Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧЕННОСТИ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дольгирева Е.В. 1 Кудинова М.В. 1
1 Институт культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
В данной статье описывается феномен социального исключения. Раскрывается само понятие и то, какие формы оно может приобретать. В АНО «Центр социальной интеграции и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями и их семей» было проведено диагностическое исследование для выявления уровня социальной эксклюзии инвалидов из общества путем анкетирования данной группы людей. В целом результаты проведенного анкетирования показали, что для преодоления социальной исключенности необходимо, с одной стороны, повышать коммуникативные способности самих инвалидов, с другой – содействовать развитию их не только в бытовом, но и творческом плане, тем самым способствуя формированию в обществе позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Такой взгляд на проблему социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья может стать основанием для комплексного ее решения. Между тем использование в этих целях социально-культурных технологий может помочь развить творческие, коммуникативные навыки, умение общаться с аудиторией. О чем свидетельствует внедрение комплексной программы тренингов «Преодоление социальной исключенности лицами с ограниченными возможностями здоровья».
социальное исключение
люди с ограниченными возможностями здоровья
социально-культурная деятельность
реабилитация
1. Бородкин Ф.М. Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы / Ф.М. Бородкин // Социологический журнал. – 2014. – № 3–4. – С. 5–17.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.01.2017).
3. Ганьшина Г.В. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). –
С. 123–129.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 27.01.2017).
5. Ганьшина Г.В. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности / Г.В. Ганьшина, Е.Д. Шляпина // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). –
С. 956–960.

Термин «социальное исключение (эксклюзия)» впервые стал использоваться в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения. Речь шла об умственно и физически зависимых, склонных к суициду, одиноких родителях, пожилых и инвалидах, маргиналах, детях-сиротах, деликвентах, асоциальных личностях и других «неудачниках». В настоящее время термин «социальная исключенность (эксклюзия)» обозначает процесс вытеснения человека из общества [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 г. общее число инвалидов в нашей стране 12924 тысяч человек. Из них инвалиды III группы – 4492 тысяч человек, II группы – 6472 тысяч человек и I группы – 1355 тысяч человек [2].

Основываясь на анализе научной литературы, мы можем выделить формы исключения, которые могут испытывать на себе люди с ограниченными возможностями здоровья:

– экономическое – нестабильное положение на рынке труда, низкий уровень доходов для удовлетворения основных жизненных потребностей;

– культурное – когда человеческий труд не имеет значения и ценности для общества;

– общественное – когда существуют границы (коммуникативные, физические) между человеком с ограниченными возможностями здоровья и обществом.

Как показывает практика, достойный образ жизни лиц с ограниченными возможностями не может быть гарантирован путем принятия только медицинского или психологического вмешательства. Также необходимы специальные социально-культурные меры, интегративно позволяющие преодолевать обозначенные выше формы социального исключения. Достижение необходимого уровня включенности инвалида в общественную жизнь, позволяющей этой категории лиц без особых затруднений заниматься какой-либо социальной деятельностью и взаимодействовать с людьми, – это цель, которая должна объединить гражданские институты и непосредственно социально незащищенных людей.

На уровне государства и общества все социальные и культурные учреждения должны осуществлять специальные меры для облегчения реализации прав и возможностей обозначенной социальной группы, тем самым обеспечивая интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-культурную жизнь, их социально-культурную реабилитацию и адаптацию. На данный момент на государственном уровне реализуются следующие программы:

– Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012–2018 гг. Цель программы «Культура России» – создание единого культурного пространства, что предполагает обеспечение равного доступа всему населению страны к ценностям культуры.

– Государственная программа города Москвы «Культура Москвы» на 2012–2018 гг. В рамках данной программы в культурных центрах, дворцах и домах культуры, клубах ежегодно проводится около 27000 культурно-массовых мероприятий, в том числе межотраслевых. Среди них творческие фестивали, конкурсы, концерты, культурно-просветительские и развлекательные программы; наиболее значимой из них является церемония награждения инвалидов международной премией «Филантроп» за выдающиеся достижения в области культуры и искусства. В клубах города действует 450 творческих коллективов с участием инвалидов, но помещения государственных учреждений культуры клубного типа не в полной мере приспособлены для доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан [3].

– Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Данная программа предполагает улучшение инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов [4].

Проведено немало круглых столов, посвященных проблемам социально-культурной реабилитации инвалидов («Театр для пожилых и инвалидов как социальная технология», «Социальная адаптация молодых инвалидов средствами социокультурной работы» с 20 по 25 сентября 2015 г.), а также симпозиумов (в том числе международный симпозиум «Социально-культурная работа инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности», состоявшийся 5–8 октября 2015 г.).

В АНО «Центр социальной интеграции и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями и их семей», расположенном в г. Москве на 2-ом Стрелецком проспекте, было проведено диагностическое исследование для выявления уровня социальной эксклюзии инвалидов из общества.

Результаты анкетирования показали следующее.

Большинство респондентов с ограниченными возможностями считают, что к ним в обществе относятся с пониманием, но не всегда и не полностью (73,3 %), их мнение почти совпадает с мнением обычных людей (69,7 %).

Половина респондентов с ограниченными возможностями здоровья (50 %) считают, что определением «социальная исключенность» выражается неприятие, отторжение обществом, обусловленное невозможностью (или ограниченностью возможностей) действовать в условиях, привычных для человека без ограниченных возможностей здоровья, соблюдать принятые нормы общежития и взаимодействия, а также замкнутость в своем особом мире, закрытом для большинства, для привычной социальной среды и отторжение этой средой «непохожих», «неспособных» или не умеющих действовать принятым образом. Большинство респондентов без ограничений возможностей здоровья (42,4 %) также считают, что определением «социальная исключенность» выражается только неприятие, отторжение, обусловленное невозможностью (или ограниченностью возможностей) действовать как все в привычных для обыкновенного (здорового) человека условиях, соблюдать принятые нормы общежития и взаимодействия. Но замкнутость, закрытость особого мира «непохожих», отторжение их социальной средой обычные люди к понятию «социальная исключенность» не относят.

Главной причиной проявления социальной исключенности люди с ограниченными возможностями здоровья назвали неприятие и нежелание общаться с людьми, коммуникация с которыми требует дополнительных усилий (50 %). Этот вариант ответа также выбрали 41,8 % здоровых людей.

Что касается мест, где люди с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать социальную исключенность (на работе, в образовательном учреждении, на различных мероприятиях, в общественных местах), 42,4 % людей без ограничений возможностей здоровья считают, что данный феномен испытывают люди-инвалиды во всех предложенных местах, а 20 % инвалидов утверждают, что они нигде не сталкивались с данным феноменом.

Наиболее распространенными, по мнению респондентов, местами проявления социальной исключенности (их выделяют более 25 %), являются общественные места (40 %) и образовательные учреждения (40 %).

Из всех предложенных выражений эмоций (игнорирование, обособление, отстранение, страх, настороженность, негативные высказывания) со стороны окружающих, испытывают на себе все предложенные заявленные варианты 50 % респондентов и всего 13 % респондентов отмечают, что не сталкивались никогда с негативными эмоциями по отношению к себе.

По мнению респондентов с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь нужно повышать информированность общества о проблемах инвалидов (76,7 %). Важную роль в этом процессе играет социальная активность самих инвалидов: повышение заинтересованности в решении собственных проблем, активное участие в процессе социализации (56,7 %).

В целом результаты проведенного анкетирования показали, что для преодоления социальной инклюзии необходимо, с одной стороны, повышать коммуникативные способности самих инвалидов, с другой – содействовать развитию их не только в бытовом, но и творческом плане, тем самым способствуя формированию в обществе позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Такой взгляд на проблему социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья может стать основанием для комплексного ее решения.

Социально-культурная реабилитация в контексте теории и практики социально-культурной деятельности рассматривается как одна из ведущих категорий, тесно связанная с общенаучными и педагогическими понятиями во всем многообразии их проявлений в воспитательном процессе учреждений культуры и дополнительного образования.

Авторы исследований в области социально-культурной реабилитации инвалидов (Т.В. Гудина, Т.А. Зрелова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н. Ярошенко и другие) отмечают, что равные права на приобщение к общечеловеческим ценностям и потребление культурных благ позволяют существенно активизировать их жизненные функции, невзирая на иллюзорность достижения полного восстановления здоровья [1, с. 134].

В связи с этим социально-культурная реабилитация понимается нами как целостный процесс общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья, ориентированный на восстановление его индивидуально своеобразных черт, а также как результат достижения устойчивой вариативности социальных контактов с окружающим миром культуры и искусства. Актуальность данного понимания социально-культурной реабилитации усиливается в русле активизации динамики функционирования трансформационных связей преобразовательных процессов в педагогической системе социально-культурной деятельности, отражающих не только позитивные перемены в отношении общества к инвалидам, но и представления самих инвалидов об их значимости в современном обществе.

Социально-культурная реабилитация и поддержка является одним из самых актуальных направлений в общественной практике социально-культурной деятельности (клуб хорового пения «Октава+», в котором раскрывают творческие возможности инвалидов, решают проблемы одиночества, приобщают людей к хоровому пению, которое способствует физическому и моральному здоровью, Театр движения «ЛИК», в спектаклях которого принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья (например спектакль «Импровизации из жизни»), который основан в 1982 г. и находится в г. Ташкенте).

Приведенные примеры показывают, что важная роль в социально-культурной реабилитации инвалидов принадлежит терапии с помощью творчества, искусства и культуры. Творческая составляющая позволяет избежать монотонности и однообразия в реализации соответствующих задач реабилитации.

Занятие творчеством относится к виду социокультурной деятельности, формирующей личность инвалида в любом возрасте. Участие инвалида, например, в театрально-концертной деятельности в целях социально-культурной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет верно сформировать модель поведения и апробировать ее на практике, найти свою «нишу» в социуме.

Технологии социально-культурной реабилитации в настоящее время не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах. Под технологией реабилитации инвалидов в социокультурной сфере понимается система организационных приёмов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их клинико-психологическими особенностями, духовными интересами, потребностями и возможностями.

В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции инвалидов от социокультурной сферы; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка детей в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учётом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов [5].

Общество часто навешивает на инвалидов большое количество ярлыков, боится людей в инвалидных колясках и брезгливо относится к тем, кто не похож на обычных людей. Мы не привыкли видеть инвалидов, а если наш взгляд натыкается на такого «особого человека» на улицах города или в общественном транспорте, то мы либо прячем глаза, потому что-то ли брезгуем, то ли боимся, либо начинаем испытывать огромную жалость. А по сути это такие же граждане, которым не нужно чрезмерное сочувствие, а нужно принятие и равное отношение.

Для того чтобы интегрировать инвалидов в общество, а общество научить принимать их без ярлыков, отвращения и жалости, необходимы площадки, где люди смогут взаимодействовать друг с другом на равных, в условиях максимально приближенных к нашей реальной жизни. Между тем использование в этих целях социально-культурных технологий может помочь развить творческие, коммуникативные навыки, умение общаться с аудиторией. Об этом свидетельствует практика разработки и внедрения комплексной программы тренингов «Преодоление социальной исключенности лицами с ограниченными возможностями здоровья» на базе АНО «Центр социальной интеграции и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями и их семей». Целью программы явилось выявление уровня социальной исключенности людей с ограниченными возможностями здоровья и посредством тренингов по личной эффективности, различных мастер-классов, совместного досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья и простых граждан уменьшение этого уровня до минимального.

Программа предполагает проведение тренингов личной эффективности для людей с ограниченными возможностями и дальнейшее включение их в инклюзивные тренинги. В ходе программы набираются две группы участников – среднестатистические ребята и особые молодые люди. Первым этапом идет проведение анкетирования на тему «Преодоление социальной исключенности лицами с ОВЗ» (результаты данного анкетирования представлены в статье). Когда будет выявлен уровень социальной исключенности, проводятся тренинги, которые направлены на уменьшение уровня социальной исключенности и на приобретение знаний об особых людях и об их жизни. Также для обычной группы людей проводятся вводные лекции про людей с ограниченными возможностями, про их возможности, их интересную жизнь, выявление их особенностей и схожих сторон в жизни и участии в обществе, объяснение феномена социальной исключенности и представление инструментов для его преодоления.

Первые встречи проходят в раздельных группах. Это связано с тем, что особые участники проекта во многом отстают от обычной группы, у них отсутствуют навыки работы на тренинге, они не знают элементарных правил его проведения и такая форма работы поначалу для них очень непривычна.

Также после проведения тренингов проводится повторное анкетирование, чтобы выявить, снизился ли уровень социальной исключенности, повысился ли уровень знаний об особых людях у обычных людей и как поменялось их отношение к особым людям.

После прохождения программы тренингов участникам посредством конкретных вопросов предлагается установить обратную связь.

Первый вопрос предназначен для выявления общей оценки тренинга. Участникам предлагается оценить тренинг по 5-балльной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. 52 % участников тренинга оценили тренинг на 5 баллов, 38 % участников на 4 балла и 10 % оценили тренинг на 3 балла.

Во втором вопросе оценивается практическая значимость и новизна тренинга. 79 % участников тренинга отметили, что никогда ранее не принимали участие в такого рода тренингах и даже не слышали, что такие могут проводиться, хотя есть примеры подобных тренингов, но на данный момент их мало. Практическая значимость для каждого участника тоже имела большое значение, так как участники отметили, что после тренинга им стала понятна суть социальной исключенности и они стали лучше понимать людей с ограниченными возможностями здоровья, избавились от негативных эмоций и непонимания особых людей. Здоровые участники указали, что изменят свое отношение к инвалидам и не будут их исключать из своего общества.

А сами люди с ограниченными возможностями здоровья отметили, что им стало легче общаться с обычными людьми и они испытывают положительные эмоции и надеются, что дальше будут общаться с участниками тренинга на такой же дружеской волне и смогут легче контактировать с обществом в целом.

В третьем вопросе участники могли предложить темы, которые можно было бы добавить в тренинг.

Были предложены:

– совместная арт-терапия,

– более углубленное изучение феномена инвалидности и взаимосвязь с людьми с различными особенностями,

– психологическая поддержка человека с ограниченными возможностями здоровья, если вдруг он испытывает социальное исключение,

– личностный рост.

Четвертый вопрос помог выявить уровень комфортности, который испытывали участники тренинга. Все участники заметили, что на отдельных тренингах в своей группе они чувствовали себя очень комфортно, так как все находили общий язык и не было видимых различий, но когда пришли на инклюзивный тренинг, где люди с ограниченными возможностями встретились с обычными людьми и должны были с ними взаимодействовать, то и одни, и другие отметили, что только в начале тренинга им было некомфортно. Они испытывали неловкость, не знали, как себя вести и каждая группа села по разные стороны, но в середине тренинга зона комфорта увеличилась и можно было заметить, что в кругу тренинга размылись границы групп, все участники уже сидели вперемешку и не боялись друг с другом контактировать. По окончании тренинга участники отметили то, что им было достаточно комфортно на протяжении всех занятий.

Таким образом, практика внедрения программы тренингов «Преодоление социальной исключенности лицами с ограниченными возможностями здоровья» подтвердила, что использование разнообразных (информационно-просветительских, социально-развивающих, творческих) программ является эффективным средством комплексного решения поставленной проблемы и способствует социально-культурной реабилитации инвалидов.


Библиографическая ссылка

Дольгирева Е.В., Кудинова М.В. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧЕННОСТИ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 2. – С. 132-136;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36919 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674