Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шушерова И.С. 1 Евтушенко И.В. 1 Евтушенко Е.А. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Среди проблем отечественного дошкольного образования воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) выделяется необходимость обоснования возможного использования современных технологий, направленных на преодоление имеющихся нарушений развития с помощью выразительных средств различных жанров искусства. Особенности эмоциональной сферы и поведения, характерные для старших дошкольников с ЗПР, препятствуют их успешной социализации и подготовке к образовательному процессу в общеобразовательной школе, имеют широкое распространение и определяют необходимость разработки и апробации действенных коррекционно-развивающих технологий, к которым можно отнести и арттерапевтические технологии, преодолевающие эмоционально-поведенческие нарушения. Критерии успешности применения арттерапевтических технологий в работе со старшими дошкольниками с ЗПР сравнительно мало представлены в современных исследованиях. Авторами был обобщен и систематизирован практический опыт использования арттерапевтических технологий для нормализации эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР. В статье представлены результаты магистерского исследования, посвященного обобщению и систематизации эффективных арттерапевтических технологий, направленных на преодоление эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
арттерапия
эмоциональная сфера
поведение
дошкольники с задержанным психическим развитием
1. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. Преодоление дисграфии у младших школьников средствами изобразительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25104 (дата обращения: 31.08.2016).
2. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9–2. – С. 254–258.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001. – 248 с.
4. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10–2. – С. 175–177.
5. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10–1. – С. 119–122.
6. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии умственно отсталых старшеклассников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11–1. – С. 9–12.
7. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–5. – С. 860–864.
8. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
9. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
10. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. – М., 2014. – С. 58–78.
11. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19). – С. 88–95.
12. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40). – C. 113–115.
13. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
14. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009.
15. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С. 57–66.
16. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1–1. – С. 102–106.
17. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–3. – С. 492–496.
18. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684–690.
19. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 130–136.
20. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
21. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23501 (дата обращения: 02.12.2015).
22. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20873 (дата обращения: 28.07.2015).
23. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23495 (дата обращения: 02.12.2015).
24. Михалина Ю.И., Евтушенко И.В. Особенности процесса развития речи у младших школьников с кохлеарным имплантом // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25313 (дата обращения: 17.10.2016).
25. Михалина Ю.И., Евтушенко И.В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10–4. – С. 639–642.
26. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23931 (дата обращения: 03.12.2015).
27. Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10–2. – С. 326–330.
28. Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. Роль коррекционных занятий по формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10–1. – С. 200–204.

Целью нашего исследования выступило определение эффективности использования арттерапевтических технологий как средства комплексной коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у старших дошкольников с ЗПР. Задачи исследования: анализ литературных источников, рассматривающих состояние проблемы природы основных эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста с ЗПР; характеристика нарушений состояния эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; определение возможностей применения на практике арттерапевтических технологий, в качестве средства коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; разработка модели нормализации эмоциональных состояний и поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью арттерапевтических технологий; апробация и внедрение коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление нарушений эмоциональных состояний и отклонений в поведении у дошкольников на основе арттерапевтических технологий и изучение ее эффективности; экспериментальное подтверждение эффективности разработанной модели и программы преодоления эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников с ЗПР [1–28]. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе образовательных дошкольных организаций г. Россоши Воронежской области.

Механизм применяемых арттерапевтических технологий состоит в лечебном и психокоррекционном влиянии произведений искусства, художественной деятельности на патопсихологические состояния. При этом средства выразительности разнообразных жанров искусства, воздействуя на различные анализаторные системы (полисенсорно), сказываются на перестроении внутреннего психоэмоционального состояния и мотивации поведения, что обусловлено переживаниями совершенно новых, положительно окрашенных, позитивных впечатлений. К арттерапевтическим технологиям относятся: изотерапия (коррекция нарушений психоэмоционального состояния средствами изобразительного искусства: рисование, лепка и т.п.); сказкотерапия (библиотерапия как средство нормализации эмоциональных состояний с помощью чтения и обсуждения литературных произведений); имаготерапия (драматизация, театрализованная деятельность); музыкальная терапия (музыкальная деятельность: слушание, исполнительство, игра на музыкальных инструментах, обсуждение содержания музыкальных произведений) и другие. Среди функций арттерапевтических технологий: регулятивная, коммуникативно-рефлексивная, катарсистическая. Регулятивная функция состоит в освобождении от излишнего нервно-психического напряжения при помощи моделирования положительного эмоционального состояния. Коммуникативно-рефлексивная функция обеспечивается совершенствованием механизмов общения, поведения, формированием положительной самооценки. Катарсистическая функция заключается в очищении, облегчении эмоционального состояния от негативных переживаний, связанных, прежде всего, с собственной неуспешностью, таких как агрессия, депрессия, эмоциональная лабильность, реакция протеста.

Музыкальная терапия приобретает в специальном образовании все большее значение, поскольку оказывает, наряду с психотерапевтическим влиянием, способствующим преодолению нарушений формирования личностных качеств при помощи музыки, психосоматическое лечебное воздействие на организм. В коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками музыкальная терапия проводится в индивидуальной и групповой формах. В зависимости от активности участников музыкальная терапия дифференцируется на рецептивные, активные и интегративные виды деятельности. Рецептивная (пассивная) музыкальная терапия делится на два подвида: музыкопсихотерапия и музыкосоматотерапия. В процессе музыкопсихотерапии реализуются задачи нормализации психоэмоционального состояния. Музыкопсихотерапия оказывает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: коммуникативное (педагог – воспитанник); реактивное (моделирование определенных эмоциональных состояний в процессе музыкального восприятия); регулятивное (формирование правильной модели поведения в соответствии с идеей музыкального произведения). Целью музыкосоматотерапии является лечение болезненного физического состояния человека: зональная музыкосоматотерапия предусматривает воздействие музыки на какой либо орган; аппликационно-точечная музыкосоматотерапия направлена на лечение функционального состояния нарушенных биоактивных зон (энергетические меридианы, «поля», «оболочки», «чакры», пути циркуляции нервно-психической энергии). Активная музыкальная терапия заключается в вовлечении ребенка в музыкально-терапевтический процесс, как равноправного субъекта, соисполнителя, сотворца. Предоставление возможности участия ребенка в музыкально-терапевтическом процессе активизирует свободу творческого самовыражения, определение собственной роли в межличностной коммуникации, что в результате приводит к стабилизации психоэмоционального состояния. Позитивный, положительный эффект в коррекционной работе оказывает вокалотерапия, с помощью которой происходит не только коррекция психоэмоционального состояния, но и совершенствование дыхательной, сердечно-сосудистой систем в процессе сольного и хорового пения. Активная музыкальная терапия включает танцевальную терапию, хореотерапию, психогимнастику, коррекционную и логопедическую ритмику. Данные технологии основаны на взаимосвязи музыки, движения и речи, что рассматривается как отдельное направление арттерапии – кинезитерапия, включающая разнообразные движения. Так, в частности, в танцевальной терапии с помощью пластики тела происходит выражение определенных чувств, переживаний, эмоций. Внутреннее состояние человека предается через пантомимику, жесты. Коррекционная ритмика предполагает регулирование движений музыкой и совершенствование пространственно-временной ориентации. В основе применения ритмики лежит использование ритма, который влияет на совершенствование высших психических функций, внимания, мышления, памяти, речи, что актуализирует ее широкое распространение в психоневрологических клиниках, реабилитационных центрах, специальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Психогимнастика способствует обучению ребенка справляться с жизненными трудностями, управлять эмоциональными проявлениями, поведенческими реакциями, формированию волевых механизмов. Интегративная музыкальная терапия сочетает элементы рецептивной и активной музыкальной терапии и способствует повышению резервных, защитных сил, а также предупреждению и преодолению психоэмоциональных и психофизиологических нарушений. Коррекция психоэмоциональных нарушений в интегративной музыкальной терапии может реализовываться во взаимосвязи музыкального и зрительного восприятия, что воплощается в такой технологии, как музыкальная цветотерапия, сочетающая музыку с цветом, с изображением музыки в рисунках, картинах художников.

Многообразие арттерапевтических технологий проявляется в имаготерапии, основу которой составляет театральный образ, драматизация. Задачи имаготерапии: обогащение и укрепление эмоциональных состояний, коммуникативных способностей; воспитание способности спокойно, адекватно реагировать на сложившуюся либо ожидаемую негативную ситуацию; формирование волевых качеств, способности к самоуправлению, саморегуляции; развитие художественно-творческих способностей воспроизведения определенного образа, имеющего воспитательную ценность; формирование мотивации к творческой деятельности. Проведение имаготерапии в индивидуальной форме заключается в пересказе произведений, импровизированных диалогах по заданной тематической ситуации в «игре», в «театре», с персонажами, может проводиться за ширмой, за столом. Групповая имаготерапия с дошкольниками предполагает использование драматизаций народных сказок, пьес, постановок для детского театра. Различаются подвиды имаготерапии: куклотерапия, образно-ролевая драматерапия, психодрама. Куклотерапия используется при различных нарушениях поведения, страхах, а также затруднениях коммуникации. Именно куклы, выступают средством, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его корректировки в процессе самостоятельной игры, а кукольный театр является источником эстетического воздействия. С любимым персонажем или героем разыгрывается жизненная ситуация, связанная с психотравмирующей, негативной реакцией. Инсценирование событий содействует сочувственному отношению ребенка к герою, возникновению ассоциации с самим собой и облегчению нахождения пути оптимального разрешения конфликта. Образно-ролевая драматерапия проводится в групповой форме и предполагает разыгрывание по ролям или драматизацию сюжета, в процессе чего происходит реконструкция поведенческой ситуации. Роль выступает в качестве «лечебного образа» и подбирается с учетом индивидуальных коммуникативных особенностей и предпочтений ребенка. Проигрывание ролей, участие в сюжетах способствует разрушению патологических коммуникативных и эмоционально-поведенческих стереотипов. Психодрама заключается в том, что дети играют не готовые роли, а импровизируют проблемную ситуацию.

Одной из наиболее распространенных и доступных технологий арттерапии является изобразительная терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой формах, предполагающая выражение отношения к окружающей действительности ребенком в виде художественного изображения на различных поверхностях. Средством психологической защиты выступает образ в рисунке. В отличие от обычного рисования изотерапия – моделирование ребенком в рисунке конфликтной ситуации. К технологиям арттерапии относится библиотерапия, в основе которой лежит применение специально подобранного для чтения литературного материала, являющегося терапевтическим средством для разрешения личностных проблем. Материалом для чтения дошкольникам могут выступать произведения разных литературных жанров, потешки, рассказы, стихи. С помощью сказкотерапии происходит оказание помощи детям с агрессивностью, неуверенностью, застенчивостью и т.п.

Обобщение и систематизация существующего практического опыта позволяют сделать уверенное заключение о том, что в основе арттерапевтических технологий лежит психокоррекция, основанная на формировании у человека новых креативных способностей, потребностей, возможностей и способов их удовлетворения. В процессе арттерапии происходит создание продуктов детской деятельности, способствующих формированию мотивационного комплекса, включающего: стремление осознать и оценить собственный внутренний мир; умение выразить свои чувства, переживания во внешней форме (рисунок, вымышленная история, песня или импровизируемая мелодия, поделка); удовлетворение собственных потребностей в общении с другими людьми при помощи творческой деятельности. Используемые в отечественной специальной дошкольной педагогике разнообразные виды арттерапевтических технологий предоставляют ребенку возможность самопознания, самовыражения, самореализации, что способствует развитию речи, познавательной, продуктивной, трудовой, спортивной, творческой и игровой видов деятельности, преодолевая тем самым нарушения эмоциональной сферы и поведения.


Библиографическая ссылка

Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 433-436;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36466 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674