Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Морозов Н.А. 1
1 ВФ ФГКОУ ВО «РЮИ» МВД России
В данной работе рассматриваются особенности профессиональных ценностных ориентаций современных выпускников на этапе самоопределения. Определена сущность, проблема и способы ее разрешения, факторы успешного осуществления. В данной статье авторы приходят к мысли о том, что комплекс ценностных ориентаций во многом определяет развитие человека, формирование его личности. Через самоопределение образуется и в них же проявляется отношение личности к себе, к миру, к будущей перспективе, в том числе и перспективе в области профессиональной деятельности. Они могут стать той опорой, которая поможет выпускникам в их успешном профессиональном самоопределении. Автором были раскрыты современные требования к процессу профессиональной ориентации старшеклассников в школе. Представлены основные подходы к профессиональной ориентации школьников. Определена сущность профессионального самоопределения, проблема и способы ее разрешения, факторы успешного осуществления профессионального роста. В данной работе автор приходит к мысли о том, что в период юношеского взросления необходимо решить серьезный вопрос, касающийся социальной адаптации личности в трудовой деятельности. На современном этапе развития общества образование располагает всеми ресурсами для формирования активной жизненной позиции выпускников в профессиональной сфере.
личность
ценностные ориентации
трудовые ценностные ориентации
профессиональное самоопределение
дети старшего школьного возраста
личностная
психологическая
жизненная перспектива
1. Зауторова Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4 (04). С. 62–70.
2. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2012. № 2 (20). С. 100–107.
3. Долгушина Н.Т., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научно-теоретический журнал. 2013. № 3–4 (16–17). С. 101–107.
4. Лузенина И.Н. Методы активизации работы по профессионально-личностному самоопределению учащихся средней школы на факультете иностранных языков // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 371–379.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Эксмо-Пресс, 2015. 254 с.
6. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 65–69.
7. Федоршина Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. М.: Просвещение, 2018. 214 с.
8. Магомедова М.Г. Профессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 26–30.
9. Тертыченко К.А., Бурменская Д.Н. Специфика ценностного сознания современной российской молодёжи // Достижения науки и образования. 2018. № 4. С. 37.
10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. 512 с.
11. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Персей-АСТ, 2016. 354 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 329 с.
13. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 29–44.
14. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 218 с.
15. Петрухина С.Р. Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки // Психолог. 2017. № 4. С. 10–20. [Электронный ресурс]. URL: https://e-notabene.ru/psp/article_21811.html (дата обращения: 10.07.2020). DOI: 10.25136/2409-8701.2017.4.21811.
16. Красникова А.Ю., Заикина А.И., Мустафинова Ж.Н. Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения // Молодой ученый. 2019. № 10 (248). С. 220–221. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/248/57032/ (дата обращения: 24.07.2020).
17. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 39–54. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86905.htm. (дата обращения: 10.07.2020).

Современные преобразования, которые происходят в России, требуют повышенного внимания к проблеме самореализации, самоактуализации личности. И прежде всего это касается сферы ее профессиональных предпочтений. Во многом дальнейший успех в той или иной профессиональной деятельности зависит от успешно пройденного этапа профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это явление, которое оказывает влияние на дальнейший жизненный путь каждого человека, и не только в профессиональной сфере. Выбор профессии влияет на супружеские перспективы, финансовое благополучие, определяет такие личностные феномены, как самооценка, отношения с другими, самоуважение. Сложная задача трудового самоопределения становится особенно актуальной в период окончания школы, когда неопределенность ценностных представлений о самой специальности смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Все это затрудняет сделать правильный выбор и способствует постановке новой задачи перед исследователями: рассмотреть и изучить особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения.

Связь ценностных ориентаций учащихся старших классов со сферой профессионального выбора не отражается в достаточной степени в научной литературе. Имеющиеся социально-психологические и психолого-педагогические исследования рассматривают структуру и динамику ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, влияние системы ценностных ориентаций на механизм регуляции поведения, связь ценностных ориентаций с личностными особенностями старшеклассников. В частности, чешский психолог Я. Гудечек определяет ценности как социальный феномен, содержащий в себе такие параметры, как идеи, нормы, цели и идеалы, общественные и природные явления, которые служат созданию социального прогресса и развитию человеческой личности [1].

Что касается ценностных ориентаций на этапе профессионального и социального самоопределения старшеклассников, то такие исследования в основном ограничиваются лишь констатацией факта их стихийности, обусловленной в значительной степени случайными жизненными ситуациями. Встречаются работы, исследующие корреляции ценностных ориентаций с профессиональной направленностью личности.

Цель исследования: изучить особенности профессиональных ценностных ориентаций современных старшеклассников на этапе профессионального самоопределения.

Материалы и методы исследования

Нами было проведено исследование трудовых ценностных ориентаций старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения, в котором приняли участие 57 десятиклассников (25 юношей и 32 девушки), обучающихся в традиционном и профильном (с упором на изучение биологических и естественных наук) классах г. Волгодонска.

Диагностика направленности ценностных ориентаций проводилась с помощью методики Е.М. Павлютенкова «Трудовые ценностные ориентации учащейся молодежи». Задача заключалась в том, чтобы определить доминантность в трудовых ценностных ориентациях старшеклассников.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема профессионального самоопределения рассматривалась многими авторами, в частности Е.А. Климовым [2], А.К. Марковой [3], Т.В. Кудрявцевым, А.В. Су- харевым [4], Н.С. Пряжниковым [5], Толстых Н.Н. [6; 9], Федоршиной Б.А. [7], Е.И. Головахо [8], Б.В. Федоршиной [10], Н.Т. Долгушиной [11], М.Г. Магомедовой [12] и многими другими.

Все они отмечают, что профессиональное самоопределение неотделимо от личностного самоопределения, тем самым подчеркивая важность интересов, способностей, общей системы ценностей, мотивации, достижения социальной зрелости для успешности этапа профессионального самоопределения.

В целом этот феномен раскрывается как наукоемкое определение «процесс становления мотивационно смысловой доминанты субъекта труда в целом пространстве жизненного пути человека, где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни» [13, с. 184]; «определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма» [3]; «процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии» [14, с. 268–269].

Среди семи стадий профессионального становления Э.Ф. Зеер выделил стадию профессиональной подготовки к самостоятельному труду, которая хронологически совпадает с возрастом 16–23 года [15]. В ходе данной стадии корректируется, пересматривается и укрепляется профессиональное самоопределение. К этому возрастному периоду относится и старший школьный возраст (16–18 лет), когда впервые возникает осознание связи будущего и настоящего, когда профессиональные намерения, начиная формироваться, оказывают влияние на весь этап профессионального самоопределения.

В этот период взросления перед старшеклассниками стоит вопрос о выборе своей будущей профессии, когда пересматриваются различные виды деятельности с позиции их сопоставления с имеющимися интересами, способностями, общей системой ценностей. Безусловно, что данное сопоставление учитывается на любой стадии выбора, но более обобщенные ценностные ориентации осознаются в профессиональной сфере [16].

Ученые, изучающие вопрос ценностных ориентаций, едины в том, что комплекс ценностных ориентаций во многом определяет развитие и формирование личности человека. Каждому человеку присуща личная система ценностей. Она определяется как совокупность принципов индивида, которая делает человека уникальной личностью [17]. Через ценности и ценностные ориентации образуется и в них же проявляется отношение личности к себе, к миру, к будущей перспективе, в том числе и перспективе в области профессиональной деятельности. Одни старшеклассники связывают будущее с профессиональной деятельностью, другие – с личностными притязаниями и со своими будущими профессиональными успехами, для третьих важны дружба, любовь, семья.

По мнению К.А. Абульханова-Славской, больше возможностей, перспектив имеет та личность, которая обладает активной жизненной позицией.

Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор профессионального будущего выпускника выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Значимой проблемой для этого периода жизни человека является приобретение обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Именно профессиональное самоопределение поможет выпускникам получить социальные гарантии в правильно выбранной специальности. В данном процессе, как известно, участвуют различные социальные институты: семья, школа, СМИ, ближайшее окружение учащегося.

Профессиональное самоопределение включает в себя формирование склонностей и трудовых интересов выпускников. Сущность данной работы заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к общественно-полезному труду, активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Талант развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы выпускник попробовал себя в самых различных видах деятельности. Поэтому жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения. Социальная перспектива открывается тому, кто сам создает систему оптимальных (т.е. имеющих множество возможностей) социальных отношений, «систему опор» [17, с. 77].

Ценностные ориентации – это одно из стержневых образований зрелой личности, способной сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии, они могут стать той опорой, которые помогут старшеклассникам в их успешном профессиональном самоопределении.

Нами было проведено исследование трудовых ценностных ориентаций старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения, в котором приняло участие 57 десятиклассников (25 юношей и 32 девушки), обучающихся в традиционном и профильном (с упором на изучение биологических и естественных наук) классах г. Волгодонска.

Диагностика направленности ценностных ориентаций проводилась с помощью методики Е.М. Павлютенкова «Трудовые ценностные ориентации учащейся молодежи». Задача заключалась в том, чтобы определить иерархию предпочитаемых трудовых ценностных ориентаций старшеклассников. Под профессиональными ценностными ориентациями понимается система трудовых качеств личности на этапе самоопределения.

Старшеклассникам предлагался бланк, в котором находилось 98 понятий. Они обозначали названия ценностей трудовой деятельности человека. Респондентам нужно было вычеркнуть названия тех ценностей, которые для них имеют меньшее значение, а оставшиеся оценить по 7-балльной шкале, предварительно проранжировав их в порядке личной значимости. После обработки полученных результатов был учтен порядок, в котором располагались ценности, а также их принадлежность к одному из семи типов:

1. ОЗ – общественно значимые ценности трудовой деятельности;

2. СД – ценностные ориентации, связанные с содержанием труда;

3. СТ – статусные достижения работника посредством трудовой деятельности;

4. РТ – ценностные ориентации, направленные на результат труда;

5. СМ – связанные с возможностью развития личности в процессе овладения профессией;

6. СУ – с возможностью применения своих способностей и самоутверждения в процессе труда;

7. УТ – с условиями труда.

Согласно эмпирическим данным, иерархия предпочитаемых трудовых ценностных ориентаций старшеклассников распределилась следующим образом и представлена на рис. 1.

Как видно из рис. 1, определяющими ценностными ориентирами в области будущей трудовой деятельности учащихся 10-х классов являются: 1) возможность материального благополучия; 2) статусные достижения в процессе труда; 3) условия труда. Учащиеся обоих типов классов (независимо от пола) однозначно поставили на первое место ценности, связанные с результатом труда (РТ); последнее же место занимают общественно значимые ценности трудовой деятельности (ОЗ). Причем ценностные ориентации РТ стоят на первом месте у большего количества старшеклассников 10-го класса с традиционным обучением (88,9 %), т.е. еще не определившихся со своим профессиональным выбором, чем у их сверстников в классе с дифференцированным обучением (80 %), которые такой выбор уже сделали. Полученные результаты также позволили определить профилизацию в 10-х классах, учитывая потребности участников образовательного процесса для дальнейшего овладения профессией.

missing image file

Рис. 1. Иерархия профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников

missing image file

Рис. 2. Гендерные особенности иерархии профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников

Промежуточное положение занимают ценностные ориентации, показывающие возможность применения своих способностей и самоутверждения в процессе труда.

Незначительными для старшеклассников оказались такие трудовые ценностные ориентации, которые раскрывают следующие качества подростка: дисциплинированность, организованность, социальность, трансцендентность.

Для оценки значимости различий в трудовых ценностных ориентациях старшеклассников традиционного и профильного классов был использован Q-критерий Розенбаума, который не показал статистически значимых различий.

Интересны гендерные особенности трудовых ценностных ориентаций у старшеклассников на рис. 2.

Как видно из рис. 2, имеются гендерные различия в иерархии трудовых ценностных ориентаций. Так, для девушек из профильного и традиционного классов наиболее важной трудовой ценностью являются условия труда и только потом результат труда, у юношей же результат труда стоит на первом месте.

Математическая проверка при помощи Q-критерия Розенбаума показала, что имеются статистически значимые различия в ценностных ориентациях между девушками и юношами как профильного, так и традиционного классов, т.е. девушки как профильного, так и традиционного классов отличаются от юношей этих классов по своим трудовым ценностным ориентациям. Поэтому процесс самореализации может происходить только при одном условии, когда обучающийся принимает активное участие во всех видах деятельности, пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и места.

Выводы

Изучение трудовых ценностных ориентаций старшеклассников показало, что для всех без исключения учащихся самыми важными ценностными установками являются результат труда (высокая оплата профессиональной деятельности) и статусные достижения через выбор престижной профессии. Современные старшеклассники слабо представляют себе суть труда и сущность профессиональной деятельности, не видят того сложного и кропотливого труда, благодаря которому удается добиться желаемого. По этой причине их ценности, отражающие возможность развития личности в процессе овладения профессией, привлекательность содержания труда и общественно значимые ценности трудовой деятельности не получили высокой оценки и не заняли достойного места в иерархии трудовых ценностных ориентаций.

Нами было выявлено, что в период юношеского взросления необходимо решить серьезный вопрос, касающийся социальной адаптации личности в трудовой деятельности. На современном этапе развития общества образование располагает всеми ресурсами для формирования активной жизненной позиции в профессиональной сфере.

Очень велико влияние ценностных ориентаций на правильность, самостоятельность и осознанность выбора будущей специальности. Именно профессиональное самоопределение поможет занять достойное место в обществе и стать его гражданином.


Библиографическая ссылка

Морозов Н.А. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 209-213;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38281 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674