Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА)

Безенкова Т.А. 1 Испулова С.Н. 1 Олейник Е.В. 1 Потрикеева О.Л. 1 Супруненко Г.А. 1 Андрусяк Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Цель исследования состоит в определении путей совершенствования социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей. В статье представлен аналитический материал по обобщению опыта г. Магнитогорска в области развития социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей. В частности, речь идет о внедрении социальных и социально-педагогических практик такими учреждениями и организациями, как ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», геронтологический центр поликлиники № 2 медико-санитарной части (МСЧ) администрации города, Магнитогорский городской благотворительный общественный фонд «Металлург», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Орджоникидзевского района, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», Общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России», ООО Санаторий-профилакторий «Южный», ООО «Абзаково», ООО «Магнитогорский лимонарий», ООО «Дом кино», Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, МБУК «Магнитогорский театр оперы и балета», арт-студия «Открой в себе художника», ЧУ ОАО «ММК» «Дворец культуры имени С. Орджоникидзе», ОАНО ДПО «Магнитогорский институт дополнительного образования» и др. В работе используются общенаучные и специальные методы исследования: анализ документов, наблюдение, интервью, метод сравнительного анализа и др.
пожилой человек
геронтологические практики
государственные и негосударственные организации
социально-культурная деятельность
социальные технологии
1. ЕМИС. Государственная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 19.05.2018).
3. Быковская Т.Е. Социальный статус пожилых людей и технологии улучшения их социального самочувствия // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 1 (5). – С. 38.
4. Нескоромных Н.И., Мамадалиев А.М. Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве // Медиаобразование. – 2017. – № 1. – С. 163–175.
5. Корнилова М.В. Качество жизни и социальные риски пожилых людей / М.В. Корнилова // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – С. 10–13.
6. Тюкин О.А. Качество жизни пожилого человека: понятие, критерии оценки / О.А. Тюкин // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – № 3. – С. 38–47.
7. Курилович Н.В. Технологии социально-педагогической поддержки как средство активизации пожилых людей в учреждениях социальной защиты населения: дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2004. – 190 с.
8. Терешкина Т.Р., Терещенко С.В. Основные тенденции в обучении лиц третьего возраста в Санкт-Петербурге // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 4 (5). – С. 129–132.

В последние десятилетия в России существенно увеличилась доля пожилых людей в общей численности населения. Не случайно отечественные демографы до 2002 г. называли Россию «государством для пожилых», сегодня это «государство с пожилыми людьми». С 1995 г. доля пожилых в составе населения Российской Федерации превышает 24 % (для сравнения в 1979 г. доля граждан старше трудоспособного возраста составляла 16,3 %). За период с 1990 по 2000 г. доля людей пенсионного возраста превысила долю детей до 15 лет. В настоящее время в Российской Федерации 37,4 млн человек старше трудоспособного возраста. По данным Федеральной службы государственной статистики [1, 2] доля лиц пожилого возраста в ближайшие годы будет относительно стабильной, на уровне 25,4 % (37,4 млн человек) от общей численности населения (146,9 млн человек). Наглядно состояние демографической ситуации можно увидеть на рисунке.

bezen1.wmf

Распределение населения РФ по возрастным группам

Все это актуализирует необходимость создания таких условий жизнедеятельности для пожилых людей, которые могли бы способствовать их успешной социальной адаптации в современном обществе. В связи с этим необходимо использовать различные ресурсы для обеспечения социального сопровождения и поддержки пожилых граждан, в том числе применяя социально-педагогические технологии. В последние годы появляются работы, исследующие социально-педагогический компонент в системе социальной защиты населения пожилых граждан, организацию социально-педагогической поддержки пожилых людей, технологии социально-педагогической работы и др.

Цель исследования состоит в определении путей совершенствования социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей. Научная новизна представленной статьи заключается в рассмотрении технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей как комплекса методов и средств профессиональной и непрофессиональной деятельности, направленной на усиление субъектности пожилого человека, предполагающей способность к решению собственных социальных проблем, активность во взаимодействии со средой, повышение качества жизни, выражающегося в улучшении здоровья, экономической независимости, успешной социальной адаптации.

Методологию нашего исследования составили работы авторов, изучающих различные аспекты применения социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки населения, в том числе граждан пожилого возраста. Исследования интересов пожилых граждан, технологии улучшения их социального самочувствия и адаптивного поведения рассматриваются в работах Т.Е. Быковской [3], Н.И. Нескоромных [4], А.М. Мамадалиева [4] и др. Факторы старения, прекращения трудовой деятельности, потребности и качество жизни пожилых людей рассматривались в работах М.В. Корниловой [5], О.А. Тюкина [6] и др. Развитие социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей рассматриваются в работах Н.В. Курилович [7], Т.Р. Терешкина [8], С.В. Терещенко [8] и др.

Частными технологиями социально-педагогической поддержки пожилых людей в учреждении социальной защиты населения выступают: социальная помощь, реабилитация, адаптация, профилактика, консультирование, терапия, образование [7, с. 10]. С нашей точки зрения, данные технологии могут быть реализованы в следующих направлениях: социально-правовое, образовательное, социально-психологическое, культурно-досуговое и др.

Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей в г. Магнитогорске

В данной статье представим опыт использования технологий социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей в г. Магнитогорске Челябинской области в соответствии с вышеназванными направлениями.

Социально-правовое направление. Технология социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей в социально-правовом направлении реализуется посредством метода консультирования. Так, в социальных службах г. Магнитогорска для граждан пожилого возраста предоставляются социально-правовые услуги силами специалистов по социальной работе, а также приглашенных или штатных юристов для оказания консультативной помощи по юридическим и экономическим вопросам; разъяснения мер социальной поддержки; содействия в оформлении документов на оказание материальной помощи гражданам пожилого возраста; содействия в оформлении документов для стационарного учреждения (дом-интернат) лицам, нуждающимся в постороннем уходе; организации надомного предоставления правовых услуг.

Группа пожилых людей – жителей специализированного дома «Ветеран», входящего в структуру МГБОФ «Металлург», в 2015 г. прошла обучение по программе «Золотой возраст». Разработка и реализация программы осуществлялась преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». К рассмотрению правовых вопросов привлекались юристы г. Магнитогорска. В образовательную программу были включены индивидуальные консультации, что, по отзывам пожилых людей, было очень полезно.

Данная практика была продолжена в рамках выигранного гранта Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» МГБОФ «Металлург» на реализацию социально значимого проекта «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» (ноябрь 2016 г. – июнь 2017 г.). В этом проекте предусмотрена реализация программы «Университет третьего возраста». Организация данной программы осуществляется преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», с привлечением специалистов юридического профиля. В рамках образовательной программы для пожилых людей предусмотрен социально-правовой блок. Данная технология, на наш взгляд, позволяет обеспечить успешную социально-правовую адаптацию пожилых людей, используя ресурсы государственных и негосударственных организаций.

Образовательное направление. Для реализации этого направления в технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей используются наглядные, словесные и практические методы обучения. Новым подходом в реализации данных методов является обучение пожилых граждан в «Университете третьего возраста» по различным программам, разработанным с учетом их интересов: медицинским, культурно-творческим, психологическим и др. Пожилые граждане проявляют повышенный интерес к обучению, так как многие из них не имели возможности учиться из-за социокультурных условий. Практическая значимость обучения пожилых людей компьютерной грамотности велика, так как современные возможности информационных технологий позволяют не только обеспечить общение и устанавливать контакты с новыми и старыми знакомыми, но и решать различные вопросы и проблемы повседневной жизни: оплата коммунальных платежей, вызов врача на дом, запись на прием к врачу, покупка товаров и др.

Примером реализации технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей является государственная программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и иных категорий граждан в Челябинской области». Данная программа способствует преодолению цифрового барьера пожилыми гражданами; позволяет обучить основам компьютерной грамотности; организовать пункты коллективного доступа к сети Интернет во всех учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и др.

Специалисты муниципальных учреждений социальной службы реализуют данные мероприятия на базе учреждений социального обслуживания. Результатом реализации программы является получение пожилыми людьми знаний и консультаций для дальнейшей самостоятельной работы на компьютере. Вместе с тем очевидно, что специалисты муниципальных учреждений социальной службы не в состоянии обучить и проконсультировать всех нуждающихся в этих знаниях пожилых людей, в том числе и тех, кто не является клиентами социальной службы. На помощь им приходят негосударственные организации, деятельность которых направлена на социальную помощь и поддержку пожилых людей. Следовательно, в таких организациях следует развивать социально-педагогическое сопровождение пожилых людей как самостоятельное направление работы.

Практика реализации программы «Университет третьего возраста» способствовала достижению значимых результатов. С января по апрель 2017 г. в ней приняли участие 80 пожилых людей, которые были разделены на 4 целевые группы по 20 человек. Каждая группа прошла обучение компьютерной грамотности на базе образовательной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Магнитогорский институт дополнительного образования». Обучение пожилых людей включало изучение и формирование практических навыков по следующим направлениям: понятие и виды информационных технологий; виды и возможности современных компьютеров; технологии поиска нужной информации в сети Интернет; способы решения личных запросов с помощью официальных интернет-ресурсов (запись к врачу, портал госуслуг и др.); способы установления или восстановления контактов с родственниками и знакомыми в сети Интернет.

Каждая группа в 20 человек прошла обучение в мультимедийной аудитории, на персональном компьютерном рабочем месте (с подключением к сети Интернет). Учитывая специфику пожилых граждан, к процессу их обучения привлечены преподаватели и 20 волонтеров – студентов ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование». Каждый студент был прикреплен к пожилому человеку и реализовывал социально-педагогическое сопровождение пожилых людей на протяжении всего курса.

Актуальность реализации образовательного направления обучения пожилых людей компьютерной грамотности подтверждена результатами интервью, в которых отражены следующие ожидания: «Хочу научиться записываться к врачу через компьютер», «Я уже училась компьютерной грамотности, но еще хочу», «Я училась работать на компьютере, но уже все забыла, очень хочу учиться», «Хочу найти одноклассников, друзей юности, сослуживцев» и др.

Социально-психологическое направление. Вклад государства в процесс оказания помощи стареющим гражданам осуществляется официальной, формальной сетью, содержание деятельности которой описано в федеральных законах. Участие друзей и семьи можно рассматривать как вклад в неофициальную, частную сеть социальной помощи стареющим людям. Между этими двумя находится третья – добровольная: волонтерство, геронтоволонтерство, которые мы рассматриваем как элементы социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей.

Немало пожилых людей оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекается к такой деятельности через различные программы помощи, разрабатываемые государственными учреждениями, учебными заведениями, центрами социальной помощи. Участие в реализации таких программ позволяет пожилым людям заслужить уважение, почувствовать удовлетворение от сознания, что ты нужен и можешь сделать кого-то счастливым; продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд в дом-интернат; сохранить связь пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, где они трудились.

Наряду с расширением добровольной сети с помощью пожилых людей стоит задача развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Клубная деятельность, получившая распространение в деятельности центров социального обслуживания населения, рассматривается как один из методов социально-педагогических технологий сопровождения, однако не каждый пожилой человек приходит в клуб и, придя в него, не всегда остается. В реализации клубной работы с пожилыми людьми специалисты, волонтеры прибегают к следующим методам и приемам: беседе, консультированию, проявлению доброты, внимания, заботы, выражению положительного отношения и др.

Социально-педагогическая технология, в том числе методы активного социально-психологического обучения геронтоволонтерству, подводят пожилых людей к осмыслению, с одной стороны, помех, затруднений, характерных для их межличностного общения, а с другой – к определению условий и факторов, благоприятствующих и оптимизирующих общение, что сказывается в целом на психологическом комфорте и общем эмоциональном настрое.

Особенно следует отметить опыт реализации социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей в рамках названной ранее программы «Золотой возраст». Большой интерес у пожилых людей вызвало изучение и обсуждение вопросов, связанных с умением создавать хорошее настроение, радоваться жизни, поиском единомышленников, обретением душевного равновесия, решать конфликтные ситуации, открывать для себя новые горизонты. В итоговом интервью после завершения программы пожилые люди отмечали, что они стали лучше понимать себя и меньше обижаться на близких, улучшилось их настроение, они стали более сплоченными. Многие указали то, что их группа стала дружной, они проявляют внимание друг к другу, заинтересованность в общих делах жителей дома «Ветеран». 100 % пожилых людей отметили, что теперь у них появились новые жизненные цели, смысл жизни.

Культурно-досуговое направление. Такие социально-педагогические технологии, как реабилитация, адаптация и терапия, могут быть реализованы в культурно-досуговом направлении, которое предполагает организацию и проведение занятий, экскурсий, праздников, концертов для граждан пожилого возраста – клиентов государственных и негосударственных учреждений социальной службы г. Магнитогорска. Так в г. Магнитогорске в рамках программы «Университет третьего возраста» были организованы и реализованы концертные программы, занятия живописью, экскурсии, посещение спектаклей, киносеансов, концертов. Благодаря участию пожилых людей в названных мероприятиях все они, в той или иной степени, прошли реабилитацию, адаптацию и терапию. Важным результатом можно считать улучшение эмоционального настроения пожилых людей, повышение социальной активности, личностной самооценки и уверенности в себе, формирование позитивного эмоционального фона, снижение уровня тревожности, расширение круга общения, что в свою очередь обеспечивает социальное сопровождение и поддержку пожилых людей.

Активными субъектами реализации технологий социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей в данном направлении могут выступать организации и учреждения различной формы собственности. Так, в г. Магнитогорске данными субъектами являются ООО Санаторий-профилакторий «Южный», ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», ООО «Абзаково», ООО «Магнитогорский лимонарий», ООО «Дом кино», Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина и МБУК «Магнитогорский театр оперы и балета», ИП Гумеров Д.С. (арт-студия «Открой в себе художника»), ЧУ ОАО «ММК» «Дворец культуры имени С. Орджоникидзе», ОАНО ДПО «Магнитогорский институт дополнительного образования» и др. Наличие таких партнеров свидетельствует о значительных ресурсах в организации, совершенствовании технологий социально-педагогического сопровождения и поддержки пожилых людей.

Выводы

На основе анализа научной литературы, обобщения опыта в области реализации социально-педагогических технологий сопровождения и поддержки пожилых людей можно обозначить пути совершенствования данных технологий.

Во-первых, в условиях системного старения населения необходимо опережающее обучение вопросам геронтологии и современным социальным и социально-педагогическим технологиям.

Во-вторых, многообразие социальных и социально-педагогических технологий обуславливает необходимость привлечения ресурсов как государственных, так и общественных организаций к социальному сопровождению и поддержке пожилых людей. Причем акцент должен быть смещен на длительное сохранение активной профессиональной, интеллектуальной, физической полноценности граждан пожилого возраста.

В-третьих, мы считаем, что снизить негативные социальные последствия старения населения можно, если увеличение продолжительности жизни будет обеспечено социальным сопровождением и поддержкой пожилых людей, созданием благоприятных условий для продолжения ими активной трудовой и иной деятельности, а это, в свою очередь, возможно при реализации современных социальных и социально-педагогических технологий.


Библиографическая ссылка

Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Андрусяк Н.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА) // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 8. – С. 176-180;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37141 (дата обращения: 02.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074