Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ВУЗА «СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ»

Плечкова А.В. 1 Волкова И.В. 1
1 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Достижение нового современного «качества человека», качества выпускника вуза как единства качества специалиста и качества личности являются одной из стержневых задач современной системы образования. В статье рассматривается проблема развития такого качества выпускника вуза, как «современный интеллигент», вневременные и безусловные интеллектуальные, нравственно-духовные и социально-культурные константы качества «интеллигентности», раскрывается сущностно-содержательная характеристика понятия «современный интеллигент», анализируется потенциал просвещения, образования для оптимизации процесса достижения выпускником вуза качества «современный интеллигент». В статье ставится задача создания соответствующей развивающей образовательной среды, в которой студенческая молодежь может с успехом достигать данного качественного уровня – «современный интеллигент», получать опыт реализации социокультурной, инновационной, научной, творческой деятельности; утверждать и преумножать гуманистические жизненные ценности; развивать целеустремленность, жизнестойкость, позитивный внутренний настрой; развитие мотивов, отражающих потребность в достижении высоких результатов в жизни и профессии.
качество высшего образования
интеллигентность
развивающая образовательная среда
качество человека
качество выпускника вуза
современный интеллигент
1. Асмолов А.Г. Непройденный путь от культуры полезности к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. – М.: МГУ, 1992. – 120 с.
2. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. – 2001. – № 7. – С. 4–8.
3. Волкова И.В. Соотношение инноваций и традиций в системе современного об-разования / Л.В. Филиппова, И.В. Волкова, Е.А. Дрягалова // Приволжский научный жур-нал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2012. – № 4 (24). – С. 237–241.
4. Гаспаров М.Л. (наследники) // Российская интеллигенция: история и судьба. – М.: Наука, 1999.
5. Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // Русская интеллигенция. История и судьба. – М., 2001.
6. Киселева, Н.Н. «Научно-практические основы оптимизации социально-педагогической деятельности куратора в условиях модернизации образования» дис. ... канд. пед. наук (31.05.2013).
7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. – СПб.-М., 2006.
8. Субетто А.И. Образовательное общество и реализация стратегии развития образования в XXI веке // Астраханский вестник экологического образования. – 2013 – Ч. 4, № 2(24).
9. Судьбы русской интеллигенции // Материалы дискуссий. 1923–1925 гг. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 222 с.

Развитие, качественное изменение общества, а вместе с тем, и системы образования детерминируют рост качества выпускника вуза, причем не только и не столько в плоскости его профессионализма, сколько в плоскости его личностных качеств, что в свою очередь, опосредует рост качества жизни каждого человека.

В Доктрине качества российской системы высшего образования отмечается, что:

– качество высшего образования служит главной детерминантой развития качества российского общества, главной компонентой в системе качества жизни;

– важнейшей частью императива гуманизации российского общества, преодоления эгоцентричной направленности «старого гуманизма» является императив гуманизации образования в России, в том числе высшего образования, императив возрастающей функции воспитания;

– реализация требований закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта в системе высшей школы России – это главное концептуальное положение государственной политики в области качества высшего образования [7, 8].

В качестве современных стержневых задач развития системы образования – достижение нового современного «качества человека», качества выпускника вуза как единства качества специалиста и качества личности. На фоне требуемой профессиональной компетентности во главу угла встают требования к качеству личности молодого специалиста, к уровню его культуры, к его системе ценностей, толерантности, его социальной компетентности, отражающей его отношение к себе, к Другим, к социуму, окружающему миру в целом и т.п. [3].

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить об актуальности проблемы возрождения в обществе в целом и формировании в образовательной среде вуза в частности такого интегрального качества личности человека (в данном случае молодого человека), как «интеллигентность». Причем это качество должно быть наполнено современным содержанием при сохранении социально-культурных констант, которые изначально составляли основу понятия «интеллигентность».

Слово «интеллигенция» производится от латинского глагола intellego:

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать;

2) познавать, узнавать;

3) мыслить;

4) знать толк, разбираться.

Непосредственно латинское слово «intellegentia» включает в себя ряд психологических понятий:

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия;

2) понятие, представление, идея;

3) восприятие, чувственное познание;

4) умение, искусство.

Из этого определения следует, что изначально понятие имело функциональный смысл. Оно перекликалось с более популярным на Западе термином «интеллектуалы» (intellectuals), который обозначает людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью и который не имеет никакой духовно-нравственной или культурной окраски [9].

Развитие у студенческой молодежи качества «современный интеллигент» в условиях образовательной среды вуза – одна из главных задач учебно-воспитательного процесса.

Студенческий возраст – это ответственный период личностного роста, самосовершенствования, профессионального самоопределения и развития гражданственности, персонифицированного определения жизненной стратегии и тактики, воспитания и самовоспитания истинной интеллигентности современного качества.

Новообразованием данного возраста является появление способности строить жизненные планы и выбирать способы их реализации. Особенности этого возрастного периода, периода наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, можно охарактеризовать следующим образом:

– стремительный рост интеллектуальных возможностей, активный поиск способов реализации интеллектуального потенциала; развитие способности самостоятельно разбираться в сложных вопросах, находить нестандартные решения;

– поиск решения экзистенциальных проблем на основе сложившейся в целом персонифицированной жизненной философии, мировоззрения как целостной системы взглядов, ценностей, знаний, социального опыта, убеждений;

– стабилизация характера; пора самоанализа и самооценок, достижение определенной степени психологической зрелости; умение отстаивать свою позицию;

– рост социальной и профессиональной ответственности перед собой, другими, обществом в целом, начало «экономической активности»;

– максимализм суждений; критичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости, директив; прямолинейность;

– потребность в новизне; оптимизм и т.п.

На сегодня ситуация складывается таким образом, что молодое поколение развивается в сложных социокультурных, социально-экономических условиях, во времена эскалации терроризма и национализма. Отсутствие идеи, объединяющей Россию, несовершенство гражданского общества, его расслоение, разобщенность молодого поколения и связанное с этим индивидуалистическое мировосприятие, несовершенство нравственных фильтров, утрата смысложизненных ориентиров, приоритет материальных благ; уход молодежи от реальной жизни в мир виртуальный, недостаточная пропаганда здорового образа жизни, как следствие – распространение наркомании и алкоголизма – все это приводит к искажению у молодежи жизненных ценностей вплоть до оправдания вседозволенности и эгоизма [6].

Решение множества современных социальных проблем детерминирует поиск оптимальных способов выхода из этого социокультурного кризиса. Один из таких способов – оптимизация процесса развития качества выпускника вуза – «современный интеллигент», которое будет проецироваться, обладая преемственностью, на все общество в целом, изменяя его в сторону качественного роста.

«Качество» любого объекта, явления или процесса можно определить как степень его соответствия своему предназначению. «Качество человека», в частности качество «современный интеллигент» как педагогический феномен, можно определить как:

– сложную по составу (модель качества личности «современный интеллигент» в квалитологии представляет собой систему качественных сфер, причем все эти сферы взаимозависимые и взаимодополняющие друг друга);

– многофакторную систему по зависимости от многих взаимообусловленных факторов, в частности от семейного воспитания, где закладываются основы «качества человека», качества «современный интеллигент»; от качества системы образования как уникального социального института, в котором есть возможность для создания всех условий достижения выпускником качества «современный интеллигент»; от социума, задающий вектор развития человека, от актуальных моделей «качества человека», качества «современный интеллигент»;

– динамичную (изменяется во временном, пространственном измерениях, в объеме структуры и иерархии внутри этой структуры);

– нелинейную (не имеет единого пути развития, у каждого человека свой путь качественного роста).

Как отмечает И. Берлин, «интеллигенция» – русское слово, появившееся в XIX веке, ставшее в последствии интернациональным. Это явление по своей исторической значимости представляет собой «самый существенный русский вклад в социальное преобразование мира».

На разных исторических отрезках формировалось свое понятие «интеллигентность», своя модель качества человека, обладающего интеллигентностью, соответствующей реалиям времени, существующей системе образования. Но всегда есть инвариант, каноны, которые остаются неизменными во все времена, во всех культурах и системах образования.

По словам М.Л. Гаспарова, эволюция понятия «интеллигенция» в русском сознании шла от «службы ума», к «службе совести» и, наконец, к «службе воспитанности». Синонимом «интеллигентности», «культурности» в XVIII в. была «светскость», в средние века – «вежество», куртуазия, в древности – humanitas (в те времена – это разум, умение держать себя в обществе). На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Потом на основе этого понятия развилось такое возвышенное понятие, как «гуманизм» [4].

Чем более здоровым, гуманистическим становилось общество, замечает М.Л. Гаспаров, тем более возвышенную окраску приобретали «интеллигентность» и «интеллигенция» как слова и тем большую силу набирали как явления. Сила русского духа, свободомыслие, культура в России – погибали и возрождались вместе со словом «интеллигенция». История одного слова стала ярким отображением огромного периода истории целой страны [4].

По мнению П. Боборыкина, журналиста второй половины XIX века, «интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен». К интеллигенции в его понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу [9].

Несмотря на различия в трактовках, существуют вневременные и безусловные интеллектуальные, нравственно-духовные и социально-культурные константы качества «интеллигентности». Интеллигентность – это качество личности человека, по сути отражающее собственную систему духовно-нравственных ценностей и устремлений человека. Интеллигентный человек всегда был неразрывно связан с культурой, с идеями гуманизма, с русской идеей служения, которая немыслима без развития собственного чувства чести и достоинства.

Созвучным с этим определением истинной интеллигентности является определение высшего уровня культуры личности – Культура Достоинства, данное А.Г. Асмоловым [1, 2]. В основе Культуры Достоинства – отношение к другому человеку как к ценности, принцип незаменимости каждого человека, установка на развитие. Одна из высших ценностей Культуры Достоинства – это ценностный фундамент, побуждающий молодого человека осуществлять жизненный выбор в пользу добра, истины, красоты, свободы и созидания, самосовершенствования.

Исходя из этого, интеллигентность можно определить как совокупность умения чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением, свободы в мышлении и поступках, опоры на вечные духовные ценности, а также готовности бороться за свободу собственного развития и самореализации.

На сегодняшний день «интеллигентность» можно определить как интегральное качество личности человека, аккумулирующее в себе:

  • широкий кругозор, высокую эрудированность и образованность, основанную на глубоких общенаучных, философских, общекультурных и специальных знаниях и их универсализме;
  • социальную и профессиональную компетентность, открытость инновациям при сохранении традиций;
  • высокий уровень рефлексивного, творческого, самостоятельного, гибкого, критического мышления, целостность восприятия окружающего мира, высокий уровень культуры, уровень Культуры Достоинства (по Асмолову), нравственность сознания, мировоззрения, толерантность;
  • способность преобразовывать окружающую социокультурную среду, ответственность как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что интеллигентность опосредована просвещением, образованием высокого качества, объединяющем в себе как область знаний, так и воспитательную, культурообразующую составляющую.

Как отмечает М. Гаспаров, «нынешние все более частые декларации, что образование не гарантирует интеллигентности и что в людях простых и неученых можно встретить больше интеллигентности, чем в иных профессорах, – это только значит, что понятие интеллигентности сдвинулось в область чистой нравственности и что иные профессора, видимо, на самом деле образованны плохо.

Сократ говорил: «Если кто знает, что такое добродетель, то он и поступает добродетельно; а если он поступает иначе, из корысти ли, из страха ли, то он просто недостаточно знает, что такое добродетель». Культивировать совесть, нравственность, не опирающуюся на разум, а движущую человеком непроизвольно, – опасное стремление» [5].

Из всех социальных институтов именно образование пытается решить проблему развития качества человека не формально, а по существу, являясь универсальной формой становления и развития онтологических способностей человека быть гуманистом и отстаивать гуманность; быть подлинным субъектом культуры и исторического (глобального) действия; быть подлинным «современным интеллигентом».

Система образования служит транслятором основополагающих нравственных канонов, ценностного инварианта, в то же время гибко реагирует на изменения в социуме, приводящие к изменениям модели качества человека, модели качества «современный интеллигент».

Гуманитаризация и гуманизация образования является одним из ведущих факторов развития у студенческой молодежи качества «современный интеллигент». На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что потенциал гуманитарной составляющей системы образования для воспитания у студенческой молодежи интеллигентности современного качества используется не в полной мере.

Не в полной мере реализуется интеграция технических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, не выстраиваются межпредметные связи на общей философской основе, что мешает достичь метапредметных результатов образования как взамозависимых и взаимодополняемых, нацеленных на создание единой нравственно-духовной, культурной, познавательной основы личности молодого человека.

Развитие качества выпускника вуза «современный интеллигент» – актуальная, сложная, но выполнимая задача. Процесс развития данного качества человека должен быть непрерывным в пространстве и во времени. Этот процесс, как следует из вышесказанного, требует определенной педагогической организации и сопровождения.

Данный факт свидетельствует о первостепенности решения следующих задач:

– обеспечение единства образовательной и воспитательной деятельности на основе их общей главной цели – качественное развитие молодого человека;

– учет возрастных особенностей студенческой молодежи в целом, индивидуально-личностных особенностей каждого, специфики современной молодежной субкультуры;

– механизмов достижения молодым человеком качества «современный интеллигент» и факторов, оптимизирующих данный процесс;

– создания соответствующей развивающей образовательной среды, в которой студенческая молодежь может с успехом достигать качественного уровня – «современный интеллигент», получать опыт реализации социокультурной, инновационной, научной, творческой деятельности; утверждать и преумножать гуманистические жизненные ценности; развивать целеустремленность, жизнестойкость, позитивный внутренний настрой; развитие мотивов, отражающих потребность в достижении высоких результатов в жизни и профессии.

Таким образом «устроенная» среда становится основой смысло- и жизнетворчества молодого человека в настоящем и будущем времени.

Организация и функционирование такой среды требует определенной управленческой культуры, научно-методического и ресурсного сопровождения и поддержки; определения совокупности психолого-педагогических и организационных условий ее эффективного функционирования, а также совокупности вариативных форм, методов, средств, стимулирующих взаимодействие субъектов в реализации творческой деятельности и ее самоорганизации; способствующих процессу самосовершенствования студентов, педагогов, всех субъектов образования на пути к обретению качества человека «современный интеллигент».


Библиографическая ссылка

Плечкова А.В., Волкова И.В. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ВУЗА «СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 317-321;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36226 (дата обращения: 29.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074