Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АДАПТАЦИЯ СЕМЬИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Гагаркина И.Г. 1
1 Институт педагогики
Появились новые воздействия на организм человека, вызывающие психогении. Условия изоляции, изменения в социальной жизни людей из-за пандемии вызывают напряжение адаптационных систем организма. Скрытые «пограничные» состояния выходят на передний план. Для выхода из острого состояния психоэмоционального напряжения организму необходимо перестроиться на новый уровень функционирования. У подростков в период изоляции, дистанционного обучения нарастали раздражительность, агрессивность, отмечались самовольные уходы из дома, высказывались суицидальные мысли, сверхценные идеи, усиливалась зависимость от гаджетов. Однако дети с ослабленным здоровьем, когда в этих же условиях была возможность работать в соответствии со своим типом темперамента, суточным биоритмом, с поддержкой родителей смогли адаптироваться. Одной из составляющих преодоления травматических постстрессовых расстройств является поддерживающая функция семьи. Полезно учитывать реабилитационный потенциал семьи при оказании помощи детям и семьям. Классификатор реабилитационного потенциала учитывает социально-гигиенический, медицинский и социально-психологический компоненты. Не всегда семья выступала как средство психологической защиты. Особая социальная ситуация показала важность семьи и обнаружила многие сложности для дисфункциональных семей и для одиноких людей, независимо от их возраста.
адаптация
семья
пандемия
психосоциальная реабилитация
реабилитационный потенциал
1. Семке В.Я. Психогении современного общества. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. 403 с.
2. Хаснулин В.И., Хаснулин П.В. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах // Экология человека. 2012. № 1. С. 3–11.
3. Блинов Г.В., Васильева Г.С., Высоцкая Н.В., Гагаркина И.Г. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае: эффективные услуги, технологии, методики работы: учебно-методическое пособие. Красноярск: Филиал ОАНО ВО «МПСУ», 2014. 116 с.
4. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных: практическое руководство / Под ред. Гуровича И.Я., Шмуклера А.Б. М.: Медпрактика-М, 2015. 420 с.
5. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.05.2020 № 28-3/И/2-6111 «О направлении рекомендаций по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vmeda.org/wp-content/uploads/2020/06 (дата обращения: 04.09.2020).

Психическое здоровье является важнейшим элементом общественного здоровья, во многом определяющим экономическое и социальное благополучие человека и общества. Последние события, связанные с пандемией, привнесли перемены в жизнь российского общества и семьи в частности. Социальное неблагополучие, фрустрируя основные человеческие потребности (физиологические, социальные, нравственные, познавательные, эстетические), может явиться серьезным психотравмирующим фактором. Психосоциальная реабилитация и восстановление состояния здоровья является необходимым для полноценного социального функционирования и качества жизни человека.

Цель проводимой работы – предупреждение осложнений первичных психических нарушений у человека в условиях психоэмоционального напряжения, восстановление социального функционирования семьи с учетом ее реабилитационных возможностей.

Материалы и методы исследования

Нами оказывалась краткосрочная консультативная помощь семьям в рамках профессиональной и волонтерской деятельности общественной организации. Обращались за психологической помощью по телефону социально-ориентированной НКО «Институт семьи», осуществляющей деятельность в регионе в течение двадцати лет. Консультации, коррекционные занятия, психотерапевтические сессии проводились лично, индивидуально или с группами онлайн на платформе Zoom.

За последние десятилетия произошли изменения в содержании ситуаций, вызывающих психогении. В 1986–1990 гг. неврозогенными психотравмирующими ситуациями являлись конфликты в семье; в 1991–1995 гг. – социогении (безработица, миграция, снижение социальной значимости профессий), в 1996–2000 гг. наибольшую стрессогенность приобретает материальное положение населения [1]. В настоящий период появились новые воздействия – социальная изоляция в результате распространения вирусного заболевания. Стертые, «пограничного» уровня состояния, ранее незамеченные, выходят на первый план в результате срыва адаптации, нарушая социальное функционирование человека.

Многолетним изучением особенностей адаптации человека к экстремальным условиям, проводимым учеными Сибирского отделения РАМН, установлены особенности функционирования организма человека в результате воздействия стресса. В процессе взаимодействия с внешней средой в зависимости от генофенотипической организации индивида или устанавливается новый уровень функционирования систем, обеспечивающий жизнедеятельность организма, или изменения в организме приобретают патологический характер. Для выхода из острого состояния психоэмоционального напряжения организму необходимо перестроиться на новый уровень функционирования [2]. Потребуется некоторое время, чтобы изучить влияние сегодняшней ситуации на состояние физического и психического здоровья, на качество жизни, уровень социальной активности людей. Возможно, что после окончания изоляции повысится рост психосоматических заболеваний. Это связано с тем, что при развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене системы имело место перенапряжение эмоций. Ведущая подсистема, объединяющая биологический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень и психологические процессы защиты) – это эмоции. На уровне психологической защиты (эмоционально-социальный стресс) это приводит к развитию невротических состояний. А при развитии психосоматических процессов эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процессами психологической защиты. Перенапряжение суммируется. Организм дезадаптирован на физиологическом уровне реагирования. Последнее приводит к соматической дезадаптации. Формируется порочный круг, что приводит к вторичной невротизации – реакции личности на болезнь. Важно оценить нарушения, найти возможности приспособления к ним и целенаправленно воздействовать на организм с целью повышения его устойчивости.

Современная ситуация, связанная с необходимостью самоизоляции семьи, как ресурсной группы, в условиях пандемии, выявила особенности реагирования на внешние и внутренние воздействия. В перечень основных групп потребностей, которые реализуются семьей, включена функция эмоциональной поддержки и психологической защиты. Среди традиционных функций современной семьи выделяют психотерапевтическую функцию. Семья не только позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, поддержке, но, обеспечивая стабильность близких эмоциональных отношений, реализует одну из главных своих функций – психологическую защиту. Достижение определенных целей, в том числе адаптация семьи в новой социальной реальности возможны при уверенности в завтрашнем дне, «надежном тыле». В стрессовой ситуации поддерживающая функция семьи актуальна, является ведущей для преодоления проблем.

В лучшем варианте позитивные продолжительные взаимоотношения обеспечивают позитивные результаты, в других случаях выявляются симптомы дезадаптации. Реакции дезадаптации – это относительно кратковременные расстройства или патологические реакции, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами, нарушающие нормальное приспособление к условиям жизни. Они проявляются эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами.

Анализ причин обращения родителей с детьми на консультации выявил некоторые особенности. Не всегда семья выступала как средство психологической защиты. Особая социальная ситуации показала важность семьи и обнаружила многие сложности для дисфункциональных семей и для одиноких людей, независимо от их возраста.

Как и весь мир, семья переживает сложный период и изменяется. Кризис влияет и на личность, и на семью в целом. Во многих культурах семьи распадаются по причине моральных и политических проблем, институт семьи становится слабее вследствие морального и духовного вакуума. Семейно-ориентированный подход в отношении семьи и детства выделен как базовый в Концепции семейной политики, реализуемой в Красноярском крае [3].

Социализация ребенка происходит в семье, где усваиваются нормы поведения, формируется «семейный сценарий». Сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления чрезвычайно важна и оказывает влияние на формирование когнитивной, эмоциональной, мотивационной сфер, на систему отношений к себе и миру. Отношения между родителями, сибсами, между старшими и младшими не только считываются, усваиваются и проявляются в своей жизни, но и передаются будущим поколениям. Комплекс генетических и средовых воздействий проявляется и в формах социального поведения. Особенности социально-психологического климата в окружении ребенка или дают ему уверенность и опору в жизни, или нарушают адаптацию в обществе. В условиях изоляции из-за пандемии в семьях по-разному реагировали на новые условия жизни. Наиболее заметны симптомы эмоционально-волевых расстройств. У детей это появление или усиление навязчивостей, тиков, двигательных расстройств, заикания, обострение ревности к сибсам, истерические приступы. У подростков чаще подчеркнутая самоизоляция, демонстративные уходы из дома, агрессия по отношению к членам семьи, суицидальные рассуждения. Были впервые выявленные эпизоды эндогенных психических расстройств у ранее адаптированных подростков. Качественное и своевременное оказание помощи детям и семьям определяется развитостью спектра услуг, направленных на повышение их реабилитационного потенциала, способности самостоятельно разрешать возникающие семейные проблемы и трудности, доступных семьям и детям [3, 4]. На первом месте в системе семейного благополучия остается принцип бережного отношения к ребенку.

Нами в течение многих лет изучались дети и подростки с дисгармоничным нервно-психическим развитием, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, нарушениями в поведении, состояниями социальной и школьной дезадаптации. Для эффективной психотерапевтической и психокоррекционной работы с такими детьми использовались возможности реабилитационного потенциала семьи. Удовлетворительный результат можно получить в случае высокого и выше среднего реабилитационного потенциала семьи, а такой наблюдался только в 22,5 % обследованных. Определяется реабилитационный потенциал семьи с помощью классификатора реабилитационных возможностей семьи по социально-гигиеническому, медицинскому и социально-психологическому компонентам [3]. Этот подход возможен и при консультировании семей в условиях самоизоляции.

Сложившаяся ситуация сохраняет озадаченность снижением уровня психического здоровья среди подрастающего населения и увеличением к окончанию среднего общеобразовательного учреждения «удельного веса» данной категории учащихся. В основе школьных неудач часто лежит одна из форм психогенной школьной дезадаптации: несформированность мотивации к обучению, произвольной регуляции поведения, внимания. Применительно к возрастному психосоциальному развитию «средовая психическая дезадаптация» дифференцируется на семейную, школьную и социальную. В период дистанционного обучения из-за пандемии у детей и подростков выявлялись сложности совладания со своими эмоциями, поведением. Ребенок, воспитывающийся в полной семье, имеет ряд существенных преимуществ, по сравнению с детьми из неполных семей. У последних, в частности, выявлен более высокий уровень тревожности. Тревога, как базовая эмоциональная составляющая, оказывает влияние на уровень коммуникативных связей и проявление психосоматических расстройств. А для обеспечения чувства безопасности во взаимодействии с внешним миром необходима поддержка окружающих, семьи. В период самоизоляции и дистанционного обучения в семьях усилились проблемы, связанные с выраженной зависимостью от гаджетов. Возможно, что помимо развлечений, последние позволяли отвлекаться от текущих переживаний, снимать состояние тревоги. Для детей новые возможности с использованием современных средств коммуникации изменили условия обучения чтению и письму (дети чаще печатают сообщения, чем пишут). Дисграфия и дислексия являются одной из причин школьной неуспешности, отказов посещать школу, сниженной самооценки. Реализация нами ранее социального проекта по диагностике особенностей психологического состояния детей в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, выявление значительного числа детей с дислексией и дисграфией сориентировали на новые подходы в проведении коррекционных занятий с детьми. Методики нейропсихологических коррекционных занятий, проводимых с такими детьми, доступны и просты и позволяют ими пользоваться в дистанционном режиме.

У детей и родителей в период самостоятельного выполнения домашних заданий и освоения программ дистанционного образования нарастала напряженность. Срывы наблюдались как у детей, так и у родителей. Однако часть детей, обучаясь дома в своем темпе, в соответствии со своим типом темперамента, суточным биоритмом, при поддержке родителей смогла адаптироваться в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Это, в частности, дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с симптомами астении, быстрой утомляемости, отвлекаемости, поражением мозга после травм, инфекционных заболеваний, с медленно разогревающимся типом темперамента, так называемые дети-органики, слабоуспевающие, с проблемами межличностного общения и др.

Обращались за консультацией в основном мамы с детьми, чаще с подростками, одинокие или разведенные женщины в возрасте до 50 лет, реже мужчины. У мужчин чаще остро стоял вопрос нерешенных проблем в профессиональной сфере, у одного клиента из-за боязни заразиться усилились симптомы обсессивно-компульсивного расстройства (потребность в частой обработке кистей рук антисептиком и страх прикасаться к любым предметам). Типичными для женщин были жалобы на раздражительность, пароксизмы по типу панических атак, симптомы посттравматического стрессового расстройства, навязчивости. Конфликты возникали в семьях, особенно у тех супругов, которые не работали в период изоляции и находились все в одном пространстве с детьми. Нервное поведение родителей высоко коррелирует с невротическими нарушениями у детей. Конфликты между родителями, несмотря на позитивные отношения между родителями и детьми, дезориентируют последних, делают детей эмоционально лабильными, пассивными. У подростков нарастали раздражительность, агрессивность, негативизм, отмечались самовольные уходы из дома, высказывались суицидальные мысли, сверхценные идеи. У детей с проблемами адаптации в стрессовых ситуациях эмоциональные реакции отличаются неадекватностью, сниженной критичностью и уровнем самооценки. В дисфункциональных семьях часто искажены представления о семейных ролях, об отношениях родителей, имеется негативный опыт разрешения конфликтов. Дефицит эмоциональных привязанностей, одиночество, ограничение игровых интересов, зависимость от гаджетов, отчуждение от родных способствуют появлению девиантных форм поведения [3]. Взаимодействие специалистов разного профиля (медики, клинические психологи, социальные работники) при консультировании семей с больными нервно-психическими расстройствами помогает решать многие проблемы [4]. Апробированный нами междисциплинарный подход в работе с семьями больных детей, с семьями «группы риска», замещающими семьями, многодетными и дисфункциональными семьями также помог при работе в новых условиях. Нами в течение 2017–2019 гг. в рамках реализации инновационной социальной услуги «Создание площадки комплексной поддержки приемного родительства» оказывалась психологическая поддержка и сопровождение семей с приемными детьми в отдаленных сельских районах края, оказывалась адресная социально-психологическая и реабилитационная помощь. Ее основные цели: всесторонняя помощь и развитие благоприятной обстановки для воспитания детей-сирот, а также оказание приемным семьям доступной психологической помощи. Такая помощь осуществлялась в форме «десантов» из высококвалифицированных специалистов, посредством создания психологического центра с постоянными консультациями, мониторингом текущей ситуации в приемных семьях с целью улучшения семейного микроклимата и предупреждения домашнего насилия. Работал «психологический десант» в составе специалистов: психолог, психиатр, социальный работник, логопед, дефектолог, психотерапевт, нейрофизиолог. В рамках реализации социального проекта организован клуб приемных семей, площадка совместного семейного творчества. Фактически образовались группы самопомощи и поддержки [4]. Это способствовало улучшению общения, в том числе через коллективную деятельность, а также развитию и распространению опыта решения проблем детей, приехавших в новую местность в приемную семью. Параллельно с семьями работали преподаватели Дома творчества, руководители кружков рукоделия, керамики, национального танца и песни и др. Включение приемных детей и их родителей в различные культурно-досуговые мероприятия, занятия декоративно-прикладным творчеством ускорили процесс адаптации несовершеннолетних в семьях и местном сообществе, содействовали снижению риска неврозов, девиантного и аддиктивного поведения, улучшали развитие их познавательной сферы, эмоциональный климат в семьях. Этот опыт психосоциальной реабилитации был нами также использован при консультации семей в период изоляции из-за пандемии.

Творчество, любимые занятия помогали переживать сложный период. Отмечены позитивные моменты у консультируемых из числа постоянных клиентов. Например, повысился творческий потенциал людей старшего возраста, нашли выход способности к вокальному искусству, написаны песни, сделаны записи своих композиций из созданных музыкальных и поэтических произведений. Семьи удачно меняли направление семейного бизнеса, мужчины и женщины реализовывали мечту, начинали обучаться по давно выбранной специальности. Художественные способности нашли выход в написании картин с жизнеутверждающими мотивами и цветовой палитрой. По-другому стали относиться к одиночеству, свободе, семье.

Оправданным является включение в систему помощи и реабилитации семьи соседей, общин, культурное наследие семьи, специалистов учреждений образования, культуры и спорта. К сожалению, последнее в период режима изоляции не получалось использовать в полной мере. Не всегда безупречной и конфиденциальной была интернет-связь, но возможности дистанционного режима консультирования в экстремальных условиях, безусловно, могут быть использованы.

В период пандемии актуальны и необходимы обсуждения профессионального взаимодействия с коллегами [5]. Проводились расширенные вебинары с участием руководителей медицинских учреждений края, психологов, представителей социально-ориентированных общественных организаций, волонтеров. Участники делились собственным опытом, методами лечения, реабилитации пациентов, психологической поддержки медицинского персонала, профилактики нервно-психических расстройств среди населения. Работа в данном направлении продолжается.

Заключение

Комплексное, раннее оказание психологической поддержки в кризисных ситуациях, решение проблем каждого члена семьи с учетом возможностей ее реабилитационного потенциала, организация групп самопомощи способствует адаптации к новым условиям, стабилизируя состояние психического здоровья, обеспечивая нормализацию социального функционирования человека, предупреждая психосоматические расстройства.


Библиографическая ссылка

Гагаркина И.Г. АДАПТАЦИЯ СЕМЬИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 116-120;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38225 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674