Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Бурняшов Б.А. 1
1 ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента»
В работе проведен анализ структуры ресурсов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) российских учреждений высшего образования. Структура ресурсов ЭИОС вузов является трёхуровневой: первый уровень ЭИОС – ресурсы участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся); второй уровень – ресурсы, принадлежащие образовательному учреждению; третий уровень – сторонние образовательные ресурсы, получаемые учреждением через интернет. В работе выявлены и описаны элементы всех уровней ЭИОС, развивающиеся в соответствии с принципами сетевой экономики; рассмотрены условия использования положительных эффектов, как для минимизации издержек на создание и поддержание ЭИОС в масштабах отдельного вуза и всей системы высшего образования страны, так и для повышения качества российского высшего образования.
электронная информационно-образовательная среда
сетевая экономика
принципы сетевой экономики
минимизация издержек на создание и поддержание ЭИОС
1. Алехин В.А. Учебный комплекс по электротехнике и электронике с использованием моделирования в программной среде «TINA» // Открытое образование. – 2014. – № 5.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования, бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 7 августа 2014 г. № 940.
3. Atkins D.E., Brown J.S., & Hammond A.L. A review of the open educational resources (OER) movement: Achievements, challenges, and new oppor-tunities. – 2007. – Р. 4–12; URL: http://www.hewlett.org/uploads/? les/ReviewoftheOERMovement.pdf.
4. Hicken Andy. 2016 eLearning hype curve predictions. URL: http://www.webcourseworks.com/ 2016-elearning-hype-curve-predictions/.
5. Kelly K. New Rules for the New Economy: Twelve dependable principles for thriving in a turbulent world // WIRED, Issue 09.01.97. URL: http://www.wired.com/1997/09/newrules/.

Электронная информационно-образовательная среда высшего учебного заведения – совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также учебное взаимодействие студентов с преподавателями и однокурсниками.

Из требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС 3+) следует, на наш взгляд, что структура ресурсов электронной информационно-образовательной среды должна быть трёхуровневой. В пункте 7.1.2. стандартов перечислены требования к электронной информационно-образовательной среде (см., например, [2]); требования и соответствующие этим требованиям уровни ресурсов ЭИОС приведены в табл. 1.

Таблица 1

Трёхуровневая структура ЭИОС вуза

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать

Уровни ресурсов электронной информационно-образовательной среды

доступ из любой точки, в которой имеется интернет, к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик

Первый уровень – ресурсы участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся)

Второй уровень – ресурсы, принадлежащие образовательному учреждению

доступ из любой точки, в которой имеется интернет, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах

Второй уровень – ресурсы, принадлежащие образовательному учреждению

Третий уровень – сторонние информационно-образовательные ресурсы, получаемые учреждением через интернет

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

формирование эл. портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети интернет.

Первый уровень – ресурсы участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся)

Второй уровень – ресурсы, принадлежащие образовательному учреждению

Третий уровень – сторонние информационно-образовательные ресурсы, распространяемые через интернет

Анализ официальных интернет-сайтов российских учреждений высшего образования показал, что третий уровень ЭИОС – сторонние информационно-образовательные ресурсы, доступ к которым учреждение получает через интернет, – включает в себя развивающиеся в соответствии с принципами сетевой экономики элементы:

– федеральные информационно-образовательные ресурсы (портал «Российское образование», информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» и др.);

– полнотекстовые архивы электронных копий отдельных научных журналов, полнотекстовые коллекции отдельных электронных журналов;

– ресурсы электронных библиотечных систем (системы «КнигаФонд», IPRBooks, Znanium.com, BOOK.ru и другие);

– ресурсы информационно-правовых систем («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других).

Второй уровень ЭИОС – ресурсы, принадлежащие образовательному учреждению, представленные:

– электронной библиотекой учреждения (монографии, учебники и учебные пособия, изданные самим учебным заведением), в редких случаях – собственной электронной библиотечной системой;

– системой управления обучением (IBM Lotus LMS, Moodle и др.);

– локальной сетью на базе серверов учреждения;

– внешним интернет-сайтом учреждения.

Первый уровень – ресурсы участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся):

– личные кабинеты обучающихся и преподавателей в LMS;

– электронные портфолио обучающихся.

По определению ЮНЕСКО сетевая экономика – это среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой экономической системе, могут контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями или просто для удовольствия.

Принципы сетевой экономики сформулированы Кевином Келли в 1997 году в статье «Новые правила для Новой экономики: Двенадцать надежных принципов для процветания в турбулентном мире» [5].

Рассмотрим варианты использования положительных эффектов этих принципов для минимизации издержек на создание и поддержание ЭИОС в масштабах отдельного вуза и всей системы высшего образования страны и для повышения качества российского высшего образования.

1. Прогноз К. Келли о том, что в новой экономике всё будет связано со всем, оправдывается и развитием интернета вещей, и развёртыванием сценария электронного образования «взаимодействие и совместное обучение», реализуемого через использование социальных сетей, через пиринговое (взаимообучение) и совместное онлайн-обучение.

Положительные эффекты использования социальных сетей учреждениями образования:

– отсутствие материальных затрат на осуществление электронной коммуникации участников учебного процесса;

– возможность использования неформального обучения;

– студенты изначально владеют приёмами общения в соцсетях.

Положительные эффекты онлайн-пирингового и совместного обучения:

– обучающиеся перемещаются в центр учебного процесса;

– за счёт части самих обучающихся расширяется круг преподавателей;

– взаимное обсуждение частично предотвращает повторение типичных ошибок.

Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней: посредством интернет-доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик; интернет-доступа к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам; через взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети интернет.

2. Принцип полноты

В отличие от экономики традиционной, в которой ценность товара определяется его редкостью, в сетевой экономике ценность возрастает от повсеместного распространения: чем больше узлов в сети, тем ценнее сеть. Ценность высококвалифицированных специалистов не снижается от роста их числа, а усиливает потенциал всего общества. Проявление этого принципа – всё большее распространение Открытых образовательных ресурсов (ООР) и Массовых открытых онлайн-курсов (МООК). ООР по определению, данному исследователями D.E. Atkins, J.S. Brown, A.L. Hammond, – это «ресурсы, предназначенные для использования в преподавании, обучении, а также научных исследованиях, представленные на любом носителе; они находятся в общем доступе и выпускаются под открытой лицензией, которая разрешает доступ, использование, преобразование, многократное использование и распространение без ограничений или с минимальными ограничениями» [3].

Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами России, создана образовательная платформа «Открытое образование». В момент написания настоящей статьи доступно 73 курса по разным направлениям подготовки. Все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах. Курсы представляют собой модули, встраиваемые в образовательные программы высших учебных заведений. Засчитать выданный студенту Ассоциацией по итогам изучения онлайн-курса сертификат может любое российское учреждение высшего образования, вне зависимости от того, имеет ли оно договор с Ассоциацией о сетевом взаимодействии или не имеет.

Принцип реализуется в ЭИОС первого и третьего уровней через интернет-доступ, к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик; интернет-доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам.

3. Принцип взрывного роста

Лавинообразное развитие интернет-технологий – пример взрывного биологического роста в технической системе. Лавинообразное развитие электронного обучения – пример принципа взрывного роста в образовании: несколько лет назад невозможно было представить, что обязательным условием для отбора в федеральный список учебников, рекомендованных для средней школы, будет наличие его электронного варианта.

4. Принцип переломных точек

Министерство образования и науки в настоящее время разрабатывает механизм обязательности признания любым вузом страны сертификатов Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» о прохождении онлайн-курсов, – это путь к реализации принципа взрывного роста в высшем образовании. При достижении переломной точки – определённого количества курсов, разработанных лучшими специалистами ведущих вузов страны, и создании условий для сдачи студентами по результатам изучения курсов экзаменов на местах, начнётся структурный сдвиг: чтобы оставаться конкурентоспособными, остальные преподаватели вынуждены будут повышать уровень своей учебно-методической компетентности, в итоге общий уровень образования студентов повысится.

Переломной точкой для развития электронного обучения в вузах страны может стать введённое в ФГОС 3+ требование к ЭИОС об обеспечении формирования электронных портфолио обучающихся [2]. Для этого, на наш взгляд, необходимо создание портфолио в форме интернет-сайта (веб-портфолио). Наполнение веб-портфолио – процесс обоюдный для обучаемого и преподавателя, процесс не возможный без расширения применения инструментов электронного обучения.

Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней через интернет-доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам; в процессе взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного взаимодействия посредством сети интернет, фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; через формирование эл. портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

5. Принцип увеличивающихся отдач

Чем больше организационных и финансовых усилий в расширение доступа обучающихся к качественному образовательному контенту будет вложено на уровне конкретного вуза, на уровне федеральных и региональных органов управления высшим образованием, тем большее количество студентов будет привлечено к обучению (материальная отдача для вуза), тем выше будет качество их подготовки и материальная отдача от реализации их знаний, умений и навыков в реальном секторе экономики (материальная отдача для страны).

Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней – все перечисленные в таблице функции.

6. Принцип обратного ценообразования

Самое лучшее дешевеет с каждым годом. Снижается цена компьютерной техники, уменьшается стоимость пользования скоростным интернетом, – на сегодняшний день подавляющее большинство студентов могут позволить себе работу в глобальной сети на собственном нетбуке, планшете или смартфоне. Всё большее количество компьютерных программ предоставляется в учебных целях бесплатно. Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней.

7. Принцип щедрости

Ценность продукта пропорциональна его распространенности: чем больше копий распространено, тем более нужными они становятся и бесплатное распространение продукта начинает поддерживать продвижение его платных версий и других продуктов этого производителя.

Положительный эффект этого принципа для образовательных организаций – возможность для школ и вузов безвозмездно пользоваться программным обеспечением, предоставляемым корпорациями-лидерами рынка информационных технологий. Так, ЭИОС Южного института менеджмента включает в себя платформу управления корпоративным информационным контентом на основе бесплатно предоставляемого американской корпорацией Google учебным заведениям пакета инструментов Google Apps for Education, Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней.

8. Принцип преданности

Понятие преданности смещается от организаций к сетям и сетевым платформам.

На рынке информационно-коммуникационных технологий ведётся жёсткая конкурентная борьба. Лидирующие фирмы (Google, Microsoft и др.) создают из своих продуктов целые «экосистемы». Распробовав преимущества экосистемы той или иной фирмы, получив навык работы в ней, пользователь склонен и в дальнейшем отдавать предпочтение продуктам именно этой фирмы. Дипломированный специалист, пользовавшийся бесплатными инструментами корпорации Google в студенческие годы, почти наверняка выберет для работы её же платные инструменты.

9. Принцип временного спуска

Принцип временного спуска можно проиллюстрировать изменениями в высшем образовании России, связанными с колебаниями спроса на направления образовательных программ.

Технические вузы, устоявшие в период резкого снижения спроса на инженерное образование, в настоящее время получили возможность нарастить контингент и размер государственной поддержки. Наблюдающееся в последние годы «перепроизводство» экономистов, менеджеров и юристов выдавливает с рынка образовательных услуг неэффективные образовательные учреждения. Обеспечив рост эффективности обучения по этим подвергающимся сокращению направлениям, тот или иной вуз сможет в будущем получить лидерство на образовательном рынке, как в подготовке, так и в сфере переподготовки специалистов соответствующего профиля.

10. Принцип замещения

В сетевой экономике происходит постепенное замещение материальных ценностей информационными продуктами.

В образовании происходит замещение традиционных форм обучения обучением электронным. Яркий пример экономии средств вузов на использовании принципа замещения – замена книжных фондов учебной литературы на электронные библиотеки. Достаточно создать электронную копию печатного учебного пособия, чтобы обеспечить ими всех студентов, организовав к нему доступ в интернете или во внутренней сети вуза. В России, к сожалению, сетевые электронные непериодические издания по закону не подлежат государственной регистрации и, как следствие, не рассматриваются образовательным ведомством в качестве научных работ и учебных пособий.

Другой пример действия закона замещения – использование вузом взамен дорогостоящих лабораторных комплексов их виртуальных аналогов (см., например, [1]).

Принцип реализуется в ЭИОС всех трёх уровней.

11. Принцип устойчивого неравновесия

Система, закостеневшая в собственном успехе и равновесии, обречена на застой и гибель.

Перечислим только некоторые из новаций последних лет в образовании, связанных с формированием ЭИОС: интернет-симуляторы физической деятельности, открытые образовательные ресурсы, геймификация, пиринговое онлайн-обучение, стандарт xAPI, MOOCs (массовые открытые онлайн-курсы), мобильное обучение, смешанное обучение.

Достижение вузом отличных результатов в одном из перечисленных направлений не гарантирует общей эффективности его образовательных результатов. В мире стремительно развивающихся технологий уповать на достижения в освоении той или иной технологии электронного обучения не получится, уже хотя бы потому, что инновации в этой сфере подвержены спекулятивному спросу, подогреваемому производителями программного обеспечения и компьютерных устройств (смартфоны, виртуальные шлемы и очки и т.д.) [4].

12. Принцип неэффективности

Понять, какую работу надо делать дальше, важнее, чем продолжать хорошо выполнять прежнюю работу. Так, совершенствование управления широко применяемыми LMS-системами (в том числе – бесплатно распространяемой Moodle) требует больших ресурсов (технический персонал, финансовые затраты). Можно отказаться от таких систем в пользу менее затратных комбинаций, например Google Apps for Education плюс платформа для создания и запуска авторских онлайн-курсов Eduardo.

Таким образом, использование положительных эффектов принципов сетевой экономики позволяет минимизировать издержки на создание и поддержание ЭИОС в масштабах отдельного вуза и всей системы высшего образования страны, повысить качество российского высшего образования. Возможность использования этих положительных эффектов должна обеспечиваться рядом условий, сформулированных нами в табл. 2.

Таблица 2

Условия реализации положительных эффектов принципов сетевой экономики

Принцип

Положительный эффект

Условия реализации эффекта

1. Принцип связи

Преимущества пирингового и совместного онлайн-обучения.

Расширение доступа к образовательному контенту

Принятие вузом локальных актов, регулирующих учёт компетенций студентов, полученных вне вуза.

Сертификация МООК Минобразования и науки

2. Принцип полноты

3. Принцип взрывного роста

Более широкое использование электронного обучения, повышение компетентности преподавателей, улучшение качества образования

Наработка критической массы сертифицированных открытых курсов и обеспечение прокторинга.

Содержательная работа с веб-портфолио

4. Принцип переломных точек

5. Принцип увеличивающихся отдач

Вложения в ЭИОС приносят увеличение качества в подготовке обучающихся

Финансирование государством и вузом приоритетных направлений электронного обучения

6. Принцип обратного ценообразования

Использование бесплатного программного обеспечения. В том числе – бесплатных LMS, инструментов создания авторских онлайн-курсов

Разработка соответствующего программного обеспечения отечественными компаниями

7. Принцип щедрости

8. Принцип преданности

Работа с инструментами конкретной ИТ-экосистемы во время обучения обеспечивает результативность применения этих инструментов в последующей трудовой деятельности

Разработка отечественными компаниями аналогов инструментария Google Apps for Education (в частности, конструктора сайта для веб-портфолио)

9. Принцип временного спуска

Вынужденное повышение вузом эффективности обучения по подвергающимся сокращению направлениям может в будущем обеспечить лидерство на образовательном рынке, как в подготовке, так и в сфере переподготовки специалистов соответствующего профиля

Направление усилий вуза на повышение эффективности обучения по подвергающимся сокращению направлениям

10. Принцип замещения

Снижение финансовых затрат вузами и в целом по образовательной отрасли на приобретение учебников и научной литературы

Развитие электронных библиотек свободного доступа (НЭБ, КиберЛенинка).

Разработка отечественными компаниями ПО для образовательных игр и учебной имитации.

Упорядочивание ведомственных требований к электронным изданиям

11. Принцип устойчивого неравновесия

Постоянная смена инструментария позволяет выявить и использовать плюсы новых образовательных технологий

Перманентное овладение преподавателями новыми образовательными технологиями и инструментами

12. Принцип неэффективности

 


Библиографическая ссылка

Бурняшов Б.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 76-81;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36361 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674