Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С РЕСУРСНЫМИ БАЗАМИ УДО – СОШ – ВУЗ

Баскаева Ж.Х. 1 Бобылева Л.А. 1 Зембатова Л.Т. 1 Киргуева Ф.Х. 1 Кокаева И.Ю. 1 Тимошкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В настоящей статье предлагается одно из решений задачи повышения качества, открытости, доступности, персонализации и вариативности образовательной системы в целом и дополнительного образования детей в частности на примере создания сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ и экспедиций на основе объединения ресурсных баз разноуровневых учебных заведений: учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ и вуза (УДО – СОШ – ВУЗ). Разработана сетевая модель синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций на основе объединения ресурсных баз УДО – СОШ – ВУЗ (далее – модель) применительно к региональным условиям РСО-Алания. Сконструирована морфологическая схема модели, отражающая основные блоки, их содержание и взаимосвязи. В описании каждого блока модели приведено обоснование его целесообразности, логичности и полноты. Конкретизированы методы мониторинга эффективности синтезированных программ. Полученные результаты исследования представляют научный интерес для ученых, работающих в области развития теории и методики дополнительного, общего и высшего образования, а также имеют практическую ценность для специалистов в создании региональных систем дополнительного образования, педагогов, методистов, школьных учителей и преподавателей вузов.
сетевое взаимодействие в образовании
дополнительное образование детей
синтезированные образовательные программы
1. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 1. С. 100–118. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.01.2021).
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 11.01.2021).
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
5. Карпович И.Е. Практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования // Внешкольник. 2017. № 3 (177). С. 37–39.
6. Золотарева А.В., Куличкина М.А., Синицын И.С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 61–74.
7. Виландеберк А.А., Маринина В.С. Принципы проектирования сетевых образовательных программ дополнительного образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 7–2 (91). С. 36–39.

В современном быстро развивающемся мире высоких технологий, стремительно увеличивающихся информационных потоков общее среднее образование демонстрирует неспособность к своевременной передаче накопленных знаний. Кроме того, выбор ученика, его личностные интересы и профессиональное самоопределение остаются на втором плане [1]. Как правило, обучающемуся предлагается построить собственный образовательный маршрут, выбирая из предложенных вариаций программ и профилей внутри школы, но не вне её пространства. Восполнение ограничений школы происходит за счет получения обучающимися знаний, освоения умений, навыков, а также формирования и развития компетенций в неформальных реалиях: в сети Интернет, посредством развивающих и обучающих мобильных приложений и т.д.

Особое значение в формировании открытого, доступного, вариативного образовательного пространства для обучающихся имеют учреждения дополнительного образования, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с формальным общим образованием: отсутствие жёстких стандартов, а следовательно, высокая степень адаптивности к возникающим изменениям; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное развитие и самоопределение детей и подростков; достаточно высокий уровень персонализации образования.

Как известно, государственная политика в отношении дополнительного (внешкольного) образования «…как пространства инициативного выбора и самореализации ребенка» сосредоточена на реализации интересов детей и семей, а также укреплении глобальной конкурентоспособности нашей страны. Научные основы перспектив развития данной образовательной системы составили исследования ученых и практиков: О.С. Газмана, А.К. Бруднова, Н.Н. Михайлова, А.Г. Асмолова, В.П. Голованова, М.И. Рожкова и др. Государственное регулирование развития системы дополнительного образования осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [2] и Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», где поставлена задача к 2020 г. увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (до 70–75 %) дополнительными общеобразовательными программами [3]. В Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) «…зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития» [4]. В 2016 г. утверждены паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», т.е. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов Правительства Российской Федерации. В 2018 г. в национальном проекте «Образование» предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования. В названных документах заданы основные стратегические линии превращения «феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».

Реализация данных стратегических линий предполагает активный поиск инновационных форм и технологий дополнительного образования. Популярными и эффективными в данной образовательной сфере признаны в настоящее время технологии сетевого взаимодействия, значение которых подчеркнуто в Статье 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [2]. Опыт сетевого взаимодействия в дополнительном образовании выявил ряд особенностей, одна из которых – новое значение образовательных программ, которые теперь рассматриваются как особая система обучения, доступная любому желающему, несмотря на его возраст, социальное и финансовое положение, местонахождение и уровень знаний по выбранной тематике [5–7].

Итак, очевидно противоречие между современными требованиями к системе российского образования и возможностями образовательной среды, недостаточно ориентированной на изменения в сфере основного и дополнительного образования детей. Несомненно, что базовым элементом создания актуального и эффективного образовательного пространства рассматривается образовательная программа нового, инновационного типа, построенная на основе синтеза содержательных и ресурсных компонентов систем формального (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения) и неформального образования (учреждения дополнительного образования детей). Иначе они могут быть названы сетевыми синтезированными образовательными программами (ССОП). В термин «синтез» в данном контексте вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимопроникновения и взаимодополнения двух или нескольких ведущих идей или объектов в программах разных уровней образования, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта программы.

Целью исследования являлось создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ (далее – модель) как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний, ресурсов сетевых партнеров и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.

Материалы и методы исследования

Нормативно-правовую основу модели составили государственные акты и документы. Аналитико-теоретические методы использовались для разработки методологических основ модели (подходов: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного; и принципов педагогической деятельности: инновационности, модульной организации, открытой маршрутизации, широкого доступа, инклюзивной открытости и др.). В процессе конструирования структуры, этапов и механизмов реализации модели применялись методы педагогического прогнозирования и моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Представленная модель разрабатывалась как составная часть мероприятий по созданию новых мест в Республике Северная Осетия – Алания для реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».

Структура модели рассматривается как совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, организационно-управленческого, содержательно-деятельностного, результативно-оценочного, которые в дальнейшем позволят определить степень эффективности предложенной модели (рисунок).

Целевой блок

Цель: повышение качества, открытости, доступности, вариативности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ.

Задачи: 1. Анализ программ по предметам общего образования и программ дополнительного образования для выявления «проблемных зон» и возможности их синтеза. 2. Выявление ресурсного потенциала организаций РСО-Алания по обеспечению сетевого взаимодействия и реализации синтезированных образовательных программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций. 3. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных обеспечить разработку, реализацию и корректировку ССОП дополнительного образования. 4. Разработка уникальных образовательных программ с использованием лучших практик заочных и сезонных школ, экспедиций по реализации инновационных механизмов в системе дополнительного образования и основанных на взаимодействии сетевых партнеров. 5. Создание единой информационной базы по ССОП дополнительного образования, реализуемым в каникулярное время, для всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов), реклама преимуществ этих программ. 6. Оценка эффективности сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ.

Методологический блок

Теоретические подходы:

– системный;

– личностно-ориентированный;

– деятельностный;

– компетентностный;

– гуманизации

Принципы:

– инновационности;

– инклюзивной открытости;

– модульной организации;

– открытой маршрутизации;

– широкого доступа;

– кооперации и сотрудничества

Организационно-управленческий блок

Этапы синтеза программ: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный

Сетевые партнеры: УДО – ВУЗ – СОШ

Ресурсы: кадровые, материально-технические, интеллектуальные, социальные.

Содержательно-деятельностный блок

Уровни синтеза программ:

baskaev1.wmf

концептуальный

содержательный

методический (технологический)

уровень планируемых результатов

Результативно-оценочный блок

Критерии:

Показатели:

Образовательный

– количество заочных, сезонных школ и экспедиций;

– количество доступных разным категориям обучающихся вариативных программ;

– доля детей, получающих развивающий образовательный отдых;

– доля детей, принимающих участие в конкурсах;

– количество разработанных и реализованных программ повышения квалификации, направленных на подготовку педагогов для работы в условиях сетевого взаимодействия;

– качество предметной подготовки обучающихся;

– количество обучающихся по индивидуальному учебному плану;

Социальный

– социальная адаптация обучающихся к социуму;

– участие семьи в выборе образовательных программ;

Профессиональный

– профессиональное самоопределение;

– наличие навигатора по программам дополнительных общеобразовательных программ

Уровни освоения программы: ознакомительный; базовый; продвинутый

Результат: высокий уровень качества, открытости и доступности дополнительного образования на основе актуализации и сетевого синтеза программ развивающего образовательного отдыха

Морфологическая схема сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, заочных, сезонных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – ВУЗ – СОШ

В модели выделены этапы ее реализации: подготовительный, аналитический, концептуальный, практический, внедренческий, контрольно-коррекционный и аналитико-рефлексивный.

Глубокий анализ проблем и особенностей сложившейся ситуации в республиканской системе образования, выполненный авторским коллективом, позволил выявить механизмы достижения поставленных целей и определить участников образовательного процесса. Сетевые партнеры, взаимодействующие в модели, – это образовательные учреждения РСО-А с необходимыми ресурсными базами. В их числе все учреждения дополнительного образования РСО-А; высшее учебное заведение (ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»); средние общеобразовательные школы республики.

Взаимодействие организаций-партнеров в реализации ССОП по сравнению с образовательными возможностями отдельно взятых учебных заведений в целом дает ряд преимуществ: создание условий для выбора инновационных, авторских, перспективных дополнительных программ и вариативных курсов в период каникул; широкое использование в структуре и содержании таких программ ресурсов различных образовательных систем (дополнительного, общего и высшего образования), гармонизация стандартов и систем управления образованием, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС; возрастание качества образования за счет использования наиболее передовых и перспективных информационно-коммуникационных и модульных технологий обучения; расширение возможностей для получения обучающимися уникальных компетенций; привлечение узких специалистов, высокопрофессиональных педагогических и научных работников для реализации отдельных разделов и модулей дополнительной программы; обеспечение гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения детей, мотивированных на определенные области знаний.

Особенностями ССОП, реализуемых в каникулярное время, являются: направленность на создание открытого и доступного образовательного пространства, востребованного социумом; направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных образовательных учреждений; организация широкой практики за пределами учреждений общего образования; направленность на создание условий для получения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья как в очной, так и в форме дистанционного обучения; выполнение заказа общества, социализация обучающихся, развитие успешной личности.

Практическая реализация сетевой синтезированной образовательной программы нацелена на:

- обучение какому-либо виду деятельности (овладение методами теоретического анализа и расширение теоретических знаний в определенной предметной области, развитие навыков интеллектуально-творческой деятельности и создание собственного творческого продукта, формирование прикладных умений и опыта конструирования и т.п.);

– развитие личностных качеств через планируемый образовательный процесс (творческого мышления, исследовательской культуры, фантазии, самостоятельности через обучение и др.) и достижение воспитательных целей.

Задачи ССПО конкретизируют поставленные цели, отражают этапы и пути достижения поставленной цели на основе возможностей объединенной ресурсной базы сетевых партнеров, носят реальный и конкретный характер с учетом предлагаемого временного промежутка. При этом, как и любые другие, сетевые синтезированные программы традиционно имеют обучающий (формирование системы определенных знаний, умений, навыков, которые приобретет обучающийся, освоив программу); развивающий (развитие полезных качеств у ребенка, необходимых для освоения будущей профессии, интеллектуально-творческого роста, саморазвития и самовыражения, в том числе внимательности, наблюдательности, воображения, фантазии и т.п.) и воспитательный характер.

Заключение

Выполненное авторами исследование позволило на основе научных методов сформулировать актуальную научную проблему, остро стоящую в реализации государственной политики по развитию образования в стране и требующую безотлагательного разрешения, на основе которой была определена цель исследования: создание сетевой модели синтеза программ летнего отдыха, сезонных, заочных школ, экспедиций с ресурсными базами УДО – СОШ – ВУЗ, как технологии интеграции уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов сетевых партнеров, и обеспечения взаимной компенсации недостатка ресурсов и усиления преимуществ каждого.

В ходе исследования на основе теоретического анализа научных источников и практического опыта была разработана данная модель, интегрирующая этапы синтеза дополнительных образовательных программ, критерии их результативности и уровни освоения. Разработана морфологическая схема модели, отражающая основные блоки модели, их последовательность, содержание и взаимосвязи. В описании каждого блока модели приведено аргументированное научное обоснование его целесообразности и логически структурированное содержание, направленное на обеспечение высокого уровня открытости, доступности, на повышение качества дополнительного образования и образовательного отдыха детей.

Было показано, что реализация модели обогащает характер дополнительного образования за счет широкого охвата обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями (дети из сельской местности, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья или находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Доказана перспективная роль таких программ в расширении возможностей обучающихся для овладения новыми уникальными компетенциями и профессионального самоопределения. Конкретизированы методы мониторинга эффективности синтезированных программ.

Полученные результаты исследования представляют научный интерес для ученых, работающих в области развития теории и методики дополнительного, высшего и общего образования, а также практическую ценность для специалистов в создании региональных систем дополнительного образования, педагогов, методистов, школьных учителей и преподавателей вузов.


Библиографическая ссылка

Баскаева Ж.Х., Бобылева Л.А., Зембатова Л.Т., Киргуева Ф.Х., Кокаева И.Ю., Тимошкина Н.В. СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С РЕСУРСНЫМИ БАЗАМИ УДО – СОШ – ВУЗ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 77-81;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38474 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674