Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Денисенко Е.Г. 1 Ушаков А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье приводится теоретический анализ психологических особенностей формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся младших курсов вуза. Актуальность выбранной темы связана с повышением роли межличностных взаимодействий в образовательных целях на всех ступенях образования. Образование представляет собой непрерывный процесс освоения обучающимся мастерства, для достижения которого выпускнику вуза необходимо обладать не только различными знаниями и умениями, но и основами эффективного общения с соблюдением профильной направленности обучения. В современной науке имеются достаточно многочисленные исследования, в которых освещаются различные аспекты обозначенной проблемы. Вместе с этим как педагоги, так и психологи отмечают недостаточно высокий уровень владения обучающимися навыками межличностного общения. Цель исследования заключается в определении теоретических основ и установлении особенностей развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: провести теоретический анализ исследуемой проблемы, определить на эмпирическом уровне психолого-педагогические характеристики изучаемого феномена. В результате исследования установлено, что структура исследуемой компетентности включает знания, умения и навыки, которые обеспечивают успешное осуществление коммуникаций в конкретных социальных условиях и микрогруппах. Таким образом, коммуникативная компетентность складывается преимущественно на основе полученного опыта общения и формируется во взаимодействиях. Результаты эмпирического исследования позволили выявить, что достаточно большое количество студентов младших курсов испытывают некоторые затруднения в области общения. Во многом это объясняется возрастными характеристиками испытуемых. Кроме того, было определено, что эффективность взаимодействия обучающихся вуза зависит от особенностей межличностного отношения партнеров по общению. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов и родителей при решении задач формирования личности.
психологические особенности
коммуникативная компетентность
образовательный процесс
1. Троицкая Ю.В. Дистанционное развитие коммуникативной компетенции // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 2. С. 70–76.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 32–38.
3. Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная компетентность и речевая деятельность // Эйдос. 2015. № 2. С. 20.
4. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 164 с.
5. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 45–52.
6. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные
проблемы науки и образования. 2015. № 4.;URL: https://
science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (дата обращения:
19.08.2023).

Современное общество требует от специалиста, осуществляющего свою жизнедеятельность в динамично меняющемся мире, наличия необходимых компетенций, способствующих развитию, владению и усилению его способности быть конкурентным в профессиональной среде. Кроме этого, значительно возрастает роль самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях и конкретных жизненных ситуациях, которым свойственно видоизменяться и приобретать новые формы.

На актуальном этапе развития современной системы образования требуется интеграция образовательных целей для достижения требуемых ключевых умений и навыков, которые в своей совокупности направлены на обеспечение готовности выпускников образовательных организаций профессионального образования к функции самореализации в рыночных условиях современного цифрового общества. Это владение профессиональным языком на грамотном функциональном уровне, цифровая культура и компьютерная грамотность, владение вариативными методами решения возникающих проблем, гибкость профессионального мышления и способность внедрять инновации, склонность к саморазвитию и непрерывному образованию на протяжении всей жизни. В данной системе приоритетное значение имеет и коммуникативная компетентность, от которой во многом зависит успешность выполнения профессиональных функций и карьерный рост специалиста в различных сферах общества и экономики. Аксиоматично, что развитие умений и навыков межличностного взаимодействия – актуальная проблема как психологии, так и педагогической науки и практики, решение которой очень важно для каждого специалиста и, соответственно, цифрового общества в целом. Безусловно, решение исследуемой проблемы должно являться приоритетной целью и традицией современной системы профессионального образования.

Цель исследования – определение теоретических основ и установление особенностей развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

Задачи исследования:

− провести теоретический анализ исследуемой проблемы,

− определить на эмпирическом уровне психолого-педагогические характеристики изучаемого феномена.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались такие методы, как анализ, синтез, теоретическое обобщение результатов, тестирование, опрос. Эмпирическое исследование включало диагностику коммуникативных и организаторских склонностей респондентов, определение сформированности умений и навыков контроля в общении, также устанавливались особенности доминирующей позиции обучающихся в поведении.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе факультета экономики и управления Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского. В исследовании приняли участие 75 обучающихся младших курсов от 18 до 20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Коммуникативная компетентность как психологический феномен включает ориентацию личности в собственных потенциальных возможностях, а также оценку потенциала партнера, актуальной ситуации и выполнение текущих задач деятельности. Следовательно, на ее развитие как интегрального качества личности и профессионала влияет в первую очередь имеющийся опыт общения и условия взаимодействия между субъектами деятельности [1]. Данное качество обеспечивает адаптацию к ситуации, выбор средств взаимодействия на вербальном и невербальном уровнях общения, рефлексию психологических особенностей партнера взаимодействия, оценку его поступков и перспективное прогнозирование поведенческих реакций [2, 3].

Структура исследуемого феномена включает следующие сформированные умения, обеспечивающие успешность межличностных взаимодействий:

− умение осуществлять прогноз развития ситуаций общения в социальном и психологическом аспектах;

− проектировать процесс будущего общения с опорой на социальную основу и определенные особенности установления взаимодействий;

− умение эффективно управлять процессом общения, используя ранее полученный опыт.

Коммуникативная компетентность как интегральное качество личности и профессионала включает три важнейших тесно взаимосвязанных компонента:

− мотивационно-регулятивный компонент (мотивы взаимодействий и их установки, потребности в установлении различных контактов, ценности и цели ситуаций, регуляция эмоционально-волевой сферы личности);

− информационно-когнитивный компонент (знания о закономерностях и способах установления взаимоотношений, психолого-педагогические знания о процессе межличностных отношений, социальные и перцептивные способности, владение способами осуществления межличностных взаимодействий и другие личностно значимые характеристики);

− деятельностно-поведенческий компонент (умения осуществлять общение в реальных ситуациях, умения проектировать перспективные модели взаимодействия, реализовывать их на практике, осуществлять контроль и управление данного процесса).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что структура изучаемой компетентности достаточно вариативна и состоит из различных структурно-функциональных компонентов [4, с. 19]. Вместе с этим в структуре определяются такие инвариантные компоненты, как знания, умения и способности.

1. Базовые знания – включают следующие важнейшие составляющие элементы: процесс общения и межличностных взаимодействий, виды общения, стадии и основные закономерности акта общения, методы, формы и приемы осуществления взаимодействий, потенциальные возможности и угрозы общения, оценка эффективности используемых методов и приемов в зависимости от особенностей возникающих ситуаций и психологических особенностей субъектов межличностных контактов.

2. Необходимые умения – обеспечивают процесс общения и имеют различное содержание:

− умение представить сообщение в форме, отвечающей задачам реальной ситуации;

− умение правильно построить речь и управлять ей;

− умение оптимизировать как внешние, так и внутренние характеристики процесса общения;

− умение осуществлять рефлексию и анализ взаимодействий;

− умение организовать процесс взаимодействий и преодолевать их барьеры.

К интерактивным умениям, которые сформированы на гуманистической основе процесса осуществления межличностных взаимодействий, относятся:

− умение осуществлять общение в демократической форме, создавать комфортную эмоционально-психологическую среду;

− умение осуществлять самоконтроль, самоорганизацию и саморегуляцию как собственной деятельности, так и процесса взаимодействия;

− умение строить общение на основе сотрудничества, когда объекты взаимодействий становятся их субъектами;

− умение использовать этико-деонтологические принципы и правила в общении с субъектами межличностных контактов;

− умение слушать партнера по общению, признавая его уникальность и уважая оригинальную точку зрения.

В особую группу выделяются социально-перцептивные умения в процессе эффективных взаимодействий:

− умение сопереживать, принимая внутренний мир партнера общения, его особенности эмоционально-волевой сферы и мотивы поведения;

− умение адекватно оценивать образ партнера общения;

− умение произвести благоприятное впечатление на партнера общения.

3. Актуальные способности – это индивидуальные свойства субъекта общения, определяемые на основе уникальности личности, ее психологических особенностей индивида, данные способности обеспечивают эффективность осуществляемой деятельности [5].

Генезис коммуникативной компетентности как феномена происходит синхронно с развитием личности, ее интеллектуальной направленности, социализации и активности в социуме. При этом особенности развития активности личности в общении зависят от уровня сформированности социальных навыков, системы ценностей, мотивации и смыслов осуществления взаимодействия.

Обучение в высшем учебном заведении является сенситивным периодом для развития знаний, умений и навыков, определяющих сформированность исследуемой компетентности в целом. Формирующее воздействие образовательной среды вуза имеет основополагающий педагогический потенциал для формирования личности студента, развития его психических функций, особенностей интеллектуальной сферы и стиля поведения в межличностных контактах [6].

Таким образом, период обучения в вузе определяет уровень сформированности навыков взаимодействия во взаимосвязи составляющих компонентов. В дальнейшем развитие происходит в микросредах конкретных организаций, где совершенствуются основные знания, умения и навыки в условиях открытого социума.

Уровень сформированности изучаемого феномена обеспечивает эффективность межличностных взаимодействий специалистов, их успешность в профессионально-развивающей отраслевой среде.

Основополагающими особенностями сформированной коммуникативной компетентности современного специалиста являются:

− наличие теоретической базы знаний об осуществлении многообразных межличностных отношений;

− знание и владение логическими операциями и законами;

− владение речевым этикетом, в том числе с учетом специфики культуры цифрового общения;

− владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях эффективной организации межличностных и профессиональных взаимодействий.

Исследование локуса контроля обучающихся младших курсов показывает, что он еще не сформировался у респондентов окончательно, обучающиеся не способны осуществлять проверку и управление процессом общения между индивидами и социальными группами. Во многом это объясняется возрастными характеристиками испытуемых.

Сущность локуса контроля заключается в действиях вербального или невербального характера, содержащих значимую информацию о точках контроля субъектов взаимодействия. Также контроль включает распределение функций управления и набор различных ограничений, накладываемых в процессе взаимодействия. Специалист осуществляет контроль над другим субъектом в той степени, в которой способен ограничивать следующий поступок партнера. Таким образом, контроль может быть обоюдным и двусторонним, но может проявляться и асимметрично.

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей респондентов выявила, что степени их сформированности у разных респондентов находятся чаще всего на одном уровне. Большая часть обучающихся не обладает выраженным талантом к общественной деятельности и взаимодействиям, они предпочитают, чтобы их потребности в общении организовывали окружающие (более 50 % респондентов).

На основании полученных данных можно сделать вывод, что контроль в общении обучающихся вуза еще не сформировался окончательно и студенты не способны осуществлять проверку и управление процессом взаимодействий между индивидами, а также социальными группами.

При определении доминирующей позиции обучающихся в поведении и типа общения, выявлении анализируемых качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений, было выявлено:

− у большинства респондентов диагностируется эго-состояние Ребенка (73 %);

− у остальных респондентов определяется позиция Взрослого (27 %);

− позиции Родителя обнаружено не было, что можно объяснить возрастом испытуемых (18–20 лет).

Результаты эмпирического исследования позволили выявить взаимосвязь между изучаемой компетентностью обучающихся и особенностями межличностного отношения партнеров по общению.

Опытно-экспериментальная работа в течение 2022–2023 учебного года показала положительные результаты посредством организации учебного процесса во втором полугодии, которая была направлена на повышение уровня межличностного общения обучающихся с помощью интеграции методов и технологий, способствующих развитию у обучающихся таких качеств их личности, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувства, конфронтация и самопознание, на основе данных, полученных в ходе исследования, проведенного в первом полугодии. В результате в группах респондентов были выявлены значительные изменения в коммуникативной компетентности, поскольку перечисленные выше качества являются основными ее составляющими.

Заключение

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие основополагающие выводы:

− генезис коммуникативной компетентности происходит синхронно с развитием личности и профессионала, а также интеллектуальной направленности, социализации и активности в обществе с учетом условий современной образовательной среды;

− в структуре исследуемого феномена выделяются такие базовые инвариантные компоненты, как специальные знания, умения и способности;

− обучение в вузах является сенситивным периодом для развития навыков общения и расширения сферы межличностных контактов;

− уровень сформированности социальных умений и навыков обеспечивает межличностные взаимодействия студентов, их личностную и профессиональную успешность, карьерный рост.

Результаты эмпирического исследования позволили выявить, что большее количество испытуемых студентов младших курсов испытывают некоторые затруднения в области межличностных контактов (более 70 % респондентов). Во многом это объясняется возрастом испытуемых. Кроме того, было определено, что особенности проявления взаимодействий обучающихся вуза зависят от межличностного отношения партнеров по общению. Исследование показывает, что контроль в общении студентов сформирован не в полной мере, обучающиеся не способны осуществлять проверку и управление процессом взаимодействия между индивидами и социальными группами.

Результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога, педагогов и родителей при решении задач формирования личности.


Библиографическая ссылка

Денисенко Е.Г., Ушаков А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 106-110;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39800 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674