не способны осуществлять проверку и управление процессом взаимодействия между индивидами и социальными группами.
Результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога, педагогов и родителей при решении задач формирования личности.
Библиографическая ссылка
Денисенко Е.Г., Ушаков А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 106-110;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39800 (дата обращения: 22.11.2024).