Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

КРЕАТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА

Кулешова А.А. 1 Демидова Ю.Д. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Проведен анализ существующих представлений о креативности в научной среде, культуре и сферах бизнеса. Термин креативность соотнесен с понятиями творчество и одаренность. Природа вдохновения и гения дизайнера в сфере индустрии моды описана с точки зрения свойств личности креативных директоров известных домов моды, их способностей находить принципиально новые идеи, умений постоянно в творческом процессе поиска ассоциаций создавать множество коллекций костюмов. Предметом изучения в данной работе стала проблема развития креативности как особого типа мышления дизайнера костюма в период обучения дизайнера в вузе. Основным положением теории креативности являются ассоциации как компоненты её структуры. Характеристика критериев и показателей креативности по отношению к личности дизайнера определена как методика её развития на этапе обучения в вузе. Выявлена взаимосвязь между выполнением проектных видов работ и динамикой развития креативности дизайнера. Эффективной техникой решения проблемы развития креативности дизайнера является применение проектной методики разработки коллекции костюмов, методики ассоциативных механизмов творчества в процессе подготовки дизайнера.
креативное мышление
творчество
одаренность
дизайнер
костюм
мода.
1. Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. Модели дизайн-образования: зарубежный опыт // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4–2. – С. 117–125.
2. Кулешова А.А. Внеаудиторная подготовка студентов к конкурсу моды как форма повышения профессиональной компетентности дизайнеров костюма // Современные проблемы науки и образования». – 2012. – № 3; URL: https://science-education.ru/ru/article/view id=6322.
3. Нагорских Т.Н. Дизайн костюма: теория, практика, образование: коллективная монография; под общ. ред. д.т.н., проф. И.В. Черуновой. – Шахты: Изд-во ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2015. – 162 с.
4. Проценко А.С., Кулешова А.А. Манипуляции с материалами в дизайне костюма // Сборник материалов I Всероссийской (с участием граждан иностранных государств) научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Научная весна-2016». – Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2016. – С. 307–312.
5. Селютин В.Д. Математические модели управления экономическим риском на основе концепции риска как ресурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – № 1. – С. 171–175.
6. Тимофеева М.Р. Технология развития креативного мышления у дизайнеров через проектные методы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view id=20588.
7. Хоменко Ю.А. Особенности функционирования системы выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей в условиях многоуровневого университетского комплекса: монография / «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса»; под ред. А.Г. Сапронова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. – 166 с.
8. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. – N.Y., 1967. – 232 р.
9. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. – 1969. – № 2. – 32 p.
10. Torrance Е.P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. – WJ: Prentice-Holl, 1964.

В эпоху глобальных перемен начала 21 в. возрастает потребность в креативных личностях, восприимчивых к новым идеям, преобразованиям общества. Креативный потенциал становится значимым фактором в процессе развития. В сферах бизнеса, искусства, моды, кинематографа, рекламы, где развита конкуренция, креативное мышление приобретает настоящую ценность. В современной культуре креативное мышление также открывает человеку огромные профессиональные возможности, приобретает эстетическую, идеологическую, культурологическую значимость.

Сложные реалии общества и рынка, растущие ожидания со стороны промышленности и потребителей, появления проблем охраны окружающей среды и т.д. делают дизайнера ключевой фигурой в непрерывном потоке преобразований [1]. Профессия дизайнера предполагает не просто наличие, а высокий уровень дизайнерского мышления, поскольку в индустрии моды креативность востребована максимально. Благодаря креативности дизайнеров возникают новые тенденции и стилевые решения, модные бренды, кардинально новые представления о функциональности, эстетике одежды, которые определяют инновационные преобразования в индустрии моды в целом т.д. Цель данной работы – изучить особый тип креативного мышления в период обучения дизайнера в вузе и определить возможности его эффективного развития.

Сравнительно недавно термин «креативность» широко распространился в обществе, стал весьма популярной характеристикой творческих, успешных личностей, однако до сих пор научный смысл этого понятия до конца не определен и трактуется по-разному.

К задачам данной работы можно отнести: анализ существующих представлений о креативности, изучение теории креативности, выявление её структуры на примере известных личностей дизайнеров, критериев и показателей креативного мышления, методики развития креативности.

К началу XX в. исследованиями креативности занимались многие авторы и целые научные школы. Впервые понятие креативности использовал Д. Симпсон в 1922 г. для обозначения возможностей человека отказываться от стереотипных способов мышления. С лат. сreatio «креативность» переводится как творение, создание. В психологической науке феномен креативности известен примерно с 1950-х гг. Как неологизм в русской культуре и в общественном сознании людей термин «креатив» появился в 1990-е гг. и с помощью рекламы распространился в бизнес-среде.

Чаще всего понятие креативность соотносят с понятиями творческое мышление и творческие способности, которые являются фактором в структуре одаренности. Но если творческое мышление создает художественные образы, используя их для воплощения в каком-либо явлении или предмете [8], то креативное – проявляется также и как возможность изобретать, создавать, открывать новое, необычное, нестандартное, находить полезность модели, угадывать коммерческую перспективу идеи. Творчество, как процесс человеческой деятельности, дает результат возникновения материальных и духовных ценностей. Креативность, как вид творческих способностей личности, порождает создание принципиально новых идей. Часто эти идеи в современном производстве на грани риска. Но уклонение от риска, равно как и его передача, ведет не только к получению гарантированного результата, но и одновременно к уменьшению шансов на получение более высоких доходов [5]. Для достижения максимальных результатов в профессиональной деятельности используется сочетание и творческого, и креативного типов мышления.

Креативность, как правило, рассматривается с трех сторон: процесс творчества; продукт творчества; свойство личности [8].

В модной индустрии креативный директор – это главный координатор творческого процесса, генерирующий идеи, создающий концепции и корректирующий работу. Как правило, креативный директор Модного дома – это главный дизайнер бренда, он формирует имидж фирмы, отвечает за его продвижение и коммерческий успех. В условиях жесточайшей конкуренции высокая мода породила список блистательных имен, чей гений и характер личности стали эталоном креативности. Шлейф идей и открытий в области модного костюма, стиля и новаторских технологий тянется за такими знаменитостями, как Г. Шанель, К. Баленсиага, П. Карден, Х. Чалаян и многими другими. Беспрецедентным новатором в области текстильных экспериментов является японский дизайнер Иссэй Миякэ, который один из первых в мире сумел найти применение новейшим разработкам в области синтетических тканей. Творческий процесс создания композиции в дизайне – сложное явление, в котором переплетаются и обуславливают друг друга эмоционально-интуитивные и интеллектуально-логические принципы творческой деятельности человека [4]. Огромную роль играет авторская концепция дизайнера, в основе которой лежат художественная идея и первоначальный образ.

Анализ творчества ряда успешных дизайнеров не приводит к однозначному пониманию рецепта их вдохновения и их гения. Ничего общего в творческой биографии знаменитых дизайнеров 20 в. Разные судьбы, среда, образ жизни и интересы. В чем же основа успеха этих личностей: одаренность, образование, характер или случайность?

Одаренность вышеперечисленных дизайнеров можно назвать первым общим показателем креативности, поскольку все они овладевают профессией в мире моды, развивают ее и привносят в деятельность свою самобытность. Одаренность – системное качество психики, формируется на протяжении всей жизни, проявляется в способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации, в интеллектуальной активности – в способности «видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие», что и определяет возможность более высоких достижений [7].

Настойчивость, твердость, рискованность и решительность, любознательность, широта внимания и интересов, уверенность характера наблюдаются также практически у всех известных дизайнеров мира моды. Большинство из них отличаются смелостью в преодолении стереотипов мышления, прозорливостью, общими качествами их характеров являются оригинальность, инициативность, способность к интуиции, к прогнозированию и созданию новых образов и ассоциаций, упорство, высокая самоорганизация, высокая работоспособность. Без них эмоциональность и воображение художника ничего не значат. Характер их личности проявляется в поступках и способности принимать решения, преобразовывать предыдущие достижения и достигать собственного результата, брать ответственность и осуществлять выбор, в умении находить вдохновенье, увлекаться и увлечь команду, мотивировать, убедить в своей правоте.

Креативность личности дизайнера выражается также в особенностях восприятия эстетических, идеологических и культурологических ценностей, потребительских запросов, модных ориентиров, интеллектуальных продуктов и характера. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и формулировке результата решения [10].

Дж. Гилфорд в 1967 г. впервые ввел понятие креативного мышления, подразумевая целостный интуитивный тип мыслительных операций, идущих в различных направлениях [8]. Дивергентное мышление, допуская на один вопрос несколько ответов, является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности, варьирует пути решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение, вдохновение и имеет четыре показателя оценки уровня его развития, которые проявляются в способности личности генерировать: максимальное количество (показатель беглости) и широкое многообразие (показатель гибкости) идей в определенный отрезок времени; новые нестандартные идеи, не совпадающие с общепринятыми (показатель оригинальности); мысли в завершенном виде (показатель точности). В общем виде креативность можно представить как сочетание процессов дивергенции (расхождения, расширения) и конвергенции (схождения, собирания) идей [6].

В широком понимании креативность также трактуется не только как способность личности эффективно выполнять любую профессиональную деятельность, но и как способность развивать эту деятельность, реализовать в творчестве собственную одаренность и проницательность, как возможность отвечать изменяющемуся и обновляющемуся миру.

В последние годы современное научное знание признало, что структуру креативности составляет ряд компонентов: любознательность, интуитивная понятливость, легкость формулирования мыслей, личностная творческая направленность, мотивация, активность, изобретательность, самодисциплина, эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость и широта мышления, активность воли, развитое воображение.

Креативный процесс в дизайне достаточно сложен, так как дизайнер при проектировании находится в состоянии оценивания – насколько вырабатываемые идеи соответствуют условиям технического задания. Дизайнер в массовом производстве – не свободный художник, занимающийся самовыражением, а специалист, решающий конкретные задачи сегмента fast fashion, поэтому на промышленных предприятиях по изготовлению одежды креативность дизайнера не свободна, ограничена рамками. Дизайнеру свойственны напряженность, беспокойство в процессе и работа на пределе возможностей, когда действия, движения и мысли вовлечены полностью [6]. В состоянии покоя креативность проявляется наиболее эффективно.

Г.Н. Лола выделяет погруженность и отстраненность как два основных типа креативного состояния у дизайнеров. Обычно стартовый этап выработки идей в проектной деятельности дизайнера проходит в состоянии погруженности, насыщения эмоциями и впечатлениями, например в форме отбора видеоряда аналогов в мировой моде. За ним следует состояние отстраненности – спокойствие и равнодушие, благодаря которым после эмоционального насыщения и проделанной предварительной работы креативное решение приходит интуитивно. Соответственно для креативной работы дизайнера необходимо пространство, сочетающее два типа эмоциональной атмосферы – активная, насыщенная и нейтральная, спокойная.

К числу перцептивных особенностей (восприятия) креативной личности относятся: высокая напряженность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость. Дизайнер, безразличный к происходящим событиям, чувствам людей, политическим и общественным событиям, горю и боли, трагедиям и восторгам, экологическим проблемам и катастрофам, молодежным движениям, искусству и субкультурам, не будет отличаться креативностью. Только на срезе чувств и эмоций, страсти и впечатлений рождаются образы костюма, новые его формы, гениальные идеи. Дизайнер формирует творческое напряжение, тренирует память и внимание ко всему, и новому, необычному, и традиционному. Он должен запоминать все детали и схватывать целиком образы, и главное, он должен выбрать точное направление в поиске нового.

К числу интеллектуальных особенностей творческой личности относятся: интуиция, богатая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний, нешаблонность и некосность мышления. Заглянуть мысленно в самые глубокие уголки планеты, в космос и микромир, в жизнь насекомых и хищников, представить мир стихии и будущих научных лабораторий, придумать техническое устройство приборов, – любая тема предполагает раскрепощённость в мыслях, эмоциях, настраивает на ассоциативные посылы, на атмосферу чувственности, что стимулирует креативность.

Развитая креативность повышает конкурентоспособность дизайнера, ориентирует на социальные ценности. Социальные установки дизайнеров с помощью создаваемых ими коллекций способны воздействовать на реальный образ жизни людей. Современным дизайнерам необходимо думать не только о творческой самореализации, но и о перспективах развития общества [3]. Для оценки креативности общего характера используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Активному «пробуждению» творческого мышления помогают учебные ситуации с проектными вариантами заданий и упражнений, интегрирующих множество новых элементов поиска и ассоциаций, тренирующих внимание, память, воображение, интуицию. Практическая проектная деятельность, выполняемая самостоятельно, имеет открытый характер и формирует стратегию развития креативности. Индивидуальные задания по разработке трендлуков и эскизов ассортименитого ряда новых моделей одежды, а также мудборда (доски настроения) на творческие темы в авторских проектах студентов определяют основу генерирования идей и выбора методов для их реализации в материале, а в результате освоенный процесс впоследствии поднимает уровень креативности личности.

Г.Э. Мюллер считал, что ассоциация порождает «созвездие активных элементов мозга, в результате чего возникает решение», тренируется проницательность как характеристика феномена успешных, способных к творчеству личностей.

Теория креативности С.А. Медника базируется на том, что основой креативного мышления являются ассоциации, возникающие в результате новых комбинаций между идеями. Более креативным считается мышление при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Медник различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, через нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), через опосредование одних идей другими [9].

Креативная личность находит удовлетворение не только в достижении цели, но и в самом процессе творческой деятельности. Однако противоречивы научные мнения о факторах, определяющих динамику креативности человека в течение его жизни, как внутренний ресурс человека, как механизм саморазвития. Также предметом оживленных споров становятся новые образовательные возможности информационных технологий, техники, информатики, интернет-ресурсов, телевидения развивать креативность. Остается открытым и вопрос о влиянии новых средств обучения на развитие креативности.

В детском возрасте происходит интенсивное развитие «первичной» креативности как общей одаренности и творческой способности, во втором периоде до 20 лет развивается «специализированная креативность», как способность к творчеству в определенной сфере деятельности, поскольку в ходе выполнения этапов дизайн-проекта будущий дизайнер постоянно сталкивается с поиском ассоциаций, отрабатывая механизм творческого процесса.

В благоприятный период обучения возможно структурирование и конструирование креативности будущего дизайнера. Креативность как продукт творчества является высшей формой активности и самостоятельности студента. Для этого необходима креативная среда, условия для творчества и созидающая цель проектных работ. Формулировка концепции проектирования, заостренная на определенной значимой проблеме, требует от дизайнера способности выбора ее решения вразрез с общепринятым мнением; личной манеры и мотивации исполнения работ; новизны и оригинальности проекта в целом.

В результате освоения креативных техник на различных этапах дизайн-проекта по разработке коллекции моделей костюма дизайнер приобретает способности легко ориентироваться в ситуациях с высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантности, свободнее адаптируется к незнакомой среде, проявляет гибкость, инициативность, активность в коммуникациях, упорство, самоорганизованность, работоспособность. В ходе выполнения этапов дизайн-проекта будущий дизайнер постоянно сталкивается с поиском ассоциаций, отрабатывая механизм творческого процесса. Оттачивается беглость и уверенность генерирования идей на стадии эскизов, быстрота реакции по выбору образа, ведущих трендов по цвету, силуэту и форме, личная манера изображения.

Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Ассоциации возникают как ответная реакция на реальные объекты действительности или же на образы в сознании, воображении художника. К реалистичным ассоциациям относятся принципы использования творческого источника. Например, дым, водопады, космическая пыль, ассоциативно воплощенные в цветовом и фактурном решении поверхности материалов, задают определенное содержание и форме костюма, они стимулируют творческую активность. Таким образом, выявляется связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Дизайнеру не приходит вдруг озарение, ему требуется много усилий и часов работы. Анализ интеллектуальной и творческой активности студентов по результатам использования методики проведения с ними практических этапов проектирования новых моделей костюма показал влияние на эффективность развития креативного мышления такого фактора, как регулярное выполнение ассоциативной проектной деятельности. На основе анализа практического опыта, теоретического осмысления и систематизации результатов педагогической деятельности креативность рассмотрена как процесс творчества, в котором выявлена взаимосвязь между выполнением проектных видов работ и динамикой развития креативности дизайнера.

Проектирование – важнейший фактор развития образования, предполагает создание проекта, замысла, идеи, а затем реализацию его в материале. Овладение основами профессиональной деятельности дизайнера в процессе проектной работы доставляет студентам творческое удовлетворение, чувство самореализации, приобщения к новой культуре [2]. На завершающей стадии обучения проектная методика ассоциативного эскизирования и поиска связей между творческим источником, тенденциями и формообразованием костюма позволяет развить оригинальность мышления, способность генерировать нестандартные идеи формообразования современного костюма. Студенты легче и быстрее ориентируются в перспективных трендах, стилевых направлениях, принимают решения, идут на эксперимент с цветом, фактурой и формой одежды, демонстрируют гибкость в переосмыслении функций одежды и ее деталей, возможностей использования их различным образом после осуществления проектных видов работ по созданию коллекции моделей. Таким образом, проектная методика обучения является не просто технологией, а креативной техникой – процессом развития творческих способностей в профессиональной деятельности дизайнера.

В результате освоения проектного метода разработки коллекции моделей значительно повышается уровень креативности дизайнера, который в свою очередь формирует и характер личности, и профессиональные способности выпускника, и его готовность к преобразованиям культурного опыта современного общества, определяет высокий потенциал созидательной деятельности в широкой сфере дизайна на срезе новых технологий общества будущего. Сформированное креативное мышление обеспечивает дизайнеру необходимый уровень востребованности.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Научные представления о креативности как свойстве личности, имеющем в своей структуре ряд компонентов, позволяют утверждать, что это качество необходимо для дизайнера костюма. Именно креативно мыслящие дизайнеры являются двигателем в мире моды и искусства. Изучение креативности как продукта, полученного в результате обучения будущего профессионала в области моды, доказывает, что креативность подлежит педагогическому воздействию, ее положительная динамика корректируется под воздействием различных методик, например таких, как проектный метод и метод ассоциативных механизмов творчества по направлению подготовки дизайнеров костюма. Как творческий процесс креативность в практике проектной деятельности по созданию новых моделей и коллекций костюма является креативной технологией формирования необходимого уровня мастерства дизайнера.

Опыт показывает, что связь между элементами проектной практики в разных областях знаний формирует креативность общего характера, которая, развиваясь в сфере дизайна костюма, выходит за профессиональные и временные рамки. Высокий уровень креативного мышления выпускника позволяет говорить об особом социально-психологическом типе его личности с точки зрения культурных, интеллектуальных и творческих способностей, которые предполагают его способность к осмыслению глобальных проблем общества, к видению эффективных решений широкого круга задач различных сфер постоянно изменяющегося социума. Креативное дизайнерское мышление – это новый менталитет активной, созидающей личности, готовой к коренным позитивным преобразованиям в обществе.


Библиографическая ссылка

Кулешова А.А., Демидова Ю.Д. КРЕАТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 128-133;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36712 (дата обращения: 03.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074