Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Безенкова Т.А. 1 Олейник Е.В. 1 Андрусяк Н.Ю. 1 Плугина Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Данное исследование посвящено изучению проблемы поиска эффективных социальных технологий в работе с неполной семьей. Анализ результатов исследования по выявлению проблем данных семей показал, что наиболее острыми у них являются материальные, психологические и педагогические проблемы, а также проблема создания полной семьи. Кроме того, было проведено интервью специалистов учреждений, работающих с неполными семьями. Оно показало, что данная категория семей требует особого внимания и что в основном используются традиционные методы и формы. В связи с этим встает вопрос о поиске новых, более эффективных технологий. Одной из них является технология проектной деятельности. Проектные технологии позволяют активизировать семью на решение собственных проблем, развивают личностные качества членов семьи, способствуют реализации различных потенциалов за счет переживания моментов самореализации, создания ситуации успеха. Эффективность технологии проектной деятельности достигается за счет конкретно поставленной цели проекта, сформулированного круга задач, а также определенных ресурсов и сроков. В качестве ресурсов используются внутренние силы членов семьи, нуждающейся в помощи, и ресурсы учреждения, осуществляющего социальное сопровождение и оказывающее помощь неполной семье: кадры и механизмы организации работы.
неполная семья
социальные технологии
проектный подход
социальный проект
социальная педагогика
1. Мустаева Ф.А., Потрикеева О.Л. Социальное самочувствие семьи в современных условиях // Дискуссия. 2013. № 8(38). С. 95–102.
2. Мустаева Ф.А., Бурилкина С.А., Ищанова Б.Т., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Меренков А.В. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 292 с.
3. Зезюлько А.В., Кузьмин С.П. Социальные технологии и технологии социальной работы // Успехи современной науки. 2016. Т. 9. № 11. С. 145–149.
4. Плотников М.В., Смельцова С.В. Социальные технологии как объект социологического исследования // В мире научных открытий. 2012. № 4.3. С. 169–187.
5. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. 254 с.
6. Потрикеева О.Л., Халикова Д.А. Реализация проектного подхода в профессиональной подготовке магистров // Форум молодых ученых. 2017. № 1(5). С. 484–488.

В настоящее время в процессе социального сопровождения и поддержки неполной семьи все чаще используется проектный подход, основой реализации которого является создание и реализация проекта. Особенности и преимущества реализации проектного подхода в работе с неполной семьей заключаются в следующем:

– основной задачей проектов является достижение целей, в нашем случае ориентированных на помощь конкретной семье;

– необходимо одновременное соблюдение ресурсных ограничений учреждения социальной защиты, самой семьи и временных рамок проекта;

– каждый проект подразумевает понятие «уникальности», которая может выражаться в учете специфики конкретной семьи с ее нуждами и проблемами;

– реализация проекта всегда связана с изменением жизни семьи и является целенаправленным ее изменением из существующего в некоторое желаемое состояние.

Все вышесказанное важно и актуально в настоящем современном обществе, так как семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Но в настоящее время семья переживает период серьезных изменений: возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста, наблюдается рост гражданских (нерегистрируемых) браков, много детей растет в семье с одним родителем [1].

Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и все больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством [2]. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных качеств и духовно-нравственных ориентаций одиноких матерей. В связи с этим технологии решения социальных проблем неполной семьи является сегодня весьма актуальными.

Методологической основой исследования послужили работы ученых в различных областях. Особенности функционирования и социальные проблемы современной семьи освещены в работах Ф.А. Мустаевой, О.Л. Потрикеевой. Сущность и содержание социальных технологий рассматриваются в работах А.В. Зезюлько, С.П. Кузьмина, М.В. Плотникова, С.В. Смельцовой, Н. Стефанова и др. Изучение проектного подхода в рамках технологии проектной деятельности в области социальной работы представлено в работах О.М. Луговой, Е.А. Новиковой и др. Особенности работы с неполными семьями рассмотрены в работах В.В. Завражнова, Г.М. Зининой, В.В. Фалилеева, М.В. Худойкиной и др.

Цель исследования: изучение сущности социальных технологий в работе с неполной семьей и определение эффективности использования проектного подхода в социальном сопровождении и поддержке неполной семьи. Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована необходимость разработки и внедрения проектного подхода в области социальной и социально-педагогической работы с неполной семьей на основе выявленных проблем и потребностей семей данного типа.

Прежде всего, рассмотрим сущность социальных технологий, используемых в том числе в работе с неполной семьей. Предпосылки понятия социальных технологий можно обнаружить в работах античных философов (Платон, Аристотель и др.), а из более близких нам во времени авторов нельзя не отметить Карла Поппера. Поппер проводил различие между утопической и поэлементной социальной технологией: первая направлена на преобразование общества как целого, а вторая достигает своих целей с помощью мелких исправлений, учитывая при этом последствия проводимых преобразований [3, с. 146].

В настоящее время в научной и специальной литературе термин «социальная технология» употребляется как минимум в четырех значениях: система знаний, деятельность социолога-практика, средство социальных преобразований, инновационный метод оценки и использования социальных объектов [4, с. 180]. Так, например, Н. Стефанов рассматривает социальную технологию как деятельность, целью которой является изменение объекта, причем деятельность предварительно расчленяется на целый ряд определенных операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи. Он утверждает: везде, где возможно активное и целенаправленное отношение человека к социальной среде, в принципе возможна технология. «В самом общем виде можно принять: социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности» [5].

Существует большое количество классификаций социальных технологий по разным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. В рамках нашего исследования рассматривается сфера социальной защиты населения как составная часть социально-культурной деятельности, в основе которой лежат технологии социальной работы. Рассматривая классификацию технологий социальной работы, можно выделить классификацию по критерию содержания, в которой представлена технология проектной деятельности. В свою очередь, технология проектной деятельности реализуется через разработку проектов, то есть реализацию проектного подхода, направленного на решение в том числе различных социальных проблем неполной семьи.

Материалы и методы исследования

В контексте нашего исследования, для выбора наиболее эффективных социальных технологий работы с неполной семьей, важно изучить их проблемы и потребности. С этой целью было проведено эмпирическое исследование, в котором основными методами являлись анкетирование неполных семей и интервьюирование специалистов учреждений социальной службы. В анкетировании приняли участие члены неполных семей, проживающих в городе Магнитогорске, в количестве 68 человек, где все 100 % женщины. Именно результаты проведенного исследования могут показать весь комплекс специфических проблем неполной семьи, которые необходимо учитывать при определении тематики проектов, их разработке и реализации.

Результаты исследования и их обсуждение

Респонденты в возрасте от 19 до 35 лет составляют 69,1 % опрошенных, от 36 до 40 лет – 30,9 %. Это говорит о том, что у большинства ответивших уже в молодом возрасте либо распалась семья по каким-либо причинам и стала неполной, либо является неполной изначально. Так, у 20,7 % образовалась неполная семья в результате рождения ребенка вне брака, 67,6 % опрошенных стали относиться к неполной семье в результате развода, 5,9 % – в результате смерти супруга. Такие семьи, где второй родитель лишен родительских прав, составили 2,9 % от числа всех респондентов и еще 2,9 % являются опекунами. По одному ребенку воспитывается у 92,6 % опрошенных, два ребенка у 5,9 % и 1,5 % воспитывают трех детей.

Респондентами были выделены материальные, психологические, медицинские, хозяйственно-бытовые, жилищные проблемы, также проблемы, связанные с воспитанием детей, трудоустройством, сложностью образования полной семьи и присутствие осуждения семьи со стороны общества. В таблице представлено, как распределились в процентном соотношении ответы респондентов.

Проблемы, возникающие в неполной семье

Проблемы неполных семей

Процент

Материальные проблемы

86,8 %

Проблемы, связанные с воспитанием детей

69,1 %

Проблемы создания полной семьи

66,2 %

Психологические проблемы

55,9 %

Проблемы трудоустройства

30,9 %

Жилищные проблемы

23,5 %

Хозяйственно-бытовые проблемы

11,8 %

Медицинские проблемы

11,8 %

Проблемы осуждения Вашей семьи со стороны общества

5,9 %

Нет проблем

2,9 %

Недоступность к получению помощи в учреждениях социальной защиты

1,5 %

Из результатов анкетирования видно, что помимо материальных проблем в семьях данного типа наиболее актуальны педагогические и психологические проблемы. Нарушение структуры семьи влияет на состояние взаимоотношений между родителями и детьми: одинокому родителю не всегда удается уделять много времени ребенку из-за двойной загруженности и нехватки сил к концу дня, поэтому ребенок предоставлен сам себе. С другой стороны, в неполных семьях получила распространение проблема гиперопеки, возникшая из стремления компенсировать ребенку отсутствие второго родителя. Кроме того, следует выделить проблему образования новой полной семьи. Респонденты отмечают, что довольно часто встречаются либо сопротивление и ревность ребенка, который не хочет принимать нового родителя, либо нехватка времени на личную жизнь в связи с двойной загруженностью. Полученные данные показывают необходимость включения в проекты мероприятий по решению педагогических и психологических проблем, а также мероприятия, направленные на экономическую адаптацию членов семьи и решение материальных вопросов.

Цель нашего следующего вопроса состояла в том, чтобы выяснить, на какие средства живет семья. Большинство неполных семей живет на собственную заработную плату (79,4 %), 25 % получают пособия, за счет пенсии живут 8,8 % респондентов, случайные заработки ищет 1,5 %, бывший супруг помогает 14,7 % опрошенных семей, 20,6 % помогают родственники (рисунок). Кто-то может жить на пособия и помощь родственников одновременно, или же на случайные заработки и пенсии.

bez1.wmf

Средства, на которые живет семья

Данная информация позволяет проанализировать экономический потенциал семьи с целью использования его при создании проекта: учет занятости взрослых членов семьи (чаще матери), организация досуга детей в таких семьях, организация помощи в образовательной деятельности ребенка и т.п.

Социальная защита и поддержка семей осуществляется государственными, общественными некоммерческими и образовательными организациями [6]. Нас заинтересовал вопрос, знает ли респондент, что существуют учреждения социальной защиты, в которые он может обратиться за помощью. Из числа опрошенных 68 % знают о деятельности учреждений, оставшиеся 32 % не знают. При этом услугами учреждений пользуются только 28 %, в основном это обращения в Комплексный центр социального обслуживания населения или Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска. Из числа обратившихся в то или иное учреждение 57,9 % частично удовлетворены оказанной помощью, 36,8 % полностью удовлетворены и 5,3 % опрошенных указывают, что их проблему не решили и они не удовлетворены деятельностью. При необходимости в учреждения социальной защиты готовы обратиться за помощью 10,2 % членов неполных семей, так как уверены, что специалисты смогут помочь, 16,2 % обратятся за помощью, даже если ее окажут не в полной мере, 33,8 % не станут обращаться за помощью, потому что уверены, что специалисты не смогут решить их проблему, и 39,8 % просто не хотят рассказывать о своих проблемах. Возможно, это может быть связано с недостаточной информированностью о деятельности учреждений города или с недоверием и неуверенностью, что можно получить необходимую помощь. Эти данные необходимы разработчикам проектов для популяризации своей деятельности и оказания своей помощи максимальному количеству неполных семей. Так, при реализации проектного подхода возможно использование ресурсов, направленных на информирование семей о субъектах социальной помощи (разработка и распространение буклетов, информация в СМИ и др.).

В рамках исследования было проведено интервью со специалистами центра социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска: социальным педагогом, психологом и специалистом по социальной работе. Было выявлено, какие виды социальной поддержки неполной семьи осуществляются в данном отделении. В центре работает женский клуб «Открытое сердце», в котором проводится социальная реабилитация женщин и детей, оказывается материальная помощь неполным семьям; предоставляется бесплатное обеспечение электронными проездными билетами учащихся средних образовательных учреждений из неполных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставляются бесплатные путевки в загородные детские оздоровительные лагеря, бесплатные билеты в цирк, аквапарк и театр, организуются чаепития и проведение праздников с концертами для родителей и детей. Как мы видим, методы и формы поддержки неполной семьи в «Комплексном центре социального обслуживания населения» разнообразны.

На следующий вопрос интервью «Какие особенности в социальной работе с неполной семьей следует учитывать при разработке и реализации проектов?» респонденты ответили, что детям из неполной материнской семьи острее угрожает эмоциональная депривация (недостаточность эмоциональных контактов внутри семьи), чем в семье, где есть и мать, и отец, поэтому в проектах обязательно должны быть мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних данного учреждения осуществляет социальную реабилитацию семей с несовершеннолетними, в том числе и с неполными семьями, находящимися в социально опасном положении и «группе риска», и нуждающимися в социальной поддержке. Все чаще в деятельности центра используется проектный подход. Интервьюируемый специалист рассказал об этапах и содержании работы с семьями данного типа при реализации проектов: проводится диагностика, выявляются проблемы и потребности семьи и далее реализуется индивидуальная программа реабилитации в рамках разработанного проекта. Именно проектный подход способствует активизации собственных потенциалов несовершеннолетнего, семьи и специалистов в решении проблем личности, семьи и общества. В отделении дневного пребывания несовершеннолетние проходят курс социально-психологической реабилитации.

На вопрос «Какие особенности существуют в работе с неполной семьей?» был получен следующий ответ: «Дети из неполных семей отличаются такими личностными качествами, как неразговорчивость, замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность, неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и тому подобные». Чтобы работа с неполной семьей была более эффективной, необходимо, чтобы члены неполной семьи осознавали себя не объектами, а субъектами в данном процессе. Решить этот вопрос в необходимой мере традиционные подходы и методы не позволяют. При реализации же проектного подхода появляется возможность привлечения кадровых, экономических, материально-технических ресурсов, благодаря которым проблемы семьи могут быть решены более эффективно.

Выводы

Проведенное исследование показало, что педагогическая, психологическая и социальная помощь и поддержка в учреждениях социальной защиты населения ведется регулярно, с использованием различных технологий, методов и форм, в основном давно известных, традиционных. Для перехода на новый качественный уровень в работе с неполной семьей необходимо реализовывать такие социальные технологии, которые позволят активизировать потенциал и специалистов, и самой семьи для решения различных проблем.

Проведенное исследование показало, что проектный подход позволит максимально индивидуализировать решение проблем конкретных семей. Реализация проекта позволяет активизировать семью на решение собственных проблем, развивает личностные качества членов семьи, способствует реализации различных потенциалов за счет переживания моментов самореализации, создания ситуации успеха. Эффективность проектного подхода достигается за счет конкретно поставленной цели проекта, сформулированного круга задач, а также определенных ресурсов и сроков. В качестве ресурсов используются внутренние силы членов семьи, нуждающейся в помощи, и ресурсы учреждения, осуществляющего социальное сопровождение и оказывающее помощь неполной семье: кадры и механизмы организации работы. Обобщая опыт использования проектного подхода в учреждениях социальной защиты и образования, мы пришли к выводу, что отношение членов неполных семей к своим проблемам меняется. Так, результаты повторного интервью со специалистами, которые начали применять в своей работе с неполной семьей проектный подход, показали, что родители стали активнее в решении своих проблем, а дети продемонстрировали в ходе участия в различных проектах улучшение психологического состояния, развитие коммуникативных навыков. Кроме того, специалисты отмечают, что преимущества применения проектного подхода в работе с неполной семьей заключаются в том, что достижение цели ограничено временем и ресурсами, семья становится субъектом в решении своих проблем, а специалист осуществляет сопровождение, выступая посредником между семьей и различными социальными институтами и специалистами в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, направляя и консультируя членов неполной семьи. Также проектный подход позволяет решать одновременно комплекс выявленных проблем неполной семьи благодаря включению в социальное сопровождение мультидисциплинарной команды специалистов: психологов, педагогов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и др.


Библиографическая ссылка

Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андрусяк Н.Ю., Плугина Н.А. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 9. – С. 155-159;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37178 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674