Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бичева И.Б. 1 Казначеева С.Н. 1 Волкова Г.А. 2 Степаненкова А.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 МБДОУ «Детский сад № 151»
3 МБДОУ «Детский сад № 160»
В статье рассматривается проблема подготовки детей дошкольного возраста к безопасной деятельности и безопасному поведению. Проанализированы научно-теоретические положения, раскрывающие ключевое понятие исследования «безопасное поведение». Авторами подчеркивается, что формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности (социальной, природной, бытовой) следует рассматривать как приоритетное направление дошкольного образования, а воспитание ребенка, мотивированного на самосохранение, способного к ответственному поведению в окружающих условиях, строго соблюдающего правила поведения, – как важную задачу в работе с дошкольниками. Целью публикации является обоснование методических основ формирования представлений о безопасном поведении в дошкольном возрасте. Авторами сделан вывод, что при формировании у детей дошкольного возраста представлений и навыков безопасного поведения целесообразно использование трех групп методов: повышающих познавательную и эмоциональную активность, устанавливающих связи между разными видами деятельности, корректирующих и уточняющих представления. Приведены примеры методических приемов в каждой группе методов. Сделан вывод: формирование представлений об основах безопасного поведения позволяет воспитывать самосохраняющее поведение ребенка, что обуславливает комплексное решение данной задачи в процессе взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
дошкольный возраст
безопасное поведение
познавательное развитие
методы формирования представлений о безопасном поведении
1. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. 2016. № 1–1 (13). С. 21.
2. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2016. 80 с.
3. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. С. 44–47.
4. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А. Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. С. 11.
5. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 5.
6. Купцова С.А. Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 10 (октябрь). URL: http://e-koncept.ru/2020/201072.htm.
7. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2002. 144 с.
8. Бичева И.Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 259–270.
9. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 98–106.
10. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90–94.
11. Вьюшкина Е.Е., Ханова Т.Г. Методы воспитания культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Мининский университет. 2020. С. 64–68.
12. Ханова Т.Г., Вьюшкина Е.Е. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 18–21.
13. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2012. 218 с.
14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 1998. 160 с.
15. Бичева И.Б. Методические основы формирования педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 218–231.

В современных условиях развития системы образования, в том числе дошкольного, проблема подготовки детей к безопасной деятельности и безопасному поведению рассматривается как наиболее актуальная [1]. Освоение детьми дошкольного возраста системных знаний, представлений об опасных ситуациях и привитие определенных навыков безопасного поведения в природе, социуме и быту является одной из задач социально-коммуникативного развития. Необходимость ее решения во многом связана с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, прежде всего стремлением проявить свою любознательность. С одной стороны, любознательность является важным условием личностно-познавательного развития ребенка, а с другой – может явиться причиной его небезопасного поведения в процессе освоения окружающего мира. Кроме того, на практике часто возникают ситуации, при которых дети старшего дошкольного возраста проявляют недостаточную готовность к необходимым навыкам самосохранения, так как способность к прогнозированию своих действий и анализу окружающей обстановки находится в стадии формирования. В этой связи Т.Г. Хромцова выделяет причины несчастных случаев, которые наиболее часто происходят с детьми дошкольного возраста: повышенная любознательность, незнание основных правил поведения (в природе, в быту, на дорогах и т.д.), высокая отвлекаемость, отсутствие навыков осознанного владения собственными действиями, неосознанность опасных ситуаций и др. [2, с. 35]. Поэтому педагогам и родителям важно формировать у детей устойчивые знания о последствиях небезопасного поведения и упражнять в применении правил безопасного поведения [3]. Как отмечается в исследовании Н.И. Дунаевой, Н.Е. Серебровской, П.А. Егоровой, «если ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, помочь избежать негативных последствий и стимулировать его развитие можно через предоставление ему специально организованных услуг, развивающих программ, а также через создание сети позитивных отношений с другими взрослыми» [4, с. 7].

В то же время учеными отмечается недостаточное внимание педагогов (родителей) к целенаправленному решению данной проблемы в системе: «предвидение опасности (умение заранее определить возможный источник опасности) – уклонение от опасности (знание возможного характера развития опасной ситуации, умение правильно оценить опасную ситуацию и определить возможные способы предосторожности) – преодоление опасности (умение правильно вести себя в ситуации опасности, применять способы устранения последствий)». Это снижает эффективность овладения детьми дошкольного возраста представлениями об ответственном (безопасном) поведении, навыками и умениями безопасного поведения. Как показывают исследования, реальный уровень представлений о разных видах опасности не в полной мере соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей дошкольного возраста. В качестве основной причины указывается недостаточный уровень готовности педагогов (родителей) к комплексному решению задачи «формирование представлений об основах безопасного поведения». Например, З.И. Тюмасева и И.Л. Орехова указывают, «что семейное воспитание часто сводится к назиданию, понуканию, порицанию, указанию и т.д., а не рассматривается как образ семейной жизни, семейная среда жизни, формирование потребностей детей через подражание своим родителям или как потребность в здоровом и безопасном образе жизни, оздоровлении» [5, с. 4]. На проблему педагогического просвещения в решении задач воспитания безопасной жизнедеятельности субъектов образования обращает внимание С.А. Купцова [6].

Цель исследования: обоснование методических основ формирования представлений о безопасном поведении в дошкольном возрасте.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Это позволило выделить методы формирования представлений об основах безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе дошкольного образования разработаны и активно используются парциальные образовательные программы по безопасности: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» (автор Л.Л. Тимофеева), «Мир Без Опасности. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста» (автор И.А. Лыкова), «Моя безопасность в большом мире» (автор М.В. Погодаева). В данных программах раскрываются особенности ознакомления детей с основными понятиями (опасность/безопасность, опасное/безопасное поведение и др.), опасными для жизни ситуациями, их причинами и особенностями безопасного поведения при их возникновении.

Психолого-педагогические аспекты формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста достаточно широко представлены в исследованиях Е.Е. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной [7], И.Б. Бичевой [8], А.И. Садретдиновой [9], С.В. Терницкой [10] и других ученых. Так, Н.Н. Авдеевой, Н.П. Князевой, Р.Б. Стеркиной понятие «безопасное поведение» определяется как «поведение, которое обеспечивает безопасность самой личности, а также не должно наносить вред окружающему ее миру» [7, с. 11], А.И. Садретдиновой [9] предлагается система работы по формированию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на основе проектирования специальных педагогических условий. В исследованиях Т.Г. Хановой, Е.Е. Вьюшкиной [11, 12] представлен опыт использования наиболее эффективных методов, способствующих воспитанию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. Отметим работу З.Ф. Аксеновой, в которой внимание педагогов обращается на то, что при обучении детей безопасному поведению следует избегать прямых фраз о подстерегающих опасностях, аккуратно приводить примеры опасных ситуаций, в которые иногда попадают дети, стараться не запугивать ребенка, чтобы не вызвать у него панику [13, с. 58].

Содержание работы с дошкольниками в направлении формирования основ безопасности обеспечивается совокупностью информационного, поведенческого и эмоционально-волевого компонентов. Информационный компонент предполагает овладение знаниями о безопасном поведении в разных ситуациях (природных, бытовых, социальных). Поведенческий компонент обуславливает действия в проблемных ситуациях, возникающие в условиях окружающего мира. Эмоционально-волевой компонент характеризуется осознанным отношением к собственной безопасности и своему здоровью посредством правильного реагирования и действия при возникновении проблемных ситуаций.

Следовательно, формирование представлений о безопасном поведении в дошкольном возрасте целесообразно осуществлять как процесс развития когнитивных, исполнительских, эмоционально-волевых, проектно-конструктивных параметров познавательной деятельности детей. Это значит, что планирование и организация данной работы должны основываться на принципах системности, постепенности, информативности, доступности и активности. Так, принцип информативности означает, что знания, предлагаемые детям, должны вызывать положительное отношение и формировать осознанное восприятие, побуждая к активной деятельности. Поэтому важно правильно отбирать знания с учетом их значимости, актуальности для ребенка, возможности применения на практике. Принцип активности обеспечивает деятельностное познание информации, формирование практических навыков. Так как деятельность по формированию представлений о безопасном поведении является частью действительности, в которую включен ребенок, он становится ее субъектом, самостоятельным в процессе познания. Поэтому содержательности формируемых знаний способствует развивающая информация, в процессе усвоения которой воспитываются личностные качества ребенка, особенности эмоционального восприятия и отношения, появляется уверенность в своих возможностях. Именно целенаправленно организованная деятельность позволяет решить задачи по приобретению и закреплению знаний, обогащению опыта детей, осознанию ими важности норм безопасности и правил взаимодействия. Результатом познания в деятельности становится вхождение ребенка в особый мир безопасности и сформированный опыт безопасного поведения как условие личной безопасности.

Эффективность процесса формирования основ безопасного поведения во многом зависит от разнообразия используемых педагогом информативных средств. По своему содержанию эта работа предполагает конкретизацию детских представлений, поскольку любой вид опасности является предметом изучения и расширения представлений детей об особенностях безопасного поведения в конкретной ситуации. Художественная литература, музыкальные произведения, изобразительное искусство соответствующей тематики являются как средством приобретения знаний, так и источником воспитания эмоций, чувств и отношений. Сочетание различных средств в процессе формирования основ безопасного поведения (чтение и рассматривание иллюстраций, чтение и слушание музыки, слушание музыки и рисование и др.) оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста. Как отмечает С.А. Козлова, «в процессе ознакомления с социальной действительностью детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость происходящего» [14, с. 41]. То есть закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

Создание ситуаций для осознанного восприятия информации о видах опасности требует от педагога умения организовывать процесс усвоения знаний, стимулирующий проявление ребенком любознательности, творчества, активности. В рассматриваемом контексте особое значение приобретает личность воспитывающих взрослых и, прежде всего, их опыт безопасного поведения, позволяющий «на высоком уровне проявлять профессиональную и личностную культуру, осознавать уровень возможного риска, знать способы его предупреждения, неукоснительно выполнять нормы поведения, отношений, действовать быстро и решительно в сложных ситуациях и др.» [15, с. 219–220].

Вышеизложенное позволяет констатировать, что формирование у детей дошкольного возраста знаний, представлений и опыта в области безопасности необходимо осуществлять, основываясь, прежде всего, на воспитании культуры безопасности в процессе познания видов опасности, обеспечивая развитие регулятивных навыков поведения. Поэтому считаем целесообразным использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста комплекса методов, в совокупности обеспечивающих повышение познавательной и эмоциональной активности, установление связи между разными видами деятельности, коррекцию и уточнение представлений о безопасности и безопасном поведении.

Среди методов повышения познавательной активности, обеспечивающих активность ребенка к изучению нового знания, выделим методы анализа и синтеза, сравнения, моделирования, а также методы вопросов, повторений, решения логических задач. К методам, обеспечивающим повышение эмоциональной активности детей в процессе усвоения знаний, относятся методы, способствующие заинтересованности в процессе восприятия познавательного содержания и его усвоения:

- игровые приемы (воображаемая ситуация (например, встреча с воображаемыми источниками опасности), придумывание истории или сказки (например, придумать историю о безопасной стране, помочь герою избежать опасности);

- сюрпризные моменты и элементы новизны (например, групповая комната превращается в лесной замок, в котором спрятались опасности, появление в группе персонажа «Опасность», просмотр видеофильма (мультфильма) соответствующей тематики, др.).

К методам установления связей между разными видами деятельности относят методы, посредством которых решаются задачи различной направленности: познавательное развитие, совершенствование навыка, приобретение и обогащение эмоционального опыта, др.

Метод «перспективное планирование» позволяет ребенку установить взаимосвязь между имеющимися знаниями, умениями и возможностью их применения. Так, детям предлагается подумать, как может им пригодиться знание различать «съедобное-несъедобное» или для чего нужны знания правил поведения при обращении с бытовыми предметами?

Метод «беседа» используется как в процессе ознакомления, так и при систематизации и закреплении представлений об основах безопасного поведения. Например, первоначальное знакомство может проходить во время беседы «Безопасность – это….», «Это опасно или нет». Для систематизации и закрепления знаний продумывается содержание беседы «Безопасность – это здоровье», «Правила поведения», «Безопасная олимпиада» и т.п. Логично сопровождать беседу рассматриванием иллюстраций, на которых герои попадают в различные ситуации, в том числе опасные, применением дидактических игр по типу «Что лишнее?», «Найди опасность», «Угадай вид опасности» и специальных раскрасок по закреплению знаний о правилах конкретного вида опасности.

Особый интерес у детей вызывают встречи со специалистами, профессии которых связаны с опасностями (например, пожарными). На подобных встречах приглашенные не просто рассказывают об опасных ситуациях, которые часто встречаются в их профессии и жизни, но и проводят с детьми специальную тренировку.

Методы коррекции и уточнения представлений направлены на выяснение степени понимания детьми изучаемого содержания и формирование правильного оценочного суждения. В контексте нашего исследования – это методы повторения («Приведи примеры правил поведения на прогулке», «Сформулируй более точно правила поведения в быту (на природе)»), ситуации выбора, обсуждение способа действия («Почему ты думаешь, что это опасность?», «Как бы ты поступил на месте героя?»).

Выводы

Проведенный анализ показывает, что формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности (социальной, природной, бытовой) следует рассматривать как приоритетное направление дошкольного образования, а воспитание ребенка, мотивированного на самосохранение, способного к ответственному поведению в окружающих условиях, строго соблюдающего правила поведения – как важную задачу его социокультурного развития.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о безопасности, о навыках безопасного поведения необходимо осуществлять на основе комплекса методов и приемов во взаимодействии педагогов и родителей. Постоянная демонстрация детям правильных (безопасных) действий в различных ситуациях опасности позволит не просто сформировать у детей отвлеченные знания и представления о безопасном/опасном поведении, но, что особенно важно, воспитать понимание значимости безопасного образа жизни как способа жизнедеятельности, а сочетание теоретического изучения вопросов с постоянными упражнениями в правилах безопасного поведения обеспечит формирование привычки неукоснительно выполнять требования и правила безопасности.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 130-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38267 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674