Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В РЕЖИМЕ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Борисов А.В. 1 Буриков А.В. 1 Елькин Ю.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
В статье рассматриваются проблемные вопросы процесса организации и проведения практических тренировочных занятий по физической подготовке с военнослужащими, отводимого для их проведения в рамках служебного времени. Отмечается, что отсутствие единых учебных программ по физической подготовке военнослужащих противовоздушной обороны и противоракетной обороны, проводимых в рамках служебного времени, в настоящее время остается одной из основных причин слабой организации как отдельных тренировочных занятий, так и организации системы физической подготовки в целом. Кроме этого, анализ результатов проверки уровня физической подготовленности военнослужащих, полученных в ходе педагогического эксперимента, показывает, что в основном военнослужащими, принявшими участие в тестировании уровня развития основных физических качеств, были получены положительные оценки. Это косвенно свидетельствует о том, что участие в тестировании принимали только военнослужащие противовоздушной обороны и противоракетной обороны, уверенные в возможности получения только положительной оценки. На основании результатов, полученных в ходе исследования, делается вывод, что содержание практических занятий по физической подготовке, проводимых в режиме служебного времени с военнослужащими различных подразделений воздушно-космических сил, должно быть организовано и должно проводиться с применением различных методик развития физических качеств и видов физической активности, с учетом интересов занимающихся.
физическая подготовка
военнослужащие
педагогический эксперимент
физическая нагрузка
контрольное упражнение
1. Воронов Н.А. Влияние средств физической культуры и спорта на улучшение физического состояния курсантов // Вопросы педагогики. 2019. № 7–1. С. 21–24.
2. Ахмаев О.В. Системный подход как всесторонний способ изучения закономерностей и процессов, происходящих в системе физической подготовки вооруженных сил // Modern Science. 2019. № 4–1. С. 262–269.
3. Козниенко И.В. Повышение работоспособности при выполнении профессиональной деятельности средствами физической культуры // Colloquium-journal. 2019. № 6–9 (30). С. 53–56.
4. Болотин А.Э., Скрипачев С.А. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 24–28.
5. Борисов А.В., Воронов Н.А., Ершов С.А. Вопросы совершенствования организации физической подготовки офицеров воздушно-космических сил // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10. С. 107–111.
6. Буриков А.В. Физическая культура – как составная часть подготовки военных специалистов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7. С. 41–43.
7. Воронов Н.А. Формирование здорового образа жизни у курсантов военных училищ средствами физической культуры// Вопросы педагогики. 2019. № 6–1. С. 14–17.
8. Васин В.Н., Шарков Ю.П. Влияние средств физической подготовки и спорта на развитие позитивных межличностных отношений в воинских коллективах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 2. № 3 (41). С. 139–142.
9. Щеголь А.И., Чайкин И.Н. Новые подходы в обучении курсантов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 1 (2). С. 126–130.
10. Ахмаев О.В., Ершов С.А., Круглова Е.В. Общая характеристика организации и управления физической подготовкой военнослужащих // Studia Humanitatis. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://st-hum.ru/en/content/no-1-2019 (дата обращения: 15.11.2019).

В современных условиях выполнения военно-профессиональной деятельности воздушно-космическим силам уделяется особое внимание, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к организации процесса физической подготовки военнослужащих противовоздушной обороны и противоракетной обороны, направленной на обеспечение готовности к выполнению поставленных задач военно-профессиональной деятельности.

Под организацией физической подготовки понимаются отдельные элементы и условия, обеспечивающие управление процессом физического совершенствования, в том числе и самосовершенствования военнослужащих. В качестве научно-практических аспектов существующей в настоящее время проблемы организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны выделяют следующие:

– сущность и содержание элементов и условий, обеспечивающих управление процессом физической подготовки на всех уровнях;

– критерии эффективности исследования различных элементов и условий организации процесса физической подготовки на всех уровнях;

Требования к каждому из элементов и условий организации, предъявляемые на современном этапе развития воздушно-космических сил.

В настоящее время физическая подготовка военнослужащих, несущих боевое дежурство, как один из основных видов боевой подготовки военнослужащих в различных подразделениях воздушно-космических сил, имеет достаточно большие недоработки как на стадии организации, так и при проведении учебно-тренировочного процесса.

Кроме этого, занятия в данных группах проводят не руководители физической подготовки из числа штатного состава офицеров воинской части войск противовоздушной и противоракетной обороны, а специально назначенные, несущие возложенную общественную «нагрузку» руководители из числа офицеров, имеющие, в большинстве своем, только общие знания по теории и методике развития физических качеств и, что немаловажно, не имеющие достаточного опыта тренерской или другой педагогической работы в области физической культуры и спорта. Эти обстоятельства, несомненно, приводят к систематическим срывам занятий по физической подготовке, и, что немаловажно, – нерегулярности и неравномерности испытываемых военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны тренировочных нагрузок. Кроме этого, следует отметить, что содержание требований к военнослужащим войск противовоздушной и противоракетной обороны, осуществляющим боевое дежурство, ко всем видам занятиям по физической подготовке, предъявляемых включающим теоретический, методический и практический разделы, отражено в основном руководящем нормативном документе «Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (НФП-2009), в котором определена частота занятий физической подготовкой военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны в неделю с учетом возрастных групп и функционального состояния занимающихся.

Однако отсутствие единых тренировочных программ по физической подготовке военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, проводимых в рамках служебного времени в настоящее время, по мнению Н.А. Воронова, остается одной из основных причин слабой организации тренировочных занятий по физической подготовке [1, c. 23]. Следствием чего, как правило, является отсутствие расписаний занятий, а также возникают проблемы с местом их проведения.

Цель исследования: определение уровня организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны в режиме выполнения своих служебных обязанностей.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 173 военнослужащих различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили базовые положения и принципы общей диалектики, позволяющие рассмотреть физическую подготовку военнослужащих, несущих боевое дежурство, как полноценный целенаправленный педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, позволяющее повысить уровень психологической устойчивости военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны при выполнении задач военно-профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведения исследования нами была изучена посещаемость учебно-тренировочных и контрольных (тестовых) занятий по физической подготовке, уровень развития основных физических качеств, а также качество проведения тренировочного процесса военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны в режиме времени, выделяемого на выполнение служебных обязанностей. В результате анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, стоит отметить тот факт, что в различных подразделениях ВКС, где отмечается наибольшее число отсутствующих, начальники структурных подразделений находятся в группе лечебной физической культуры, что также отмечает в своих работах О.В. Ахмаев [2, c. 265].

Необходимо также отметить, что в подразделениях войск противовоздушной и противоракетной обороны принявших участие в исследовании, процент принимающих участие и отсутствующих на тренировочных занятиях по физической подготовке имеет в целом общую тенденцию. Вместе с этим следует обратить внимание, что наиболее высокий процент отсутствующих военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны отмечается при выполнении нормативов на выносливость (бег на 1 км, 3 км, 5 км).

Анализ результатов проверки уровня физической подготовленности военнослужащих ВКС, полученных в ходе педагогического эксперимента, показывает, что в основном военнослужащими, принявшими участие в тестировании уровня развития основных физических качеств, были получены положительные оценки. Полученные результаты совпадают с данными, полученными И.В. Козниенко [3, c. 53]. Это косвенно свидетельствует о том, что участие в тестировании, проводимом в рамках исследования, принимали только военнослужащие, уверенные в возможности получения только положительной оценки. Необходимо отметить, что более высокий процент реализации запланированного количества военнослужащих имеет вовлеченность их в спортивно-массовую работу, что также отмечает в своих работах А.Э. Болотин с соавторами [4, c. 27]. Среди причин низкой реализации учебно-тренировочных занятий военнослужащие ВКС отмечают:

– низкую ответственность руководителей занятий, проводимых в рамках служебного времени (45–53 %);

– отсутствие полноценной учебной материально-технической базы (66–30 %);

– отсутствие четкой регламентации в распорядке служебного дня времени для регулярных занятий физической подготовкой (18–25 %).

В результате проведенного педагогического эксперимента анализ процесса физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны показал, что военнослужащих можно условно классифицировать на три группы:

– активно занимающиеся физической подготовкой (10–12 %);

– принимающие участие только в сдаче нормативов (20–70 %);

– группа лечебной физической культуры (20–30 %).

По-видимому, одна из основных задач организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны состоит в переводе их в группу активно занимающихся физической подготовкой из других групп. Очевидно, что все элементы организации должны быть «наполнены» таким содержанием, которое в максимальной степени способствует повышению активности военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны на занятиях физической подготовкой.

Следовательно, прежде всего, самими военнослужащими должны быть приняты те целевые установки и задачи, которые отражены в руководящих и нормативных документах по организации физической подготовки. В противном случае возникает «внутреннее неприятие» военнослужащими как содержания, так и организационно-методических особенностей проведения с ними занятий по физической подготовки.

По мнению ряда авторов, одной из главных задач организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, выполняющих свои служебные обязанности в рамках служебного времени, является возможность подобрать наиболее эффективный и экономически обоснованный стимул, то есть осуществить такое взаимодействие всех условий, которое в данной конкретной ситуации приведет к максимальному эффекту при минимальных временных и финансовых затратах [5, c. 109].

Поэтому наибольший эффект от тренировочных занятий по физической подготовке возможно получить только при соответствующей посещаемости занятий военнослужащими, их внутренней убежденности в необходимости повышения и сохранения своего уровня физической подготовленности.

Таким образом, можно выделить следующие группы целей, ведущие к реальному включению военнослужащих в сознательный процесс занятий различными видами физической активности:

– «оздоровительные», направленные на укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности, снятие утомления;

– «барьерные», предполагающие выполнение норм и требований военно-спортивного комплекса (ВСК), овладение содержанием всех разделов программы по физической подготовке;

– «коммуникативно-рекреативные», содержание которых направлено на общение с друзьями, коллегами в неформальной обстановке физкультурно-спортивного мероприятия или тренировочного занятия, предполагающего эмоциональную «разрядку», развлечение. Очевидно, что границы этих групп условны, и достижение цели, отнесенной к одной группе, может способствовать удовлетворению потребности в другой.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных в ходе исследования, следует отметить высокую значимость организованных форм физической подготовки для достижения большинства целей всех вышеприведенных групп из числа военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что для «оздоровительных» и «барьерных» целей определенное значение имеют утренняя физическая зарядка и самостоятельная физическая тренировка. Заметим, что 63,3 % военнослужащих, принявших участие в исследовании, считают, что утренняя физическая зарядка имеет преобладающее значение в укреплении и сохранении здоровья военнослужащих вне зависимости от возраста и уровня физической подготовки, в отличие от других форм проводимых физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий, что согласуются с результатами других исследований [6, c. 42].

Анализ влияния организационных причин на занятия физической подготовкой и спортом военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, условно относящихся к группам: активно занимающихся; сдающих только нормативы; лечебной физической культуры – позволяет отметить, что более высокий процент опрошенных выделяет такие причины, как недостаточность свободного времени, даже в рамках служебного дня, и отсутствие возможности выбора занятий по интересам. Последняя причина в существенной мере относится к организации физической подготовки и спорта в различных подразделениях войск противовоздушной и противоракетной обороны. Необходимо также отметить, что в настоящее время в ряде воинских частей и отдельных высших военных учебных заведениях воздушно-космических сил не созданы оптимальные условия для организации и проведения занятий в группе лечебной физической культуры. Н.А. Воронов в своих работах отмечает, что при организации физической подготовки в подразделениях постоянного состава военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, определяются сроки проведения тренировочных занятий в процессе служебного дня и их частота в неделю [7, c. 15].

Наблюдения за физической подготовкой военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, активно занимающихся спортивными играми, показывает, что занятия проводятся, как правило, в одном и том же установленном месте. Причем военнослужащие предварительно согласовывают между собой время, место и предполагаемое количество присутствующих на очередном занятии, что, несомненно, позволяет определить время его проведения. В данном случае подобные учебно-тренировочные занятия являются фоном, на котором осуществляется неформальное общение, большую роль играет эмоциональная разрядка занимающихся, что, как отмечает В.Н. Васин, является одним из основных показателей целенаправленной и осознанной работы по формированию и ведению здорового образа жизни военнослужащих [8, c. 141].

В общем виде занимающиеся не ставят задачу обеспечения физической готовности к требованиям воинской службы, и, в большинстве своем, оценивают необходимость и эффективность занятия по текущему состоянию самочувствия, уровня развития выносливости и получения эмоционального удовлетворения. Кроме того, при организации занятий военнослужащие не придерживаются традиционной структуры и времени проведения занятия, таким образом, продолжительность отдельного занятия в большинстве случаев превышает установленную. В данном случае имеет место порядок, существенно отличающийся от традиционно организуемой структуры физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, в том числе с учетом интересов занимающихся, что также отмечается в работах А.И. Щеголя с соавторами [9, c. 129].

Руководителями занятий в соответствующих возрастных группах назначаются командиры (офицеры) отлично и хорошо подготовленные физически, регулярно занимающиеся различными видами и направлениями физической культуры и спорта [10]. Вместе с тем назначенные руководители, как правило, не несут персональной ответственности как за количество и качество проводимых учебно-тренировочных занятий, так и за уровень физической подготовленности соответствующих групп военнослужащих различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны. Прежде всего, это обусловлено тем, что при традиционной системе организации, занятия достаточно часто срываются ввиду непредвиденного проведения других мероприятий (совещаний, нарядов, боевого дежурства и т.п.).

При анализе результатов, полученных при проведении анкетирования и бесед с военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, можно выделить следующие направления совершенствования физической подготовки в режиме служебного времени:

– целесообразно планировать занятия с военнослужащими в первой половине рабочего дня;

– предоставлять возможность проводить занятия в составе нескольких подразделений (при небольшой численности);

– установить как минимальный, так и максимальный уровень выполнения нормативов по упражнениям, характеризующим комплексную оценку общего уровня физической подготовленности;

– подбирать для проверки преимущественно те упражнения, которые возможно выполнять самостоятельно и не требующие специального оборудования;

– контрольные упражнения должны иметь количественные выражения испытываемой тренировочной нагрузки.

Заметим, что в данном случае имеет место условное разделение целенаправленного педагогического процесса физического совершенствования и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны. Тогда как в настоящее время достаточно жестко «увязаны» содержание занятий и контрольно-тестовые упражнения.

Выводы

В результате проведенного исследования установлено, что содержание занятий по физической подготовке в режиме служебного времени с военнослужащими различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, должно быть организовано с возможностью подбирать содержание тренировочных занятий по физической подготовке, различающихся между собой в зависимости от той или иной группы военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны.


Библиографическая ссылка

Борисов А.В., Буриков А.В., Елькин Ю.Г. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В РЕЖИМЕ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 144-148;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37849 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674