Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯРАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Чибаков А.С. 1 Кравченко Т.А. 1
1 КОГПОАУ «Яранский технологический техникум»
Статья завершает цикл публикаций, которые авторы посвятили истории Яранского технологического техникума, правопреемника ремесленной школы и училища, ставшего усилиями земства одной из первых профессиональных образовательных организаций на вятской земле. В настоящей работе освещаются основные события из жизни учебного заведения в период постсоветских лет: с начала 1990-х гг. по сегодняшний день. Сохраняя хронологию, рассматриваются задачи, с которыми пришлось столкнуться учреждению после перехода российской экономики на рыночный путь развития. Называются действия руководства и коллектива учебной организации по разрешению ситуаций, связанных с новыми подходами к финансированию в образовании, повышением запросов общества к качеству обучения, актуальными направлениями профессиональной подготовки, вакансиями на рынке труда, внедрением личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий, современными формами сотрудничества и партнерства, демографическими проблемами. Упоминается смена статуса учебного заведения в 2010 г., когда училище стало техникумом. Отмечаются активность обучающихся и их достижения в различных видах деятельности, в том числе участие в чемпионате молодых профессионалов WorldSkills Russia и движении Абилимпикс. Указываются нынешние справочные данные о техникуме. Перечисляются сотрудники и ветераны организации, посвятившие учебному заведению более 30 лет.
история профессионального образования
образование в Кировской области
модернизация профессионального образования
профессиональное училище
технологический техникум
1. Кравченко Т.А., Чибаков А.С. Страницы истории Яранского технологического техникума: дореволюционный период // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12–2. С. 436–441.
2. Чибаков А.С., Кравченко Т.А. Cтраницы истории Яранского технологического техникума: советский период // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2. С. 179–189.
3. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 296 с.
4. Рысина Т.В., Рогозина В.А. Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации // Гуманитарный вестник. 2013. Вып. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://hmbul.ru/articles/102/102.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
5. Из истории развития профессионально-технического образования в России и Чувашии [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_13/75_let_professionaljno-tehnicheskomu_obrazovaniyu.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
6. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве РФ. 2017. № 11, март [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/12464.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
7. Балдин С.С. Профессионально-техническое образование в России // Россия и АТР. 2006. № 1. С. 125–140.
8. Ильиных Е.В. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования мотивационной готовности студентов к осуществлению ими трудовой деятельности (на примере лесопромышленного техникума Комсомольска-на-Амуре) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26917 (дата обращения: 10.11.2018).
9. Чикунов И.М. Подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для практико-ориентированных экзаменов по профессиональным модулям среднего профессионального образования с использованием технологий WorldSkills // Постулат. 2017. № 12 (26). [Electronic resource]. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/939 (date of access: 10.11.2018).
10. Серегин А.С. Организация производственных практик студентов автомобильного колледжа в соответствии со стандартами WorldSkills // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 4. С. 94–99.
11. Захаров Н.Т., Протодьяконова Г.Ю. Модернизация системы среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4. С. 32–37.
12. Чибаков А.С., Крылов Д.А. Дополнительное совместное творческое проектирование обучающихся и педагогов как фактор повышения качества профессионального обучения в техникуме // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 43–51.
13. История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессионального образования», 2003. 672 с.
14. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
15. Замошникова Н.Н. Реформирование образования в РФ 1991–2015 годы: от структурно-функционального диссонанса социальной системы к поиску баланса интересов её субъектов // Гуманитарный вектор. 2016. Т.11. № 2. С. 49–60.

В наших статьях, посвященных открытию в 1873 г. в городе Яранске ремесленной школы и ее развитию в дореволюционный и советский периоды, раскрываются предпосылки возникновения одного из первых в Вятской губернии учебных заведений для подготовки кустарных мастеров, а также анализируются и обобщаются факты и сведения о наиболее значимых в судьбе школы (училища) событиях до начала 1990-х гг.

В частности, главными причинами создания школы называются понимание земской властью потребности развивать кустарные промыслы и необходимости сокращать затраты на приобретение инструментов и инвентаря в соседних уездах и регионах, а также целенаправленные решения и активные действия земства по изысканию необходимых возможностей для организации и содержания учебного заведения. В свою очередь создание ремесленной школы способствовало экономическому и культурному росту Яранского уезда и Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв. [1].

В советские годы смена статусов учебного заведения – учебно-производственная мастерская, профтехшкола, школа тракторных механиков и бригадиров, школа и училище механизации, профтехучилище, сельское и среднее профтехучилище – с периодичностью примерно 10 лет позволила выделить цикличность исторических перемен в советской системе профессионально-технического образования с неуклонным повышением требований к содержанию и качеству обучения. Достижением социализма стало создание эффективной государственной системы подготовки рабочих и служащих для всех отраслей экономики. А образовательная организация вышла на высокий уровень материального развития [2].

В статье, завершающей цикл наших публикаций по истории Яранского технологического техникума, которому в июне 2018 г. исполнилось 145 лет, перейдем к новейшим страницам, запечатлевшим события, происходившие после распада СССР по настоящее время.

Цель исследования: анализ фактов истории Яранского технологического техникума за постсоветский период и выявление эффективности решений руководства по обеспечению функционирования учебного заведения в условиях рыночных отношений, социально-экономических напряжений, нормативно-подушевого финансирования, модернизации российского образования.

Материалы и методы исследования

Сведения по истории Яранского технологического техникума, информация о реформировании российского образования, процессах модернизации профессионального образования, преобразованиях системы образования Кировской области в совокупности составили материал исследования. Исторические данные получены из фондов образовательного учреждения, публикаций в периодических изданиях, воспоминаний современников, ресурсов сети Интернет. Список литературы включает 15 источников.

Поставленная цель достигалась в ходе бесед, качественного и количественного анализа фактического материала, а также с помощью нарративного, историко-генетического, сравнительного, топологического и структурного методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый Указ первого Президента РФ Б.Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» в июле 1991 г. был принят работниками образования и общественностью с надеждами на перспективные перемены. Но в реальности документ оказался лишь декларацией [3, с. 32]. Несмотря на закрепленные Конституцией РФ (статья 43) и федеральным законом РФ «Об образовании» в июле 1992 г. правовые основы образования, в частности, на получение профессиональной подготовки в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, и установление данным законом уровня начального профессионального образования (НПО), либеральные политические иллюзии и популистские заявления только ухудшали ситуацию в сфере образования. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по поддержке системы образования» в марте 1994 г. формировались единые фонды социальной защиты образовательных организаций. Однако целевое пополнение их средствами осуществлялось несвоевременно и далеко не в предусмотренных размерах. Задача приоритетного государственного материально-технического обеспечения учебных заведений, поставленная Президентом РФ, не выполнялась.

Существенные преобразования в педагогическом процессе и хозяйственной деятельности Яранского профессионально-технического училища начались с изменением государственной поддержки профессионального образования, когда возникла насущная потребность в самофинансировании. Проблема сохранения в штате опытных мастеров производственного обучения и преподавателей требовала поиска новых способов функционирования в условиях зарождающейся рыночной экономики. Непростую задачу руководству учебного заведения удалось решить, подготовив и воплотив за короткий срок программу развития организации. Ее разработкой занимались директор, В.Н. Лобанов и руководители основных структурных подразделений. Программа опиралась на следующие положения:

– переход от подготовки кадров для производства к профессиям сервиса с учетом ситуации на рынке труда;

– увеличение направлений платной профессиональной подготовки;

– наращивание объемов и расширение ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг населению, не связанных с образованием.

Реализация программы требовала значительных финансовых средств и квалифицированных специалистов. А социальное напряжение тем временем только нарастало. Опрос общественного мнения, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, в декабре 1996 г. показал, что ситуацию в образовании оценили как кризисную или катастрофическую 82,8 % респондентов [3, с. 34]. Несколько учебных заведений профессионального образования Кировской области закрылись. Задолженность по зарплате сотрудникам Яранского профтехучилища в 1997 г. достигла суммы за 4 месяца.

Мобилизация внутренних ресурсов организации позволила получить доходы от платных образовательных услуг, съемного проживания в комнатах общежития, автомобильных перевозок и деятельности учебного хозяйства, рентабельность которого превышала 200 %. В результате удалось избежать крайних сценариев, рассчитаться по зарплате с работниками, постепенно преодолеть кризис и приступить к решению задач созидания.

Расходы федерального бюджета на образование продолжали сокращаться. Если в 1992 г. они составили 5,85 %, то после непрерывного снижения в 1998 г. – всего 3,45 %. Недофинансирование образования достигло 35 %. В то же время Постановление Правительства РФ «О концепции реформирования системы начального профессионального образования» в июле 1997 г. предусматривало разделение учреждений НПО на 4 группы (государственные федерального уровня, государственные уровня субъектов РФ, муниципальные и негосударственные), ставило задачу разработки государственных образовательных стандартов, конкретизировало вопросы собственности и бюджетирования.

Руководству училища приходилось рассчитывать только на собственные резервы, которые были определены и использованы. К хозрасчетным группам по подготовке электросварщиков, водителей автомобиля категории «В» и категорий «ВС» вскоре присоединились бухгалтеры-продавцы, трактористы-машинисты, пользователи ПК. В районных центрах Арбаж и Кикнур открылись филиалы учебного заведения. Контингент обучающихся превысил 600 человек. Занятия в бюджетных и внебюджетных группах вели подготовленные преподаватели и мастера производственного обучения. Учебный процесс был обеспечен необходимым оборудованием. Работа по формированию групп осуществлялась совместно с районными Центрами занятости населения. Развивались отношения социального партнерства и сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями. Конкурс среди поступающих на бюджетные места вырос и составлял 2–3 человека на место.

На рубеже тысячелетий внедрение новшеств продолжилось. Лаборатория пекарей приступила к выпечке хлеба для столовой и для нужд работников учреждения. Населению города и пригорода предлагались услуги мельницы. Небольшая часть площадей учебного корпуса была передана юридическому лицу в аренду под продуктовый магазин.

В целом период с 1991 по 2000 г. отличает переплетение целенаправленности и спонтанности преобразований в системе образования, дифференциация и диверсификация системы профессионального образования. Новшества представляли как научно обоснованные, проверенные временем концепции, так и сомнительные эксперименты. Сменяющие друг друга проекты правительственных комиссий внедрялись без должного анализа, выявления достоинств и недостатков. В качестве положительных изменений отметим утверждение в 1993 г. коллегией Минобразования РФ модели учебного плана для учреждений НПО и утверждение в 1994 г. Правительством РФ порядка разработки, утверждения и введения ФГОС НПО, а также перечня профессий и специальностей НПО и типового положения об учреждениях НПО. Но крайне слабо система поддерживалась финансами. К примеру, в 1999 г. федеральный бюджет выделил только 30 % средств от потребности учреждений НПО. Как закономерный результат, к началу XXI в. система НПО «оказалась в наиболее трудном, по сравнению с другими ступенями образования, положении» [4, с. 7] и «отставала от требований промышленных предприятий к качеству подготовки рабочих кадров примерно на 10–12 лет» [5, с. 28]. Тем не менее в 2000 г. учебными заведениями НПО было подготовлено 762,8 тыс. квалифицированных рабочих и служащих.

В начале нового тысячелетия после эксперимента в ряде субъектов РФ преобразования в системах начального и среднего профобразования были связаны с передачей учреждений в региональное подчинение. На заседании Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации» в августе 2001 г. к ведущим направлениям модернизации отнесены реформирование экономики образования и кардинальное обновление содержания обучения.

В 2003 г. полномочия по предоставлению начального и среднего профессионального образования (СПО) официально распространялись на субъекты РФ. По всей стране начался переход на нормативно-подушевое финансирование. На заседании Кабинета Министров РФ в декабре 2004 г. рассматривался вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Решение виделось в расширении полномочий бизнес-сообществ, которым предстояло установить, чему и как учить.

Учреждения НПО Кировской области в 2005 г. отошли к Департаменту образования. В этот период остро обозначилась демографическая проблема. Спад рождаемости в 1990-е гг. отразился снижением числа поступающих в учебные заведения, в том числе в Яранское профессиональное училище. Одновременно резко сократился конкурс в вузах. Многие выпускники городских и сельских школ юго-западных районов области устремились в Киров и Йошкар-Олу с намерением поступить на бюджетные места, получить среднее профессиональное или высшее образование и устроиться впоследствии на работу в региональных центрах.

Социально-экономическая ситуация в стране и области быстро менялась. В сложном положении оказались предприятия, занимавшиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Рынок труда выявил избыток одних и нехватку других профессиональных кадров рабочих квалификаций. Новые условия ставили перед руководством учреждения задачи дальнейшего развития организации и подготовки востребованных работодателями выпускников.

Опыт, приобретенный в предшествующее десятилетие, оказался полезным и позволил подойти к проблеме с разных сторон. Администрацией и коллективом сотрудников под руководством директора училища, В.Н. Лобанова, его заместителей, Н.П. Шелеметева, В.А. Огнетова, Т.П. Жаровцевой, А.Н. Русинова, методиста И.Г. Чибаковой в ходе кропотливой работы по адаптации ресурсов и возможностей учебного заведения к новым условиям функционирования, решались вопросы:

– реализации актуальных для рынка труда юго-западного региона Кировской области программ профессиональной подготовки;

– развития учебно-материальной базы выстраиванием на новом уровне отношений с работодателями и социальными партнерами;

– повышения качества обучения, внедрения в педагогический процесс личностно- и практико-ориентированных технологий;

– подготовки к переходу на образовательные стандарты нового поколения;

– преемственности профессионального образования, получаемого по очной и заочной формам обучения, и др.

Были приняты непростые решения по прекращению подготовки в бюджетных группах портных и трактористов-машинистов, ликвидации учебного хозяйства и передаче земель муниципалитету, закрытию филиалов. На смену потерявшим спрос, пришли востребованные профессии «Мастер отделочных строительных работ» и «Оператор ЭВМ».

В период с 2000 по 2008 г. количество выпускников учреждений НПО в РФ неизменно уменьшалось от нескольких тысяч до десятков тысяч ежегодно. Наиболее ощутимо численность подготовки рабочих и служащих изменялась в 2003 г. (–23,8 тыс. человек к АППГ), 2006 г. (–22,8 тыс.), 2007 г. (–23,7 тыс.), 2008 г. (–51,3 тыс.). Всего в 2008 г. системой выпущено 604,7 тыс. рабочих, что составило 79,3 % от уровня 2000 г. Причиной явились процессы интеграции НПО и СПО. Как следствие, акцент сместился на обучение рабочих кадров в техникумах и колледжах, выпуск которых в 2006 г. составил 699,5 тыс. человек, что почти на 20 тыс. больше, чем в профессиональных училищах. Число учреждений НПО в стране с 3893 в 2000 г. уменьшилось до 2855 в 2008 г., а в Кировской области с 52 до 36. В то же время количество учреждений СПО в РФ, напротив, увеличилось с 2703 до 2784, при том, что государственных и муниципальных вместо 2589 стало 2535, а число негосударственных выросло со 114 до 249.

С 2002 по 2013 г. учебные заведения НПО Кировской области переживали реорганизацию в учебные заведения СПО. Название профессиональной образовательной организации в Яранске в 2001 г. изменилось на государственное образовательное учреждение профессиональное училище № 40 имени А.Д. Ваганова, а в 2003 год – на государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 40 имени А.Д. Ваганова.

Исторической вехой для учебного заведения и новой точкой отсчета стало распоряжение Правительства Кировской области № 139 от 04 мая 2010 г. «Об изменении типа и вида областных государственных образовательных учреждений» и приказ Департамента образования Кировской области № 5-348 от 19 мая 2010 г. В соответствии с данными документами изменился статус и название организации. На тожественной линейке 1 сентября 2010 г. в присутствии общественности, заместителя Главы Департамента образования Кировской области, А.М. Измайлова, корреспондентов районной газеты «Отечество», сотрудников заведения, родителей и обучающихся было объявлено новое наименование – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яранский государственный технологический техникум» (рис. 1). Новую вывеску открывали отличницы учебы Альбина Веверица и Надежда Зверева.

chib1a.tif chib1b.tif

Рис. 1. Церемония открытия технологического техникума (1 сентября 2010 г.)

С этого дня техникум приступил к подготовке специалистов среднего звена по специальности «Технология продукции общественного питания». На следующий год получить образование стало возможным по новым специальностям «Информационные системы» и «Страховое дело», а открывшееся заочное отделение занялось комплектованием групп технологов общественного питания и техников-электриков по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования. При этом лица, имеющие соответствующую рабочую квалификацию, по заочной форме смогли обучаться ускоренно.

В соответствии с федеральным законом № 260 от 10 ноября 2009 г. с 2011/12 учебного года в техникуме реализуются основные профессиональные образовательные программы, разработанные на основе ФГОС. В том же году после успешной защиты экономического проекта перед комиссией при Департаменте образования Кировской области в техникуме создан ресурсный центр по отрасли «Общественное питание». Закуплено оборудование для учебных лабораторий и столовой. Открыт буфет на 20 мест в общежитии. Воплощение замыслов позволило создать новые рабочие места, расширить ассортимент продукции столовой и пекарни, повысить уровень сервиса и обслуживать в установленные часы горожан. Вложенные в реализацию проекта почти 2 млн руб. окупились ранее чем через 2 года.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2012 г. и государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 г.» задали новые горизонты развития системы профобразования. Начались процессы интеграции учреждений, направленные на устранение дублирования профессий и специальностей, повышение эффективности использования финансов, материальных ресурсов и кадрового потенциала.

В 2013 г. Яранский технологический техникум присоединился к Всероссийскому добровольческому движению. Благотворительные и трудовые акции обучающихся стали регулярными. Тесное сотрудничество установлено с волонтерскими отрядами других образовательных и молодежных организаций, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, краеведческим музеем, епархией, домом-интернатом для престарелых и инвалидов и др. В декабре 2018 г. активность членов кружка «Волонтер» под руководством Т.А. Кравченко отмечена грамотой Главы администрации муниципального района.

К концу 2015 г. завершен процесс информатизации учебного заведения. В каждой учебной аудитории установлены ноутбуки или компьютеры с широкоформатными телевизорами или интерактивными досками. Линия оптико-волоконной связи и беспроводной Wi-Fi обеспечивают скорость передачи данных до 30 МБ/с. На сайте техникума отражается актуальная информация.

Однако по стране реформирование системы СПО в настоящее время происходит в условиях истощенности ресурсного потенциала и неустойчивости взаимоотношений между участниками рынка труда. Имеют место фрагментарность и низкая координация действий, недостаточность достоверной и актуальной информации для формирования и осуществления образовательной политики, обеспечивающей качественную подготовку рабочих, служащих и специалистов [6]. Вместе с тем воплощаются Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 г., приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров», ФГОС по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

В 2010–2016 гг. бюджетные расходы в РФ на СПО хотя и выросли на 22 %, однако в действительности их размер ускоренно снижался. По расчетам Аналитического центра Федерального казначейства из консолидированного бюджета в 2011 г. на СПО и НПО в ценах 2010 г. с учетом инфляции было выделено 167,5 млрд руб., тогда как в 2016 г. только 125,3 млрд руб. Иначе говоря, сокращение за 6 лет составило 25,2 %. В реальных размерах доля федерального бюджета уменьшилась в 4 раза, а доля региональных бюджетов увеличилась в 1,3 раза. При этом количество организаций системы СПО по стране оставалось около 2,8 тыс.: максимум в 2013 г. – 2981, минимум в 2014 г. – 2709.

Ситуацию в сфере СПО осложняют различия в развитии региональных экономик, а также общественные и профессиональные трансформации (ресурсное сжатие, инфраструктурный сдвиг, сужение кадрового потенциала и др.). Тем не менее в 2016 г. в рамках перспективного проекта «Образование» конкретизирована цель системы СПО, которая заключается в достижении конкурентоспособного уровня, соответствии качества подготовки кадров требованиям современных стандартов (в том числе WorldSkills) и передовым технологиям, а также увеличении числа выпускников к концу 2020 г. до 50 тыс. человек.

Важно констатировать, что приоритет в решении актуальных проблем подготовки кадров рабочих, служащих и специалистов среднего звена «в условиях рынка принадлежит представителям педагогической науки» [7, с. 132]. Признанной ценностью обладают: методика разработки модели рабочего широкого профиля, новые формы повышения квалификации инженерно-педагогических работников и организации хозрасчетных учебно-производственных объединений, цехов и бригад обучающихся (С.Я. Батышев); система контроля качества знаний, ведущие идеи и принципы развития профессионального образования (А.М. Новиков); концепция развития профтехобразования (И.П. Смирнов); основы высшего рабочего образования и теоретическое обоснование профессионального ремесленного образования (Г.М. Романцев); положения о становлении личности в профессионально-образовательном пространстве (Э.Ф. Зеер); гуманизация и гуманитаризация профобразования, регионализация и инновационные процессы, проектирование образовательных стандартов, аспекты качества и управления системой подготовки кадров (Г.В. Мухаметзянова); методика концентрированного обучения, ресурсная модель управления учреждением (Г.И. Ибрагимов) и др.

Развивая профессиональное образование в новых условиях и современной системе общественных отношений, обучающиеся и педагоги Яранского технологического техникума активно участвуют в региональных, всероссийских и международных творческих конкурсах, в том числе в чемпионате молодых профессионалов WorldSkillsRussia и движении Абилимпикс, где добиваются достойных результатов. Бесспорная значимость конкурсов профессионального мастерства заключается в формировании компетенций и мотивационной готовности обучающихся к трудовой деятельности [8]. Поэтому актуальна интеграция стандартов WorldSkills в образовательные программы СПО через разработку контрольно-измерительных материалов [9], организацию практик [10], обновление профмодулей [11].

Учащийся Яранского технологического техникума, Кузнецов Иван, в октябре 2015 г. стал победителем XII Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийского фестиваля «Меня оценят в XXI веке», проводимого национальной системой «Интеграция» в ФГБУ ДДО «Непецино» Управления делами Президента РФ среди школьников, студентов среднего и высшего профессионального образования и аспирантов. В номинации «Информатика» Иван удостоен Диплома Государственной Думы РФ и высшей награды – серебряного знака отличия (рис. 2).

chib2.tif

Рис. 2. Вручение награды И. Кузнецову генерал-майором авиации, депутатом ГД I–IV созывов, кандидатом исторических наук, Н.М. Безбородовым (ФГБУ ДДО «Непецино» УД Президента РФ, октябрь 2015 г.)

chib3.tif

Рис. 3. Межрегиональные соревнования по гиревому спорту в спортзале Яранского технологического техникума

Ежегодно на протяжении двадцати лет учебное заведение становится победителем или лауреатом областного фестиваля художественного творчества среди организаций среднего профессионального образования. С танцевальными, литературными, юмористическими номерами и песнями наши учащиеся выступают на сценах Яранска и Кирова.

Традиционным стало проведение Фондом поддержки и развития гиревого спорта Кировской области в спортивном зале техникума межрегионального турнира памяти Героя Советского Союза А.Д. Ваганова (рис. 3). Общее число участников в последние годы превышает 200 человек. Каждый раз наши юноши и девушки достойно представляют техникум, город и область, занимают места на пьедестале почета, соревнуясь со спортсменами Татарстана, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Нижегородской области и других регионов России.

В настоящее время КОГПОАУ «Яранский технологический техникум» реализует 6 образовательных программ среднего профессионального образования. Перейдя в новый статус, учебное заведение не отказалось от подготовки квалифицированных рабочих и служащих и, сохранив полуторавековые традиции, ежегодно производит набор в учебные группы по рабочим профессиям. Постепенно осваиваются актуализированные стандарты и готовится переход на профессии и специальности ТОП-50. Учреждение предлагает дополнительные образовательные услуги по 9 рабочим профессиям. В техникуме функционирует 12 кружков, секций и клубов для обучающихся. Контингент очного и заочного отделений образовательной организации в октябре 2018 г. составил 348 человек.

В штате педагогических работников 32 преподавателя и мастера производственного обучения. У 26 из них первая или высшая квалификационная категория. 10 человек в течение 2017/18 учебного года прошли дистанционное обучение и получили квалификацию эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В наших рядах Почетный работник НПО РФ (В.Н. Лобанов) и Почетный работник общего образования (И.Л. Поварницына), коллеги, награжденные грамотами Министерства образования и науки РФ (Т.П. Жаровцева, В.Н. Лобанов, Н.П. Пушкарев, А.В. Чашечников, Л.Б. Черепанова) и Министерства образования Кировской области (Т.Н. Кукарева, И.В. Недопекина, А.Н. Русинов, И.С. Суслова, И.Г. Чибакова, Е.И. Швецова), работники, отмеченные нагрудным знаком «Педагогическая слава» (А.С. Чибаков) и ставшие Лауреатами Премии Правительства Кировской области (И.В. Суслова, А.С. Чибаков, Е.И. Швецова), а также молодые перспективные педагоги (Т.С. Бакшаева, Е.С. Беляева, Т.А. Кравченко, Т.А. Кукарева, М.В. Несветаева, К.Н. Пенкин, Е.Ю. Тамбекова и др.).

Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, мастера производственного обучения и педагоги дополнительного образования активно приобщают обучающихся к творчеству в процессе целенаправленной организованной совместной деятельности [12]. А приобретенный опыт представляют на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, публикуют в изданиях, включенных в перечень ВАК, входящих в международную библиографическую систему Scopus и наукометрическую базу РИНЦ.

Подводя общий итог сказанному в трех наших публикациях, следует констатировать, что периоды, обособляемые учеными: а) в контексте современной социокультурной и гуманистической интерпретации историко-педагогического процесса и представления целостной картины становления и развития отечественного профессионально-технического образования [13]; б) на основе субъектно-деятельностного фактора, аксиологического, культурологического, формационного и цивилизационного подходов к истории профессионального образования в России [14]; в) с помощью системно-генетического подхода, а также путем выделения наиболее значимых мероприятий и нормативных актов [15], – характеризуют основные этапы становления и профессиональной образовательной организации города Яранска. Значит процессы развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов, обусловленные техническим и социальным прогрессом, общие для многих профессиональных учебных заведений, свойственны и нашему учреждению. Следовательно, Яранская ремесленная школа – профессиональное училище – технологический техникум в течение своей истории находились в центре основных событий общества, государства и региона, в чем убеждает проведенный исторический анализ. А отличительные особенности функционирования учебного заведения обусловлены природно-климатическими условиями, видами хозяйственной деятельности населения, культурными традициями, системой коммуникаций, руководящими директивами и решениями администрации учреждения.

Перелистывая страницы истории Яранского технологического техникума, считаем необходимым назвать имена сотрудников, которые непрерывно работают в нем более 30 лет: В.Н. Лобанов, трудится в техникуме на протяжении 27 лет и в настоящее время его директор; И.В. Недопекина и А.В. Чашечников, преподаватели; Н.П. Пушкарев, мастер производственного обучения, Л.В. Уразбахтина, кассир; А.А. Воронцов, водитель; Л.Б. Черепенова, секретарь. Приближается к указанному сроку трудовой стаж у Т.П. Жаровцевой, заместителя директора по УВР, и И.В. Суслопаровой, кладовщика. Находятся на заслуженном отдыхе уважаемые работники – Л.А. Баранова, К.Г. Ведерникова, Г.Н. Воронцова, И.М. Грудцина, И.А. Киверина, Т.А. Кривошеина, В.А. Кузнецов, В.Д. Петраков, В.Н. Ронжина, Г.М. Староверова, Г.Л. Уржумцева, А.А. Халтурин, Н.П. Шелеметев – посвятившие также более трех десятилетий родному заведению, воспитанию и профессиональному становлению молодого поколения. Земной поклон Вам и огромное Спасибо за Великий труд!

В памяти современников остаются праздничные мероприятия 1998 г. по случаю 125-летия открытия ремесленной школы. Тогда в Яранское профессиональное училище № 40 имени Героя Советского Союза А.Д. Ваганова были приглашены выпускники, руководители организаций и ведомств, работники, ветераны педагогического труда и обучающиеся. Концертный зал Дома культуры механического завода, арендованный на торжественный вечер, был переполнен собравшимися.

Заключение

Сравнительно короткий промежуток времени в истории профессиональной образовательной организации в Яранске с 1991 г. по настоящее время отличают своевременные, расчетливые и выверенные стратегические решения, которые принимались руководством заведения. Благодаря им обеспечено эффективное функционирование учреждения в непрерывно и существенно изменявшихся условиях.

В 1990-х гг. минувшего столетия после рыночных преобразований в экономике, обвала централизованного выделения средств при возросшем социальном напряжении потребовались меры по самофинансированию, разработка и воплощение программы развития училища. Были пересмотрены направления подготовки, открыты платные курсы и расширены предложения для населения по предоставляемым услугам. Открылись филиалы организации в райцентрах области. Увеличен контингент обучающихся. Вырос конкурс среди поступающих.

В 200-е гг. на подушевое финансирование в образовании и обострение демографического кризиса, преобразования на базовых предприятиях и ситуация на рынке труда побуждали к дальнейшему совершенствованию образовательных услуг. Ликвидировано учебное хозяйство. Открыты новые направления профессионального образования. Предусмотрена преемственность получения рабочих профессий по очной форме и специальностей СПО по заочной форме на основе программ ускоренного обучения. На новых условиях развивались отношения сотрудничества и социального партнерства. В 2010 г. профессиональное училище стало технологическим техникумом.

Во второе десятилетие XXI в. на очередном этапе модернизации российского образования началось обучение по программам подготовки специалистов среднего звена. Защищен экономический проект и открыт ресурсный центр по отрасли «Общественное питание». В общежитии заведения оборудован буфет. Техникум влился в добровольческое движение волонтеров и движение молодых профессионалов WorldSkills. Осуществлена информатизация учебного заведения. Обучающиеся под руководством наставников продолжили участвовать в конкурсах и соревнованиях. Ежегодным стало проведение в техникуме межрегионального турнира по гиревому спорту памяти Героя Советского Союза А.Д. Ваганова.

Итак, 145 лет существует в Яранске профессиональное учебное заведение. Не за горами полуторавековой юбилей. Значит, настало время новых задач и планов. Богатый опыт, накопленный поколениями, позволяет устремить взоры в будущее, решать актуальные и перспективные задачи воспитания и профессионального образования юношей и девушек, использовать новые психолого-педагогические подходы и технологии, чтобы лучшим образом распорядиться имеющимися ресурсами. Верим в благополучие нашей организации и процветание родного края, ибо сказано: «Благословенна земля яранская».

С Днем рождения, Техникум! Со славной датой в Твоей истории!


Библиографическая ссылка

Чибаков А.С., Кравченко Т.А. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯРАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 157-165;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37509 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674