Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аммосова В.Г. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье проведен анализ педагогических трудов Е.Н. Водовозовой с позиций современности. Е.Н. Водовозова – русский педагог, ученица и последовательница К.Д. Ушинского, детская писательница. Внесла значительный вклад в теорию русской дошкольной педагогики. В августе 2019 г. исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося педагога. В связи с этим событием проведены мероприятия о ее творчестве со студентами 2 курса кафедры дошкольного образования. Вначале были исследованы знания студентов о творчестве Е.Н. Водовозовой, которые показали низкий уровень. В результате были разработаны занятия о творчестве педагога. Рассмотрены педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой, сформировавшиеся в XIX в., применительно к образовательным областям федерального государственного стандарта дошкольного образования. Анализ направлений современного дошкольного образования и педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой позволил прийти к выводу об актуальности идей и творчества педагога в условиях модернизации дошкольного образования. Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой гармонично сочетаются с современной гуманистической парадигмой образования. Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой успешно внедряется в теорию и практику современного дошкольного образования, является актуальным в сфере воспитания одаренного ребенка, семейном воспитании, роли матери в раннем развитии ребенка, в воспитании нравственных качеств у подрастающего поколения.
дошкольное образование
умственное развитие
нравственное воспитание
раннее развитие
развитие речи
гуманизм
1. ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo=obrazovaniya/ (дата обращения: 17.11.2019).
2. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 7 изд., пер. и доп. СПб., 1913. 365 с.
3. Фролова О.А. Е.Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста. М., 1949 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000373/index.shtml (дата обращения: 18.12.2019).
4. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения. Т. 2. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. 460 с.
5. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании. М.: ООО«Карапуз», 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/239976/ (дата обращения: 18.12.2019).
6. Николаева Л.В. Роль матери в воспитании одаренного ребенка // Женщины и вызовы современности: сборник статей НПК с международным участием. Киров: МЦНИП, 2013. С. 197–200.

В августе 2019 г. исполнилось 175 лет со дня рождения Водовозовой Елизаветы Николаевны. Е.Н. Водовозова – русский педагог, детская писательница, ученица и последовательница К.Д. Ушинского.

Е.Н. Водовозова родилась в Смоленской губернии, в небогатой дворянской семье. Окончила Смольный институт, была ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова.

С 1860 г. изучала детские сады в Германии и Швейцарии. Е.Н. Водовозовой написано одно из первых пособий в России для родителей и воспитательниц детских садов «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871).

Сохранились ее произведения – рассказы для детей, мемуары и др.

Цель статьи: сформировать у студентов знания о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой и понимание вклада педагога в современную теорию и практику дошкольного образования.

Задачи исследования:

– познакомить студентов-бакалавров с педагогическим наследием Е.Н. Водо- возовой;

– показать значимость педагогических идей и взглядов педагога с современными тенденциями дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на кафедре дошкольного образования в процессе занятий студенческого научного кружка «Студенческий научный форум». Цель работы кружка – активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов, формировать навыки исследовательской работы.

В плане работы кружка запланированы следующие научные мероприятия: 175-летие Е.Н. Водовозовой, участие в ярмарке студенческих кружков, участие в конференциях кафедры, Педагогического института, университета, проведение конференции в рамках Международного студенческого научного форума 2019 РАЕ, выезд лауреатов конференции на очное итоговое участие Международного студенческого форума – 2019 в Москве. На проведение каждого мероприятия назначены ответственные студенты. Работа кружка началась с ознакомления с творчеством Е.Н. Водовозовой в связи с 175-летием со дня рождения. Тьютором мероприятия является студентка 2 курса В.Г. Аммосова

В начале исследования было проведено анкетирование студентов о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой. В анкетировании приняли участие студенты 2 и 4 курсов. В анкетировании были представлены вопросы по следующим темам: «Знание трудов Е.Н. Водовозовой», «Значение педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании.

Критерии ответов:

Высокий уровень: студент знает труды Е.Н. Водовозовой. В своем ответе подробно раскрывает ее педагогические взгляды. Может сопоставить ее педагогические идеи в свете ФГОС ДО, проанализировать их с точки зрения современного дошкольного образования.

Средний уровень: студент знает только одно произведение Е.Н. Водовозовой. С затруднением отвечает на наводящие вопросы, дает неполный анализ педагогических взглядов педагога.

Низкий уровень: студент не знает трудов Е.Н. Водовозовой.

Ответы студентов показали следующие результаты: средний уровень – 10 %, низкий уровень – 90 %. Высокого уровня не оказалось. Выявлено, что студенты не знают педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой.

Далее были проведены циклы занятий кружка по следующим темам: «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой», «Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой в теории и практике современного дошкольного образования», «Е.Н. Водовозова о семейном воспитании детей раннего возраста».

Результаты исследования и их обсуждение

После проведенных занятий состоялся круглый стол «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в теории и практике дошкольного образования». При проведении круглого стола была использована технология «Перевернутый класс». Данная технология предусматривает два этапа работы: внеаудиторный и аудиторный. В процессе внеаудиторной работы студенты осуществляют самостоятельный поиск информации по заданной проблеме, готовят презентации, выступления. На круглом столе обмениваются информацией, обсуждают, резюмируют ситуацию и делают выводы. На обсуждение были поставлены следующие темы:

– Педагогическая деятельность Е.Н. Во- довозовой.

– Педагогическое наследие Е.Н. Во- довозовой.

– Педагогические идеи и взгляды Е.Н. Водовозовой в теории и практике современного дошкольного образования.

– Е.Н. Водовозова о воспитании детей раннего возраста в семье.

– Идеи Е.Н. Водовозовой о воспитании одаренных детей

– Социально-коммуникативное развитие детей в трудах Е.Н. Водовозовой..

– Гуманизм педагогики Е.Н. Во- довозовой.

– Взгляды Е.Н. Водовозовой на проблему умственного развития детей.

– Реализация идей Е.Н. Водовозовой в ФГОС дошкольного образования.

В результате обсуждения тем студенты пришли к выводу, что педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой актуально и востребовано в современной теории и практике дошкольного образования. Педагогические идеи Водовозовой можно использовать по всем пяти образовательным областям ФГОС ДО.

Так, социально-коммуникативное развитие по ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, нравственное, патриотическое воспитание. Основная цель – «позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1]. Педагогические принципы Е.Н. Водовозовой находят практическое отражение в современных теориях гуманистического воспитания, в которых ребенок рассматривается как субъект воспитания, равноправный партнер, достойный уважительного и гуманного отношения.

Она считала, что «педагог должен найти что-то положительное в каждом ребёнке, вычленить эту позитивную составляющую и усилить своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка. Воспитатель должен стараться внушить ребёнку веру в свои силы, надежду на него. Позиция Е.Н. Водовозовой убедительно доказывает гуманизм в отношениях с детьми. Она считает, что старшим необходимо уважительно относиться к любому суждению ребёнка» [2]. Данные взгляды педагога реализуются в настоящее время в современных подходах к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, развивающие, проектные, исследовательские, гуманно-личностные технологии и др., требуют отношения к ребенку как к субъекту деятельности. Педагог и ребенок выступают как равные партнеры на основе сотрудничества и уважения друг к другу. Ребенка учат не бояться высказывать свои мысли, принимается любое мнение.

Данный подход Е.Н. Водовозовой находит также свое применение при использовании технологии успеха. Большое значение здесь имеет прогнозирование развития ребенка в будущем и создания педагогических условий для раскрытия его творческого потенциала и развития его способностей.

В своей работе «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста» (1871) она подчеркивала: «Основная идея воспитания – раскрепощение детской личности, признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему» [2].

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой пронизаны любовью к детям, стремлением формировать у них такие нравственные качества, как доброта, эмпатия, открытость, дружелюбие. «Научить детей любить – это, по её мнению, первая заповедь в воспитании.

Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, доброжелательность. Педагог считала, что нужно «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний» [3]. Эти педагогические взгляды перекликаются с этнопедагогическими основами воспитания детей дошкольного возраста. Недаром Г.Н. Волков назвал этнопедагогику «педагогикой любви» [4].

«Главной целью воспитания Е.Н. Водовозова считала гармоничное развитие ребенка, а основы семейного воспитания видела в приобщении детей к культурным традициям своего народа» [3]. Елизавета Николаевна отмечала, что главная цель воспитания – это «воспитывать человека – будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества» [2].

Большое внимание Елизавета Николаевна уделяла развитию речи детей. Как преемница Ушинского, она исходила из идеи народности воспитания. Ею составлена программа развития у детей дошкольного возраста родной речи на основе русского фольклора.

Развитие речи имеет огромное значение в личностном развитии детей, в социализации в обществе, со сверстниками, взрослыми, в подготовке к обучению в школе. Родной язык, язык матери, при этом является основным.

В современных условиях характерно билингвальное обучение и развитие детей, так как дети осваивают одновременно родной и русский языки. Использование якутского и русского фольклора для развития речи имеет огромное значение. Это – ознакомление детей с устным народным творчеством – сказками, легендами, стихами, пословицами, скороговорками, загадками, народным эпосом. Важное значение имеют детские народные песни, начиная с колыбельной. Песни-забавы, пестушки, потешки имеют нравственную направленность для маленьких детей. Они наполнены любовью и нежностью. Например, «Сорока», воспитавшая чуть ли не все поколения малышей. С возрастом меняются формы и тексты народных песенок. Появляются песенки об одевании, умывании, кормлении, заботе о близких, играх и др. У народа много песен, воспевающих красоту природы, доброго утра, восхода солнца, заката, стихи и песни о радуге, дожде, белом снеге. С раннего возраста детей учат любить и восхищаться природой, окружающим миром.

Затем начинается знакомство с памятниками устного народного творчества, к которым относятся мифы, легенды, героический эпос.

В мифах раскрываются представления народа о явлениях природы, которые люди не могут научно объяснить и придумывают фантастические сюжеты. В мифологии якутского народа жизнь на Земле представлена тремя мирами, Верхний, Средний, Нижний и объединяет их огромное дерево Аал – Лук – Мас. По поверьям якутов, в Верхнем мире живут боги, в Среднем мире – люди, а в Нижнем мире – чудовища – абаасы, олицетворяющие зло. Мифические сюжеты заложены также в героическом эпосе олонхо.

В РС (Якутия) востребована в настоящее время педагогика Олонхо. Олонхо – народный героический эпос. Выдающийся памятник якутского устного народного творчества олонхо признан ЮНЕСКО устным культурным нематериальным шедевром мира. Педагогика Олонхо призвана формировать у детей чувство любви и гордости за культуру, традиции, обычаи родного народа. В олонхо перед детьми предстают народные герои, их героические поступки. В эпосе дается описание старинного уклада жизни, жилища, одежды, утвари, обычаев и традиций народа. Г.Н. Волков писал: «Эпос служил одновременно и школой, и педагогической энциклопедией, и педагогическим шедевром» [4]. В образе народных героев запечатлена многовековая мечта народа о совершенстве человека, народного идеала. Народ украшал народный идеал самыми лучшими качествами. Герои Олонхо – якутские богатыри, красивые, сильные, благородные, готовые защитить Родину и народ от врагов. Туйаарыма Куо представляет собой идеал якутской девушки.

Героический эпос русского народа представлен былинами о русских богатырях. Певцов, исполнителей эпоса, называли сказителями.

Дети нередко осваивают также и третий язык – иностранный. Чем больше языков изучает ребенок, тем больше он развивается. Получают интенсивное развитие память, мышление, звукопроизношение, фонетические и фонологические навыки, познавательная активность.

«Актуально звучат идеи Е.Н. Водовозовой о личностной культуре ребенка, развитии эстетического чувства, использовании в воспитании произведений художественной литературы, в частности произведений устного народного творчества, приобщения ребенка к творческой деятельности» [3].

Большое значение Е.Н. Водовозова уделяла физическому воспитанию ребенка. Она подчеркивала, что «организация человека, как духовная, так и физическая, его органы и способности слабеют, разрушаются и атрофируются при покое, при недостатке упражнений, – это такой же неопровержимый закон, как и закон наследственности» [5].

Елизавета Николаевна подчеркивала, что начать воспитание ребенка надо с самого рождения. «Главные неудачи в воспитании, – писала она, – происходят преимущественно от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер ребенка уже более или менее сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление. Давно уже всеми признано, что соответственное возрасту умственное и нравственное развитие должно начинаться с первого проявления сознания в ребенке» [1, с. 232].

Данное положение учения Е.Н. Водовозовой мы можем использовать в практике воспитания одаренного ребенка. В настоящее время наиболее актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В программе СВФУ «С самого начала…» говорится о том, что одаренного ребенка надо взращивать уже с перинатального возраста, до рождения и с самых первых дней рождения начать заниматься с ним [6].

В качестве основной проблемы семейного воспитания Е.Н. Водовозова выделяет факт, что родители мало уделяют времени для занятий, игр и бесед с детьми. Многие дошкольники большую часть времени предоставлены сами себе и занимают себя гаджетами и компьютерными играми. Дети не могут организовать свой досуг эффективно и мучаются бездельем и скукой. Ребенок страдает, так как его информационные запросы не удовлетворяются. По этой причине новые запросы на новые знания поступают реже и развитие ребенка замедляется. А детям необходима деятельность: игровая, творческая, изобразительная, конструкторская, познавательная. Не секрет, что многие мамы, сунув ребенку телефон или планшет, не разговаривают с ним, а сидят, уткнувшись в свой телефон. Результат очевиден.

А между тем в современном дошкольном образовании уделяется большое внимание раннему развитию детей с самого рождения, так как именно дошкольный возраст, начиная с раннего возраста до 7 лет, является самым сензитивным в плане развития. И важно не упустить эти уникальные моменты и наполнить жизнь ребенка эффективными педагогическими условиями. Поэтому именно от мамы зависит, как будет развиваться ребенок. Сама мама должна быть творческой, увлеченной в развитии малыша, неустанно общаться с ним, играть и заниматься. И тогда мы можем говорить о воспитании одаренных детей. И об этом говорила в свое время Е.Н. Водовозова. В своей книге она писала рекомендации, как организовать непрерывный ежедневный цикл разнообразных занятий, развивающих детей по различным направлениям.

Проведенный анализ работ Е.Н. Водовозовой показывает актуальность и востребованность ее работ в современной системе дошкольного образования.

Повторное анкетирование показало повышение знаний студентов о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой. Сравнительный анализ результатов показан в таблице.

Сравнительный анализ результатов викторины о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой в начале и в конце исследования

Уровни знаний

Констатирующий этап

Контрольный этап

Знание трудов Е.Н. Водовозовой

Знание педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании

Знание трудов Е.Н. Водовозовой

Знание педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании

Высокий

80 %

90 %

Средний

10 %

10 %

20 %

10 %

Низкий

90 %

90 %

На контрольном этапе по первому заданию высокий уровень показали 80 % студентов, средний уровень 20 %. По второму заданию высокий уровень – у 90 %, средний – у 10 % студентов. Низкого уровня не оказалось. Таким образом, цель исследования по данной проблеме достигнута.

Заключение

Проведенный научно-исследовательский анализ работ Е.Н. Водовозовой позволил прийти к выводу о том, что труды педагога имеют неоценимый вклад в теории и практике дошкольного образования и необходимости изучать и использовать ее педагогические идеи и взгляды в практике дошкольного образования. В перспективе считаем необходимым разработать факультативный курс «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в современной теории и практике дошкольного образования» для направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование», а также включить данную тему в программу курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования для распространения педагогического опыта в практику ДОО, что будет способствовать повышению качества дошкольного образования в работе с родителями.


Библиографическая ссылка

Аммосова В.Г., Николаева Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е.Н. ВОДОВОЗОВОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 129-133;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37846 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674