Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дударева О.Б. 1 Борченко И.Д. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
В статье подведены итоги проведенного в 2019 г. мониторинга дистанционного обучения детей-инвалидов. Авторами прописаны методы и принципы сбора информации, а также результаты проведенного исследования в разрезе трех лет. Основной метод исследования – опрос, вид исследования – анкетирование по следующим показателям: уровень организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, учет уровня подготовки обучающихся, качество организации обучения, определение времени работы за компьютером, отношение к дистанционному образованию. В ходе исследования был проведен опрос родителей (законных представителей), детей-инвалидов и педагогов школ. По итогам анализа данных авторами прописывается динамика результатов исследования, сопоставление данных трех категорий респондентов, а также обоснование полученных данных. Целью исследования является оценка качества предоставленных образовательных услуг и созданных условий для получения качественного образования посредством дистанционного образования детей-инвалидов. Задачей исследования является проведение анкетирования обучающихся школ и их родителей для определения эффективности предоставления образовательных услуг детям-инвалидам в дистанционном формате. Результаты исследования представлены в виде социолого-статистических данных с качественным анализом. Обработка полученных результатов исключала субъективный подход, так как осуществлялась машинным способом. При анализе результатов учитывался предел погрешности – от 1 до 10 %.
дети-инвалиды
дистанционные образовательные технологии
дистанционное образование
мониторинг
1. Приказ Комитета по делам образования г. Челябинска от 17 декабря 2018 года N 2656-у «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в муниципальной образовательной системе города Челябинска. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/553126212 (дата обращения: 17.09.2020).
2. Дистанционное обучение детей инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://proinvalid.ru/trudoustrojstvo/distantsionnoe-obuchenie-detej-invalidov (дата обращения: 17.09.2020).
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 26 апреля 2013 г. № 01/1326 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 04.06.2010 г. № 01-376». [Электронный ресурс]. URL: https://uo-asha.educhel.ru/activities/ovz1/file/517618 (дата обращения: 17.09.2020).
4. Фарман И.П. Мониторинг как метод исследования и представления знаний // Философия науки. 2012. Т. 12. № 1. С. 256–269.
5. Дударева О.Б., Таран Т.В. Информационно-методическое обеспечение развития профессиональной компетентности учителя // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами / Под ред. С.Г. Воровщикова, О.А. Шкляровой. М.: МПГУ, 2016. 672 с.

Особенностью современного образования является доступность образования для всех групп населения, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ современной образовательной ситуации позволяет констатировать, что современная система образования ориентирована на удовлетворение социального запроса, формирующегося из индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Развитие дистанционного образования дало возможность детям-инвалидам, не выходя из дома, осваивать основные образовательные программы.

Дистанционное образование детей-инвалидов – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии [1].

Образовательное пространство организуется у ребенка дома с использованием информационно-коммуникационных технологий, удобных для маломобильных категорий инвалидности [2].

В рамках Положения «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» [3], а также приказа ГБУ ДПО ЧИППКРО от 11.04.2019 г. № 260 «О проведении мониторинга реализации дистанционного образования детей-инвалидов в Челябинской области», в апреле–мае 2019 г. на территории Челябинской области был проведен мониторинг образования детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Материалы и методы исследования

В соответствии с концепцией проведения исследования в качестве объектов определены основные группы респондентов, деятельность которых определяет успешность образования детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – мероприятие): обучающиеся (дети, имеющие инвалидность); педагоги школ: сетевые преподаватели и педагоги-кураторы; родители (законные представители детей).

Полученные в ходе анкетирования данные были внесены в электронную базу с количественным (с применением методов математической обработки данных) и качественным описанием результатов. При предоставлении результатов и интерпретации их по отношению к целям самого мониторинга использована форма аналитического отчета [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Последний этап мониторинга проводился в апреле-мае 2019 г. Всего в рамках данного этапа было опрошено 224 (63,6 % от общего количества участников мероприятия) респондента, в число которых входят все категории участников мероприятия. На вопросы анкеты ответили:

– 49 учащихся из 70 списочного состава (46 %);

– 21 родитель из 70 (30,00 %);

– 38 педагогов-кураторов из 47 (80,85 %);

– 116 сетевых преподавателей из 165 (70,30 %).

Данное количество респондентов на 15 мая 2019 г. составило 63,60 % от числа участников мероприятия, что обеспечило валидность исследования, а также репрезентативность выборки.

Согласно утвержденной концепции мониторинга, для его проведения разработаны два типа анкет для каждой категории участников дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ДОДИ) (дети, их родители, педагоги-кураторы и сетевые преподаватели): входная анкета, на вопросы которой респонденты отвечают на начальном этапе своего участия в дистанционном образовании детей-инвалидов, и промежуточная анкета, на вопросы которой отвечают участники образования детей-инвалидов в последующем [5].

Распределение ответов учащихся и их родителей на первый вопрос анкеты мониторинга, касающийся уровня организации обучения детей в дистанционном формате, показало следующее (табл. 1).

Таблица 1

Мнения школьников (участников ДОДИ) и их родителей об уровне организации обучения детей в дистанционном формате (2018–2019 гг.)

Уровень организации обучения детей в дистанционной форме

Мнение школьников

( % ответивших)

Мнение родителей

( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

Высокий/ отлично

27,8

42,9

33,3

100,00

Выше среднего/ хорошо

44,4

42,9

66,7

0,0

Средний/ удовлетворительно

11,1

14,2

0,0

0,0

Ниже среднего/ неудовлетворительно

0,0

0,0

0,0

0,0

Затрудняются ответить

16,7

0,0

0,0

0,0

Уровень организации учебного процесса большинство школьников и родителей оценили как «высокий» и «выше среднего». Причем качество организации обучения детей дистанционно в целом соответствует ожиданиям самих детей и их родителей (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «Соответствует ли качество организации обучения Вашим ожиданиям?» (за 2018–2019 гг.)

Соответствие качества организации дистанционного образования ожиданиям участников ДОДИ

Мнение школьников

( % ответивших)

Мнение родителей

( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

Полностью соответствует

66,7

71,4

100,0

0,0

Частично соответствует

22,2

28,6

0,0

100,0

Не соответствует

0,0

0,0

0,0

0,0

Затрудняются ответить

11,1

0,0

0,0

0,0

Большинство респондентов из числа обучающихся (57,1 %) отметили, что тяжесть учебной нагрузки – средняя, выполнима без напряжения. Низкой, легко выполнимой, оценили учебную нагрузку 14,3 % школьников. При этом в мае 2019 г. никто из респондентов не оценил учебную нагрузку как непомерно высокую, невыполнимую. Высокой, но выполнимой учебную нагрузку считают 28,6 % учеников. Отвечавшие на данный вопрос родители учащихся оценили учебную нагрузку своего ребенка как среднюю, выполнимую без напряжения.

По мнению большинства респондентов (обучающихся и их родителей), уровень подготовки учащихся к выполнению заданий с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) учитывается полностью или частично (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Учитывается ли при дистанционном обучении уровень Вашей подготовки к выполнению заданий?»

Учитывается ли при дистанционном обучении уровень Вашей подготовки к выполнению заданий

Мнение школьников

( % ответивших)

Мнение родителей

( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

Учитывается полностью

61,1

42,9

100,0

66,7

Учитывается частично

16,7

57,1

0,0

33,3

Не учитывается

5,6

0,0

0,0

0,0

Затрудняются ответить

16,7

0,0

0,0

0,0

Таблица 4

Определение времени работы за компьютером (мнение школьников) (за 2018–2019 гг.)

Сколько времени работает на компьютере ребенок для выполнения заданий?

Мнение школьников

( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

0,5 часа в день

0,0

66,7

1–2 часа в день

38,9

0,0

1–2 часа в неделю

11,1

0,0

2–3 часа в неделю

16,7

0,0

В зависимости от темпа и качества усвоения содержания

22,2

33,3

Затрудняются ответить

11,1

0,0

Таблица 5

Определение времени работы за компьютером (мнение родителей) (за 2018–2019 гг.)

Сколько времени работает на компьютере ребенок для выполнения заданий?

Мнение родителей ( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

0,5 часа в день

0,0

0,0

1–2 часа в день

0,0

57,1

1–2 часа в неделю

0,0

0,0

2–3 часа в неделю

0,0

0,0

В зависимости от темпа и качества усвоения содержания

100,0

28,6

Затрудняются ответить

0,0

14,3

Соблюдение СанПиН – важное условие организации образовательной деятельности. На вопрос о количестве времени, затрачиваемом школьниками на работу за компьютером (ПК) для выполнения заданий, дети и их родители ответили так (табл. 4, 5).

При этом большинство детей (57,1 %) тратят 2–3 часа в неделю для обучения в дистанционном режиме (не только на работу за ПК). Так же считают и родители (табл. 6). Стоит отметить, что есть дети, которые тратят на данный вид обучения 2–3 часа в день. Это подтверждают ответы родителей.

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько, по вашему мнению, времени тратится ребенком на обучение в дистанционной форме?»

Сколько примерно времени тратится ребенком на обучение в дистанционной форме?

Ответы школьников

( % ответивших)

Ответы родителей

( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

2–3 часа в день

0,0

14,3

0,0

33,3

1–2 часа в день

11,1

14,3

0,0

0,0

2–3 часа в неделю

38,9

57,1

100,0

66,7

1–2 часа в неделю

38,9

14,3

0,0

0,0

В зависимости от темпов и качества усвоения содержания (время не нормировано)

5,6

0,0

0,0

0,0

Затрудняюсь ответить

5,6

0,0

0,0

0,0

У 57,1 % (в 2018 г. – у половины) обучающихся остается достаточно много свободного времени от учебы, 42,9 % (в 2018 г. – 27,8 %) ребят ответили, что время остается, но немного. По мнению 66,7 % родителей, у ребенка остается достаточно много свободного времени, и 33,3 % ответивших родителей считают, что свободное время остается, но немного. Никто из респондентов не считает, что свободного времени от учебы остается очень мало (в 2018 г. такой ответ выбрали 16,7 % детей).

По данным анкетирования учащихся, самыми востребованными предметами для обучения с использованием дистанционных технологий на данном этапе являются обществознание (18,2 %), иностранный язык (18,2 %) и история (13,2 %). Анкетирование показало, что такие предметы, как физика и химия, не относятся к перечню предметов, которые действительно нравится изучать дистанционно отвечавшим на вопросы анкеты детям.

Опрошенные дети и их родители считают, что объем изучения некоторых предметов можно увеличить (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос «Объем изучения каких предметов, по Вашему мнению, можно увеличить?»

Предмет

Мнение школьников ( % ответивших)

Мнение родителей ( % ответивших)

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

Русский язык

13,2

21,4

0,0

18,2

Литературное чтение

2,6

0,0

0,0

0,0

Литература

5,3

7,1

0,0

0,0

Математика

18,4

21,4

100,0

27,3

Окружающий мир

2,6

0,0

0,0

0,0

История

2,6

7,1

0,0

0,0

Обществознание

13,2

7,1

0,0

9,1

Биология

2,6

0,0

0,0

0,0

География

2,6

0,0

0,0

0,0

Физика

7,9

0,0

0,0

0,0

Химия

0,0

0,0

0,0

0,0

Иностранный язык

10,5

21,4

33,3

27,3

Информатика

18,4

14,3

0,0

18,2

Однако следует отметить, что предметы изучаются в объеме, предусмотренном нормативными документами, согласно которым осуществляется обучение детей-инвалидов с использованием ДОТ.

По данным мониторинга 2019 г., 100,0 % преподавателей предполагали, что дети будут учиться с большим интересом. Ответы детей подтверждают данное утверждение – все (100,0 %) дети отметили, что учатся с большим интересом (табл. 8).

Таблица 8

Ответы обучающихся на вопрос «Оцените свое отношение к дистанционному обучению»

Отношение к дистанционному обучению

Мнение школьников

( % ответивших)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Учатся с большим интересом

81,40

61,1

100,0

Заметного интереса не проявляют

13,95

22,2

0,0

Интереса не проявляют

0,00

0,0

0,0

Учусь по принуждению

0,00

5,6

0,0

Затруднились ответить

4,65

11,1

0,0

По данным последнего анкетирования, в дистанционном обучении наиболее привлекательным для школьников является возможность обучения с использованием компьютера (57,1 % ответов), также привлекает форма подачи материала и возможность индивидуального общения с преподавателем (по 14,3 % ответов). Затруднились дать ответ – 14,3 % респондентов. В 2018 г. одинаково привлекательными для школьников являлись возможность обучения с использованием компьютера и возможность индивидуального общения с преподавателем (по 38,9 %). Примечательно, что в 2017 г. самым популярным был ответ «возможность обучения с использованием компьютера» (37,2 %), а еще годом ранее – «возможность индивидуального общения с преподавателем» (44,44 %).

Если бы пришлось выбирать форму обучения, то большинство детей (57,1 %) выбрали бы очную форму с использованием ДОТ; 0,0 % – дистанционный вид обучения, 42,9 % – очную форму (обучение на дому), так как индивидуальное личное общение с педагогом позволит ликвидировать проблемы, получить возможность уточнения, понимания. В 2018 г. 72,2 % выбрали бы очную форму с использованием ДОТ, 5,6 % – дистанционный вид обучения, 11,1 % – очную форму (обучение на дому). Анкетирование в 2017 г. дало следующие результаты: большинство детей (76,8 %) выбрали бы очную форму с использованием ДОТ, 20,9 % – дистанционный вид обучения, 2,3 % – очную форму (обучение на дому).

Заметное улучшение результатов обучения, по сравнению с периодом, когда дети обучались без использования ДОТ, отметили 71,4 % школьников. По мнению 14,3 % школьников, результаты обучения не изменились, и 14,3 % ребят затруднились оценить свои успехи. Никто из учащихся не отметил, что результаты обучения стали хуже. В 2018 г. улучшение результатов обучения, по сравнению с периодом, когда дети обучались без использования ДОТ, отметили 66,6 % школьников (из них половина отмечала заметное улучшение, и половина – незначительное улучшение результатов). В 2018 г., по мнению 27,8 % школьников, результаты обучения не изменились, а 5,6 % ребят затруднились оценить свои успехи. Также никто из учащихся не отмечал, что результаты обучения стали хуже. По мнению всех родителей, результаты обучения детей улучшились (66,7 % выбрали «заметно улучшились», остальные 33,3 % – «стали незначительно лучше»).

Одним из важнейших показателей успешности мероприятия является удовлетворенность его участников результатами работы. Все ответившие респонденты в той или иной степени удовлетворены итогами обучения (школьники: 85,7 % удовлетворены и 14,3 % частично удовлетворены, родители: 33,3 % и 66,7 % соответственно). Никто из респондентов не выбрал ответ «не удовлетворен».

Мнение отвечавших родителей о том, чему способствовало дистанционное обучение, в котором участвует ребенок, приведено в таблице (табл. 9).

Таблица 9

Распределение ответов респондентов на вопрос «Дистанционное обучение, в котором участвует Ваш ребенок, способствовало…»

Дистанционное обучение способствовало

Родители

( % ответивших «Способствует»)

2012 ноябрь

2013 март

2013 ноябрь

2014 апрель

2015 май

2016 май

2017 май

2018 май

2019 май

а) усилению практической направленности

7,14

8,3

17,4

12,1

12,5

8,57

14,28

25,0

25,0

в) разгрузке учебного процесса

3,57

8,3

2,2

3,45

6,25

11,43

0,00

0,0

0,0

д) более широкому применению информационно-коммуникационных технологий

21,43

25,0

19,6

20,7

15,6

17,14

14,28

25,0

12,5

е) повышению качества общеобразовательной подготовки

16,07

16,7

17,4

15,5

18,75

14,29

14,28

25,0

37,5

з) формированию стремления к самообразованию

16,07

8,3

15,2

8,6

6,25

11,43

14,28

0,0

0,0

и) повышению интереса учащихся к обучению

8,93

12,5

8,7

12,1

12,5

11,43

14,28

0,0

0,0

л) повышению комфортности самочувствия ребенка

7,14

0

4,3

3,45

6,25

5,71

14,28

0,0

25,0

о) формированию самостоятельности и самоорганизации учащихся

12,5

12,5

13,0

15,5

21,9

14,29

14,28

25,0

0,0

п) определению сферы интересов

5,36

8,3

2,2

6,9

0

5,71

0,00

0,0

0,0

По данным предыдущих этапов анкетирования (2011–2012 гг.), в ноябре 2012 г. 89,47 % родителей были удовлетворены взаимодействием с педагогом-куратором (что на 7,65 % выше показателя апреля 2012 г.), 5,26 % удовлетворены частично. Взаимодействием же с сетевым преподавателем в ноябре 2012 г. были удовлетворены 73,68 % родителей (в 2011 г. – 61,11 %, в апреле 2012 г. – 81,82 %). 10,53 % родителей затруднились ответить на этот вопрос анкеты, в 2011 г. процент затруднившихся с ответом родителей составил 27,7 %. В 2019 г. 66,7 % родители отметили, что «удовлетворены итогами взаимодействия с сетевыми преподавателями» и 100 % родителей удовлетворены взаимодействием в педагогами-кураторами.

По данным предыдущих этапов анкетирования (2011–2012 гг.), в ноябре 2012 г. 92,50 % обучающихся были удовлетворены итогами взаимодействия с педагогом-куратором, 5 % были удовлетворены частично (в 2011 г. эти показатели составляли 85,71 % и 14,29 % соответственно, в апреле 2012 г. – 94,20 % и 1,45 %). В ноябре 2012 г. взаимодействием с сетевым преподавателем были удовлетворены 58,23 % школьников, частично удовлетворены 13,92 % (показатели 2011 г. – 71,43 % и 10,71 %, показатели опроса в апреле 2012 г. – 86,96 % и 8,70 %). Количество школьников, не удовлетворенных результатами взаимодействия с сетевым преподавателем, в 2012 г. составило 5,06 % (10,71 % – в 2011 г., 1,45 % – в апреле 2012 г.). В ноябре 2012 г. среди школьников не было выявлено участников, не удовлетворенных взаимодействием с куратором (в апреле 2012 г. анкетирование показало 2,90 % таких школьников, в 2011 г. – 0 %).

Заключение

Таким образом, по результатам всех этапов мониторинга можно констатировать следующие тенденции.

Основная организационная роль в налаживании взаимодействия между участниками мероприятия отведена педагогам-кураторам. Анкетирование показало, что все кураторы (100 %) без каких-либо трудностей взаимодействуют с родителями детей-инвалидов. Кроме того, данная категория педагогов эффективно применяет различные форматы коммуникации с другими участниками образовательной деятельности.

Анализ ответов респондентов показывает, что взаимодействие обучающихся с педагогами происходит систематически на постоянной основе. При этом большинство детей с интересом осваивают образовательные программы, используя возможности сети Интернет с рабочего места, оборудованного на дому.

Желание детей продолжать обучение в дистанционном формате обусловлено их интересом к форме подачи материала. Тем не менее большинство учащихся предпочло бы сочетать такой формат обучения с очным обучением на дому.

Высокий профессиональный уровень педагогов позволяет оптимально выбрать стиль общения с обучающимся. При этом, организуя сетевое взаимодействие, все педагоги всегда соблюдают нормы и правила действующего в сети Интернет телекоммуникационного этикета.

Анкетирование педагогов-кураторов показало, что 71,4 % из них оказывают помощь учащимся в выполнении индивидуальных и групповых образовательных проектов и сетевых мероприятий. Для 28,6 % педагогов-кураторов причинами неоказания такой помощи являются (из предложенных вариантов ответов) «нежелание ребенка участвовать в подобных мероприятиях» и «другое».

Большинство преподавателей считают целесообразным организацию и проведение мероприятий просветительского характера, направленных на повышение общей психологической грамотности участников образовательной деятельности в рамках организации ДОДИ.

В условиях всеобщей цифровизации и реализации профессиональных стандартов необходимо повышение квалификации сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, не прошедших обучение или прошедших обучение более 3 лет. В том числе на основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости проведения мониторинговых исследований по изучению состояния организации обучения на дому в дистанционном формате детей, имеющих инвалидность, для выстраивания эффективной работы в данном направлении.


Библиографическая ссылка

Дударева О.Б., Борченко И.Д. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 159-165;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38272 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674