Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «АЬАГАС ЭЙГЭ СИТИМЭ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Макарова Т.А. 1 Манасытова М.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»
Статья раскрывает проблему становления творческой личности начиная с дошкольного возраста посредством организации открытого образовательного пространства. Качественной новизной данной концепции является выявленная и экспериментальным путем проверенная эффективность условий, форм и методов развития творческой активности детей дошкольного возраста в сетевом взаимодействии образовательных организаций, в усилении роли общественности в управлении дошкольной образовательной организацией. В результате проведения опытно-экспериментальной работы будут внедряться педагогические условия, способствующие тесному взаимодействию педагогов с социальными партнерами в раскрытии творческой активности дошкольников, разработана модель образовательного пространства; определен диагностируемый материал, которые помогут в индивидуальном развитии детей в соответствии со стандартом дошкольного образования; публикации авторских проектов педагогов. В исследовании будут участвовать детские сады Республики Саха (Якутия), которые являются опытно-экспериментальными площадками кафедры психологии и педагогики Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, имеющие статус республиканской экспериментальной площадки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
открытое образовательное пространство
социальное партнерство
творческая активность
дети дошкольного возраста
дошкольная организация
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 2011. 109 с.
2. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
3. Кудрявцев Т.В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. С. 71–78.
4. Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет. М.: Центрполиграф, 2014. 416 с.
5. Макарова Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): монография. М.: Издательство «Спутник+», 2012. 160 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Наука, 2012. 94 с.
7. Авторская школа / Сост. А.М. Лобок. М.: Эврика, 2003. 208 с.

В современном образовательном пространстве развитие творчески мыслящего, активного человека, с умением проектировать собственную деятельность, эффективно решать задачи приобретает особую значимость.

В основу методологического обоснования легли труды Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленского, Л.М. Фридмана, Н.С. Лейтеса и др. Исследования педагогических идей развития творческой активности в различных аспектах в свое время велись как зарубежными учеными в лице Д. Льюс, Э. Деси, Р. Райана и др., так и отечественными учеными, такими как В.В. Давыдов, И.С. Кон, Л.С. Выготский, А. Козырева, Д.А. Леонтьев, Л.Н. Прохорова, Н.Н. Поддьяков и др.

Региональные особенности в решении проблем обучения и воспитания детей в условиях Республики Саха (Якутия) исследованы Б.Н. Поповым, А.А. Григорьевой, И.С. Портнягиным, Д.А. Даниловым, А.П. Оконешниковой, Т.А. Макаровой, Д.А. Даниловым, К.Д. Уткиным, А.Г. Корниловой и др. Их труды раскрывают возможности этнопедагогики народа Саха в раскрытии творческого потенциала ребенка.

В работах Л.С. Выготского показано, что дошкольное детство с психологической точки зрения наиболее благоприятный период для развития творческой активности. Это связано с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир в данном возрасте [1].

Р.Г. Казакова считает, что создание педагогических условий в дошкольных образовательных организациях влияет на развитие творчества у детей дошкольного возраста и способностей:

– раннее выявление физиологических, индивидуальных особенностей детей;

– опережающее развитие в предметно-пространственной среде развития;

– усложнение задач для самостоятельного решения детьми задач окружающей действительности;

– предоставление возможности свободы в выборе деятельности, продолжительности времени занятий, чередовании дел;

– помощь в семье, учитывающая принципы систематичности и уважительного отношения;

– создание комфортной психолого-педагогической обстановки и условий, стимулирующей детей к творческой деятельности [2].

Т.В. Кудрявцев отмечает особенность детского творчества как отсутствие объективной новизны в творческой деятельности, то есть это создание чего-то нового, значимого и полезного для всего общества или его отдельных групп, изобретение языковых или нравственных норм, новых научных определений [3, с. 71–78].

Идея самодеятельности и активности ребенка в дошкольном возрасте получила развитие в системе М. Монтессори. Она считала, что возраст 1–4 года является сенситивным для развития движений и действий. В основе развития самодеятельности ребенка лежат потребности:

– потребность детей в движении;

– потребность ребенка в действии;

– стремление детей к точным, координированным движениям;

– склонность ребенка к повторению;

– потребность и нужда ребенка в порядке;

– стремление детей к свободе и собственной активности во время практической работы [4].

Развитие активного познания окружающей среды, умения самостоятельно найти ответы на вопросы, в организации собственной детской деятельности мы связываем с понятием развития творческой активности детей дошкольного возраста.

В процессе педагогического процесса, в ходе совместной деятельности детей и взрослых ребенок проявляет себя как субъект деятельности, создает собственные формы поведения в действиях, поступках, раскрывает творческие способности, преобразует окружающую образовательную среду и самого себя, осваивает культуру народа, у ребенка возникают новые способы деятельности, умения и навыки [5].

В сентябре 2013 г. федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» введен и реализуется стандарт дошкольного образования. Одним из этих требований является организация открытой образовательной среды ДОО как среды развития творческого, неординарного человека [6, c. 19].

Данная проблема исследована нами для обоснования научных основ раскрытия творческой активности детей дошкольного возраста путем сетевого взаимодействия дошкольных организаций и совместного взаимодействия участников образовательного процесса в открытом образовательном пространстве.

Качественной новизной представленной концепции является выявление и опробование экспериментальным путем эффективных условий, формы и метода механизма совместного взаимодействия участников образовательного кластера «АhАГАС ЭЙГЭ СИТИМЭ» в развитии творческой активности детей дошкольного возраста в открытом образовательном пространстве.

Опираются на исходные данные системы образования в социуме; развития творческого потенциала педагогов, родителей, жителей социума; природосообразности, открытости образовательного пространства; использования этнопедагогики в образовании.

Обоснована и сконструирована модель совместного взаимодействия участников образовательного пространства в открытом образовательном пространстве на основе интеграции государства и общества на основе личностно-ориентированного, гуманистического, этнопедагогического, деятельностного и культурологического подходов. Определены критерии, показатели оценки и повышения качества дошкольного образования.

В наибольшей степени исследования рассматривают нижеперечисленные основные аспекты проблемы:

– разработка и реализация качественной общеобразовательной программы дошкольного образования по потребностям детей, родителей и социума в открытом образовательном пространстве в ДОО;

– разработка и апробация модели на основе деятельностного, этнопедагогического, системного подхода;

– организация непрерывного повышения квалификации педагогов и родителей;

– выявление специфических особенностей организации открытого образовательного кластера как способа повышения квалификации, обусловленных природно-климатическими особенностями и социально-экономическим положением, спецификой национально-регионального, социокультурного и экономического развития региона;

– медико-психолого-педагогическая поддержка семей, в том числе в пренатальном периоде развития и детей раннего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

В исследовании развития творческой активности детей дошкольного возраста в открытом образовательном пространстве включены образовательные учреждения г. Якутска и Республики Саха Якутия: МБДОУ ЦРР детский сад «Сулусчаан» («Звездочка») с. Усун-Кюель Чурапчинского (зав. Сивцева Е.П.), МБДОУ ЦРР детский сад «Мичил» («Улыбка») с. Чурапча Чурапчинского района (Зав. Яковлева М.Н.), МБДОУ ЦРР детский сад «Кустук» («Радуга») с. Телей-Диринг Чурапчинского района (зав. Дьячковская З.Д.), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Кэнчэри» («Отава») с. Сайылык Кобяйского улуса (зав. Егорова Е.Е.), детского сада «Туллукчан» с. Чурапча Чурапчинского района (зав. Ефремова Т.И.), Детский сад «Уу – чуку-чук» г. Якутска (Учредитель Александрова М.А., зав. Тимофеева О.К.), МБДОУ ЦРР детский сад «Ньургуhун» («Подснежник») с. Харбала – 1 Чурапчинского района (зав. Ефремова Т.Н.), ФГБОУ ВО ЧГИФКиС кафедра психологии и педагогики (зав. кафедрой Макарова Т.А.).

В современных условиях для продуктивного функционирования в условиях модернизационных процессов, а также для динамичного развития образовательных учреждений, высокоэффективной инновационной технологией становится сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций.

В сетевое взаимодействие подключены детские сады, школы, образовательные учреждения среднего специального и высшего образования, то есть это тип разноуровневых систем образования. Принципы взаимоотношения опираются на доверие и уважение друг к другу на основе иерархических связей.

Принципами взаимодействия социальных партнеров сетевого взаимодействия в являются:

– открытость (согласование участниками программ, обсуждение со всеми участниками образовательного процесса плановх работы, отчет о деятельности всех структур);

– доступность (использование разных форм общения);

– добровольность (не принуждается участие в различных мероприятиях, исходя из интересов, потребностей, компетенций – партнерство (помощь друг другу в совместной работе).

Задачи исследования связаны с организацией открытой среды развития для детей, педагогов, родителей воспитанников, всех жителей наслегов в сетевом взаимодействии с применением принципов сотрудничества в детско-взрослых сообществах.

Открытая образовательная среда – открытая к новым идеям, новым отношениям система, удовлетворяющая потребности детей, педагогов, родителей, когда образование становится образованием «всем миром».

Основной характеристикой открытой образовательной среды, по мнению А. Сайбединова, является ее творческий характер. На его взгляд, задачу развития у ребенка стремления к творчеству не позволяет решать закрытость образовательного пространства. Создание ООП, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, открытого для межличностного и группового общения, способствует общему творческому развитию ребенка, а также обеспечивает качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом [7].

Основным требованием в сетевом взаимодействии дошкольных организаций в развитии творческой активности детей дошкольного возраста является создание вариативного открытого образовательного пространства в дошкольной организации.

Так в МБДОУ ЦРР детском саду «Сулусчаан» («Звездочка») с. Усун-Кюель Чурапчинского района (зав. Сивцева Е.П.) реализуется модель организации педагогического процесса «Открытое образовательное пространство «Айыы эйгэтэ» (творческая среда для ребенка» (авторы Макарова Т.А., Михалева О.И., Сивцева Е.П.). Проводится апробация новой формы работы с родителями и детьми раннего возраста «Педагогический патронат».

Педагоги МБДОУ ЦРР детский сад «Кустук» («Радуга») с. Телей-Диринг Чурапчинского района (зав. Дьячковская З.Д.) придумывают модель открытого образовательного пространства «Открытое образовательное пространство «Технопарк». По заказу общественности, жителей села, в данное время, разрабатывается и реализуются проект на тему: «Здоровый дошкольник». Для родителей детей раннего возраста функционирует «Консультационно-методический центр». Вариативная модель организации педагогического процесса «Открытое образовательное пространство «Сахалыы тыыннаах эйгэ» («Среда, основанная на традиции народа»).

По результатам выявления потребностей детей, в МБДОУ ЦРР детского сада «Мичил» («Улыбка») с. Чурапча Чурапчинского района (Зав. Яковлева М.Н.) апробируется модель открытого образовательного пространства «Сити ситимэ» по теме: «Игра как фактор социализации детей дошкольного возраста». Для решения проблемы с детьми раннего возраста функционирует «Консультационно-методический центр», как лучший опыт можно подчеркнуть опыт работы «Самоуправление родителей».

В МБДОУ «Детском саду комбинированного вида № 15 «Кэнчэри» с. Сайылык Кобяйского района (зав. Егорова Е.Е.) внедряется «Консультационно-методический центр» работы с родителями и детьми раннего возраста – на тему: «Создание открытой образовательной модели этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста на основе взаимодействия государства и общества».

Детским садом «Уу – чуку-чук» г. Якутска (Учредитель Александрова М.А., зав. Тимофеева О.К.) разработана и реализуется модель «Открытое образовательное пространство «Саха – Реджио», по теме: «Открытое образовательное пространство «Саха – Реджио», формой работы с родителями и детьми раннего возраста является «Консультационно-методический центр», «Родительский клуб».

МБДОУ ЦРР детский сад «Туллукчан» («Снегиренок») с. Чурапча Чурапчинского района (зав. Ефремова Т.И.) реализуется «Открытое образовательное пространство «Туллукчан – среда детского развития» тема проекта «Открытое образовательное пространство « Туллукчан ого сайдар эйгэтэ», «Эркин» кластер», форма работы с родителями и детьми раннего возраста – «Консультационно-методический центр «тусулгэ» («дворик»).

В каждой образовательной организации разрабатываются нормативно-правовое обеспечение исследования: внесение изменений в Уставе ДОО, разработка локальных актов и положений. Преподавателями ЧГИФКиС планомерно проводятся курсы повышения квалификации педагогов, семинары, научно-практические конференции.

Студенты кафедры психологии и педагогики ЧГИФКиС занимаются исследованиями развития творческой активности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Каждый студент прикрепляется к дошкольной организации и проводит мониторинг развития творческой активности дошкольников. По результатам исследований студенты защищают курсовые, выпускные квалификационные работы. Пути решения развития творческих способностей, раскрытия творческой активности детей у студентов разные: посредством театральной деятельности, использования фоамирана в кружковой деятельности, постановки сюжетных танцев и через игры и рисование песком на световом столе и другие.

С целью выявления уровней раскрытия творческой активности у детей дошкольного возраста в ДОУ студентами использованы следующие методы определения творческой активности детей дошкольного возраста: автор Макарова Т.А. «выявление уровней развития творческой активности детей дошкольного возраста», для выявления образовательных потребностей родителей использовали анкетирование родителей, а также методику Юркевича В.С. «диагностику развития творческой активности посредством инсценирования сказок», методика «беседа о художественной литературе (автор Н.Ф. Губанова) и др.

Сравнительный анализ результатов исследований отмечает, что в экспериментальной группе показатели значительно выросли, наблюдается прогресс у детей с низким уровнем театрализованной игры: низкие показатели – 10 %, средние показатели – 50 % и высокие показатели – 40 %. Дети охотнее принимали участие в сюжетно-ролевой игре, проявляли самостоятельность, предлагали свои идеи в создании игровой среды, добавляли новые сюжеты, придумывали игровые роли, активно взаимодействовали во время игры. Действовали, пытались передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа, демонстрировали настойчивость в проявлении результата.

Заключение

Повышение показателей развития творческой активности детей дошкольного возраста мы связываем с созданием условий для развития творческой активности, а именно основанием открытой образовательной среды, с применением технологии сетевого взаимодействия высшего образования и дошкольных организаций, раскрытия творческих способностей и творческой активности детей дошкольного возраста. Подходами являются этнокультурный, личностный, гуманистический и деятельностный подход, принципы: учет особенностей индивидуального, физиологического развития ребенка; повышения педагогической компетентности родителей детей; развитие творческого потенциала воспитателей; предоставление возможности педагогам и детям свободы выбора деятельности; открытости образовательной среды; использование народной педагогики; индивидуализации и социализации.

В современных условиях сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций «а?агас эйгэ ситимэ» является высокоэффективной инновационной технологией, позволяющей образовательным учреждениям объединиться над решением проблемы развития творческой активности детей дошкольного возраста, продуктивно функционировать в условиях модернизации образования, а также и динамично развиваться.


Библиографическая ссылка

Макарова Т.А., Манасытова М.А. ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «АЬАГАС ЭЙГЭ СИТИМЭ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-2. – С. 355-359;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37885 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674