Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Захарова М.А. 1 Мезинов В.Н. 1 Нехороших Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Актуализируется роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного развития учителя. Обозначены тенденции профессионально-личностного развития педагога, связанные с перестройкой системы постдипломного образования, изменениями требований к учителю. Изучение научных позиций российских и зарубежных ученых в понимании смысла и сущности категорий «профессионально-личностное развитие», «самоактуализация», «личностная зрелость» позволило авторам статьи обобщить современные подходы к понятиям и опре­делить профессионально-личностное развитие педагога как целенаправленно проектиру­емую систему действий, обеспечивающую каждому педагогу индивидуальный темп и путь непрерывного профессионального продвижения, совершенствования и роста педагогического мастерства в единстве самообучения и ме­тодического сопровождения. Цель статьи - исследование различных подходов к пониманию категории «профессионально-личностное развитие педагога» и раскрытие ее сущности. Ее выполнение основано на использовании теоретических методов исследования: междисциплинарном анализе научных исследований, системном анализе, методе педагогической интерпретации. Доказано, что на процесс профессионально-личностного развития педагога влияет ряд субъективных и объективных условий: наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии, проявление заинтересованности специалиста в реализации своего творческого потенциала, осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности, стимулирующая конкурентная среда и др. Сделан вывод о том, что самоактуализация выступает одним из показателей и факторов профессионально-личностного развития педагогов. Осознание учителем ценности профессионально-личностного развития побуждает его выстраивать систему горизонтального роста, создает предпосылки для достижения личностной зрелости, творческой самореализации. Полученные результаты могут быть применены преподавателями высших учебных заведений для организации психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального развития студентов.
профессионально-личностное развитие педагога
самоактуализация
профессиональное самосознание педагога
личностная зрелость
профессиональная направленность
конкурентная среда
культурно-образовательная среда
1. Шамионов Р.М. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. № 2. С. 143–147. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:39417/Source:default (дата обращения: 15.05.2020).
2. Гаранина Ж.Г., Баляев С.И., Ионова М.С. Роль самоотношения в личностно-профессиональном саморазвитии студентов высшей школы // Образование и наука. 2019. № 21(1). С. 82–96. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-82-96.
3. Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности: монография. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2008. 230 с.
4. Белоус Е.Н., Ерофеева М.А. Особенности профессиональной коммуникативной компетентности педагогов в предметном общении с обучающимися // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 126–140. DOI: 10.32744/pse.2019.4.11.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2003. 336 с.
6. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 12 (декабрь). С. 16–20. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14336.htm (дата обращения: 15.05.2020).
7. Васютенкова И.В. Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в системе постдипломного образования в современных социокультурных условиях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 141–148. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/174/vasyutenkova (дата обращения: 15.05.2020).
8. Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 15.05.2020).
9. Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 115–117. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/26/2863/ (дата обращения: 15.05.2020).
10. P. Adey Model of professional development of teachers’ thinking. Thinking skills and creativity. 2006. Vol. 1 (1). P. 49–56. DOI: 10.1002/jocb.20.
11. Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals’ learning and career paths: cases from Italy. Research in Comparative and International Education. 2014. Vol. 9 (3). P. 301–312. [Electronic resource]. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1095/803 (date of access: 15.05.2020).
12. Beltramo J.L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerativedialogues. Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 326–337. DOI: 10.1016/j.tate.2017.01.007.
13. Johnson M. Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation. Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 95. P. 159–161. DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.045.
14. Kalimullin A.M. Processes of reforming teacher training in modern Russia (experience of the Кazan federal university). American Journal of Applied Sciences. 2014. Vol. 11(8). P. 1365–1368. [Electronic resource]. URL: https:////www.researchgate.net/publication/287449863_Processes_of_reforming_teacher_training_in_modern_Russia_Experience_of_the_Kazan_Federal_University (date of access: 15.05.2020).
15. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 19–24. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.079.

В настоящее время проблема профессионально-личностного развития педагога особенно актуальна. Исследователи, особенно отечественные психологи и педагоги, обоснованно связывают дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие нашей страны с изменением менталитета ее граждан, отношения государства к системе образования, учителю. Сегодня отмечается спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, способного воспитывать человека в современном, динамично меняющемся мире. В системе образования происходят существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, связанных с демократизацией и гуманизацией всего уклада жизнедеятельности образовательных учебных заведений, развитием активности, инициативы и творчества.

Актуализация проблематики обосновывается следующими противоречиями между:

– современными требованиями общества к личности педагога, обладающего достижениями современной науки, профессиональными компетенциями, личностной зрелостью, конкурентоспособностью, и реальным уровнем профессионально-личностного развития;

– между социальной необходимостью вовлечения педагогов в процессы профессионально-личностного саморазвития и несостоятельностью новых стимулирующих механизмов в постдипломном образовании;

– между готовностью к непрерывному педагогическому образованию, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности, и отсутствием должных социально-педагогических условий.

Профессионально-личностное развитие педагога происходит, совершается, воплощается в действительность в культурно-образовательной среде, в рамках которой осуществляются взаимодействие, контакты, взаимоотношения ее субъектов, где профессиональная деятельность выступает источником требований к индивидуальности личности, сохранения устоявшихся в профессии традиций и норм.

Личность стремится противостоять нивелирующему воздействию профессиональных норм, прилагает усилия к саморазвитию, самосовершенствованию, что обусловливает личностный рост и способствует развитию культуры профессиональной деятельности.

Одним из показателей профессионально-личностного развития педагогов выступает самоактуализация, проявляющаяся в стремлении становиться зрелым, расширяться, распространяться. По мнению Р.М. Шамионова, самоактуализация «призывает» определенный тип личности, ее активность, устремленную на самосовершенствование [1].

Научные исследования доказывают, что самоактуализация – важнейший компонент личностного и профессионального развития специалиста [1; 2].

Цель статьи: исследование различных подходов к пониманию категории «профессионально-личностное развитие педагога» и раскрытие ее сущности.

Задачи:

– сравнительный анализ, обобщение и систематизация характеристик понятия «профессионально-личностное развитие педагога»;

– выявление понимания указанной проблемы у педагогов;

– раскрытие объективных и субъективных условий, оказывающих влияние на процесс профессионально-личностного развития педагога.

Материалы и методы исследования

Методологической основой проведенного исследования явились представления современной науки о принципе развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности. В качестве теоретических методов выступили анализ, сравнение, обобщение, конкретизация» [3, с. 16].

Исследование проведено с применением теоретических методов исследования:

– теоретический и методологический анализ, концептуальный и терминологический анализ;

– систематический анализ послужил целостному рассмотрению проблемы.

Научно-теоретический анализ понятия «профессионально-личностное развитие педагога» свидетельствует, что данный термин находит достаточно широкое отражение в ряде исследований отечественных ученых.

В исследованиях А.В. Батаршева, И.В. Васютенковой, Е.А. Захаровой утверждается, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способствующий творческой самореализации педагога.

В философском аспекте личность являет собой достаточно подвижное, активное, гибкое образование. Профессионально-личностное развитие учителя раскрывается как способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни, процесс интеграции профессиональных и личностных изменений, ориентация на самосовершенствование, развитие конкурентоспособности, карьерный рост [4].

Э.Ф. Зеер, характеризуя профессионально-личностное развитие педагога, подчеркивает сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой, указывает на кризисы профессионального становления. Основополагающими компонентами рассматриваемого понятия обозначены профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности [5].

Интегративное значение понятия «профессионально-личностное развитие педагога» отмечают А.В. Батаршев и И.С. Макарьев [6]. Они выделяют взаимовлияние и взаимообусловленность одновременно протекающих процессов: профессионального самоопределения, самореализации и социализации субъекта педагогической деятельности. Ими отмечаются процессы интеграции, изменения личности на основе освоения ценностей культуры, решающее влияние социальных воздействий и собственной активности.

Согласно исследованиям И.В. Васютенковой, профессионально-личностное развитие педагога – органическая система, которая требует необходимости создания условий для непрерывного профессионального образования и личностного развития. Самоактуализация, самопознание, самообразование и самосовершенствование дают возможность для самоутверждения себя в профессиональном плане и самоформирования своих личностных качеств [7].

Н.И. Сергеева большое значение придает личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», способствующей созданию позитивных условий для успешной реализации педагогической деятельности. Профессионально-личностное развитие рассматривается исследователем как процесс внутреннего самоизменения человека, интеграции осмысленности жизни и временной перспективы, продуктивной самореализации и самодетерминации [8].

Е.А. Захарова указывает на непрерывность профессионально-личностного развития, активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, на потребность педагога в самореализации [9].

Проблемы профессионально-личностного развития учителя стали предметом исследования целого ряда российских ученых: Э.Ф. Зеера, Н.И. Сергеевой, Д.И. Фельдштейна и др., которые характеризуют данный феномен как неразрывно связанный взаимообусловленный процесс, актуализацию активности профессионального сознания личности и деятельности, динамику жизненного пути и деятельности, развитие себя как субъекта деятельности, стремящегося к достижению полной самоопределенности и самоотождествленности.

В зарубежной психолого-педагогической науке профессионально-личностное развитие педагога рассматривается отдельными учеными как долговременный непрерывный процесс, ведущий к профессионализму, готовность к постоянному саморазвитию.

П. Адей отмечает активную деятельность субъекта образования, направленную на достижение единства личностного и профессионального сознания, развитие профессионального поведения и личностных качеств. Эта активность позволяет педагогу расширить возможности персонализации, выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности и компетентности [10].

М. Томассини и С. Занацци утверждают, что становление педагога продуктивно в единстве развития как профессионализма, так и личностного развития. Профессионально-личностное развитие максимально эффективно в процессе актуализации активности профессионального сознания личности и деятельности [11].

Таким образом, профессионально-личностное развитие педагога связывается в научных исследованиях с развитием профессионализма, с процессами саморазвития его педагогического потенциала, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Беседы, опросы и анкетирование учителей (254 человека) показали следующие результаты:

- 57 % учителей уверены в необходимости целенаправленной деятельности по овладению новыми для них педагогическими ценностями и технологиями;

- 47 % респондентов проявляют высокую заинтересованность в профессиональном саморазвитии, самовоспитании;

- 58 % оценивают себя как активного субъекта жизнедеятельности;

- 59 % участвовавших хотели бы достичь высоких результатов в педагогической работе, у них ярко выраженная ориентация на развитие конкурентоспособности;

- 23,8 % воспринимают других людей как уникальных и равноправных участников педагогического процесса;

- 19 % не готовы к творческой интерпретации способов, приемов и технологий в своей профессиональной деятельности;

- 16 % респондентов заявили о неготовности выйти за рамки устоявшейся деятельности и получить доказательство собственной конкурентоспособности;

- 12,6 % затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент;

– 44,8 % связывают свою деятельность с развитием профессионализма, с процессами непрерывного саморазвития, конструированием вектора профессионально-творческого движения на основе объективной самооценки.

Таким образом, около 60 % педагогов осознают необходимость изменить свое отношение к деятельности, к процессам непрерывного профессионального образования и личностного развития. Однако неготовность выйти за рамки устоявшейся деятельности, к творческой интерпретации знаний, приемов и технологий является для них достаточно сложной задачей. И если личностный компонент у педагогов достаточно развит, то вызывают беспокойство ситуации, когда значительная часть учителей затрудняются перевести знания в область практического применения, актуализировать их в нужный момент.

Эффективность методического сопровождения профессионально-личностного развития педагога обеспечивается совместными и индивидуально ориентированными методами взаимодействия: конкурсы, семинары-практикумы, портфолио, мастер-классы, самопрезентация опыта, веб-квесты и др. Их комбинирование, применение активных методов взаимодействия, таких как дискуссии, проблемно-аналитические, интерактивные и другие, обеспечивают целеполагающую, творческую, рефлексивную деятельность педагогов в унитарном профессионально-методическом пространстве образовательного учреждения.

Коллективные и индивидуально ориентированные методы взаимодействия способствуют в наибольшей степени учитывать образовательные потребности, личностные способности, индивидуальный опыт конкретного педагога, позволяют развивать его субъектность, потребность в самоактуализации [12; 13].

Для достижения цели профессионально-личностного развития педагога важно соблюдать алгоритм, который включает:

– исследование стартовых показателей профессионально-личностного потенциала педагога, выявление имеющихся проблем и профессиональных достижений;

– определение и формулировку индивидуальных стратегических и тактических целей профессионально-личностного развития;

– проектирование вектора профессионально-творческого движения каждого педагога;

– организацию процесса непрерывного профессионального образования и рефлексию результатов профессионально-личностного развития педагогов;

– необходимую коррекцию программ профессионально-личностного развития педагогов;

– разработку нового педагогического проекта профессионально-личностного развития педагога.

В ходе исследования нами были разработаны условия, определяющие эффективность профессионально-личностного развития педагога, выступающие в гармоничной целостности.

Субъективные условия:

– наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии – познавательные потребности, стремления, намерения, цели, ценности;

– проявление заинтересованности педагога в реализации своего творческого потенциала – созидание, творческое взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, творческое самовыражение, стремление личности к самореализации;

– осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности.

Эффективное функционирование субъективных условий в высокой степени детерминируется условиями объективными.

Объективные условия:

– стимулирующая конкурентная среда;

– наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности;

– ориентация на реализацию личностного и профессионального потенциала.

Выводы

Результаты, полученные в ходе исследования, определяют высокую степень актуальности проблемы профессионально-личностного развития педагога.

Считаем необходимым отметить следующее. Во-первых, исследование показало, что большинство научных подходов к определению понятия «профессионально-личностное развитие педагога» рассматривают его как процесс слияния профессиональных и личностных изменений, сложившуюся систему, способ самовыражения, самореализации, саморазвития человека в течение жизни.

Составляющими компонентами данного феномена выступают: профессиональная направленность, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, успеху в педагогической деятельности, профессионально важные и социально значимые качества личности.

Во-вторых, исследование выявило, что самоактуализация, наряду с непрерывностью, гуманизацией педагогического образования, личностной зрелостью, выступает одним из условий профессионально-личностного развития педагогов. Следовательно, целесообразно проектировать педагогический процесс так, чтобы у специалистов была возможность для профессионального роста, формирования черт личности, важных для самоидентичности человека на этапе достижения зрелости, способствующих саморазвитию, самореализации и самопроявлению педагога.

В-третьих, на процесс профессионально-личностного развития педагога влияет ряд субъективных и объективных условий: наличие мотивационной сферы к самосовершенствованию в профессии, проявление заинтересованности специалиста в реализации своего творческого потенциала, осознание значимости социальной ценности творческой индивидуальности личности, стимулирующая конкурентная среда и др. [14; 15].

Подведя итоги, с очевидностью следует отметить необходимость создания системы постдипломного образования как действительно непрерывного образования. Большинству педагогов необходима действенная помощь в становлении самоактуализации, сдвиг в сторону индивидуальных траекторий самообучения и самообразования. На содержательном уровне для системы дополнительного профессионального образования необходима переориентация образовательного процесса взрослых на удовлетворение образовательных потребностей, профессионально-личностное развитие, обеспечение соответствия квалификации учителя образовательной парадигме, меняющимся условиям педагогической деятельности, социальной среды.


Библиографическая ссылка

Захарова М.А., Мезинов В.Н., Нехороших Н.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-1. – С. 127-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38081 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674