Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

Месенева Н.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В статье рассматриваются вопросы сохранения исторической среды города Владивостока, имеющей важный исторический и культурный потенциал средствами дизайна. Рассматриваются вопросы сохранения объектов городской среды, которые являются значимыми объектами в области архитектуры и дизайна, с целью восстановления архитектурно-пространственных и художественных качеств исторической среды города, интеграции сохранившегося наследия в жизнь современного города. Целью данной работы является выявление современных тенденций проектирования дизайна исторической городской среды, формирование теоретических и практических принципов проектирования городской среды на примере города Владивостока. Научная актуальность проблемы состоит в необходимости осмысления процессов глобализации и виртуализации городской среды, обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека. В результате выполненных исследований определены основные составляющие дизайна городской среды, определены новые тенденции проектирования дизайна городской среды.
архитектура
город
дизайн
культура
ландшафт
малые архитектурные формы
проектирование
традиции
фирменный стиль
экология
1. Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы, выполненная в пилотном режиме (в части размещения информационных конструкций) [Электронный ресурс]: Студия Артемия Лебедева. – Москва, 2013. – режим доступа: http://img.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/documents/mka-design-code-00-general-guides.pdf.
2. Козырева Е. Современный фасад: архитектура + дизайн, [Электронный ресурс] URL: http://www.d-c.spb.ru/archiv/25/25-27/25-27.htm (дата обращения: 13.01 2016).
3. Масловская О.В., Игнатов Г.Е. Современные тенденции создания и преобразования городских площадей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 1(28). – С. 91–95.
4. Месенева Н.В. К вопросу использования малых архитектурных форм в дизайне городской среды // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8–2. – С. 256–260.
5. Птицына Л.М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Л.М. Птицына. – Челябинск, 2012. – 14 с.
6. Свидерский В.М. Малые архитектурные формы: Ограды, фонари, вазы, скамьи / под общ. ред. А.М. Касьянова. – Киев: Изд-во Академии архитектуры Украинской ССР, 1953. – 216 с.

Сегодня для российских городов актуальна проблема сохранения исторической структуры городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманной по отношению к человеку городской среды, появилась проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования дизайна городской среды. Город Владивосток не является исключением.

Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне исторической структуры городской среды, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «дизайн городской среды исторического центра» и критерии его оценки.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является исторический центр города Владивостока. Для решения задач исследования проведен анализ специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [3].

Владивосток – город-порт, город-форт на Дальнем Востоке России. Город моряков, рыбаков и конечно, авантюристов. «Дальневосточная Ницца» – так называли Владивосток в начале 20-го века. «Второй Сан-Франциско» – так называли во второй его половине. Город на семи ветрах, город, сотканный из противоречий. Город-крепость и в то же время «порто-франко» – вольный город на стыке цивилизаций: Япония – на востоке, Китай – на западе, на юге – Корея. Русский город, построенный немцами, датчанами, англичанами. Европейский город в Азии. На протяжении развития архитектурно-художественного образа города Владивостока всегда существовала проблема противоречия старого и нового, проблема соответствия исторической части городской среды требованиям современной жизни.

Сегодня дизайн городской среды играет роль посредника между исторически сложившейся городской средой и требованиями современной жизни. Дизайн городской среды – это комплексное формирование предметно-пространственной среды, создание с помощью художественно-технических решений наполнения городского пространства, учитывающего современные градостроительные, архитектурные, ландшафтные решения городской среды. Дизайн предполагает формирование элементов городской среды с точки зрения пользы, эстетических качеств, современного функционирования городского пространства. Задачи городского дизайна формулируются в зависимости от градостроительного, архитектурного, ландшафтного решения городской и интерьерной составляющих городской среды.

Сегодня вопросы преобразования исторической составляющей городской среды основываются на современных инженерных и социальных требованиях с сохранением исторических средовых ценностей и новых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта, безопасности, доброжелательности. В настоящее время некоторые элементы городской среды исторической части города можно назвать дискомфортными, дисгармоничными, характеризующимися признаками разрушения средовых качеств.

Современное информационное общество изменило представление о комфорте окружающей среды: функциональном, физиологическом, психологическом. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [5]. Гармоничный городской дизайн играет важную роль в формировании современной картины мира, отражает духовную и материальную жизнь общества, традиции, создает комфорт, придает городской жизни стабильность, делает ее более динамичной. Изучение исторического центра города Владивостока формулирует основные проблемы, часть которых можно решить или нивелировать средствами дизайна.

Ландшафтный дизайн. Формирование городской среды в гармонии с окружающим ландшафтом – важная задача города Владивостока, расположенного на сложном рельефе (сопках), где ландшафт вводится в структуру города, учитывает его исторические аспекты, дополняет уникальный художественный образ города-порта. Необходимо грамотно подойти к решению городского ландшафта исторической части города, не нарушая его целостность, сохраняя историческое наследие города, сохраняя визуальные связи городской перспективы с ландшафтом, следует восстановить ландшафтные качества, видовые точки, панорамы средствами дизайна (рис. 1).

mes1a.tif mes1b.tif

Рис. 1. Историческая часть города Владивостока. Панорамы, видовые точки

Цель ландшафтного дизайна состоит в восстановлении экологического равновесия между природными и антропогенными компонентами окружающего человека мира. Ландшафтный дизайн – это внесение в городскую ткань элементов природы и обеспечение максимально комфортных условий (функциональных, физиологических, психологических и других) для человека. Ландшафтная архитектура является средством взаимодействия культуры и природы, инструментом культурной деятельности человека, средством качественного обновления и возрождения городской среды в преобразовании исторической части города.

Фирменный стиль. Большинство пешеходных улиц в европейских городах имеют свое лицо благодаря объектам дизайна городской среды, решенным в едином стилевом ключе, фирменном стиле. Сегодня в городе Владивостоке существует перенасыщенность, неструктурированность информационно-рекламных элементов, интерьер города характеризуется несовершенным графическим дизайном, отсутствием символики, брендового, знакового дизайна, несоответствием масштабов новой и сложившейся городской среды исторического центра. Развиваясь по своим правилам, рекламный дизайн оперирует специфическими средствами, формирует особый материальный и визуальный слой, не связанный с архитектурой, демонстрирует независимость, нередко граничащую с агрессивностью [2]. Необходима архитектурно-художественная концепция, которая позволит решить проблемы, связанные с размещением информационных конструкций в исторической среде города, сформировать архитектурно-художественный образ городской среды, гармонично сочетающейся с архитектурными, стилистическими, колористическими особенностями исторических зданий, применением передовых технологий и материалов. Центр Владивостока имеет среднюю этажность (от трех до пяти этажей), поэтому в интерьер города активно включаются вывески магазинов, располагающихся на первых этажах. Но при этом необходимо сохранить архитектурно-художественную ценность самих зданий. Вывески должны вписываться в городскую среду, должны быть выполнены с соблюдением структурного построения, стилистического единства фасадов с учётом их внешней отделки.

Такой опыт существует, в Москве комитетом по архитектуре и градостроительству разработана «Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы», выполненная в пилотном режиме (в части размещения информационных конструкций) студией Артемия Лебедева, 2015 год. Подобное постановление принято и Администрацией Приморского края № 268 от 06/15/9/. Сформулированные в них требования позволяют законодательно ограничивать размер рекламных вывесок, сохранить архитектурно-художественную ценность зданий. «При дизайне вывески необходимо учитывать особенности архитектуры фасада, на котором вывеска будет установлена. Вывески должны вписываться в городскую среду и взаимодействовать с ней, а не конкурировать» [1].

Историческая архитектура не исключает возможность использовать рекламу. В настоящее время в городе существует реклама, вывески, которые выполнены сомасштабно архитектуре, не конкурируют с архитектурной пластикой деталей, размещаемых на фасадах.

Практика размещения магазинов и офисов в первых этажах зданий формирует непрерывную ленту рекламных вывесок, не объединенных стилистически и композиционно. Не ограничиваются размеры шрифта по высоте, не выполняется горизонтальное выравнивание надписей. Такое положение недопустимо по отношению к зданиям, являющимся памятниками архитектуры, так как нарушает целостное художественное восприятие зданий. Необходимо выдерживать единые габариты используемых шрифтов, допуская лишь вариации их цвета и используемой гарнитуры, избегать непривлекательных коллажей несочетаемых надписей (рис. 2). Необходимо соблюдать регламентирующие требования к формированию уличной рекламы, и только активизация этой деятельности позволит представлять город привлекательным портом на Дальнем Востоке.

mes2a.tif mes2b.tif

Рис. 2. Реклама в городе Владивостоке

Реконструкция и реставрация фасадов исторических зданий. В настоящее время актуальны вопросы реконструкции и реставрации фасадов исторических зданий центральной части города без нарушения их целостности и с сохранением гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Современные тенденции в отношении культурного наследия предусматривают мероприятия по сохранению первоначального облика исторического здания, его взаимосвязи с окружающей средой, повышению его значимости в социальной жизни города. Основной тезис заключается в том, что здания, реконструируемые сегодня, будут служить будущим поколениям, когда востребованность в эстетике и уровне комфорта станет выше. Большинство памятников архитектуры находятся в центральной части города, где сосредоточена культурная и деловая жизнь. Чтобы сохранить структуру и масштаб исторической среды, при проектировании дизайна центра города необходимо уделять внимание историческим зданиям. Нарушение облика архитектурных фасадов старинных зданий – проблема российского масштаба, которая нуждается в повсеместном решении. Решить данную проблему возможно при помощи дизайна городской среды.

Цвет. Одним из факторов формирующих комфортную визуальную среду города является цвет. В исторической среде города цветовая гамма зданий очень разнообразна. Фасады в центре города выкрашены в бежевый, красный, жёлтый, голубой, белый, серый и другие цвета. Вдоль центральной проезжей части улицы Семеновской (главной улицы города) располагаются киоски, палатки, ларьки, остановки автобусов и витрины магазинов. Их цветовая гамма характеризуется красным, коричневым, оранжевым, голубым, синим и другими цветами. На улице Семеновской расположено много наружной рекламы, здания пестрят разноцветными вывесками, первые этажи большей частью отданы под магазины, офисы, парикмахерские. Их колорит определяет лоскутная покраска наружных стен здания, выделяющая расположение магазина в конкретной части здания. Это лишает здания архитектурной целостности, нарушает пропорции, вносит диссонанс в сформированное ранее колористическое решение фасадов зданий.

Малые архитектурные формы. Малые архитектурные формы – это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства [6]. С помощью малых архитектурных форм можно решить проблему комфортности и качества пространственных характеристик городской среды. Находясь в городском пространстве, малые архитектурные формы насыщают среду эмоционально, информационно, повышают комфортность, гуманизируют среду, несут сведения, необходимые для быстрой и удобной ориентации. Они практически постоянно находятся в поле зрения человека, воздействуя на формирование его эстетического вкуса, поэтому они должны быть ненавязчивыми и технически совершенными, пластичными и удобными, простыми и выразительными, красивыми по форме, цвету и фактуре материала, легкими, долговечными и экономичными, с хорошими пропорциями и должны соответствовать масштабу человека. В городе недостает такого оборудования.

Стирание границ между интерьерной и экстерьерной средой. Сегодня визуально разрушены традиционные границы между интерьерной и экстерьерной средой города. В исторической части города появились выносные витрины, декоративные формы и визуальные коммуникации, которые выводят интерьер наружу, и, напротив, уличные фонари и мощение включаются в интерьер. Иногда нет даже ступеней (уровни интерьера и экстерьера в одной плоскости) на границе внешнего и внутреннего пространств, граница перестает существовать.

«Умный дизайн» в городе. Новым веянием в дизайне являются «умные вещи», реагирующие на человека. Например, свет зажигается и гаснет по пути движения человека. Идеи «умного дизайна» находят отражение и в дизайне городской среды. Пока это проявляется в «оживлении» ранее неподвижных объектов: фонтаны-сюрпризы в городских центрах, теле- и видеоэкраны на улицах, динамическая вечерняя подсветка, светомузыкальные фонтаны, лазерные шоу и другое.

Высококомфортная городская среда. Во многих городах Европы и России появились пешеходные улицы и зоны как реакция на широкомасштабное индустриальное строительство, на заполнение центров городов транспортом. Отличительной чертой пешеходных улиц стало то, что они были частично освобождены от транспортного движения и наполнены объектами торговли и развлечений. Появилось понятие «уличная мебель и оборудование», которые проектируются по законам эргономики и мебельного дизайна системы комфортных пространств XXI века. Высококомфортная городская среда имеет сложную пространственную и функциональную структуру как «по вертикали» (многоуровневые пространства: подземные переходы и площади), так и «по горизонтали» (использование дворовых пространств, включение в структуру интерьерных пространств отдельных объектов). В исторической городской среде города Владивостока формируется высококомфортная городская среда, но запущено озеленение, обветшали фасады некоторых зданий, непродуманно колористическое решение, как отдельных объемов, так и улиц в целом, используются неприемлемые средства реконструкции и реставрации фасадов, двориков (рис. 3).

mes3a.tif mes3b.tif

Рис. 3. Исторические здания Владивостока, фасады которых следует отреставрировать

Заключение

Решение проблем, связанных с созданием комфортной предметно-пространственной среды исторической части города Владивостока, связано с учетом его лучших архитектурно-пространственных и художественных качеств, сложившегося облика. Задача дизайнеров и архитекторов – сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование малых архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает, отдыхает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации городской среды [4].


Библиографическая ссылка

Месенева Н.В. ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 23-27;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36610 (дата обращения: 23.04.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252