Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Кулик А.С. 1 Мохоров Д.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Коррупция является тем социальным конфликтом, который происходит при взаимодействии индивидуума и государственных органов, затрагивая не только социальные функции государства, но и правовые, политические, организаторские, экономические, культурные и многие другие. Сегодня сложилась острая необходимость в создании научного и практически обусловленного комплексного подхода в противодействии коррупции, направленного на изменение социального сознания в обществе. В статье рассматриваются вопросы актуализации борьбы с коррупцией через осмысление механизма социального конфликта в историко-правовой динамике развития. Предпринята попытка исследования процесса становления и развития антикоррупционной культуры как системообразующего фактора, обусловливающего совершенствование процессов государственного развития. С целью разрешения социального конфликта в обществе, каковым является коррупция, авторами сформировано понятие антикоррупционной культуры, определены традиционные компетенции, формирующие общеобразовательные и профессиональные навыки по юридическим и неюридическим направлениям подготовки с учетом действующих ФГОС, а исходя из существующей практики преподавания дисциплин антикоррупционной направленности, разработаны предложения по самостоятельному формированию антикоррупционных компетенций, направленных на объективное отношение общества и индивидуума к коррупции, как к асоциальному явлению. Используемая в работе методология исследования основывается прежде всего на принципах диалектики, используемых в комплексе с общенаучными методами исследования – системный, структурный и функциональный – как общими методами научного познания явлений объективного мира.
противодействие коррупции
антикоррупционная культура
социальный конфликт
антикоррупционное обучение и образование
профессиональные компетенции
1. Мохорова А.Ю., Мохоров Д.А. Правовые аспекты конфликтологии // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 3 (3). С. 96–99.
2. Кузьмина Т.В. Конфликтология. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika/k004/16.html (дата обращения 08.09.2019).
3. Маляров А.С., Мохоров Д.А. История развития коррупции // Неделя науки СПбГПУ материалы научно-практической конференции c международным участием. Институт гуманитарного образования СПбГПУ. 2014. С. 89–92.
4. Мохоров Д.А. Детерминанты поведения в процессе принятия коррупционных управленческих решений // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 155–158.
5. Мохоров Д.А. Коррупция как проблема государственного управления, социально-философский аспект // Восемнадцатые Петровские чтения (история, политология, социология, философия, экономика, культура, образование и право): материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Петровская академия наук и искусств. Отделение исторических наук. СПб., 2017. С. 345–349.
6. Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (дата обращения: 08.09.2019).
7. Almazova N., Baranova T., Khalyapina L. Development of Students’ Polycultural and Ethnocultural Competences in the System of Language Education as a Demand of Globalizing World. In Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 907 Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019; Anikina Z. (ed); Springer Verlag: Cham, Switzerland, 2019. Р. 145–156.
8. Baranova T., Khalyapina L., Kobicheva A., Tokareva E. Evaluation of students’ engagement in integrated learning model in a blended environment Education Sciences Volume 9. Issue  2. June 2019. № 138. [Electronic resource]. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/2/138 (date of access: 10.09.2019). DOI: 10.3390/educsci9020138.
9. Долева З.Р., Корякина Л.В. Антикоррупционное просвещение. Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 4 (009). С. 18–21.
10. Тутуева Д.Д., Третьяков И.Л. Особенности профилактики коррупциогенного поведения // Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 4 (009). С. 49–55.
11. Мохоров Д.А. Специфика преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в системе высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28169 (дата обращения: 21.09.2019).
12. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 04.05.2011 Пр-1168). [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/11139 (дата обращения: 08.09.2019).
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 09.09.2019).
14. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 10.09.2019).
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 08.09.2019).

«Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» Ветхий Завет. Исход. Глава 23. Стих 8.

Для разрешения социального конфликта, каковым является коррупция в современном обществе, необходимо формирование антикоррупционной культуры, которая позволит снизить уровень коррупционных конфликтов. Антикоррупционное обучение и образование является неотъемлемой частью антикоррупционной культуры, поскольку при реализации современных образовательных программ антикоррупционной направленности приобретение антикоррупционных навыков позволяет сформировать должное правосознание будущего специалиста.

Цель исследования: изучение вопроса актуализации борьбы с коррупцией через осмысление механизма социального конфликта в историко-правовой динамике. Развитие системы антикоррупционного обучения и образования, как непосредственного элемента антикоррупционной культуры для разрешения коррупционных конфликтов.

Эмпирической базой исследования послужили: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2019 года)», Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы», федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО), практика реализации СУОСов (самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов), современная компетентностная система, используемая в преподавании дисциплин, направленных на противодействие коррупции. При проведении исследования авторами использовались принципы диалектики, используемые в комплексе с общенаучными методами исследования – системный, структурный и функциональный – как общие методы научного познания явлений объективного мира.

Актуальность исследования состоит в том, что в современной России, как и в других странах, коррупция является основой негативного отношения к институтам государственного управления, препятствуя демократическому, социальному, экономическому и общественному развитию страны. Не вызывает сомнений необходимость разработки и продвижения общеобразовательных и профессиональных дисциплин антикоррупционной направленности в системе антикоррупционного обучения и образования как основополагающего элемента антикоррупционной культуры.

На протяжении всей истории человечества конфликты являются неотъемлемой частью жизни социума. На этапе первобытного общества появляются первые противоречия и столкновения. Как утверждал Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях: «Злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают в первую очередь неравенство и несхожесть людей». В своих трудах он наставлял: «Нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». Феномен коррупции XXI в. приобрел огромную и вполне обоснованную актуальность. Благодаря средствам массовой информации, в особенности интернету, коррупция стала все больше обсуждаться и проявлять себя, вызывая общественное порицание и резонансы.

Конфликт – это «социальное взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей и общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон» [1]. Конфликты оказывают значительное влияние не только на непосредственных участников, но и на их социальное окружение. Человек является социальным существом, которое обитает в социуме, порождая социальные конфликты. По мнению современных конфликтологов, «социальный конфликт – это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия» [2]. Из данного определения проистекают «два концептуальных вывода: во-первых, понимание юридического конфликта лишь как связанного с действиями, направленными на противоправное изменение статуса субъекта и установленного государственного правопорядка; во-вторых, признание конфликта как «особого юридического», «запретного» состояния, противоборства, нарушающего конституционные принципы государства» [1].

Однако стоит отметить то, что проблема коррупции существовала еще с древнейших времен и далеко не нова. История коррупции интересна и запутанна, имеет свои давние корни и специфику. Именно исторические предпосылки и историческая действительность развития коррупции как на Руси, так и в России повлияли на состояние данной проблемы в настоящем. Указанная тема была предметом самостоятельного исследования авторов [3], что позволило привнести в настоящем труде более аргументированные выводы и решения. Анализируя исторические особенности проявления коррупциогенных факторов в России и в других странах, можно говорить, что коррупция, как явление социальное, давно укоренилась в сознании людей. Какие бы наказания ни следовали, изжить данное явление не получалось.

«В различных теоретико-игровых моделях коррупции, исследующих стратегии поведения бюрократа или правительства, показано, что основным фактором коррумпированности власти является чувство уверенности в завтрашнем дне и вера в низкую вероятность успешного бунта» [4].

В соответствии с пирамидой Маслоу, безопасность является одной из тех потребностей, которые необходимы человеку. Следовательно, коррупция является одним из способов достижения безопасности и стабильности. Ложное чувство стабильности и безопасности, дарованное коррупцией, является одной из причин, почему она существует, по сути, со времен зарождения цивилизации.

Важным вызовом современности является разрешение коррупционных конфликтов. Конфликт является феноменом социальным и неоднозначным. Сегодня мы можем говорить, о том, что «в рамках функционального анализа рассматриваются все возможные последствия конфликта, а также роль, которую он играет в обществе. Обыденное представление о конфликте связано с отрицательной стороной последствий конфликта, так как конфликт нарушает привычный темп жизни, отнимает силы. Научные взгляды на функциональность конфликта не столь однозначны» [2]. Есть теоретики, которые считают «…конфликт сигналом о том, что система связей нарушена и необходимо восстановить баланс. Конфликты порождают нестабильность всех внутренних и внешних частей, поэтому требуют немедленной реакции на устранение всех обнаруженных противоречий» [2].

Поэтому вполне обоснованным является вывод российских криминологов, корреспондирующийся с мнением конфликтологов: «Официальная статистика фиксирует парадоксальную картину: при значительном превышении числа регистрируемых фактов получения взяток над числом фактов дачи взяток, количество выявляемых взяткополучателей устойчиво, наоборот, оказывается значительно ниже числа взяткодателей и при этом размах различий последовательно возрастает»

Социальная функция государства «состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т.п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи» [5].

Институт социологии РАН на своем https://www.isras.ru/ опубликовал результаты опроса, которые свидетельствуют о том, что: «среди молодежи 55 % тех, кто готов переступить через моральные нормы для достижения личного успеха; от 30 % до 50 % молодежи не считают неприемлемым обогащение за счет других, хамство, пьянство, аборты, супружескую измену, проявление нетерпимости к людям других национальностей и др».

Так как культура «посулов» существует в течении столетий, только изменив парадигму мышления по отношению к коррупции и убедив людей в том, что коррупция вредна и опасна для общества как такового, можно будет развить медиацию и искоренить данный тип социальных конфликтов.

Основным государственным фактором пресечения коррупционных конфликтов является судебное установление коррупционного проступка и, как следствие, применение к индивидууму карательных мер.

Сегодня государство помимо ужесточения действующего законодательства в области противодействия коррупции направляет значительные усилия по борьбе с данным асоциальным явлением в области формирования антикоррупционного поведения путем воспитания, обучения, образования и просвещения.

«Повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания» [6].

Таким образом, с учетом современных научных исследований [7, 8], положений практики и действующего законодательства формируется самостоятельная исторически обусловленная междисциплинарная система противодействия коррупции. Резюмируя вышеизложенное, мы можем говорить о существовании антикоррупционной культуры, с одной стороны, являющейся элементом правовой культуры, а с другой стороны, являющейся самостоятельной междисциплинарной системы.

Антикоррупционная культура, по мнению авторов, включает в себя объективное отношение общества к коррупции как к асоциальному явлению. Совокупность знаний в виде норм и правил, создаваемых в процессе жизнедеятельности индивидуума, напрямую корреспондирующихся с внутренними нравственными ценностями человека и его правосознанием.

Антикоррупционная культура включает в себя:

антикоррупционное воспитание;

антикоррупционное обучение и образование;

антикоррупционное просвещение [9];

антикоррупционное поведение [4];

профилактику коррупции [10];

антикоррупционное законодательство;

и другие элементы.

Мы не рассматриваем в настоящем исследовании нормотворческие и непосредственно поведенческие парадигмы антикоррупционной культуры. Определив коррупцию как асоциальный элемент современной действительности, основанном на конфликте интересов индивидуума и государства, в соответствии с поставленными целями, акцентируем значимость антикоррупционного обучения и образования в контексте развития теории антикоррупционной культуры. Теперь мы разделяем два понятия «Правовая культура» и «Антикоррупционная культура» для рассмотрения этого вопроса в образовательном процессе.

В рамках современного образовательного процесса, с учетом требований российского законодательства, предполагается формирование правовой культуры путем введения общеобразовательных и профессиональных компетенций, однако, говоря о формировании антикоррупционной культуры, таковые компетенции мы можем найти только в профильных направлениях обучения, таких как «юриспруденция» – «в ряде федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) прямо предусмотрены конкретные компетенции, обуславливающие необходимость изучения норм, направленных на противодействие коррупции. Так, ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») предусматривает профессиональные компетенции (ПК-8), которыми выпускник должен обладать: «способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности» [11]. Полагаем целесообразным обратить внимание на то, что законодатель в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОСы) предполагает введением компетенций антикоррупционной направленности их предположительную правовую и междисциплинарную самостоятельность. Это подтверждается положениями Национальных планов противодействия коррупции на разные годы, утверждаемых указами Президента Российской Федерации.

Проводя мониторинг усвоения компетенций формирования правовой культуры индивидуума, можно говорить о исторически сложившейся образовательной системе, которая, в большинстве своем, основывается на изучении дисциплины «Правоведение», не дающей основ антикоррупционного обучения и образования. Поименованная дисциплина относится к общеобразовательному циклу и преподается в вузах неюридической направленности, формально закрывая наличие антикоррупционных знаний у обучающихся.

В 2011 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».

Данные основы были направлены «на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Одним из направлений государственной политики выделяется развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права» [12].

Были приняты и другие документы, требующие от учебных заведений внедрения новых образовательных комплексов для развития и повышения качества правового образования: «Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования» на 2013–2020 гг.”» [13], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [14], «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» [15].

Заключение. Коррупция как конфликт взаимодействия индивидуума и лица, наделенного должностными или управленческими полномочиями, препятствует эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны и асоциальна по своей сути. Для редуцирования коррупционных проявлений в современном обществе, необходимо формирование антикоррупционной культуры, в рамках которой в системе высшей школы предлагается централизовано путем включения общеобразовательных и профессиональных компетенций по противодействию коррупции в действующие и разрабатываемые стандарты. Необходимость разработки общеобразовательных и профессиональноориентированных дисциплин (программ) антикоррупционной направленности обрела острую необходимость.


Библиографическая ссылка

Кулик А.С., Мохоров Д.А. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 184-188;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37788 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674