Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГАДЖЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА)

Жумабаева Ч.Н. 1 Бримкулов У.Н. 1
1 Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
В данной статье представлены результаты проведенного исследования по использованию социальных сетей, облачных технологий, гаджетов и цифровых образовательных ресурсов в образовательных учреждениях Кыргызстана. Исследование проводилось путем интервьюирования, анкетирования преподавателей и студентов университетов Кыргызстана, а также был проведен статистический анализ полученных данных. В опросе принял участие 291 студент из пяти университетов Кыргызстана, из них 90% обучаются по направлению «Информационные технологии», 10% на юридических и медицинских специальностях. Также в опросе приняли участие пятнадцать преподавателей. В ходе анкетирования была выявлена востребованность, доступность и удовлетворенность всех участников учебного процесса предоставляемым университетами техническим оборудованием, интернетом. Полученные результаты отображают мнение студентов и преподавателей о том, каким образом используются вышеперечисленные технологии в учебном процессе. В стране разрабатываются образовательные ресурсы на национальном языке как для школ, так и для университетов. Проведенное исследование дает картину степени их востребованности среди преподавателей и студентов университетов. Полученные результаты позволят оценить готовность участников учебного процесса к использованию современных информационных технологий в учебном процессе.
учебный процесс
социальные сети
цифровые образовательные ресурсы
облачные технологии
гаджеты
1. Жакыпбекова Ж. В Кыргызстане пользователей интернета в северных регионах больше, чем в южных. // Информац. агентство Кабар [Электронный ресурс]. – URL: http://kabar.kg/news/v-kyrgyzstane-pol-zovatelei-interneta-v-severnykh-regionakh-bol-she-chem-v-iuzhnykh/ (дата обращения: 16.01.2018).
2. Телевизор, смартфон, компьютер. [Электронный ресурс]. – URL: https://kaktus.media/doc/367538_televizor_smartfon_komputer._chto_predpochitaut_kyrgyzstancy_opros.html (дата обращения: 13.02.2018).
3. Фещенко А.В., Зильберман Н.Н., Куликов И.А., Можаева Г.В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов // Гуманитарная информатика. – 2015. – № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-setey-i-sistem-distantsionnogo-obucheniya-v-uchebnom-protsesse-mnenie-prepodavateley-i-studentov (дата обращения: 13.02.2018).
4. Королева Д. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://vo.hse.ru/data/2016/03/21/1128169233/Koroleva.pdf (дата обращения: 13.02.2018).
5. Shim J.P., Dekleva S., Guo C., Mittleman D. Twitter, Google, iPhone/iPad, and Facebook (TGIF) and Smart Technology Environments: How Well Do Educators Communicate with Students via TGIF Communications of the Association for Information Systems, 2011, Vol.29, Article 35. URL: http: http://aisel.aisnet.org/cais/vol29/iss1/35 (дата обращения: 13.02.2018).
6. Youmei L. Social Media Tools as a Learning Resource, Journal of Educational Technology Development and Exchange (JETDE), 2010, Vol. 3: Iss.1, Article 8. URL: http: http://aquila.usm.edu/jetde/vol3/iss1/8 (дата обращения: 13.02.2018).
7. Жумабаева Ч., Бримкулов У., Барыктабасов К. Использование социальных сетей, цифровых образовательных ресурсов и гаджетов в процессе обучения (на примере Кыргызстана) // Использование цифр. средств обучения и робототехники в общем и профессиональном образовании: материалы междунар. науч.-пр. конф. – Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2017. – С. 32–37.
8. Школьникам предлагают запретить пользоваться смартфонами. Ваше мнение [Электронный ресурс]. – URL: https://24.kg/obschestvo/70898_shkolnikam_predlagayut_zapretit_polzovatsya_smartfonami_vashe_mnenie/ (дата обращения: 13.02.2018).
9. Еще один депутат требует запретить использование сотовых телефонов в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://24.kg/vlast/73600_esche_odin_deputat_trebuet_zapretit_ispolzovanie_sotovyih_telefonov_vshkole/ (дата обращения: 13.02.2018).
10. Кацев А. Школьникам надо разрешить джинсы и гаджеты [Электронный ресурс]. – URL: https://kaktus.media/doc/367605_aleksandr_kacev:_shkolnikam_nado_razreshit_djinsy_i_gadjety.html ((дата обращения: 13.02.2018).
11. Internet Users by Country (2016) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.internetlivestats.com/internet-users-by-country/ (дата обращения: 13.02.2018).
12. Число пользователей Интернета в КР превысило два миллиона [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.sputnik.kg/Kyrgyzstan/20160728/1028236996.html (дата обращения: 13.02.2018).
13. Кудайбердиева Г. Реформы образования приносят первые плоды [Электронный ресурс]. – URL: http://slovo.kg/p=95290 (дата обращения: 13.02.2018).
14. Бримкулов У.Н., Жумабаева Ч.Н., Турдакунов К.К. Анализ открытых образовательных ресурсов на кыргызском языке // Известия КГТУ им. И. Раззакова. – Бишкек, 2016. – № 3(39), часть I. – С. 390–398.

Кыргызстан – страна Центральной Азии (ЦА) с населением 6,2 млн человек. В стране 2236 школ, 36 средних профессиональных учебных заведений, 56 высших учебных заведений.

Сегодняшние школьники и студенты относятся к так называемому «digitally native» поколению. То есть они родились в период бума различных информационных технологий (ИТ) и, можно сказать, на интуитивном уровне уже готовы к использованию всяческих гаджетов. Доказательством этого может служить то, что на сегодняшний день число пользователей интернета в Кыргызстане составляет 59 % [1] и большинство из них являются школьниками и студентами [2].

В последнее время в мире накоплен определенный опыт использования социальных сетей и гаджетов в учебном процессе, имеется ряд статей, освещающих и анализирующих накопленный опыт, например, в России, в Казахстане [3, 4] и в других странах [5, 6]. Исследователи из различных стран, как развитых, так и развивающихся, сходятся во мнении, что использование новых технологий ни в коем случае не заменит традиционной формы обучения, и их применение возможно и полезно только в качестве вспомогательных средств обучения.

Как пример, рассмотрим опыт использования социальных сетей и гаджетов в Кыргызстане [7]. Мы думаем, что данное исследование является актуальным и полезным и для других стран СНГ (ЦА).

Исследования по Кыргызстану

Развитие ИТ оказывает свое влияние на способы проведения занятий в образовательных учреждениях. В общем, по мнению авторов, можно выделить два способа проведения занятий. Один из них заключается в том, что преподаватель на уроках дает теорию, а практические задания и возникающие при этом вопросы обучающиеся решают самостоятельно. Второй подход заключается в том, что обучающимся предлагают изучать теорию более углубленно самостоятельно, используя учебники и интернет-ресурсы, а время на занятиях отводят на выполнение практических заданий и ответы на вопросы. При этом возникающие вопросы по изучаемым темам могут решаться во внеурочное время с помощью социальных сетей, различных чатов и т.д.

Для реализации второго подхода у участников образовательного процесса необходимо наличие различных устройств с выходом в интернет. Существуют различные точки зрения на этот счет: одни считают что надо категорически запретить использование телефонов, различных устройств и интернета [8, 9], по мнению других, их использование могло бы существенно расширить возможности образования [10].

Проведение занятий по второму пути дает возможность обучающимся развивать навык самостоятельного получения знаний, умения думать, что немаловажно для дальнейшего профессионального роста. К сожалению, образовательные учреждения далеко не всегда прививают навык самостоятельного получения знаний. Согласно результатам опроса, проведенного Министерством образования и науки Кыргызской Республики, только 13,6 % опрошенных (всего участвовало 199 респондентов) считают, что учеба в университете научила думать.

При внедрении ИТ в учебный процесс возникает ряд проблем, в числе которых:

- недостаточное количество или полное отсутствие открытых для свободного использования высококачественных учебных материалов в цифровых форматах, особенно на национальных языках;

- неподготовленность преподавательского состава и администрации образовательных учреждений к использованию цифровых технологий в процессе обучения;

- ограниченный доступ школ к высокоскоростному интернету и неразвитость икт-инфраструктуры (компьютеры, локальные сети, мультимедиапроекторы и др.).

Несомненно, все эти проблемы не могут быть решены за один день, но существует ряд технологий, которые уже можно применять, которые могут быть доступны любому и уже сейчас активно используются большинством участников образовательного процесса.

Согласно рейтингу [11] на 1 июля 2016 г. в Кыргызстане насчитывалось 2,76 млн пользователей сети Интернет (это 34,4 % населения страны). По сравнению с показателем 2015 г. число пользователей выросло на 144 тыс. (1,9 %). В указанные годы, несмотря на положительную динамику, Кыргызстан занимал 106 позицию (рейтинг охватывал 201 государство) [12].

Результаты опроса, посвященного оценке уровня медиаграмотности в Кыргызстане [2], показали, что 71,8 % респондентов (из 1200) имеют доступ к сети. Из них в интернет выходят через смартфон – 81,1 %, через стационарный или портативный компьютер – 17,4 %.

В настоящее время далеко не все образовательные учреждения Кыргызстана обеспечены высокоскоростным интернетом. Но тем не менее в стране делаются активные шаги по улучшению ситуации с подключением к интернету образовательных учреждений. По данным на 1 сентября 2017 г. доступ ко Всемирной сети имеют 1242 школы, что составляет 55 % от их общего числа [13]. Всего в Кыргызстане на 2018 г. запланировано 100 % подключение школ к интернету. Ситуация с университетами намного лучше, большинство из них имеют доступ к интернету. Таким образом, основание для активного внедрения новых технологий в образовательный процесс есть.

Для образовательных учреждений Кыргызстана стоит проблема обеспечения учебной литературой, в особенности на кыргызском языке. Эту проблему Министерство образования пытается решить путем размещения всех учебников в электронном варианте в открытом доступе и в полной версии (lib.kg) [14]. В университетах проблему решают путем использования массовых открытых образовательных сетей, учебно-методических комплексов. В качестве средства для получения консультаций при выполнении домашних заданий возможно использование социальных сетей, форумов, чатов.

Опрос в университетах Кыргызстана

С целью анализа востребованности разрабатываемых образовательных ресурсов на кыргызском языке, возможности использования социальных сетей, гаджетов в процессе получения образования был проведен опрос. В опросе принял участие 291 студент из 5 университетов Кыргызстана, из них 90 % обучаются по направлению «Информационные технологии», 10 % на юридических и медицинских специальностях. Также в опросе приняли участие 15 преподавателей по направлению «Информационные технологии». Преподаватели по другим направлениям в опросе не участвовали, так как предполагалось, что преподаватели дисциплин по направлению «ИТ» более подготовлены к применению новых технологий в образовательном процессе.

В опросе приняло участие: преподавателей – 47 % женщин и 53 % мужчин, студентов – 41 % женщин и 59 % мужчин. Возраст, принявших участие в опросе приведен в табл. 1.

Таблица 1

Возраст респондентов

Возраст

в %

до 20

от 21 до 30

от 31 до 40

от 41 до 50

от 51 до 60

свыше 60

преподаватели

13

27

7

20

33

студенты

58,5

41,1

0,4

В социальных сетях зарегистрировано 93 % преподавателей и 98 % студентов. Из социальных сетей наибольшей популярностью пользуется WhatsApp (преподаватели 87 %, студенты 92 %), Facebook (преподаватели 73 %, студенты 57 %) и YouTube (преподаватели 67 %, студенты 76 %). Очень разнятся результаты по популярности Instagram (преподаватели 40 %, студенты 72 %) и Telegram (преподаватели 60 %, студенты 24 %) (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг популярности социальных сетей

Социальная сеть

в %

WhatsApp

Facebook

YouTube

Skype

Одноклассники

Telegram

Instagram

Мой Мир

Google Plus

LinkedIn

В контакте

Twitter

Другие

преподаватели

87

73

67

60

60

60

40

40

27

27

13

13

0

студенты

92

57

76

40

28

24

72

18

29

7

63

18

14

Анализ по целям использования социальных сетей показал, что критерий «с целью общения» набрал максимальный балл как у преподавателей (87 %), так и у студентов (78 %), использование социальных сетей с целью самообразования набрал 73 % у преподавателей и 68 % у студентов. Для проведения уроков социальные сети используют 40 % преподавателей, в то время как от скуки заходят 33 % студентов (табл. 3).

Таблица 3

Цель использования социальной сети

Социальная сеть

в %

С целью общения

С целью самообразо-вания

Поиск и просмотр развлека-тельного контента

Захожу в соцсети от скуки

Для проведения уроков

Для игр

Для продвижения услуг

преподаватели

87

73

60

27

40

13

20

студенты

78

68

60

33

14

12

6

Использование социальных сетей в учебном процессе считают нужным и возможным 93 % преподавателей и 85 % студентов. При этом 67 % преподавателей и 59 % студентов придерживаются мнения, что социальные сети ориентированы на обучение, а остальные считают, что больше рассчитаны на свободное общение. Желаемые цели использования соцсетей приведены в табл. 4.

Таблица 4

Желаемые цели использования социальной сети в учебном процессе

Цели

использования

в %

Создание совместного ресурса в интернете

Обсуждение теоретических вопросов

Метод. помощь и консультации студентам

Организация новых видов учебных работ

Другое

преподаватели

73

47

73

47

0

студенты

51

55

41

31

16

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на кыргызском языке в процессе обучения используют только 14 % преподавателей и 22 % студентов. По типам ресурсов можно отметить, что в основном пользуются электронными словарями (табл. 5).

Таблица 5

Образовательные ресурсы на кыргызском языке, используемые в учебном процессе

Тип ресурса

в %

Электронные словари и переводчики

Электронные библиотеки

Системы тестирования

Другие системы, содержащие образовательную информацию

Веб-страницы, содержащие информацию образовательного характера

Открытые образовательные ресурсы

Другое

преподаватели

93

36

0

0

7

29

7

студенты

93

30

42

16

16

15

21

И преподаватели, и студенты не отличаются высокой активностью по использованию мобильных телефонов или других гаджетов для поиска информации по учебе (табл. 6).

Таблица 6

Использование мобильных телефонов, других гаджетов для поиска информации по учебе

Использую гаджеты

для поиска информации

по учебе

в %

Да, на некоторых занятиях

Да, на всех занятиях

Да, очень редко

Не использую

преподаватели

27

33

7

33

студенты

46

28

21

5

В учебном процессе преподаватели и студенты в основном используют личные устройства и интернет (табл. 7).

Таблица 7

Использование устройств и интернета в учебном процессе

На учебе использую

устройства и интернет

в %

университета

мои личные

и то и другое

преподаватели

27

47

26

студенты

14

72

14

87 % преподавателей и 84 % студентов для выхода в интернет используют мобильные телефоны либо смартфоны, ноутбуком пользуются 67 % преподавателей и 63 % студентов.

Таблица 8

Устройства или гаджеты, используемые для выхода в интернет

Вид устройства

для выхода

в интернет

%

Мобильный телефон, смартфон

Ноутбук

Планшет

Настольный компьютер

Другое

Нет таких устройств

преподаватели

87

67

40

40

0

0

студенты

84

63

11

2

3

1

Таблица 9

Устройства или гаджеты, используемые на уроках

Вид устройств

на уроках

%

Интерактивная сенсорная доска (Smartboard)

Ардуино (Arduino)

Разберри Пай (Raspberry Pi)

Ни один из перечисленных

Другое

преподаватели

47

13

7

27

13

студенты

43

13

2

36

11

Из опрошенных 47 % преподавателей и 43 % студентов имеют опыт использования интерактивной доски. Другие виды гаджетов используются не так часто либо не используются вообще (табл. 9).

Использование гаджетов в учебном процессе считают необходимым (эффективным) 87 % преподавателей и 92 % студентов. Облачные технологии в учебном процессе используют 47 % преподавателей и 34 % студентов (табл. 10).

Таблица 10

Модели облачных технологий, используемых в учебном процессе

Модели облачных

технологий

в %

Не использую облачные технологии

Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise)

Платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service)

Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service)

преподаватели

53

40

20

13

студенты

66

25

8

6

Заключение

На основе проведенного анализа можно сказать, что студенты проявили более высокую активность в процессе опроса, в отличие от преподавателей. В свободных дискуссиях ребята выражали надежду на изменения в учебном процессе. В общем, можно сформулировать следующие результаты (выводы) проведенного исследования из таблиц:

1. 98 % респондентов зарегистрированы в социальных сетях.

2. Все участники опроса используют соцсети для общения и для самообразования.

3. Участники исследования считают возможным использование социальных сетей в университетах как средство взаимосвязи в рамках учебного процесса.

4. Основными устройствами для выхода в интернет являются мобильные устройства и ноутбуки.

5. Во всех университетах имеется интернет, техническое оборудование, но большинство участников опроса предпочитает использовать личные устройства и мобильный интернет, так как техническое оборудование учебных заведений зачастую является устаревшим, а также требует настройки «под себя» каждого компьютера. При использовании интернета, оплачиваемого университетами, возникают некоторые неудобства, вызванные, к примеру, небольшим объемом выделяемого трафика, установленными паролями на wi-fi или же низкой скоростью передачи данных.

6. В Кыргызстане ведется разработка образовательных ресурсов на кыргызском языке, но участниками учебного процесса они пока не были востребованы. Предпочтение больше отдается ресурсам на английском, русском и турецком языках (последнее относится к Кыргызско-Турецкому университету «Манас»).

7. Основными востребованными ресурсами на кыргызском языке являются электронные словари.

8. Технически сложные гаджеты (к примеру, Arduino, Rusberry Pi, FPGA), которые можно было бы использовать в обучении для повышения эффективности, не имеют широкого распространения и знакомы только единицам.

9. Облачные технологии пока не очень востребованы. Для хранения данных обучающиеся предпочитают либо собственные носители, либо сервера внутри учебного заведения.

В целом социальные сети могут оказать серьезную помощь в организации и проведении учебного процесса и являются важным источником цифровых ресурсов.


Библиографическая ссылка

Жумабаева Ч.Н., Бримкулов У.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГАДЖЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА) // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 182-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37054 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674