Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА ПО РАЗВИТИЮ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Харьковская Е.В. 1 Харьковский С.Н. 1 Белецкая Е.А. 1 Яковлева Л.В. 1
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
В статье представлены исследования паломнического туризма в Белгородской области. Основная цель научной работы заключалась в разработке методических и практических рекомендаций по формированию и проектированию паломнических туров на территории Белгородской области. Установлено, что в настоящее время паломнический туризм стремительно совершенствуется, увеличивается число паломников, разрабатываются новые маршруты. В этой связи паломнический туризм является самым востребованным видом туризма. Паломнический туризм входит в одно из пяти основных стратегических направлений развития туризма в мире. Паломнический туризм имеет массу преимуществ и возможностей, как для потребителя, так и для туроператора, предоставляющего услуги. Авторами статьи проанализирован социокультурный потенциал Белгородской области по развитию паломнического туризма и разработан тур «Священное Белогорье». Авторы статьи отмечают, что Белгородская область является привлекательным и интересным регионом с большим потенциалом для развития паломнического и туристического направления. В статье рассмотрены методические и практические рекомендации по формированию и проектированию паломнических туров как фактора развития рекреационного туризма региона на Белгородчине. Определено, что популяризация паломнического туризма в области будет способствовать притоку иностранных туристов, расширит и создаст новые туристские маршруты по территории области.
паломнический туризм
паломники
индустрия туризма
туристическое проектирование
Белгородский регион
тур
туристический потенциал
1. Потапова Н.Ю. Проблема религиозного туризма в малых городах России // Научные горизонты. 2019. № 5–1 (21). С. 298–301.
2. Житенёв С.Ю. Современное состояние паломничества и религиозного туризма в России: правовые и организационные аспекты // Культурологический журнал. 2019. С. 89–93.
3. Борисенко И.В. Специфика организации религиозных и паломнических поездок // Сервис+. 2019. № 3. С. 3–9.
4. Lois-González R.C., Santos X.M. Tourists and pilgrims on their way to Santiago. Motives, Caminos and final destinations. Journal of Tourism and Cultural Change. 2015. № 13 (2). P. 149–164.
5. Nash J. Re-examining ecological aspects of Vrindavan pilgrimage. Flows of Faith: Religious Reach and Community in Asia and the Pacific. 2012. Р. 105–121.
6. Searcy S. Tourism, pilgrimage and development in Bodhgaya, Bihar, India: Thes…. degree master of arts / East Carolina University. 2012. 76 р.
7. Афанасьев О.Е. Особенности и тенденции развития религиозного и паломнического туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. № 3. С. 5–6.
8. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. № 1. С. 71–76.

В настоящее время паломнический туризм является составной частью современной индустрии внутреннего туризма. За последнее время в России увеличилось число паломников, совершающих паломнические туры по святым местам России.

В настоящее время паломнический туризм стремительно совершенствуется, увеличивается число паломников, разрабатываются новые маршруты. В этой связи паломнический туризм является самым востребованным видом.

Духовная индустрия и ее разновидности представлены различными конфигурациями. Забытое слово «паломничество» вернулось в лексикон в 1990-е гг. Когда рухнул «железный занавес», многие россияне отправились путешествовать за границу. Никакой единой цели эти поездки не преследовали. Люди просто хотели увидеть другие страны и прикоснуться к опыту жизни других народов. Некоторые туристы по религиозным мотивам стали посещать такие страны, как Израиль, Греция и Египет.

Цель паломника – прикоснуться к местам, которые были освящены либо основателем религии, либо его последователями, чтобы приобщиться к их благодати и святости. Он принимает участие в богослужениях и других ритуалах, получает наставления от духовных лиц, которые находятся в святых местах. Паломник может преследовать и другие цели, например получить уверенность в принятом важном решении, исцелиться (телесно и духовно), преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за исцеление (или что-то другое). Таким образом, у паломников может быть достаточно много мотивов для совершения подобных путешествий.

В этой связи необходимость исследования данной отрасли для успешного функционирования внутреннего туризма в России является актуальной.

Цель научной работы заключалась в анализе туристического потенциала Белгородской области, чтобы развивать паломнический туризм на ее территории и разработке паломнического тура «Священное Белогорье».

Основные задачи научной работы:

- изучение сущности и содержания организации проектирования паломнических туров;

- анализ развития паломнического туризма в Белгородской области;

- проектирование паломнических туров в Белгородской области;

- разработка паломнического тура по Белгородской области.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические – теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, анкетирование, контент-анализ.

В сложившейся в мире политической, экономической ситуации важно развивать внутренний туризм, особенно региональный. В этой связи паломнический туризм становится одним из популярных и востребованных видов туризма [1, с. 51].

Исследователи рассматривают паломнический туризм с разных точек зрения. Так, И.В. Борисенко дает следующее определение паломническому туризму: «Паломнический туризм – один из востребованных в последнее время видов туризма, благодаря своей невысокой цене он привлекает все большее количество паломников. По мнению автора, основная цель паломнического туризма – приобщить людей различной социальной направленности, к общению и взаимоподдержке, к толерантности к различным социальным группам, классам, нормам» [2, с. 3].

Н.С. Жданов указывает, что «паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам» [3, с. 7].

Ряд зарубежных авторов, таких как П. Луис-Гонсалес (Р. Lois-Gonzalez) Кс. Сантос (X. Santos), Дж. Нэш (J. Nash), С. Сиарси (S. Searcy), отмечают двойственность паломнического поведения туристов. Современные паломники во время паломнических поездок ведут себя не совсем подобающе истинным верующим, ведут себя вызывающе (потребность расслабиться, на время уйти от давления повседневной жизни), что говорит в первую очередь о потере сакральности паломничества. Но, по мнению авторов, паломнический туризм, тем не менее, должен расширить допустимую аудиторию посетителей святых мест за счет тех лиц, которые не совсем готовы к паломничеству, но при этом ощущающих к нему определенный интерес» [4–6].

Специфика паломнического туризма описана в трудах М.Б. Биржакова, М.Н. Бессонова, Е.А. Калужникова, С.В. Корнилова, Т.В. Масолкиной, А.В. Меня, А.Н. Муравьева, А.С. Панарина, Т.Х. Тодера, Д. Тардже и др.

Духовная индустрия и ее разновидности представлены различными конфигурациями. Забытое слово «паломничество» вернулось в лексикон в 1990-е гг. Когда рухнул «железный занавес», многие россияне отправились путешествовать за границу. Никакой единой цели эти поездки не преследовали. Люди просто хотели увидеть другие страны и прикоснуться к опыту жизни других народов. Некоторые туристы по религиозным мотивам стали посещать такие страны, как Израиль, Греция и Египет [7, с. 6].

Маркетологи туристических агентств быстро среагировали на эту моду и стали употреблять по отношению к турам малоизвестное тогда слово «паломничество» для привлечения клиентов. И тогда возникла потребность дать понятию определение.

Паломничество – посещение святых мест, чтимых православными христианами, для реализации их духовных, религиозных и нравственных потребностей.

Цель паломника – прикоснуться к местам, которые были освящены либо основателем религии, либо его последователями, чтобы приобщиться к их благодати и святости. Он принимает участие в богослужениях и других ритуалах, получает наставления от духовных лиц, которые находятся в святых местах. Паломник может преследовать и другие цели, например получить уверенность в принятом важном решении, исцелиться (телесно и духовно), преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за исцеление (или что-то другое) [8, с. 72].

Кроме того, не все современные паломники хотят принимать участие в ритуалах, многие хотят просто прикоснуться к святым местам. И здесь уже познавательный компонент вытесняет религиозный.

Таким образом, на сегодняшний день паломнический туризм продолжает активно развиваться, растет количество паломников, принимаются новые программы развития религиозного туризма.

Святые места имеются в каждом уголке России, не исключением является и Белгородская область. Белгородская область славится своими святынями. Ежегодно тысячи туристов со всей России приезжают, чтобы поклониться иконам и мощам, о чудодейственной силе которых ходят легенды. Однако примечательных храмов и церквей в области много, а путешествие ограничено временными рамками.

В обширной Белгородской области действует около 500 храмов, каждый из которых в чем-то уникален. Конечно, вы вряд ли сможете посетить их все. Но даже если за время вашего паломничества вы доберетесь только до основных святынь, вы сможете ощутить дух православной Белогорской земли. Каждый найдет здесь что-то свое. Монастыри и храмы, величественные, пережившие революцию, войны и тяжелые советские времена, поражают своей красотой. Мелодичный звон колоколов заставляет сердце биться чаще.

Несмотря на развитие паломничества и повышенный интерес со стороны правительства, существует ряд проблем. Паломничество постепенно может быть вытеснено религиозным туризмом познавательной направленности. Среди имеющихся религиозных туров на рынке Белгородского региона преобладают познавательные туры. Паломничество в первозданном виде представляет не столь значительный сектор и является малорентабельным. Деятельность паломнических служб не нацелена на получение материальной выгоды, духовное превыше материальных благ. Для определения региональных перспектив в развитии паломнического туризма в Белгородской области нами был проведен SWOT-анализ (табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ паломнического туризма в Белгородской области

Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие большого количества объектов православного паломничества, в том числе и древнейших сакральных памятников;

- паломничество является актуальным направлением туристской отрасли Белгородской области;

- поддержка со стороны правительства

- нехватка квалифицированных кадров, специализирующихся на проведении паломнических туров;

- недостаточное количество средств размещения паломников

Возможности

Угрозы

- создание благоприятных условий для духовного развития жителей Белгородской области;

- привлечение паломников из близлежащих регионов России;

- разработка новых паломнических маршрутов

- размытое понимание сущности и традиций православного паломничества;

- низкая рентабельность;

- сложность рекламы;

- паломнические службы акцентирует свое внимание на исторической и познавательной специализации туров;

- существует угроза того, что паломничество может быть вытеснено познавательной направленностью религиозного туризма

В паломничестве, безусловно, главенствующую роль играет молитва, почитание православных святынь, непосредственное участие в богослужениях, молебнах, труд во славу Божию. Паломнические туры предусматривают посещение только православных святынь.

Помимо храмов и соборов, паломников необходимо ознакомить с иными объектами, которые имеют огромное значение для истории православного человека.

Для развития и совершенствования паломничества в Белгородской области необходимо создание дополнительных паломнических служб. На данный момент в Белгороде по благословению епархии действуют две службы, занимающиеся организацией и проведением паломнических туров.

Еще одним методом повышения интереса к паломничеству является сотрудничество Белгородской и Старооскольской епархий с туристическими агентствами. Для этого фирма должна будет получить разрешение, документ, подтверждающий возможность осуществления паломнических поездок, а также подготовить специализированных экскурсоводов. Это должен быть человек верующий, который знакомит паломников не только с историей, но в первую очередь с основами православной веры.

К святым местам Белгородской области можно отнести: храм Апостолов Петра и Павла и храм Святителя Николая Чудотворца; храм Блаженной княжны Ксении Петербуржской, Спасо-Преображенский кафедральный собор; Александро-Невский кафедральный собор; Крестильный храм Святой Равноапостольной княгини Ольги и мученицы княжны Анастасии; храм Рождества Христова; храм Преподобного Сергия Радонежского; Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь; храм Рождества Пресвятой Богородицы; родник «Белый колодец»; храм Великомученика Георгия Победоносца; храм Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; Преображенский кафедральный собор.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав туристский потенциал паломнического туризма на территории Белгородской области, авторы разработали паломнический тур «Священное Белогорье» с целью популяризации Белгородчины как благоприятного района для развития паломнического туризма.

География паломнического тура «Священное Белогорье»: Белгородская область (Белгород, Прохоровка, Губкин, Старый Оскол, Холки, Короча).

Коммерческая рентабельность: 825 тыс. руб.

Социальная значимость: формирование устойчивого мировоззрения, религиозного взгляда на мир и место человека в нем. Формирование норм социально дозволенного и одобряемого поведения. Культурообразующая значимость: политическая, воспитательная.

Маршрут тура:

День 1.

1. Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Прохоровка).

2. Храм Блаженной Княжны Ксении Петербуржской (Губкин).

3. Спасо-Преображенский кафедральный Собор (Губкин).

4. Александро-Невский Кафедральня Собор (Ст. Оскол).

5. Крестильный храм Святой равноапостольной Княгини Ольги и мученицы Княжны Анастасии (Ст. Оскол).

6. Храм Преподобного Сергия Радонежского (Ст. Оскол).

День 2.

1. Свято-Троицкий Холковский Монастырь (Холки).

2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Короча).

3. Родник Белый Колодец (Короча).

4. Храм Святого Великомученника Георгия Победоносца (Белгород).

5. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Белгород).

6. Преображенский кафедральный собор (Белгород).

Перечень базовых услуг.

- трансфер с вокзала (авто, аэро, ж/д) г. Белгорода;

- экскурсионное обслуживание 2 дня;

- проживание в гостинице;

- питание (ужин – по приезду; завтрак, обед, ужин – 2 дня; завтрак – день отправления);

- ланч-пакет;

- трансфер на вокзал (авто, аэро, ж/д) г. Белгорода.

Технико-экономическое обоснование тура заключается в оценке затрат на отдельные товары и услуги, в суммировании издержек на все составляющие тура (транспортные услуги, размещение, питание и т.д.) и определении общей стоимости турпродукта. Технико-экономическое обоснование тура – обязательный элемент разработки турпродукта. Оно помогает определить конечную розничную цену туристской путевки.

Таблица 2

Определения оптимальной цены на турпродукт

Составляющие турпродукта

Расчеты на 1-го человека

Стоимость

Трансфер

500

500 рублей

Питание

шведский стол

2500 рублей

Обслуживание экскурсовода

450

205 рублей

Проживание в гостинице

800*1 ночь

800 рублей

 

ИТОГО

4005 рублей

Туристы следуют конкретному маршруту на протяжении всей поездки. Маршрут – определенный путь следования туристов, предполагающий визит святых мест вероисповеданий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки.

Исходя из вышесказанного, можем сказать, что паломническая поездка по Белгородской области – это в основном экскурсионный тур. Данный тур лучше всего совершать в теплый сезон: с июня по сентябрь.

В России есть такие места, где обязательно должен побывать каждый, и Белгородская область – как раз один из них.

Основная цель научного исследования заключалась в анализе проблемы исследования и выявлении наиболее благоприятных условий развития внутренних туристских ресурсов на примере разработки паломнического тура «Священное Белогорье.

С целью развития внутренних туристских ресурсов нами был разработан паломнический тур «Священное Белогорье» и обозначены способы продвижения тура на рынке туруслуг.

Таким образом, Белгородская область является привлекательным и интересным регионом с большим потенциалом для развития паломнического туризма. В области имеются разнообразные природные особенности (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и памятники природы, животный мир и рыбные ресурсы), социально-культурные и исторические объекты. Кроме того, Белгородская область привлекательна своими достопримечательностями. Популяризация паломнического туризма в области будет способствовать притоку в район иностранных туристов, приведет расширению и созданию новых туристских маршрутов по территории региона, внесет существенный вклад в структурную перестройку региональной экономики.


Библиографическая ссылка

Харьковская Е.В., Харьковский С.Н., Белецкая Е.А., Яковлева Л.В. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА ПО РАЗВИТИЮ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 3. – С. 225-229;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38561 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674