Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Минин М.Г. 1 Хаперская А.В. 1 Жданова А.Б. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Статья посвящена вопросам применения возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации активных методов обучения людей с ограниченными физическими возможностями. Это обусловлено появлением необходимости в разработке цифровой обучающей платформы, с помощью которой будет реализован оптимальный механизм предоставления дополнительных образовательных услуг с учетом возможностей, ресурсов и положения людей с ограниченными физическими возможностями. Приведен пример реализации кейс-метода посредством использования релевантных соответствий желаемой тематики изучения и ключевых слов, относящихся к ней. В качестве методологической основы является информационно-педагогическая платформа, обеспечивающая обмен обучающими материалами и реализующая систему педагогического сопровождения и автоматизированное управление самостоятельным обучением людей с ограниченными физическими возможностями. Использована специфика существующих форм, условий и методик обучения в условиях цифровизации. Созданная с помощью средств ИКТ информационно-педагогическая платформа была изображена авторами схематично, что позволяет визуально определить весь спектр функций и возможностей платформы. Отражены все субъекты обучения (люди с ОВЗ, преподаватели), их взаимосвязи между педагогическими методами, подходами, формами обучения, действиями обучающихся, логикой познавательной деятельности, которые позволят модернизировать и улучшить процесс обучения людей с ограниченными физическими возможностями.
цифровизация
семантическое ядро
эффективное обучение
люди с ОВЗ
активные методы обучения
открытые курсы
1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Россия в цифрах 2019. М., 2019. 552 с.
2. Амиридзе С.П. Лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: нравственно ли отношение в обществе к ним? // Научные исследования в образовании. 2011. С. 1–4.
3. Мартынова Е.А. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности // Теория и методика профессионального образования. 2013. Т. 5. № 1. С. 83–87.
4. Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №?1. С. 50?59.
5. Логинова А.В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1112–1114.
6. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986. 94 с.

В настоящее время по данным Росстата в России общая численность людей с ограниченными физическими возможностями составляет 12,1 млн, одна треть из них (более 4 млн человек) трудоспособны, но имеют невостребованные профессии, что подтверждает масштабность рассматриваемой проблемы [1]. Процесс переподготовки и получение возможности дополнительного обучения сопровождается определенными трудностями из-за недоступности рынка дополнительных образовательных услуг. В связи с этим всего 5 % данной категории людей трудоустроены. Развитие интернет-технологий привело к значительному росту возможности удаленной работы. На сегодняшний день существует более 20 профессий, позволяющих работать дистанционно. Так, в процессе эксперимента за период, который составил 6 месяцев, авторами было опрошено 182 сотрудника различных предприятий (2 образовательных и 8 коммерческих организаций), 32 из них относились в категории лиц с ОВЗ, 62 % из них готовы пройти курсы переподготовки и получить возможность работы удаленно. Но специ- фика современного рынка предоставления услуг дополнительного образования заключается в том, что инфраструктура развита недостаточно, ассортимент услуг ограничен, финансирование осуществляется из федерального бюджета, потребности людей с ограниченными физическими возможностями слабо отражены в социальных государственных программах. В связи с этим появляется необходимость в разработке цифровой обучающей платформы, с помощью которой будет реализован оптимальный механизм предоставления дополнительных образовательных услуг с учетом возможностей, ресурсов и положения людей с ОВЗ.

Цель исследования: разработка информационно-педагогической платформы для реализации активных методов обучения, которая комплексно учитывает взаимосвязи между педагогическими методами, подходами, формами обучения, действиями обучающихся, логикой познавательной деятельности, что позволит модернизировать и улучшить процесс обучения людей с ОВЗ.

Материалы и методы исследования

Многие авторы в своих исследованиях считают, что люди с ОВЗ – это одна из главных категорий населения, для которой существует обучение в условиях цифровизации [2–4]. Также вопросам разработки, интеграции и использования электронных средств обучения посвящено много исследований, но все они противоречат тем или иным особенностям лиц с ОВЗ. Получается, что разработано и исследовано множество форм, условий и методик обучения, учитывающих интересы каждого субъекта отдельно (педагога, обучающегося), однако комплексно аспекты, не отвечающие интересам всех субъектов обучения, остаются неисследованными.

Существует множество открытых онлайн-курсов, такие как, например, LMS Moodle, которые имеют ряд преимуществ:

– отсутствие оплаты;

– соответствие принципам развивающего обучения;

– высокая гибкость;

– возможность настраивания под свои нужды;

– интерактивность обучения;

– разработка на нескольких языках;

– доступность обучения в любое удобное время;

– наглядность и вариативность представления информации;

– отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий;

– индивидуализация обучения;

– система оценки знаний объективна и независима от преподавателя;

– повышение творческого и интеллектуального потенциала за счет самоорганизации;

– многократное повторение изучаемого материала;

– синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем [5].

Перечисленные преимущества скорее относятся ко всем категориям людей. Однако для людей с ограниченными возможностями необходимо ввести функции, адаптированные к их индивидуальным потребностям, обеспечить эффективность взаимодействия между педагогом и обучающимися, пересмотреть способы предоставления информации и материалов, улучшить обратную связь, а также увеличить активацию самостоятельного приобретения знаний.

Разработанная авторами цифровая платформа, которая позволяет реализовать методы активного обучения людей с ограниченными возможностями в полной мере отвечает их индивидуальным потребностям. Ниже в примере решается одна из задач создания адаптированного интерфейса для реализации кейс-метода.

Для иллюстрации примера рассмотрена реализация кейс-метода.

Путем анализа запрашиваемых статистических данных, которые были получены посредством электронного сервиса WordStat, выявлено, что люди с ОВЗ за месяц осуществляют 103 запроса по выполнению кейсов. Такое количество запросов можно приравнять к нулю. Причиной этого служит то, что данная категория людей готова обучаться и пользоваться интерактивными методами обучения, но грамотно осуществить запрос и подобрать ключевые слова для поиска того или иного кейса крайне трудно.

Решением данной проблемы является создание семантического ядра, которое содержит в себе все ключевые слова, связанные с тем или иным видом обучения и навыками. Это приведет к тому, что обучающемуся не придется самому делать запрос, достаточно просмотреть базу ключевых слов и выбрать для себя подходящие. Также можно постепенно расширять семантическое ядро, пополняя базу релевантными словами, что упрощает работу педагога (рис. 1).

Таким образом, при добавлении в ядро определенного документа/кейса происходит его индексация, программа строит семантический образ по тем или иным критериям, по информации в заголовке и каким-то разделам, идентифицирует ключевые слова и формирует из них дерево (облако), выделяющее семантическое ядро документа. Запрос может формироваться в естественной форме и потом, будучи преобразованным программой в семантическое дерево, сопоставляться с базой. Если включения совпадают, то выдаются те или иные документы, отвечающие запросу.

minin1.tif

Рис. 1. База релевантных слов для обучающегося

На рис. 2 видно, что программа выбрала необходимый кейс по релевантному слову «Переговоры».

minin2.tif

Рис. 2. Отрывок бизнес-кейса с использованием релевантного термина

Также слова и документы автоматически распределены по категориям, например слово «Переговоры», никогда не попадет в категорию «Растения». А обучающийся, который не интересуется растениями, никогда не попадет в тематику растений.

Именно данное свойство соответствия помогает создавать для людей с ограниченными физическими возможностями функционал, адаптированный под их особенности.

Использовать «слово-тема» и «тема-документ» – эту задачу решает метод LSA (латентный семантический анализ). Его использование позволяет иметь двумерное представление семантического пространства, и видеть, как в нем располагаются слова (красным цветом), запросы обучающегося (зеленым) и документы (синим) – рис. 3.

minin3.tif

Рис. 3. Двумерное представление семантического пространства

Из рис. 4 видно, что тема «адаптация» слабо коррелирует с двумя другими. «переговоры» и «тимбилдинг» тесно коррелируют. Каждая тема содержит, близкие к ней ключевые слова и имеет свое семантическое пространство. Также на рис. 4 видно, что данные тематики соответствуют запросу «Коммуникационная активность».

Коэффициенты корреляции определяют близость термов – тем:

1. communication.txt' – 0.99990845

2. 'teambuilding.txt' – 0.99987185

3. 'adaptation.txt' – 0.031289458

Его релевантность к документам отображается, как показано на рис. 4.

Если попытаться определить релевантность к темам слова «Растения», то в результате получится 0, так как это слово в документах не встречалось ни разу (рис. 4).

minin4.tif

Рис. 4. Результаты анализа релевантности слов и тем

В условиях цифровизации существуют несколько технических возможностей, с помощью которых можно реализовать активные методы обучения, такие как, например, метод кластеризации, метод сопоставления с шаблонами (template matching). С появлением возможностей использования информационно-технологических методов в педагогике можно выстраивать траекторию индивидуального обучения как самого обучающегося, так и сократить и оптимизировать работу педагога (подача материала, диагностика знаний, выстраивание коммуникаций, создание групп, интерактивность).

Схема процесса обучения для разработанной информационно-педагогической платформы отражает субъекты и объекты процесса, функционал, интерактивное меню, базы данных (рис. 5).

minin5.tif

Рис. 5. Схема процесса обучения для цифровой платформы

При этом механизмы работы цифровой платформы построены так, что учтены и упрощены специфические принципы активных методов обучения, которые предложил А.А. Балаев [6]. Так, например, принцип моделирования посредством интерактивных элементов можно (визуально представить в видеоформате или изображении) упростить.

Таким образом, разработанная цифровая платформа позволяет пополнять семантическое пространство и базу обучающих материалов, тем самым изменять траекторию обучения и расширять перечень заданий; в разработанной обучающей платформе соблюдены, использованы и упрощены специ- фические принципы, присущие активным методам обучения; внедрены основные педагогические методики интерактива.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования апробированы в девяти коммерческих организациях, а также в научной и проектной деятельности Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института г. Москвы. Обсуждались в докладах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Экспериментально было выявлено, что разработанная информационно-педагогическая платформа для людей с ограниченными физическими возможностями обеспечивает продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, помогает повысить навыки до современных условий труда и вовлеченность в процесс обучения.

Заключение

Авторами были определены проблемы организации обучения людей с ограниченными физическими возможностями в условиях цифровизации, связанные с обеспечением непрерывности процесса обучения, продуктивным взаимодействием всех субъектов образовательного процесса, формированием индивидуальной траектории обучения с учетом интересов и возможностей обучающихся в условиях цифровизации. Решением данных проблем явились совершенствование и разработка информационно-педагогической платформы. Уточнена ее специфика, под которой понимается совокупность организационных действий, направленных на управление функциями субъектов процесса обучения; определение содержания, форм и методов обучения, программно-методического, информационного, технологического обеспечения, соответствующих целям, принципам, закономерностям процесса обучения. Выявлены субъекты информационно-педагогической платформы и их функции в соответствии с этапами их взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Минин М.Г., Хаперская А.В., Жданова А.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-2. – С. 360-364;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37886 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674