Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

Бурлак О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных вопросов современного образования в многонациональном, поликультурном государстве – вопроса включения в уроки общеобразовательной школы, уроки музыки в частности, национального регионального музыкального материала. Национально-региональный компонент образования, о значимости которого говорится уже около двухсот лет, сегодня утверждён на государственном уровне в Федеральных государственных образовательных стандартах. Там же раскрываются условия и варианты внедрения национальной региональной составляющей в образовательный процесс. Но до сих пор общее музыкальное образование находится в поиске конкретных практических рекомендаций, касающихся проведения уроков музыки с национально-региональным музыкальным материалом, по сей день у учителя музыки возникают сложности с подбором репертуара для таких уроков, лингвистические проблемы проведения уроков с национально-региональным компонентом. Также зачастую у учителя музыки возникают сложности при подготовке освещения исторического аспекта появления и развития той или иной национальной группы, или отдельного национального музыкального коллектива, уникального композитора региона, поскольку наблюдается острый дефицит официальных документов. В статье предпринята попытка сформулировать рекомендации по организации урока музыки с национально-региональным компонентом, оговаривается значимость таких уроков для формирования личности школьника – гражданина многонационального поликультурного государства.
поликультурное образование
музыкальное образование
национально-региональный компонент образования
урок музыки
регионализация образования
национальная культура региона
1. Митио Каку. Искусственный интеллект превратит нас в волшебников // Российская газета 20.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/11/20/mitio-kaku-iskusstvennyj-intellekt-prevratit-nas-v-volshebnikov.html (дата обращения: 27.11.2020).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
3. Николаева А.Д., Чудиновских А.В. Региональное образование как научно-педагогическая категория // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12–2. С. 392–396.
4. Бурлак О.А. Специфика содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29376 (дата обращения: 27.11.2020).
5. Подчередниченко Н.А. Преподавание музыки в 6-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/detail.php?ID=514703 (дата обращения: 27.11.2020).

Мы живём в постоянно изменяющемся мире. Практически каждый день происходят новые открытия в науке, технике, производстве, социальной жизни, а также во многих других сферах.

Что касается изменений в сфере образования, сегодня с уверенностью можно сказать, что современный образовательный процесс, несомненно, должен отражать и учитывать инновационные открытия, достижения. «Мир становится лучше и развивается, а значит, мы сами тоже должны становиться лучше и развиваться. Поэтому ключевой ценностью будущего станет образование» [1]. Что касается изменяющихся на сегодняшний день запросов общества, в том числе и социально значимых, особенно хотелось бы отметить всё более возрастающую значимость учёта в образовании национальных, культурных, лингвистических особенностей региона. Сегодня народы, живущие в нашем многонациональном государстве, зачастую озадачены не столько сохранением уникальности своей культуры, сколько созданием общей, надэтнической культуры, не ущемляющей уникальности, исторически сложившейся, собственной национальной культуры.

Наше государство исторически сформировалось многонациональным, многокультурным. На протяжении веков в Российской Федерации бок о бок живут представители почти двухсот национальностей. Но сегодня мы видим лишь первые попытки внедрить в современное образование национально-региональный компонент, хотя о значимости регионализации образования писали многие видные российские и советские учёные начиная ещё с XIX в. Национально-региональный компонент образования утверждается в государственных документах, законодательных актах с конца ХХ в., но до сих пор нет чёткой разработанности его содержания, равно как и нет на сегодняшний день чётко разработанных принципов построения урока в общеобразовательной школе с учётом национальных особенностей региона.

Что касается музыкального образования в общеобразовательной школе, то хочется отметить, что названные проблемы касаются его в полной мере. Общее музыкальное образование в Российской Федерации, поликультурное, полинациональное, может и должно стать одним из столпов формирования самосознания подрастающего гражданина. Ведь именно культура в многонациональном, многокультурном государстве может стать объединяющим началом, основой для формирования нравственности, толерантности.

Урок музыки с национально-региональным компонентом, конечно же, может дать школьникам возможность услышать всё разнообразие музыкальной культуры государства, региона. Кроме того, он может стать основой для развития личности детей, обогащая их слуховой и практический опыт общения с музыкой разных национальных групп своей «малой Родины», формируя ценности, значимые на уровне личности – материальные и духовные, способствуя осознанию глубокой взаимосвязи собственной музыкальной культуры и мировой музыкальной культуры, понимания культуры своего народа как части всей региональной, государственной и мировой культуры.

В свете обозначенных выше проблем современного урока в общеобразовательной школе, урока музыки с национально-региональным компонентом в частности, представляется значимым более тщательное раскрытие отдельных аспектов данного процесса – особенностей организации уроков музыки с национально-региональным компонентом.

Материалы и методы исследования

Уже около двухсот лет русские, российские учёные, педагоги заявляют о значимости регионализации процесса образования. Однако до конца ХХ в. этот вопрос не находил решения. В 1980-е гг. в СССР впервые на законодательном уровне возник термин «союзно-республиканский компонент» образования, позже, в Российской Федерации, он стал «региональным компонентом» образования. Отмечалось, что образование должно учитывать географические, исторические, культурные, национальные особенности каждого региона.

В XXI в. Федеральный государственный образовательный стандарт отмечает значимость направленности образования в современном поликультурном, полинациональном государстве на особую организацию развития личности гражданина этого государства. Эта направленность в формировании личности подрастающего поколения, безусловно, может осуществить включённый в образовательный процесс национально-региональный компонент. Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня предлагает структуру внедрения регионального содержания в уроки общеобразовательной школы [2].

Тем не менее, несмотря на значимость процесса включения в образование национально-регионального компонента, по сей день не разработано конкретных рекомендаций по воплощению в жизнь национально-регионального компонента на уроках в общеобразовательной школе, уроках музыки в частности.

Это, несомненно, является большой проблемой для учителя-предметника, для учителя музыки в том числе. В музыкальном образовательном процессе на сегодняшний день данный вопрос разработан крайне слабо. Мы являемся очевидцами лишь первых проб внедрения в уроки музыки национально-регионального компонента.

В статье А.Д. Николаевой и А.В. Чудиновских «Региональное образование как научно-педагогическая категория» отмечается: «Факторы формирования региональных образовательных систем как нового социального явления все чаще становятся предметом научных исследований. В большинстве из них понятие «регионализация» трактуется исходя из наиболее общих социальных функций образования, его конкретно-исторических связей с государством, обществом, социумом» [3].

Как уже отмечалось автором в статье «Специфика содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона», на сегодняшний день нередко мы можем столкнуться с тем, что «…учёными и учителями-практиками предпринимаются попытки решения вопроса наполнения содержания музыкально-образовательного пространства полиэтничного региона, проблема остаётся мало изученной и практически слабо разработанной…» [4].

Н.А. Подчередниченко, старший методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО, в своей статье «Преподавание музыки в 6-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО» отмечает следующее: «учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков» [5].

Несмотря на очевидную актуальность проблемы внедрения в музыкально-образовательный процесс национально-регионального компонента, признанность регионального компонента в официальных документах, до сих пор мы констатируем дефицит в обобщении, систематизации теоретического и практического опыта реализации обозначенной проблемы. Хотя, конечно, учёные и учителя-практики работают в направлении разработки содержания музыкального образовательного пространства поликультурного региона, проблема по сей день остаётся малоизученной. Педагогами предпринимаются попытки включения в урок музыки с национально-региональным компонентом национальной, композиторской музыки региона, способствующие тем самым приобщению учеников к ценностям своего региона, которые могут быть как личностными, так и культурными, социальными, национальными.

Учителя музыки, пытающиеся проводить уроки с включённой в их содержание национальной, региональной музыкой, сталкиваются с отсутствием или слабой разработанностью как методической, так и дидактической базы для подготовки и реализации в практической деятельности уроков музыки с национально-региональным компонентом.

Результаты исследования и их обсуждение

Урок музыки с национально-региональным компонентом сегодня всё чаще становится объектом изучения современных учёных, педагогов. Обозначенная проблема, бесспорно, чрезвычайно актуальна, но в то же время сложна.

В существующих сегодня ФГОС отмечается значимость направленности процесса образования на повышение качества образования и достижения обучающимися соответствующих запросам современного общества результатов. В федеральных государственных образовательных стандартах отмечается необходимость регионализации образования, которая должна способствовать формированию личности гражданина многонационального государства. Стандарты предлагают современным педагогам структуру, но не конкретное содержание урока с региональным компонентом.

Организуя проведение уроков музыки с национально-региональным компонентом, учитель общеобразовательной школы должен в первую очередь помнить о том, что на уроках необходимо акцентировать внимание детей на глубокой, неразрывной связи культур региона при бесспорно необходимом рассмотрении уникальности каждой из них. Также следует обращать внимание на неразрывность многонациональной культуры региона и материальных и духовных ценностей, имеющихся в регионе, то есть на ценности, являющиеся надэтническими.

Желательно, чтобы на уроках музыки с национально-региональным компонентом ребята имели возможность познакомиться если не со всеми, то с большинством национальных культур региона. Детей, а также их родителей, бабушек, дедушек, являющихся представителями какой-либо национальной группы региона, полезно было бы привлекать к подготовке и проведению уроков музыки, поскольку представители старшего поколения могли бы оказать неоценимую помощь учителю музыки при подготовке к урокам с национально-региональным компонентом: помочь в преодолении языкового барьера, дать какую-либо историческую информацию, а также, возможно, помочь с музыкальным репертуаром.

Целесообразной видится реализация национально-регионального компонента в многонациональном регионе на уроках музыки, представленная как процесс знакомства детей с историческим прошлым, ремёслами народа, художественным искусством прошлого и настоящего времени в контексте культурного развития как всего мира, так и страны, региона в частности, а не только как процесс постижения музыкального наследия разных национальных культур, проживающих в регионе. Такая организация процесса обучения, несомненно, даст детям возможность осознания многообразия культурных проявлений, должна оказать содействие осознанию роли и места родной культуры в мировой, дать возможность школьникам учесть те или иные специфические особенности разных культур в процессе общения, может быть фундаментом формирования толерантности, принятия полинациональности общества.

Логичным и неотъемлемым продолжением работы учителя и учащихся на уроке музыки могли бы стать домашние задания, а также внеурочная музыкальная деятельность, которая может быть представлена по-разному: от поиска ребятами той или иной информации в сети Интернет до посещения тематических мероприятий – концертов, праздников, фестивалей и пр.

Процесс организации современного урока музыки в общеобразовательной школе многонационального региона, направленный на реализацию национально-регионального компонента, должен опираться на обширное использование активных методов обучения и воспитания. Значимой для результативности уроков может стать ориентация на принятие учениками идей многокультурного образования как живого знания, которое наполнено близким и понятным значением, личностным для обучающегося – подрастающего гражданина поликультурного, полинационального региона, страны. На таких уроках учителю нужно как можно чаще прибегать к групповой или индивидуальной творческо-поисковой работе, дискуссиям, симпозиумам, ролевым играм, разработке проектов.

Содержание урока музыки с национально-региональным компонентом в полинациональном регионе должно ориентироваться на формирование толерантности учеников – то есть терпимости к иному поведению, мировоззрению, образу жизни, обычаям. Помимо этого, учитывать специфику национальных региональных праздников, обрядов, обычаев, знакомить школьников с ценностями «малой Родины», материальными и духовными.

Принятие, понимание национально-региональной музыки, её глубокого смысла, творческое развитие детей на уроках музыки с национально-региональным компонентом, бесспорно, оказывают содействие развитию эмоциональной отзывчивости подрастающего поколения, а также мышления, воображения детей.

Урок музыки с национально-региональным компонентом, построенный в опоре на принцип эстетического развития личности ребёнка, является одним из компонентов развития нравственных качеств гражданина многонационального, поликультурного государства. Ведь процесс музыкального воспитания и образования занимает существенное место в формировании качеств личности, развитии, образовании современных детей, развитии их внутреннего мира.

Урок музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе должен учитывать специфику менталитета граждан, сориентирован на возможности сохранения и развития культуры, религиозных взглядов, родного языка представителей многообразных национальностей, живущих в регионе, а также на сформированные в регионе возможности создания и воспитания сверхнациональных интересов населения региона.

Заключение

Итак, реализация на уроке музыки в общеобразовательной школе национально-регионального компонента – существенная сторона процесса модернизации современного образования.

На сегодняшний день не вызывает сомнений значимость национально-регионального компонента процесса музыкального образования и воспитания в общеобразовательной школе. Но в специальной педагогической, музыковедческой литературе данный вопрос, безусловно, освещён слабо.

На уроке музыки с национально-региональным компонентом мы можем предоставить детям возможность соприкоснуться, сквозь призму мировой и отечественной музыкальной культуры, как со своей национальной музыкальной культурой, так и с музыкальной культурой другого народа нашего государства, нашего региона, понять роль и значение национального, регионального музыкального наследия в мировой и отечественной культуре, отметить общее и уникальность национальной региональной музыки.

Это, несомненно, будет способствовать формированию толерантной личности современного школьника – подрастающего гражданина Российской Федерации, поликультурного и многонационального государства.

Включение в образовательный и воспитательный процессы общеобразовательной школы регионального музыкального материала возможно как в урочной, так и во внеурочной деятельности, при выполнении детьми домашних заданий.

Подключение старшего поколения – родителей, бабушек учеников – к подготовке урока музыки с национально-региональным компонентом, возможно, станет подспорьем учителю, стремящемуся к исторической правильности освещения тех или иных национально-культурных событий и лингвистической точности передачи звучания национальной музыки региона.

Одними из главных на уроке музыки с национально-региональным компонентом должны стать активные методы обучения, подталкивающие личность к саморазвитию, самообразованию, формированию гражданской позиции.

Современное образование направляет личность, формирующуюся в полинациональном регионе, на понимание уникальности собственной национально-региональной культуры через изучение собственной национальной культуры, развитие уважения к культуре прочих национальных групп полинационального региона через ознакомление с этой культурой, и осмысление тесной взаимосвязи разных культур региона, уникального и общего в их историческом формировании.

Включение в процесс музыкального образования национально-регионального компонента учителю нужно начинать как можно раньше, обращая внимание школьников на заложенные в каждой из национальных культур региона ценности с целью формирования гражданина, который был бы ориентирован на добрососедские взаимоотношения, сотрудничество с представителями других национальных групп как на личном уровне, так и на государственном.


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 140-144;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38423 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674