Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ

Козырева О.А. 1 Козырев Н.А. 2 Коновалов С.В. 3
1 Новокузнецкий институт
2 Сибирский государственный индустриальный университет
3 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
В работе определены особенности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в решении задач педагогической деятельности, отражены уточнённые определения и модели формирования культуры самостоятельной работы личности как одного из видов культуры деятельности личности. Качество формирования культуры самостоятельной работы личности определено в структуре типологии, позволяющей исследовать уровень и возможности продуктивного становления личности, включенной в иерархию приоритетов становления и самовыражения через продукты научного исследования в педагогике и методические разработки в области организуемой деятельности. Специфика ситуативного и персонифицированного включения личности в систему непрерывного образования рассмотрена через призму проектируемых и моделируемых возможностей педагогических технологий, непосредственно связанных с качественным решением задач формирования культуры самостоятельной работы личности. В работе представлена возможность использования технологии системно-педагогического моделирования для повышения уровня продуктивности и персонификации решения задач развития. Качество педагогического моделирования и выделенных на основе использования педагогического моделирования педагогических конструктов определяется на различных уровнях определения и решения задач оптимизации качества педагогической деятельности. Показано, что генерация средств и ресурсов программно-педагогического обеспечения изучаемых курсов и дисциплин обеспечивает мобильность и комфортность в получении образования на той или иной ступени и форме, уровне качества и возможностях оптимизации.
культура самостоятельной работы личности
технология формирования культуры самостоятельной работы личности
педагогическое моделирование
педагогическое проектирование
педагогическая технология
модель
педагогические условия
1. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 3–15.
2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
3. Ващенко А.Н., Козубцов И.Н. О важной исключительной роли научных школ в становлении научных и научно–педагогических кадров высшей квалификации // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 1. С. 35–40.
4. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 163–171.
5. Обухов В. В. Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете // Вестник ТГПУ. 2017. № 12 (189). С. 10–12.
6. Селиверстова Е.Н. Субъектность как принцип систематизации современного дидактического знания // Педагогика. 2013. № 10. С. 25–33.
7. Скрипкина Т.П. Поликультурное образование – альтернатива культуре насилия, агрессии и нетерпимости // Вестник Университета Российской академии образования. 2014. № 3. С. 8–15.
8. Леонов Н.И. Принципы и подходы в управлении научной и инновационной деятельностью (опыт исследовательского университета) // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 19–28.
9. Люрья Н.А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестник ТГПУ. 2011. № 13. С. 151–155.
10. Коновалов С.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. № 1. С. 58–63.
11. Бойкова И. В. Технология формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в условиях современного образования // Науч.-метод. электр. журнал «Концепт». 2018. № 8 (август). URL: http://e-koncept.ru/2018/181051.htm (дата обращения: 08.08.2018).
12. Козырева О. А. Разработка и апробация концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 421–429. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.311.
13. Козырева О.А., Козырев Н.А., Свинаренко В.Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. М.: МИФИ, 2017. 400 с.

Современная система непрерывного образования определяет условия и особенности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности одним из актуальных направлений реализации идей гуманизма и здоровьесбережения, определяющих возможность и тактику конструктивных преобразований достигнутого уровня развития и становления личности в обществе, определяющихся через наиболее точные и продуктивные решения задач деятельности как системы и матрицы самоорганизации и акмеверификации научного познания и представления данных в научной области исследования и деятельности. Таким образом, возможность построения продуктивных отношений и персонифицированных способов самореализации и самоутверждения личности лежит в базовой составной в ресурсах педагогической деятельности и педагогического моделирования как конструктов развития личности и средствах самоорганизации антропосреды.

Цель исследования: теоретико-эмпирическое объяснение важности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности.

В системе непрерывного образования под личностью можно понимать личность обучающегося и личность педагога, включенных в совместную деятельность, направленную на повышение качества развития внутриличностного и внешне детерминированного образа антропологически обусловленного научного знания, определяемых в качестве способа акмеверификации научного познания в микро-, мезо-, макродетерминированных ресурсах самоидентификации, взаимодействия (самореализации и сотрудничества) и самовыражения (самоактуализации).

В такой практике педагогическая деятельность как категория современной педагогики и продукт развития ноосферы неустанно пополняется новыми объектами и предметами педагогического поиска и научного исследования в педагогике [1, 2].

Система непрерывного образования [3–5] и, как следствие, система трудовых отношений и профессионально-трудовой деятельности в структуре подготовки кадров нуждается в специалистах различного направления и уровня освоения программ профессионального образования, определяя в ступенях среднего профессионального, высшего образования и системы дополнительного профессионального образования возможность повышения качества решения образовательных и профессионально-трудовых отношений, мы будем рассматривать культуру самостоятельной работы личности в различных педагогических конструктах и моделях, гарантирующих качественное исследование возможности развития личности и самореализации через продукты персонифицированной и коллективной деятельности.

В таком понимании работы [6, 7] определят возможность уточнения и верификации качества получения образования в моделях непрерывности и персонификации, уточняемой в конструктах традиционного и инновационного педагогического знания и научного поиска [8, 9]; работы [10, 11] позволят уточнить возможности педагогического моделирования в решении задач повышения качества профессионализма и продуктивности, гибкости и самостоятельности; работы [12, 13] сфокусируют усилия поиска на моделях формирования самостоятельного решения задач образовательного и профессионально-трудового компонентов детерминации научно обоснованных и социально решаемых задач; работы [10, 13] определят успешность постановки и решения задач формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования; работы [10, 12, 13] выделяет специфику адаптивно-акмепедагогического решения задач развития личности через социально и профессионально значимые способы самоутверждения и самореализации в системно-моделируемом проекте или модели педагогической технологии, фасилитирующей персонифицированное включение личности в систему непрерывного образования.

Педагогическое моделирование – метод научного исследования и средство детерминации и уточнения, создания, оптимизации и модификации педагогически реализуемых и исследуемых моделей, используемых в ресурсах современного образования и науки, спорта и культуры.

Педагогические конструкты (широкий смысл) – педагогически идентифицированные и верифицированные ресурсы и совокупности идеальных и материальных моделей и детерминант, алгоритмов и формальных структур, гарантирующих качественное решение выделенных противоречий и проблем, поставленных перед образовательным пространством задач в рамках реализации той или иной методологической или методической работы, определяющих на макроуровне возможность детерминированного решения и его эффективность для определенного класса педагогических задач, фасилитирующих персонифицированное развитие личности обучающегося как ценности и продукта образования и культуры.

Педагогические конструкты (узкий смысл) – педагогическая система идеального и материального алгоритмического воспроизводства и решения мезоуровневых проблем и противоречий, гарантирующая обществу и личности своевременность и гибкость, четкость и персонифицированность, гуманность и толерантность в выборе условий и возможностей решения задач развития личности и коллектива.

Педагогические конструкты (локальный смысл) – педагогические средства, обеспечивающие в ситуативном выборе педагога четкость и персонифицированную, креативную алгоритмичность решений педагогических задач, определяющих нормальное распределение способностей и здоровья личности обучающегося базовой единицей и функцией всех построений и решений, гарантирующих успешное включение обучающегося непрерывного образования в социальные, образовательные и профессионально-трудовые отношения.

Педагогические конструкты (унифицированный смысл) – продукт ресурсных и методологических новообразований в педагогической деятельности, гарантирующий высокое качество определения и решения проблем и противоречий развития обучающегося и педагога, включенных в систему непрерывного образования на различных уровнях описания и визуализации, детализирующих нюансы построения модели развития, социализации и самореализации личности в контексте учета всех составных условий повышения качества формирования ценностей, компетенций, трудовых функций и продуктов их сформированности (конкурентоспособности, здоровьесбережения, продуктивности, креативности, гуманизма, востребованности, гибкости и пр.).

Педагогические конструкты (персонифицированный смысл) – уникальные объекты деятельности личности, определяемые в системном выборе оптимальных возможностей повышения качества решения задач современной педагогической деятельности.

Педагогические конструкты в нашей практике являются продуктами качественного использования технологии системно-педагогического моделирования, в структуре детализации основ педагогического моделирования и уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности они являются уникальными образцами предлагаемых решений педагогом, включенным в систему микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.

Технология системно-педагогического моделирования – педагогическая технология, оптимизирующая условия и возможности формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности в структуре персонификации и унификации, оптимизации и модификации возможностей непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу своевременность решений выявляемых противоречий и проблем развития личности и системы образования, где конструктивными формами верификации целостности развития является продуктивность и конкурентоспособность решений и продуктов деятельности обучающегося.

Культура самостоятельной работы личности (широкий смысл) – педагогический конструкт, определяющий возможность развития и саморазвития личности в ресурсах самоорганизации, самоутверждения, сотрудничества, управления коллективом, продуцирования и оптимизации условий и возможностей решения проблем и задач социального, образовательного и профессионального генеза.

Культура самостоятельной работы личности (узкий смысл) – объект и продукт деятельности личности, определяемый и определяющий в иерархии способов и форм самореализации и сотрудничества, социализации и общения возможность и своевременность развития и оптимизации выявленного научного знания, гарантирующий личности персонифицированное решение определяемых проблем и задач.

Культура самостоятельной работы личности (локальный смысл) – унифицированная модель продуктивного развития личности, определяющая систему образования базой для повышения уровня и возможностей развития и социализации личности.

Культура самостоятельной работы личности (унифицированный смысл) – ресурс развития и саморазвития личности в модели деятельности и общения, гарантирующий личности и обществу своевременность и гибкость, персонифицированность и объективность достижений, востребованность которых иллюстрирует качество и уровень рассматриваемого явления.

Программно-педагогическое обеспечение образовательных единиц (модулей, курсов, дисциплин) – совокупность дидактических средств, объединённых по общему смыслу, целеполаганию и качеству решения задач в модели учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся.

Учебное пособие – дидактическое средство, гарантирующее репродуктивно-продуктивное усвоение дидактического материала, выделенного в структуре изучения определенной образовательной единицы (модуля, курса, дисциплины).

Адаптивное учебное пособие – дидактическое средство, гарантирующее адаптивно-персонифицированное усвоение дидактического материала, выделенного в структуре изучения определенной образовательной единицы (модуля, курса, дисциплины), где особенности развития личности обучающегося определяют средства фасилитации дидактического материала, гарантируют надлежащий уровень качества усвоения и гибкость в решении определяемых противоречий и проблем обучения и образования личности обучающегося, имеющего особенности в развитии и/или сложности в получении образования.

Определяя в качестве методологической основы персонифицированный, адаптивно-акмепедагогический, синергетический подходы, можно уточнять качество и модели формирования культуры самостоятельной работы личности в соответствии с выделенными возможностями научного поиска в педагогике.

Персонифицированный подход – методологический подход, раскрывающий и уточняющий событие или явление с позиции учета всех нюансов развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, детализация качества которого представляет собой оптимизируемую модель единства гуманизации и конкурентоспособности.

Адаптивно-акмепедагогический подход – методологический подход, рассматривающий событие или явление, процесс или процедуру с позиции единства адаптивного и акмепедагогического знания в современной педагогике как науке и искусстве.

Синергетический подход – методологический подход, раскрывающий возможность самоорганизации качества решения задачи, определяемой через детерминацию и визуализацию любого педагогически обусловленного процесса в научной теории, концепции, идее и пр.

Модели формирования культуры самостоятельной работы личности – иерархически определяемые структуры, гарантирующие качественный переход от одного уровня формирования / сформированности культуры самостоятельной работы личности к другому, на котором качественнее, креативнее, оптимальнее, быстрее, уникальнее определяются и решаются противоречия продуктивного самоопределения, самовыражения, самореализации, самоутверждения личности в модели и продуктах деятельности и общения.

Выделим 4 уровня / типа сформированности культуры самостоятельной работы личности (технология системно-педагогического моделирования):

– объектный (владение способами фиксации информации);

– индивидуальный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования);

– субъектный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования, использование авторских моделей в персонифицированном решении задач);

– личностно-персонифицированный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования, использование авторских моделей в персонифицированном решении задач, распространение в широкомасштабных решениях авторских моделей, гарантирующих качественное, персонифицированное и коллективное решение задач и проблем).

Для учета условий и возможностей адаптивно-акмепедагогического выбора данную типологию можно уточнить двумя типами – адаптивным типом формирования культуры самостоятельной работы личности (все ресурсы деятельности предопределяют качество адаптивного вида деятельности в работе с обучающимися) и игровым типом формирования культуры самостоятельной работы личности (игра является средовом и методом нивелирования отклонений от нормы и устойчивого развития личности и общества).

На примере программ повышения квалификации можно определить и проследить у обучающихся возможность формирования культуры самостоятельной работы личности по любой выведенной типологии формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности, например,

– объектный уровень (уровень написания реферата, авторское воспроизводство дидактического материала);

– индивидуальный уровень (уровень уточнения модели, определения, разработки урока и пр.);

– субъектный уровень (уровень написания научной публикации – статья в сборнике конференции);

– личностно-персонифицированный уровень (уровень написания научной публикации – статья в журнале, уровень h (Индекса Хирша) > 1).

Возможность гибкой реконструкции и детерминации подуровней сформированности культуры самостоятельной работы личности может быть определена в модели широкого, узкого и локального смыслов.

Детерминируемый смысл понятия «культура самостоятельной работы личности» определяет глубину и качество продуктов деятельности личности, специфика востребованности которых также лежит в плоскости определения масштаба и/или уровня использования педагогических конструктов и педагогических средств в учебной и профессионально-трудовой деятельности обучающегося и педагога.

Для оптимального решения макроуровневой задачи формирования культуры самостоятельной работы личности необходимо программно-педагогическое сопровождение, в котором для учета всей генеральной совокупности проблем и потребностей, возможностей и продуктивности обучающихся необходимо разработать учебные и адаптивные учебные пособия, определить персонифицированные и коллективные традиционные и инновационные ресурсы развития личности, включенной в систему непрерывного образования.

Заключение

Детерминированные особенности и теоретико-эмпирическое объяснение важности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности будет способствовать повышению качества решения задач развития в системе непрерывного образования.


Библиографическая ссылка

Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 9. – С. 177-181;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37182 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674