Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НА ОСНОВЕ BPMS

Богданович И.А. 1 Клебанов Б.И. 2 Корж Д.В. 1
1 ООО «ЦИТ»
2 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В статье рассматривается целесообразность управления жизненным циклом государственной услуги, предоставляемой в электронном виде (услуга), на основе класса программных систем BPMS. Представлены результаты обобщения практики субъектов РФ по переводу услуг в электронный вид в виде модели жизненного цикла услуги. Описана процессная модель в стандарте BPMN типовой услуги, отобранной по результатам анализа административных регламентов предоставления услуг Министерства социальной политики Свердловской области. Анализ целесообразности применения стандарта BPMN для формирования машиночитаемых моделей административных регламентов и формирования действующей модели прототипа услуги проведен на основе типовой услуги. Сделан вывод о целесообразности применения BPMS для повышения качества услуг и уменьшения затрат на процесс перевода услуги в электронный вид.
государственная услуга в электронном виде
жизненный цикл услуги
управление жизненным циклом
BPMN
BPMS
социальная политика
1. Административная реформа // Тюменская область: Официальный портал органов государственной власти. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_reform.htm (дата обращения: 30.11.2016).
2. Административная реформа в России (государственное управление) // Совершенствование государственного управления: Портал административной реформы / Минэкономразвития России. URL: http://ar.gov.ru/ru/o_reforme/index.html (дата обращения: 30.11.2016).
3. Административные регламенты // Административная реформа в Свердловской области / Министерство экономики Свердловской области. URL: http://ar.gov66.ru/administrativnye-reglamenty/# (дата обращения: 30.11.2016).
4. Каталог госуслуг // Официальный интернет-портал государственных услуг / Минкомсвязь России. URL: https://www.gosuslugi.ru/category (дата обращения: 30.11.2016).
5. О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 // Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/706289/ (дата обращения: 30.11.2016).
6. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р // Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70455694/ (дата обращения: 30.11.2016).
7. Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420297080 (дата обращения: 30.11.2016).
8. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Административная реформа в Свердловской области / Министерство экономики Свердловской области. URL: http://ar.gov66.ru/organam-vlasti/obespechenie-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-elektronnom-vide/ (дата обращения: 30.11.2016).
9. Портал методической поддержки реализации закона № 210-ФЗ // Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. URL: http://210fz.ru/mdx/index.php?id=19 (дата обращения: 30.11.2016).
10. Стандарт ИСО 9004-1-94. Управление качеством и элементы системы качества. URL: http://www.gosthelp.ru/text/iso9004194upravleniekache.html.
11. BPMS.RU // Все о системах управления бизнес-процессами. URL: http://bpms.ru/ (дата обращения: 30.11.2016).
12. Documents Associated with BPMN™ Version 2.0.2 Release Date: January 20, 2014 // About OMG. URL: http://www.omg.org/spec/BPMN/2.0.2/ (дата обращения: 30.11.2016).

В России с 2003 г. проводится административная реформа, целью которой является совершенствование системы государственного управления [2], в том числе повышение качества и доступности государственных услуг населению за счет использования информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время обеспечена возможность получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде на официальном интернет-портале государственных услуг [4] (далее – Единый портал государственных услуг, ЕПГУ).

Вместе с тем анализ существующей системы предоставления государственных услуг [7] позволил выявить основные недостатки реализованной методологии перевода государственной услуги в электронный вид:

– существующий порядок разработки, согласования и утверждения административных регламентов не обеспечивает оперативного изменения правового регулирования порядка предоставления государственных услуг в электронном виде;

– продолжительное время занимает формирование требований к разработке и модернизации информационных систем и их интеграции с иными информационными системами.

Цель исследования – определить целесообразность создания системы управления жизненным циклом государственной услуги, предоставляемой в электронном виде, на основе класса программных систем для управления бизнес-процессами и административными регламентами Business Process Management Suite (BPMS) [11, 12]. Основными критериями оценки целесообразности являются повышение качества электронной услуги, уменьшение времени и снижение затрат на перевод услуги в электронный вид.

Материалы и методы исследования

Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием системы на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения.

Модель жизненного цикла услуги – совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной услуге до момента удовлетворения этих потребностей [10].

Анализ методологического обеспечения новых способов предоставления государственных услуг за счет применения информационно-коммуникационных технологий [9] показал, что в методологических рекомендациях, разработанных в процессе административной реформы, понятие жизненного цикла государственной услуги в электронном виде не определено, использование модели жизненного цикла носит локальный характер. Так, в [6] указывается на необходимость:

1) обеспечения жизненного цикла разработки, экспертизы, утверждения и официального опубликования административных регламентов государственных услуг;

2) поддержки жизненного цикла проектирования, согласования и ведения межведомственного и межуровневого взаимодействия государственных органов управления;

3) включения в нормативно-техническое обеспечение регламентов поддержки жизненного цикла программного обеспечения компонентов инфраструктуры электронного взаимодействия.

Используя метод обобщения сформированной субъектами Российской Федерации практики перевода государственных услуг в электронный вид (создания электронных услуг), предоставления услуг в электронном виде, оптимизации услуг, предоставляемых в электронном виде [1, 8], авторы выделили следующие этапы жизненного цикла государственной услуги в электронном виде (рис. 1):

1) формирование государственной политики в различных сферах государственного регулирования и развития;

2) формирование административного регламента предоставления услуги;

3) разработка технического проекта по переводу услуги в электронный вид, включая разработку технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ);

4) разработка программного и информационного обеспечения электронной услуги;

5) тестирование;

6) публикация услуги на ЕПГУ;

7) обучение персонала, участвующего в предоставлении услуг;

8) запуск и эксплуатация услуги;

9) мониторинг качества предоставления услуги;

10) оптимизация процесса предоставления услуги при изменении государственной политики, административного регламента или неудовлетворительном качестве предоставления услуги (по аналогии с пунктами 1–8).

bog1.tif

Рис. 1. Модель жизненного цикла государственной услуги в электронном виде на основе существующей практики

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования целесообразности применения системы класса BPMS для управления жизненным циклом государственной услуги в электронном виде были проанализированы административные регламенты услуг, предоставляемых управлениями социальной политики Свердловской области [3]. Для исследования выбрана типовая государственная услуга «Выплата пособия по беременности и родам», при предоставлении которой осуществляется два вида информационного взаимодействия:

1) межведомственное информационное взаимодействие территориального управления социальной политики (УСП) Министерства социальной политики (МСП) с территориальными центрами (ТЦ) службы занятости;

2) информационное взаимодействие внутри МСП – между УСП по месту обращения заявителя и УПС по месту регистрации заявителя.

На основе административного регламента авторами разработана и выполнена в стандарте Business Process Model and Notation (далее – BPMN) [5] процессная модель государственной услуги «Выплата пособия по беременности и родам» (рис. 2).

bog2.tif

Рис. 2. Процессная модель государственной услуги «Выплата пособия по беременности и родам» в стандарте BPMN

При формировании процессной модели использованы типовые решения (паттерны), соответствующие требованиям к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг [5].

На основе процессной модели средствами системы BPMS проведена валидация процесса предоставления государственной услуги для устранения отклонений от стандарта BPMN.

Средствами имитационного моделирования процесса предоставления услуги, встроенными в BPMS:

1) выявлены и устранены ошибки в структуре процесса;

2) на основе введенных данных о трудоемкости и длительности подпроцессов (задач), статистических данных о количестве отказов в приеме документов, статистических данных об отказе в предоставлении услуги определены средняя продолжительность оказания услуги и потребность в ресурсах по различным категориям;

3) на основе введенных данных о стоимости ресурсов, необходимых для предоставления услуги, рассчитана сумма прямых затрат.

Таким образом, применение BPMS на этапе формирования административного регламента обеспечивает следующие эффекты:

1) унификация процессов предоставления услуг;

2) простота восприятия логики и последовательности реализации процесса заказчиками и разработчиками электронного сервиса за счет графической нотации BPMN;

3) однозначность интерпретации процесса предоставления услуги за счет использования стандартных элементов BPMN;

4) возможность определения объема требуемых ресурсов на этапе эксплуатации с учетом графиков работы персонала и ожидаемой статистики запросов, обоснования объема ежегодного финансирования государственного задания.

Проектирование процесса предоставления услуги с использованием BPMS включает в себя следующие этапы:

1) создание модели данных;

2) определение логики переходов между этапами предоставления услуги;

3) определение действий, завершающих или предшествующих вводу данных участниками процесса предоставления услуги;

4) определение контролируемых состояний процесса предоставления услуги;

5) разработка прототипов пользовательских интерфейсов;

6) определение требований к сервисам, которые должны быть предоставлены ведомствами – источниками информации;

7) определение требований к мониторингу процесса предоставления электронной услуги;

8) автоматическая генерация исполняемого прототипа и мониторинга электронной услуги;

9) формирование тестовых наборов данных и тестирование прототипа;

10) автоматическое формирование проектной документации.

Исследование применения BPMS на этапе проектирования услуги позволило выявить следующие эффекты:

1) быстрота создания прототипа электронной услуги при отсутствии программирования;

2) транспарентность прототипа для заказчика;

3) снижение рисков несоответствия программного обеспечения ожиданиям заказчика на последующих этапах разработки и тестирования программного обеспечения электронной услуги;

4) уменьшение затрат на этапе тестирования за счет повторного использования тестовых наборов данных, сформированных при отладке прототипа электронной услуги.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Применение новых инструментов меняет содержание 2 и 3 этапов жизненного цикла государственной услуги в электронном виде (рис. 3):

1) формирование государственной политики в различных сферах государственного регулирования и развития;

2) формирование машиночитаемых моделей административных регламентов предоставления услуг;

3) формирование действующей модели прототипа электронной услуги;

4) разработка программного и информационного обеспечения электронной услуги;

5) тестирование;

6) публикация услуги на ЕПГУ;

7) обучение персонала, участвующего в предоставлении услуг;

8) запуск и эксплуатация услуги;

9) мониторинг качества предоставления услуги;

10) оптимизация процесса предоставления услуги при изменении государственной политики, административного регламента или неудовлетворительном качестве предоставления услуги (по аналогии с пунктами 1–7).

bog3.tif

Рис. 3. Модель жизненного цикла государственной услуги в электронном виде на основе BPMS

2. Применение системы класса BPMS при переводе государственной услуги в электронный вид обеспечивает следующие преимущества:

1) формирование стандартов предоставления услуги;

2) повышение качества проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия;

3) уменьшение временных и финансовых затрат на создание новых и оптимизацию существующих электронных услуг.

Совокупность перечисленных факторов окажет положительное влияние на качество электронных услуг и их доступность, что в свою очередь приведет к повышению уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг.


Библиографическая ссылка

Богданович И.А., Клебанов Б.И., Корж Д.В. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НА ОСНОВЕ BPMS // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 17-21;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36549 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674