Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Прокопенко Л.А. 1
1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета
Для объективного анализа физической подготовленности студентов в период обучения в вузе разработана шкала оценки результатов тестирования физических качеств. В основе разработки лежит введение нормативов нового комплекса ГТО, базирующегося на концепции о трудности выполнения нормативов, а также методика разработки шкалы оценок, предложенная в примерной учебной программе вузов по физической культуре 1990 года. Введены альтернативные тесты на быстроту и выносливость с учетом неблагоприятных климатических условий Севера, где расположен вуз. Балльная система оценки позволяет оценивать отдельные стороны физической подготовленности студентов. Разработанная шкала применяется для промежуточной аттестации студентов в период зимней и летней сессий, а также для оценки подготовки молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
аттестация студентов
физическая подготовленность
шкала оценок
нормативы комплекса ГТО
1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ppd/20110323164024.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
2. Физическая культура: Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений. – М.: Гособразование СССР, 1990. – 22 с.
3. Голубина О.А., Кочнев А.В., Агеева О.Н. Оценка выполнения комплекса ГТО у студенток Северного вуза // Научный альманах. – 2015. – № 4 (6). – С. 106–110.
4. Королев В.Г. Нормативы по физической подготовленности студентов вузов // Молодой ученый. – 2017. – № 8. – С. 391–394.
5. Прокопенко Л.А., Мороз А.А., Черцова А.И. Формирование готовности студентов ТИ (ф) СВФУ к выполнению нормативов комплекса ГТО // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142). – С. 103–107.
6. Устинов И.Е. Физическая подготовленность студенток вуза относительно норм комплекса ГТО // Современная педагогика. – 2017. – № 3.; URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6760 (дата обращения: 30.04.2017).
7. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований I–VI ступени ВФСК ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С. 236–239.
8. Обоснование нормативов программы по физическому воспитанию студентов (методические рекомендации). – М.: ВНИИФК, 1989. – 26 с.
9. Прокопенко Л.А., Полкова К.А. Особенности контрольных тестов и оценка физической подготовленности студентов вуза в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26365 (дата обращения: 30.06.2017).

Физическое состояние студентов следует понимать как совокупность результатов, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей и состояния здоровья. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе ведется в соответствии с Учебной программой [1].

Примерная учебная программа дисциплины «Прикладная физическая культура» для вузов отражает требования государственного образовательного стандарта, а также может быть расширена с учетом регионально-территориальных, социокультурных и климатических факторов, материально-технических условий. Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает контроль физической подготовленности студентов, которую кафедры физической культуры оценивают по балльно-рейтинговой системе. На протяжении более 25 лет мы можем наблюдать, что существенных изменений в подходе к оценке физической подготовленности студентов не происходит.

Так, базисная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для вузов 1990 г. содержала более 10 контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов и включала практически все виды испытаний современного комплекса ГТО с оценкой в очках [2].

Примерная программа 2010 г. включила оценку в баллах трех обязательных тестов физической подготовленности, соответствующих предыдущей программе, но с учетом массы тела испытуемого в беге на 3000 м и подтягиваниях на перекладине у мужчин и в беге на 2000 м у женщин [1].

Многочисленные исследования показывают, что показатели физической подготовленности и уровень здоровья населения нашей страны, в том числе студенческой молодежи, неуклонно снижаются. Это определило необходимость издания Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) и дальнейшую разработку нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для различных возрастных групп населения России, предусматривающего выполнение установленных государством нормативов.

Нововведение вызвало интерес и желание попробовать свои силы по выполнению нормативов комплекса ГТО у студентов. В то же время это вызвало интерес у преподавателей вузов: выяснить, как справляются студенты с нормативами комплекса ГТО [3–6]. А также возник вопрос: как оценить уровень физической подготовленности студентов в балльной системе в соответствии с нормативами ВФСК ГТО. В настоящее время интеграции комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов не наблюдается. Но кто же, как не кафедры физической культуры, должны готовить молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО?

Цель работы – разработать шкалу оценивания показателей физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов.

Материалы и методы исследования

В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся в процессе многолетних учебных занятий по физической культуре лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования. Тест – это контрольное упражнение, результат которого можно рассматривать как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателю необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания – доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.

Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:

1) определение оптимального объема показателей;

2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений.

Физическая подготовленность студентов оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных и половых особенностей.

В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматриваюшая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70 % испытуемым должны быть посильны нормативы бронзового знака отличия, 60 % – серебряного и 20 % – золотого [7].

Вместе с тем мы опирались на систему разработки шкалы оценок физической подготовленности, реализованной в учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов вузов, согласно которой оценке 5 баллов соответствует 20 % лучших результатов (граница – 20-й перцентиль), оценкам 4, 3, 2 и 1 балл – границы 40-го, 60-го, 80-го, 90-го перцентиля соответственно [8].

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) расположен в Южной Якутии. Этот северный регион характеризуется неблагоприятными погодными условиями в период сдачи сессий студентами. В связи с чем кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ внесла для проведения текущей аттестации дополнительные тесты физической подготовленности: челночный бег 5х10 м и челночный бег в течение 40 с по длине волейбольной площадки, как альтернативные тесты на быстроту и выносливость, и разработала методику их проведения в условиях спортивного зала [9].

Объем выборки студентов для определения количественных показателей при расчете нормативных значений, соответствующих пяти выделяемым уровням физической подготовленности, составил: 201 чел. возрастной группы 18–24 года, 31 чел. возрастной группы 25–29 лет мужского контингента; 151 чел. и 22 чел. соответствующих возрастных групп женского контингента.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании изученных материалов и методик для оценки физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ мы разработали шкалу оценивания показателей тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Из комплекса ГТО были взяты упражнения VI ступени возрастной группы 18–29 лет, с делением на подгруппы: 18–24 лет и 25–29 лет. Для мужчин это обязательные испытания – 4 теста: 1) бег 100 м, 2) бег 3 км, 3) подтягивание из виса на высокой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье; испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Для женщин обязательные испытания – также 4 теста комплекса ГТО: 1) бег 100 м, 2) бег 2 км, 3) подтягивание из виса на низкой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье и два испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 2) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 мин.). Из испытаний по выбору женщинам предлагается выполнить один тест, с которым лучше справляются. Таким образом, для оценки текущей аттестации определили по 5 тестов для мужчин и женщин.

В связи с неблагоприятными погодными условиями в период летней сессии, а также в период зимней сессии в качестве альтернативных тестов для мужчин и женщин нами введены: тест на быстроту – челночный бег 5х10 м и тест на скоростную выносливость – челночный бег 40 с на волейбольной площадке 18 м.

Тесты измеряются в разных единицах, результаты тестирования представляются в виде баллов по шкале от 1 до 5. С практической точки зрения такая шкала отражает уровень физической подготовленности: 1 балл – низкий, 2 балла – ниже среднего, 3 балла – средний, 4 балла – выше среднего, 5 баллов – высокий и дает возможность понимания и оценивания занимающимися своих результатов.

В разрабатываемой шкале оценки показателей физической подготовленности студентов мы определили нормы испытаний на оценки 5, 4 и 3 баллов в соответствии с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. И включили альтернативные тесты на быстроту и скоростную выносливость, рассчитав их количественные показатели для баллов 5–3 в соответствии с методикой расчетов в комплексе ГТО. Также сделали количественные расчеты для нормативов на 2 и 1 балл в отобранных испытаниях комплекса ГТО и тестах на быстроту и скоростную выносливость по методике для учебных программ вузов.

Шкалы оценивания показателей физической подготовленности студентов и студенток представлены в табл. 1 и 2.

Разработанная нами шкала оценки показателей физической подготовленности студентов утверждена научно-техническим советом ТИ (ф) СВФУ и введена в рабочие программы преподавателей с 1 сентября 2016 г. Данные контрольные тесты и нормативы физической подготовленности являются обязательными для промежуточной и итоговой аттестации студентов основной группы. В учебных группах тестирование проводится в форме соревнований, борьбы за результат.

Таблица 1

Шкала оценивания показателей физической подготовленности мужского контингента студентов

п/п

Тестовые упражнения

Оценка в баллах

1

2

3

бронза

4

серебро

5

золото

Мужчины от 18 до 24 лет

Обязательные испытания (тесты)

1

или

Бег на 100 м (с)

15,6

15,4

15,1

14,8

13,5

Челночный бег 5х10 м (с)

14,1

13,9

13,5

13,2

13,0

2

или

Бег на 3 км (мин, с)

14,40

14,20

14,00

13,30

12,30

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м)

155

160

165

175

185

3

Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз)

5

7

9

10

13

4

Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см)

– 2

0

6

7

13

Испытания (тесты) по выбору

5

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

200

210

215

230

240

Мужчины от 25 до 29 лет

Обязательные испытания (тесты)

1

или

Бег на 100 м (с)

15,7

15,4

15,0

14,6

13,9

Челночный бег 5х10 м (с)

14,5

14,2

14,0

13,6

13,4

2

или

Бег на 3 км (мин, с)

15,30

15,10

14,50

13,50

12,10

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м)

150

155

160

175

180

3

Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз)

5

7

9

10

12

4

Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см)

– 5

0

5

6

10

Испытания (тесты) по выбору

5

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

200

210

225

230

240

Таблица 2

Шкала оценивания показателей физической подготовленности
женского контингента студентов

п/п

Тестовые упражнения

Оценка в баллах

1

2

3

бронза

4

серебро

5

золото

Женщины от 18 до 24 лет

Обязательные испытания (тесты)

1

или

Бег на 100 м (с)

18,7

17,9

17,5

17,0

16,5

Челночный бег 5х10 м (с)

15,0

14,8

14,5

14,1

13,4

2

или

Бег на 2 км (мин, с)

12,30

11,55

11,35

11,15

10,30

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м)

130

140

150

160

170

3

или

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (раз)

5

8

10

15

20

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

6

8

10

12

14

4

Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см)

0

5

8

11

16

Испытания (тесты) по выбору

5

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

150

160

170

180

195

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (раз за 1 мин)

25

30

34

40

47

Женщины от 25 до 29 лет

Обязательные испытания (тесты)

1

или

Бег на 100 м (с)

19,0

18,3

17,9

17,5

16,8

Челночный бег 5х10 м (с)

15,4

15,1

14,8

14,3

13,8

2

или

Бег на 2 км (мин, с)

12,30

12,10

11,50

11,30

11,00

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м)

120

130

140

150

160

3

или

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (раз)

5

8

10

15

20

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

6

8

10

12

14

4

Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см)

0

3

7

9

13

Испытания (тесты) по выбору

5

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

150

160

165

175

190

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (раз за 1 мин)

20

25

30

35

40

Заключение

Для объективного анализа физической подготовленности студентов в период обучения в вузе нами разработана шкала оценивания результатов тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости для студентов и студенток возрастной группы 18–29 лет. В основу разработки положена интеграция нового комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов. Учитывая неблагоприятные климатические условия Севера, где расположен вуз, нами расширена шкала оценки введением альтернативных тестовых упражнений: на быстроту – добавлен челночный бег 5х10 м и скоростную выносливость – челночный бег 40 с на площадке 18 м.

Данная система оценки показателей физической подготовленности студентов, разработанная в соответствии с нормативами комплекса ГТО VI ступени и с учетом региональных особенностей Севера, проста и доступна, позволяет тестировать и оценивать отдельные стороны физической подготовленности студентов. Шкалу оценивания показателей физической подготовленности можем предложить для промежуточной аттестации студентов в период зимней и летней сессий, а также для оценки подготовки молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО.


Библиографическая ссылка

Прокопенко Л.А. ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 130-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36814 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674