Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ

Арзуманов А.А. 1 Ткаченко А.Н. 1 Болотских Л.В. 1 Василенко А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
В статье указано, что мотивация оказывает существенное значение на результат деятельности и на ее эффективность. Чёткое и однозначное определение мотивации довольно трудно сформулировать, поскольку человеку не свойственно сомневаться по поводу каждой своей деятельности. Проблема определения мотивации обучающихся вузов является достаточно значимой с точки зрения организации образовательного процесса. Мотивация может выступать инструментом более эффективной его организации, обеспечивая большую вовлеченность студентов и повышая тем самым качество образования, а может выступать причиной низкого качества образования и отсутствия осознанности в деятельности студентов. Рассмотрены вопросы мотивации студентов при обучении по рейтинговой системе. Выделены основные факторы, влияющие на интерес студентов к учёбе. Сформулированы десять основных факторов мотивации и проведено их ранжирование методом экспертных оценок. Приведена оценка экспертами мотивационных факторов по пятибалльной шкале, определён коэффициент конкордации и сумма рангов. На основе этого метода выделены основные мотивационные факторы, на которые надо обратить особое внимание при обучении по рейтинговой системе. Отмечено, что содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний, способствует овладению будущими специалистами системой теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать и реализовывать решения на практике. В заключении сделаны выводы, которые в дальнейшем позволят корректировать рейтинговую систему в зависимости от изменяющихся внешних мотивационных факторов и приоритетов молодёжи.
рейтинг
мотивация
экспертный опрос
ранжирование
интерес к обучению
балльно-рейтинговая система
1. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 06.05.2020).
2. Шайхутдинова И.И., Тарковская К.О. Проблема повышения мотивации в обучении студентов технического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (31). [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 06.05.2020).
3. Лазарева О.П. Проблема мотивации студентов вуза к обучению // Международный научный журнал. 2016. № 8–5. С. 46–48. DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.223.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
5. Клепцова Е.Ю., Рубцова Д.О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 60–66. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 09.05.2020).

Любая деятельность человека должна быть подкреплена определёнными целями и задачами. Во время процесса обучения периодически возникает вопрос в сознании студента: «А зачем мне всё это?» Именно обоснование правильного ответа на этот внутренний посыл и есть основа мотивационного обоснования обучения. Однозначно и чётко трудно сформулировать определение мотивации, так как человеку несвойственно сомневаться по поводу каждого своего поступка или рода деятельности. У обучающихся вузов вопрос определения мотивации является достаточно значимым с точки зрения организации образовательного процесса. Мотивация может выступать инструментом более эффективной его организации, обеспечивая большую вовлечённость студентов и повышая тем самым качество образования, а может выступать причиной низкого качества образования и отсутствия осознанности в деятельности студентов, в том случае, когда мотивация к обучению низкая или не совпадает с целям образовательного процесса.

Первые попытки внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости в вузах г. Воронежа предпринимались в начале 1990-х гг. Так как этот метод оценки был новым и для преподавателей, и для студентов, это вызывало большой интерес. Главным мотивационным фактором была необычность метода оценки и непохожесть на существующую пятибалльную систему. Отмечался существенный рост интереса студентов к предметам, оцениваемым по рейтинговой системе. Они получили наглядную оценку своих посещений лекций и семинаров, которая выражалась в конкретных баллах и непосредственно влияла на конечный успех в виде экзамена или зачёта. Прозрачность и понятность оценки стали главным мотиватором к учебе, выполнению заданий в срок и посещению занятий. В начале XXI в., когда рейтинговая система стала популярной и начала вводиться поголовно, и поэтому часто формально, интерес к ней упал. В настоящее время это просто одна из обязательных форм оценки знаний, которая вместе с ЕГЭ в школе стала привычной для студентов.

Цель исследования: ранжирование основных факторов, влияющих на мотивацию студентов в процессе обучения при рейтинговой системе оценки знаний.

Основными целями введения рейтинговой системы являются:

- доступность и получение обучающимися и их родителями информации о процессе обучения и итоговых сумм баллов;

- прозрачность оценки и принятия решений;

- формирование у студентов интереса к будущей профессии;

- сведение к минимуму случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;

- возможность применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;

- индивидуальный подход в процессе обучения;

- использование в учебе состязательных составляющих.

Реализация рейтинговой системы требует более тщательной и кропотливой работы по подготовке учебных занятий. Организация такой работы предусматривает повышение качества планирования и контроля учебно-методической деятельности каждого преподавателя.

Материалы и методы исследования

Почти тридцатилетний опыт работы со студентами в рейтинговой системе оценки успеваемости позволяет нам поделиться своими мыслями и наблюдениями по этому поводу, т.е. провести обмен опытом.

Мотивация студентов – одна из основных проблем современного высшего образования. Огромное количество вузов, необходимость иметь «какое-нибудь» высшее образование, борьба вузов за абитуриентов и лояльное отношение к плохой успеваемости и даже посещению занятий делают праздное пребывание многих студентов в аудиториях пустой и безнаказанной формальностью.

При планировании учебного процесса и выборе системы оценки успеваемости необходимо точно представлять, что движет студентами, какова их мотивация и приоритеты получения образования. Известно, что мотивация делится на две категории: внешнюю и внутреннюю. Главные мотиваторы – это окружение человека, т.е. друзья, родители, и общий настрой на учёбу в группе.

Внешняя мотивация порой играет значительную роль в деятельности человека. Многие студенты ненавидят то, что они считают «бесполезной» работой, или задания, которые они воспринимают как бессмысленные, не приводящие к каким-то позитивным изменениям в их учебе или приобретению полезных навыков [1]. Но если бы студентам, правильно выполнившим задание, был предложен удивительный приз? Разве это не побудило бы их быстро и точно выполнять задания?

Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивационные силы, которые подталкивают студентов к напряженной работе. Внешние мотиваторы студентов приходят в виде оценок, родительских, педагогических и социальных ожиданий [2].

Для анализа мотивационной базы студента была проведена экспертная оценка. Сущность метода экспертных оценок заключается в рациональной организации проведения экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы.

Известно, что экспертная оценка бывает различных видов. Она может быть приблизительная, описательная, количественная и качественная. Этот метод изучает не только существующие факты, но может помочь в дальнейшем прогнозировании развития ситуации в зависимости от многих косвенных факторов. Основной базой для выводов является мнение экспертов.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопрос, заданный экспертам: «Какие факторы влияют на мотивацию студентов при рейтинговой системе оценки успеваемости?» Эксперты оценили мотивационные факторы по пятибалльной шкале (табл. 1).

Таблица ранжирования факторов. Определение весовых коэффициентов значимости каждого фактора. Определение степени согласованности оценок экспертов по коэффициенту конкордации (табл. 2).

Таблица 1

Результаты экспертного опроса

п/п

Мотивационные факторы

Оценка экспертов по пятибалльной шкале

Средняя

оценка

1

эксп.

2

эксп.

3

эксп.

4

эксп.

5

эксп.

6

эксп.

7

эксп.

8

эксп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Прозрачность оценки знаний

4

3

3

3

3

4

5

4

3,63

2

Мнение окружающих об успеваемости в группе

5

4

1

2

4

4

2

4

3,25

3

Отношение близких и знакомых к процессу обучения

5

3

2

3

3

3

4

3

3,25

4

Возможность получить автоматическую отметку за экзамен

4

4

4

5

5

5

4

5

4,50

5

Мнение родителей

3

5

4

5

3

4

3

3

3,75

6

Справедливость оценки работы студента на протяжении всего семестра

4

4

4

4

4

4

4

4

4,00

7

Сходство рейтинга с ЕГЭ

5

4

4

4

3

4

3

5

4,00

8

Личный интерес к обучению

4

5

5

5

4

4

5

4

4,50

9

Личность преподавателя

4

5

4

4

4

4

4

5

4,25

10

Стремление студента к лидерству

3

5

4

5

4

5

4

4

4,25

 

Таблица 2

Ранжирование факторов

п/п

Общие показатели

Оценка экспертов по пятибалльной шкале

Σ рангов

Отклонения от средн. арифм. Σ рангов

Квадрат

отклонения, s

1 эксп.

2 эксп.

3 эксп.

4 эксп.

5 эксп.

6 эксп.

7 эксп.

8 эксп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Прозрачность оценки знаний

4

3

3

3

3

4

5

4

29

–2,2

4,8

2

Мнение окружающих об успеваемости в группе

5

4

1

2

4

4

2

4

26

–5,2

27,0

3

Отношение близких и знакомых к процессу обучения

5

3

2

3

3

3

4

3

26

–5,2

27,0

4

Возможность получить автоматическую отметку за экзамен

4

4

4

5

5

5

4

5

36

4,8

23,0

5

Мнение родителей

3

5

4

5

3

4

3

3

27

–4,2

17,6

6

Справедли вость оценки работы студента на протяжении всего семестра

4

4

4

4

4

4

4

4

32

0,8

0,6

7

Сходство рейтинга с ЕГЭ

5

4

4

4

3

4

3

5

32

0,8

0,6

8

Личный интерес к обучению

4

5

5

5

4

4

5

4

36

4,8

23,0

9

Личность преподавателя

4

5

4

4

4

4

4

5

34

1,8

3,2

10

Стремление студента к лидерству.

3

5

4

5

4

5

4

4

34

1,8

3,2

 

Σ

41

42

35

40

37

41

38

41

312

130,0

 

Среднее арифметическое

31.2

 

Коэффициент конкордации

0,27

0,27

0,27

0,27

0,27

0,27

0,27

0,27

 

Коэффициент конкордации определяем по формуле

arzum01.wmf

где w – коэффициент конкордации, 0 ≤ W ≤ 1;

s – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического всех объектов;

n – число экспертов;

m – число объектов.

arzum02.wmf

Весовые коэффициенты каждого показателя определяем по формуле

gi = Σi = ni = 1GijΣi = mi = 1Gij,

где i – оценка;

j – эксперт.

g1 = 29/312 = 0,091,

g2 = 26/312 = 0,083,

g3 = 26/312 = 0,083,

g4 = 36/312 = 0,115,

g5 = 27/312 = 0,087,

g6 = 32/312 = 0,103,

g7 = 32/312 = 0,103,

g8 = 36/312 = 0,115,

g9 = 34/312 = 0,109,

g10 = 34/312 = 0,109.

На основе обработки экспертных оценок можно сделать вывод и выделить основные мотивационные факторы, оказывающие влияние на интерес студентов к обучению:

- личный интерес к обучению;

- стремление к лидерству;

- возможность получить автоматическую отметку за экзамен (зачёт);

- личность преподавателя.

Результаты опроса показывают, что только внешние мотиваторы или только внутренние не всегда эффективны. На самом деле на студента влияют разнообразные факторы, которые часто преподаватель не в состоянии учитывать или как-то влиять на них.

Студенты, которые мотивированы внутренне, позволяют любопытству направлять их, они наслаждаются самим процессом [3]. Обучение и освоение новой темы для них не проблема, а очередной шанс узнать что-то новое и самосовершенствоваться. Но часто студенты должны быть под руководством опытного преподавателя, чтобы реализовать свой потенциал и сделать свою учебу по-настоящему эффективной [4, 5].

Заключение

Стоит заметить, что знания о мотивации нужны всем и особенно молодым людям для того, чтобы точно определить цели и задачи, которые они хотят решить, пройдя обучение в том или ином вузе. Необходимо понять себя и свой внутренний мир, свои привязанности и быть мотивированными к определенной деятельности после завершения образовательного процесса.

Конечно, метод экспертных оценок не даёт возможности всесторонне оценить мотивационные факторы, влияющие на рейтинговую оценку успеваемости студентов. Однако это уверенный шаг к количественному восприятию этого процесса. Что движет студентами и их интересами? Какими формами и методами преподавания можно увлечь за собой аудиторию? Дать однозначный ответ на эти вопросы стараются многие поколения преподавателей, и тот, кто хотя бы на шаг приблизится к решению этих мотивационных задач, в будущем успешно сможет конкурировать с цифровизацией массового сознания, интернетом и безразличием в учёбе. Надо активно внедрять в учебный процесс современные методы коммуникации и подачи материала. Нельзя отвергать роль интернета и опираться только на учебники и методики двадцатилетней давности. И в этой ситуации рейтинговая система оценки знаний студентов по-прежнему актуальна и имеет, на наш взгляд, хорошие перспективы.


Библиографическая ссылка

Арзуманов А.А., Ткаченко А.Н., Болотских Л.В., Василенко А.Н. ВЛИЯНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-1. – С. 118-121;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38079 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674