Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Груздева М.Л. 1 Груздева К.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Мотивы профессионального самоопределения приобретают определяющее значение в учебной деятельности ребенка. К старшим классам ученики должны уже осознанно поставить перед собой задачу выбора будущей сферы деятельности. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. В данной статье авторы рассматривают сайты, которые решают проблему первого периода профессионального самоопределения – период поступления в профессиональное учебное заведение – помогают старшеклассникам определиться с выбором профессионального учебного заведения. Авторами были изучены существующие сайты по профессиональной ориентации, выявлены их особенности и недостатки. Исследование показало, что на изученных веб-ресурсах информация зачастую неактуальна или отсутствует вовсе. В статье представлена разработка сотрудников Мининского университета – мобильное приложение Конфигуратор личного успеха, инструмент для определения карьерных устремлений школьника и его профессионального самоопределения.
профессиональное самоопределение
профориентационный сайт
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
2. НН-ВУЗ.РФ – вузы Нижнего Новгорода. Институты, университеты, академии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://нн-вуз.рф (дата обращения: 25.11.2017).
3. PROFTEST52.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proftest52.ru (дата обращения: 22.11.2017).
4. Официальный сайт Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nngasu.ru/dovuz_podgot/prof_centr/ (дата обращения: 25.11.2017).
5. Ваганова О.И. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, А.В. Трутанова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6, № 2(19). – С. 13–15.
6. Груздева М.Л. Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования / М.Л. Груздева // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11–2. – С. 346–350.
7. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students’ classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – vol. 9, № 22. – Р. 95568.

Выбор профессии и овладение ею начинается в школьные годы с профессионального самоопределения. К старшим классам ученики должны уже осознанно поставить перед собой задачу выбора будущей сферы деятельности. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Цель исследования

В процессе профессионального становления выделяют три основных периода:

1. Период поступления в профессиональное учебное заведение.

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении.

3. Начало трудовой деятельности, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии [1].

Работа по решению задач, стоящих на каждом из вышеперечисленных этапов, и составляет сущность процесса профессионального самоопределения. В данной статье мы рассмотрим сайты, которые решают проблему первого периода профессионального становления – помогают старшеклассникам определиться с выбором профессионального учебного заведения.

Материалы и методы исследования

В Нижегородском сегменте интернета крайне мало сайтов, посвященных профессиональной ориентации. Большинство из них – сайты коммерческих компаний, предлагающих платные курсы. Мы выбрали для рассмотрения три сайта, имеющих явное региональное определение и относящихся к профессиональной ориентации учащихся школ:

1. Сайт «НН ВУЗ» [2].

Ресурс представляет собой «справочник» профессиональных учреждений Нижнего Новгорода. Имеет такие разделы как:

- вузы,

- вуз по профилю,

- Колледжи, Техникумы, Училища,

- Абитуриентам и др.

На сайте представлен список учреждений, о каждом из них приведена общая информация, а также контактные данные – адрес заведения и телефон. Есть несколько статей общего содержания на тему профессионального самоопределения.

2. Нижегородский центр профтестирования и развития «Карьера Плюс» [3].

Сайт нижегородского центра профтестирования и развития «Карьера плюс». Имеет следующие разделы:

- Профориентация,

- Учащимся,

- Педагогам,

- Мероприятия и др.

Коммерческий сайт компании, предоставляющей платные услуги по профессиональной ориентации. Среди них – специальные уроки в школах, коучинги и конференции по профессиональной ориентации. На сайте приведена общая информация о профессиональном тестировании, есть возможность записаться онлайн, а также посмотреть расписание ближайших мероприятий. Имеет четкую структуру и дизайн. Но, несмотря на то, что основание сайта датировано 2014 г., большинство разделов имеют статус «в разработке» и ничем не наполнены.

3. Профориентационный центр ННГАСУ [4].

Раздел на сайте Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, посвященный профессиональной ориентации школьников. Содержит следующие разделы:

- Расписание занятий,

- Предпрофильная подготовка,

- Адрес и контакты,

- Мероприятия,

- Дополнительное образование и др.

Сайт содержит информацию о направлении работы профориентационного центра ННГАСУ, фотографии центра, а также информацию о мероприятиях. Представлены контактные данные профориентационного центра [4].

После анализа профориентационных сайтов Нижнего Новгорода нами выявлены недостатки существующих на рынке продуктов, направленных на профессиональное самоопределение учащихся школ. Основными можно считать неполноту и низкую степень актуальности информации, а также дизайн, слабо ориентированный на подростковую аудиторию [5].

Сотрудники Мининского университета разработали собственную методику определения карьерных устремлений школьника и его профессионального самоопределения. Для выстраивания профессиональной траектории абитуриент выбирает:

- ассоциации с желаемой деятельностью;

- с кем/чем он хочет работать;

- в какой сфере деятельности он хочет работать.

gruzd1.tif

Рис. 1. Раздел «Абитуриентам» сайта «НН ВУЗ»

gruzd2.tif

Рис. 2. Страницы сайта «Карьера Плюс»

gruzd3.tif

Рис. 3. Раздел «Дополнительное образование» Профориентационного центра ННГАСУ

Данное приложение позволяет потенциальному студенту Мининского университета на основе его потребностей и способностей выбрать индивидуальный образовательный маршрут для достижения своих целей по формированию своей будущей профессии. Абитуриенту представляются сведения, почему необходимо поступать именно на эту программу, что он получит в результате обучения по той или иной программе, а также возможность познакомиться с условиями обучения и поступления.

gruzd4.tif

Рис. 4. Мобильное приложение НГПУ им. К. Минина «Конфигуратор личного успеха»

gruzd5.tif

Рис. 5. Страница основной профессиональной образовательной программы

Мобильное приложение НГПУ им. К. Минина «Конфигуратор личного успеха» включает несколько элементов сервиса. Среди них:

1. Система дополнительных баллов для абитуриентов.

В соответствии с правилами приема поступающие в вуз вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Информационно-образовательный сервис «Конфигуратор личного успеха» предоставляет возможность абитуриенту, не выходя из дома, просчитать вероятные дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения.

2. Презентация основных профессиональных образовательных программ.

В этом разделе приложения описаны особенности выбранной программы (почему надо поступать на эту программу?), образовательные результаты программы, написанные доступным для абитуриента языком (что я получу по результатам обучения по программе?), особенности процесса обучения (как я буду обучаться по программе?), условия поступления на образовательную программу (что мне надо сделать, чтобы поступить на программу?).

Также в структуре приложения «Конфигуратор личного успеха» предусмотрены следующие блоки дополнительных образовательных программ:

- по психологии, формирующие компетенции самоанализа и саморазвития личности;

- по ИКТ, формирующие коммуникативные компетенции;

- по иностранному языку: согласно требованиям нового профессионального стандарта педагога владение иностранным языком обязательно;

gruzd6.tif

Рис. 6. Начало выбора профессии в приложении «Конфигуратор личного успеха»

gruzd7.tif

Рис. 7. Страница виртуальных туров по Мининскому университету

- дополнительные профессиональные программы, формирующие новые профессиональные компетенции, компетенции профессионального роста;

- дополнительные профессиональные программы, формирующие метакомпетенции, на уровне межпредметных знаний и компетенций в новых для слушателя областях деятельности;

- дополнительные общеразвивающие программы, формирующие компетенции личностного развития и др.

3. Конфигуратор будущей профессии.

Абитуриенту предлагается выбрать слова или словосочетания, которые ассоциируются у него с его будущей профессией. В отличие от общеизвестных профессиограмм, которые созданы из огромного количества вопросов, данное решение позволяет с достаточной легкостью перейти к банку тех образовательных профессиональных программ, которые соответствуют устремлениям пользователя сервиса.

4. Условия обучения – виртуальные туры по вузу.

Ещё одним элементом сервиса «Конфигуратор личного успеха» является виртуальное путешествие по университету. Данный элемент создает у пользователя полную иллюзию присутствия в стенах университета, что позволяет абитуриенту ещё до поступления в вуз адаптироваться к условиям обучения. В ходе путешествия можно приближать или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть детали интерьера аудиторий, комнат общежития, лабораторий, спортивных залов. Обозреть панораму издалека, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. Через активные точки переходов можно переместиться с одной панорамы на другую, погулять по помещениям. Всё это можно сделать не выходя из-за компьютера [6, 7].

Заключение

Потребность проектирования сотрудниками Мининского университета информационно-образовательного сервиса «Конфигуратор личного успеха» вызвана тем, что исследованные нами профориентационные сервисы не в полной мере учитывают особенности человека как индивида, личностную специфику его предшествующего опыта для поиска приемлемых для него образовательных траекторий. Разработанное приложение содержит мотивирующие информационные материалы, в доступной форме разъясняющие будущее абитуриента в той или иной профессии, а также банк основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного образования вуза, написанных на «языке» абитуриента.


Библиографическая ссылка

Груздева М.Л., Груздева К.Е. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 71-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36895 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674