Любое предприятие, в том числе и предприятие питания, осуществляет свою деятельность под влиянием сил внешней среды, которые либо открывают новые возможности, либо грозят предприятию новыми неприятностями [1]. Часть этих сил, которые носят название «Макросреда» не поддаются контролю со стороны предприятия, но компания может и должна внимательно следить за ними и реагировать на их действия. К основным факторам макросреды относят: демографические, экономические, политические, научно-технические, природные, культурные (рисунок).
Проанализируем влияние этих факторов на деятельность предприятий питания (табл. 1).
 
Факторы макросреды предприятия
Таблица 1
Влияние факторов макросреды
| Факторы макросреды | Результаты анализа | 
| Политическая среда | Хотя политическая ситуация в стране характеризуется как стабильная, остается значительное влияния олигархических структур на власть. Однако в настоящее время государство использует различные меры поддержки предприятий в форме гос. субсидий, инвестиций и т.д. В стране растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Принят Федеральный «О защите конкуренции» от 26 июня 2006 г, № 135-ФЗ | 
| Экономическая среда | В настоящее время покупательная способность граждан и юридических лиц значительно снизилась, уровень инфляции растет, финансовое и валютное состояние страны нестабильное. Все это оказывает неблагоприятное влияние на деятельность предприятия | 
| Социальная среда | Отток молодых специалистов, что порождает проблему старения кадров, которые с трудом осваивают новые технологии. Сравнительно низкая заработная плата в отрасли. Недостаток высококвалифицированных специалистов. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров | 
| Культурная среда | Организационная культура предприятий питания на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование | 
| Научно-техническая среда | С каждым годом совершенствуются технологии производства, внедряются совершенно новые технологические процессы, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции, появляются новое высокопроизводительное оборудование и инструменты и технологическая оснастка | 
| Экологическая среда | Люди стремятся покупать продукцию из экологически чистого сырья. С каждым годом увеличивается давление экологов. | 
В целом факторы макросреды оказывают очень сильное влияние на деятельность предприятий питания. Результаты анализа влияния этих факторов на деятельность предприятия представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ влияния факторов макросреды
| Факторы макросреды | Влияние на предприятие (положительное, отрицательное, нейтральное) | Степень влияния (слабое, сильное, очень сильное) | Возможные методы влияния | Позиции по нейтрализации отрицательного воздействия | 
| 1Демографические | нейтральное | сильная | - | |
| 2 Экономические | отрицательное | очень сильная | налоги, инфляция | льготные условия кредитования, упрощенная система налогов и налоговых льгот | 
| 3 Политические | положительное и отрицательное | сильная | законы и нормативные акты | выполнение нормативных актов | 
| 4 Научно-технические | положительное | очень сильная | новое оборудование, технология | - | 
| 5 Природные | положительное | сильная | смена сезона, экологически чистые виды сырья | - | 
| 6 Культурные | нейтральное | слабая | - | повышение организационной культуры на предприятии | 
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на функционирование предприятий питания оказывают научно-технические и экономические факторы, при этом влияние научно-технических факторов является положительным.
Научно-технические факторы во многом определяют фундаментальные изменения в жизни людей, производстве материальных благ, окружающей природе. Предприятия, не заметившие коренных изменений в этой сфере, обречены на банкротство и исчезновение. В тоже время достижения научно-технического прогресса приводят, с одной стороны, к дефициту и удорожанию некоторых видов сырья, загрязнению окружающей среды, а с другой стороны к появлению новых отраслей по производству альтернативных материалов, что очень важно для предприятий, оказывающих услуги.
Нельзя не отметить очень сильное влияние экономических факторов, во многом обусловленное соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на бытовые услуги, сложившейся конъюнктурой В условиях вялотекущего мирового финансового кризиса, инфляции и т.п. поведение потребителей практически непредсказуемо.
Демографические факторы характеризуют численность и возраст населения, состав семьи, миграционные процессы, динамику изменения образовательного и материального уровня. Для предприятия питания демографическая среда представляет огромный интерес, поскольку услуги предоставляются людям. Падение рождаемости в 90-е годы прошлого века и старение населения оказывает негативное влияние на поведение и вкусы потребителей.
Политические факторы оказывают сильное влияние на деятельность предприятия. Они рождают законодательные акты, определяют роль государственных органов и общественных институтов в экономической жизни общества, создают условия для развития рыночно-конкурентной сферы деятельности «правила игры» для субъектов рынка.
Предприятие должно располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах макросреды. На основе информации такого рода предприятие должно адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих возможностей.
Библиографическая ссылка
Кухмистрова Н.А. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-1. С. 49-50;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34182 (дата обращения: 31.10.2025).



