Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Саитбаева Э.Р. 1 Ермош Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснована зависимость эффективности инклюзивного профессионального образования от уровня профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уточнены критерии профессиональной готовности преподавателя к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Они характеризуют принятие педагогом идеи инклюзии, интерес к профессиональной деятельности, связанной с обучением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; знание особенностей познавательной деятельности «особых» детей и специфики профессиональной инклюзивной деятельности; владение методами организации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спроектирована модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в которой выделены: стратегическая цель; стратегические задачи; состав мероприятий по подготовке мотивационного, кадрового, нормативно-правового, информационного, учебно-методического, финансово-экономического и материально-технического ресурсов колледжа. Анализ предпосылок внедрения разработанной модели в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации выполнен с помощью методов стратегического анализа. Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 2017–2019 гг. Описаны результаты изучения профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья до и после проведения эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной модели управления. После эксперимента увеличилось число преподавателей, находящихся на высоком и среднем уровнях профессиональной готовности и существенно сократилось число педагогов, находящихся на низком уровне. Условиями формирования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья стали специально подготовленные ресурсы, соответствующие требованиям инклюзивного образования.
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивное профессиональное образование
профессиональная готовность
преподаватель колледжа
обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 17.07.2019).
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/ (дата обращения: 17.07.2019).
3. Требования к организации образовательной деятельности для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. [Электронный ресурс]. URL: https://standartgost.ru/g/pkey-14293768855 (дата обращения: 17.07.2019).
4. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Приложение «Инновации в профессиональной школе» к журналу «профессиональное образование. Столица» № 8. М., 2012. 60 с.
5. Саитбаева Э.Р., Колганова М.В. К вопросу об управлении развитием профессиональной компетентности преподавателя колледжа // Вопросы педагогики. 2018. № 3. С. 84–87.
6. Саитбаева Э.Р., Ермош Е.В. К вопросу о проблемах формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Электронный научно-методический журнал «Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья». 2017. № 3(15). С. 6–16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/1_3-17.PDF (дата обращения: 17.07.2019).
7. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Калининград, 2015. 54 с.
8. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 100–106.

Нормативные документы, регламентирующие государственную политику в области реализации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) права на образование, рассматривают получение инвалидами полноценного профессионального образования как один из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности [1; 2].

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ прописаны в ряде нормативно-правовых актов [3], направленных на разрешение нормативно-правовых, кадровых, учебно-методических проблем подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональной деятельности:

В качестве важнейшей проблемы исследователи отмечают недостаточную сформированность у педагогических работников профессиональных образовательных организаций (ПОО) готовности (психологической, организационной, методической) к обучению лиц с ОВЗ и инвалидов [4–6].

Цель исследования: разработать и апробировать условия управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Разработать модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

3. Выявить эффективность разработанной модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на основе ее опытно-экспериментальной апробации в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России).

Материаы и методы исследования

Для проектирования модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и анализа предпосылок ее внедрения в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России использованы метод «дерева целей» и методы стратегического анализа (PEST-анализ, SWOT-анализ). Для диагностики профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ использованы социологические методы: беседа, наблюдение, анкетирование.

В исследовании профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие преподаватели ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России (47 человек).

Опираясь на исследования В.В. Хитрюк [7], О.В. Карынбаевой [8], мы выделили следующие критерии профессиональной готовность преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ:

– мотивационный (положительное отношение к обучающимся разных гетерогенных групп; интерес к профессиональной деятельности, связанной с их обучением и воспитанием; отношение к инклюзии как к позитивному социально-педагогическому явлению, ресурсу развития ребенка с инвалидностью или ОВЗ и общества в целом);

– когнитивный (знания об особенностях познавательной деятельности и личности «особых» детей и характере профессиональной инклюзивной деятельности);

– деятельностный (владение методами организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с инвалидностью и ОВЗ и механизмами организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса).

Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выполнена нами с использованием метода «дерева» целей (рисунок).

Результаты исследования и их обсуждение

ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России является профессиональной образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение, профессиональную и медико-социальную реабилитацию и рациональное трудоустройство инвалидов и граждан с ОВЗ.

С учетом разработанной модели был проведен анализ существующей в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России системы управления профессиональным ростом преподавателя колледжа.

PEST-анализ внешней среды колледжа выявил такие социальные угрозы, как недостаток в городе и регионе узких специалистов (сурдопереводчики, логопеды, дефектологи); риск оттока из сферы образования молодых специалистов из-за невысокого уровня заработной платы; высокую миграцию квалифицированных специалистов в другие регионы и др.

Метод SWOT-анализа позволил определить сильные и слабые стороны ПОО в достижении сформулированной стратегической цели.

Проведенный анализ свидетельствует о высокой значимости рисков, связанных с недостаточной готовностью преподавателей к инклюзивному профессиональному обучению студентов. Для определения уровней сформированности профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ была разработана анкета, содержащая вопросы по каждому критерию (мотивационному, когнитивному, деятельностному).

   

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

создать условия для формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

   
             

sait1.wmf

           

Стратегические задачи

1. Создать качественный мотивационный ресурс

 

2. Создать качественный кадровый ресурс

 

3. Создать качественную нормативно-правовую и организационную базу

 

4. Создать информационно-методическое обеспечение

 

5. Создать научно- и учебно-методическую базу

 

6. Создать необходимую материально-техническую базу

 

7. Создать финансово-экономический ресурс

 

 

 

 

 

 

 

Функциональные задачи

1. Уточнение критериев начисления стимулирующей части фонда оплаты труда.

2. Содействие в получении гранта на реализацию проекта по инклюзивному образованию.

3. Направление на стажировку, курсы повышения квалификации или переподготовки за счет средств ПОО.

4. Предоставление времени на методическую работу, оплата научно-методической литературы.

5. Предоставление возможности диссеминации опыта работы с инвалидами и лицами с ОВЗ через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.

6. Обеспечение гарантии защищенности статуса преподавателя в коллективе.

 

1. Проведение процедуры периодической аттестации педагогических работников с целью оценки их компетентности в области обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Разработка программы ПК преподавателей по вопросам применения электронных средств и инновационных технологий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

3. Разработка плана стажировок преподавателей на предприятиях и в организациях с целью ознакомления с новейшими технологиями, оборудованием.

4. Обеспечение прохождения преподавателями курсов повышения квалификации в области реализации основных образовательных программ по профессиям, специальностям, относящимся к ТОП-50.

5. Привлечение и закрепление молодых сотрудников.

 

1. Совершенствование локальных нормативных актов ПОО, соответствующих федеральным нормативным актам в области инклюзивного образования студентов.

2. Внедрение эффективных моделей социального партнёрства и сетевого взаимодействия с целью развития профессиональной инклюзии обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их трудоустройства.

3. Совершенствование деятельности по выполнению контрольных цифр приёма, профориентационной работы.

4. Развитие службы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

 

1. Развитие информационной среды ПОО.

2. Адаптация сайта ПОО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

3. Мониторинг качества информирования педагогов, обучающихся, родителей, работодателей, о характере преобразований в ПОО через сайт.

4. Внедрение ИКТ с целью оптимизации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

5. Содействие привитию установок толерантного поведения и сознания через СМИ.

6. Создание блога для научно-методической поддержки преподавателей, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

7. Создание банка вариативных образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях внедрения ФГОС СПО.

 

1. Оснащение профессий/специальностей необходимыми печатными и электронными изданиями профессиональной направленности.

2. Оснащение профессий/специальностей необходимым программным обеспечением для эффективной реализации образовательного процесса.

3. Совершенствование содержания, форм и методов учебной и производственных практик с учетом требований работодателей с целью обеспечения профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника.

4. Создание электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы обучающихся.

5. Разработка и применение адаптированных ОПОП по реализуемым специальностям и профессиям для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также индивидуальных учебных планов.

 

1. Проведение комплекса мероприятий по созданию безбарьерной среды.

2. Модернизация материально-технических ресурсов, в том числе оснащение учебных аудиторий, лабораторий, учебно-производственных мастерских, кабинета лечебной физкультуры специализированным оборудованием для инвалидов различных нозологических групп (с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих).

3. Обновление парка компьютерной техники, мультимедийного и телекоммуникационного оборудования).

4. Расширение парка оборудования для наружной рекламы, специализированного оборудования для доступности образовательно-реабилитационных услуг.

 

1. Разработка бизнес-плана по реализации Программы развития ПОО.

2. Мониторинг расходования объема ассигнований федерального (регионального) бюджета на реализацию мероприятий Программы развития ПОО.

3. Мониторинг мероприятий ремонта здания, спортивной площадки, кабинетов; создания безбарьерной среды.

Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Таблица 1

Анализ внутренней среды ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России

Сильные стороны

Слабые стороны

– ведомственная принадлежность колледжа Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации; государственное социальное обеспечение студентов;

– участие в реализации региональной программы «Доступная среда»;

– разработка образовательных программ по специальностям, востребованным на региональном рынке труда (например, 43.02.14 «Гостиничное дело»);

– 98 % преподавателей работают на постоянной основе;

– сформированные связи с социальными партнерами в вопросах прохождения практики, разработки учебно-программной документации, прохождения стажировки преподавателями в организациях;

– использование возможностей ИКТ (электронная библиотека «КГНИГАФОНД»; электронное обучение на платформе Moodle);

– развитие научно-исследовательской деятельности и др.

– недостаточное владение преподавателями колледжа специальными профессиональными компетенциями в области планирования образовательной деятельности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей, а также в области социального взаимодействия с данной категорией обучающихся;

– невысокая ИКТ-компетентность педагогов;

– недостаточность темпа обновления материально-технической базы (безбарьерная среда создана частично; не создана инфраструктура для внедрения новых специальностей; в нерабочем состоянии лифт; отсутствует компьютерный класс на 1 этаже для инвалидов-колясочников и детей с НОДА;

– недостаточный библиотечный фонд по открытым и вновь вводимым специальностям по ТОП-50;

– нехватка квалифицированных педагогических кадров по новым специальностям (в частности, 43.02.14 «Гостиничное дело»);

– физически и морально устаревшее оборудование учебных лабораторий и мастерских, спортивного зала (для проведения ЛФК);

– низкий уровень сотрудничества колледжа с другими учреждениями системы СПО и др.

В анкетировании приняли участие 47 респондентов, из них: 5 человек – работники администрации колледжа и 42 человека – преподаватели.

Результаты констатирующего эксперимента, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наиболее западающим критерием в структуре профессиональной готовности является мотивационный. Так, более 55 % преподавателей отметили свою неготовность работать с инвалидами и лицами с ОВЗ (как правило, связанную с чувством опасения, что дети с ОВЗ не освоят программный материал), незаинтересованность в повышении квалификации в области инклюзивного образования, в обращении за консультативной поддержкой к специалистам в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии.

Лучше обстоят дела с когнитивным критерием: большинство преподавателей понимают значение таких понятий, как: «инклюзивное образование», «специальные условия», «безбарьерная среда», «особые образовательные потребности», «реабилитация» и т.д. Значительное количество педагогов знают содержание нормативных документов, регулирующих процесс инклюзивного образования. В то же время пятая часть преподавателей плохо знают особенности детей с ОВЗ и характер профессиональной инклюзивной деятельности.

Большинство респондентов используют на практике особые дидактические материалы, специальное оборудование, методы и технологии обучения, а также специальные критерии оценивания достижений в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Однако 21,3 % испытуемых отметили трудности в использовании информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий при работе с лицами с ОВЗ и инвалидами, в составлении технологической карты современного урока, в разработке адаптированных рабочих программ и УМК к ним.

Таким образом, значительная часть педагогов не готовы к работе в условиях инклюзии ни профессионально, ни психологически. У них отсутствует профессиональная уверенность в эффективности обучения инвалидов и детей с ОВЗ в современных условиях профессионального образования, отмечается эмоциональная и мотивационная неготовность работать в условиях инклюзии.

С учетом результатов констатирующего эксперимента и выявленных особенностей внешней и внутренней среды ПОО спланирована деятельность по реализации модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на период с 2017 по 2020 г.

Промежуточные результаты, полученные в 2018 и 2019 гг., позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели, так как по разным направлениям деятельности колледжа (качество предоставляемых образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам; качество предоставления комплексного сопровождения в условиях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации; формирование общих компетенций личностного развития будущих специалистов; совершенствование доступной безбарьерной среды; оптимизация системы управления и др.) зафиксирована положительная динамика. Так, в табл. 2 представлены показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала колледжа для обеспечения качественной подготовки квалифицированных специалистов.

Таблица 2

Показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

План на

2020 г.

Доля специалистов отраслевых организаций, привлеченных к образовательному процессу от общего числа преподавателей, %

10

12

14

16

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, %

62

76

78

80

Доля преподавателей профессиональных модулей, прошедших стажировку на отраслевых предприятиях, %

92

95

98

100

Доля педагогических работников, получивших в течение последних трех лет дополнительное профессиональное образование (переподготовку, повышение квалификации), %

80

96

98

100

Доля специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам, в общем числе таких специалистов, %

13

32

50

70

Доля педагогических работников, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, %

70

80

90

100

Доля работников, прошедших обучение (инструктирование) в области создания доступной безбарьерной среды, %

25

40

62

80

Доля работников, удовлетворенных условиями труда, %

50

60

70

80

Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, %

70

77

85

92

Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих компетентность работников, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, %

70

77

85

92

Доля педагогических работников, участвующих в научно-практических конференциях, ведущих проектную, исследовательскую деятельность, %

20

30

40

60

Количество преподавателей, прошедших обучение экспертов Национального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», чел

-

5

7

4

Доля молодых педагогических работников от общего числа педагогических работников, %

20

30

40

60

Заключение

Результаты проведенного в июне 2019 г. исследования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ представлены в табл. 3.

Таблица 3

Динамика уровней сформированности критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Критерии

Уровни сформированности критериев, %

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Мотивационный

55,3

29,8

14,9

19,1

51,1

29,8

2

Когнитивный

21,3

51,1

27,6

12,8

42,5

44,7

3

Деятельностный

21,3

48,9

29,8

10,7

40,4

48,9

Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о положительной динамике критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, что выразилось в: принятии ценностей инклюзивного образования; положительном отношении к детям-инвалидам и лицам с ОВЗ, а также к возможностям инклюзивного образования; готовности сотрудничать со всеми участниками образовательных отношений; наличии знаний об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей-инвалидов и лиц с ОВЗ; владении педагогическими технологиями и методами для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Условиями формирования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выступают специально подготовленные ресурсы, соответствующие требованиям инклюзивного образования.


Библиографическая ссылка

Саитбаева Э.Р., Ермош Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 177-182;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37653 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674