Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ

Калюжная О.Н. 1
1 Белгородский государственный институт искусств и культуры
В статье представлены педагогические аспекты развития эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров, актуализирован педагогический смысл и значение понятия «эвристическая деятельность» в процессе профессиональной подготовки студентов института искусств и культуры, обоснованы организационно-педагогические условия формирования эвристической деятельности будущих режиссеров. Проанализирована научная и практическая ценность для развития эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров системы работы К.С. Станиславского. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оптимизации учебного процесса, при реализации принципов дифференцированного обучения, для индивидуализации процесса подготовки будущих режиссеров, а также при проведении занятий по совершенствованию системы профессионального самоопределения, профотбора, профподбора и профессиональной ориентации.
эвристическая деятельность
эвристическое обучение
творческое мышление
креативность
будущие режиссеры
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 224 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
3. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990. – № 1. – С. 218–221.
4. Режиссёрские экземпляры К.С. Станиславского (1898–1930). В 6 т. /Вступ. статья Ю.А. Завадского. – М.: Искусство, 1994. – С. 34-41.
5. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. – М.: Искусство, 1953. – 782 с.
6. Шулевский Н.Б. Диалектика необходимости и свободы в творческой деятельности / Н.Б. Шулевский // Творчество и социальное познание. – М., 1982. – 178 с.
7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
8. Эвристическое обучение. В 5 т. Интернет и телекоммуникации / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Одной из базовых установок современного профессионального образования является развитие творческой индивидуальности обучающегося, способности к оперативному и оригинальному решению нестандартных как профессиональных, так и жизненных задач.

Белгородский государственный институт искусств и культуры как государственный институт выполняет функции подготовки студентов к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности и ориентирован на творческое становление личности уже в студенческие годы. Это требует наличия у студентов не только достаточно высокого уровня знаний, сформированности необходимых умений, но и способности непрерывно их совершенствовать.

В настоящее время существует явное несоответствие между имеющимися результатами теоретических исследований и сложившейся образовательной практикой, которое обнаруживает основные противоречия между:

– осознанием необходимости ориентации процесса обучения в высших образовательных учреждениях, на развитие способности обучаемых к самостоятельному познанию, к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий;

– потребностью в использовании эвристических методов и приемов в профессиональной деятельности студентов – будущих режиссеров и наличным уровнем развития у них эвристической деятельности;

– возможностями развития способности к эвристической деятельности в процессе профессионального образования и недостаточным теоретическим обоснованием и методическим обеспечением образовательного процесса.

Таким образом, цель исследования: выявить необходимые и обосновать достаточные организационно-педагогические условия, способствующие развитию эвристической деятельности у студентов – будущих режиссеров.

В качестве методов исследования выступили анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме, анализ действующих учебных планов и рабочих программ вуза; моделирование педагогических условий.

Результаты исследования и их обсуждение

Длительное время отечественная средняя общеобразовательная и высшая профессиональная школы придерживались позиций традиционного «знаниевого» подхода, основной образовательной задачей которого было формирование у школьников и студентов прочных систематизированных знаний.

Приобретение опыта творческой деятельности, развитие креативности личности, как правило, не рассматривалось в качестве актуальной задачи системы образования. Основная цель обучения состояла в освоении готовых знаний, обобщенных результатов созданного предшествующим опытом человечества, что отодвигало на периферию образовательного процесса вопросы самой деятельности, освоения способов и средств ее осуществления. Но современные реалии потребовали перехода от простой гностической к творческой доминанте. На сегодня основная цель образования связывается с развитием личности и ее способности к активной деятельности, в том числе и к творческой профессиональной деятельности. Это не означает обесценивания знаний, однако из основной и подчас единственной цели обучения они превращаются в средство развития личности студентов, их творческих способностей, эвристической деятельности.

Важнейшим фактором развития личности в процессе профессионального образования является овладение способами и средствами деятельности, а не только усвоение готовых знаний. К тому же в будущей жизни, в том числе в профессиональной деятельности, выпускник будет предъявлять, и использовать не знания в чистом виде, а способность творчески применять их в конкретных практических ситуациях. В то же время сложившаяся образовательная практика ориентирует не на развитие творческой самостоятельности студентов, а на овладение теми или иными алгоритмами, часто без постановки вопросов о том, что делать в новой, нестандартной творческой ситуации. Для самостоятельного творческого овладения знаниями следует формировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности в инструмент человеческой деятельности во всех сферах жизни. Этим обусловлена необходимость развития способности к открытию нового в разных видах деятельности, прежде всего учебной, на основе формирования эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров.

В науке проблеме организации творческой деятельности студентов посвящен целый ряд исследований [1, 6].

При этом в современной педагогической теории нет единой, общепринятой позиции в отношении сущности слагаемых характеристик понятия «педагогическая технология». Это связано с продолжающимся спором о том, является ли педагогика, педагогическая деятельность наукой или искусством. Академик В.П. Беспалько считает, что «…любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала» [2, с. 5].

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Основное внимание сосредоточено на предварительной разработке учебно-педагогического проекта. Перевод осуществляется на языке дидактики – «дидактическая задача» и «технология обучения». Технология обучения определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся [2].

П.Ф. Каптерев сформулировал следующие правила эвристической технологии «…как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае учащиеся будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент; не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть» [3, с. 218].

Особую и научную, и практическую ценность для развития эвристической деятельности студентов – будущих режиссеров, с нашей точки зрения, имеют работы К.С. Станиславского. В отличие от многих других театральных систем, учение К.С. Станиславского можно рассматривать как педагогическую систему. Педагогические аспекты неразрывно связаны с творческим процессом в деятельности режиссёра. Данная система опирается на познание объективных законов творчества органической природы человека – артиста и режиссера. Система не подменяет собой творчества, а создаёт для него наиболее благоприятные условия. Она живёт в умении и таланте самого артиста. Опираясь на природные законы творчества, развития и становления личности художника, система К.С. Станиславского предопределяет подлинное подсознательное осуществление познавательной деятельности окружающего мира и освобождает сознательные пути к творчеству, к вдохновению [4, 5].

В результате анализа теоретических основ развития эвристической деятельности было установлено, что эвристическое обучение студентов – будущих режиссеров – это обучение, ставящее своей целью конструирование студентами собственного смысла, целей, осознания образования, в процессе непрерывного открытия нового. При этом эвристическая деятельность будущих режиссеров – это, прежде всего, сложносочетанный процесс учебной и внеучебной деятельности, а следовательно, она не может рассматриваться только как интуитивные или поисковые процедуры.

Следовательно, эвристическая деятельность понимается нами как деятельность в которой осуществляется интенсификация процессов генерирования идей и обладающая следующими признаками: творчество, результатом которого является создание новых образов и действий, способность порождать новые нестандартные идеи и при этом уметь выбирать наиболее оптимальный вариант из множества возможных; включение интуитивного озарения в логические рассуждения, при производстве новых идей; осмысленность, позволяющая учащемуся самостоятельно определять смысл, цели, содержание и процесс организации собственной деятельности.

Длительная история развития воспитательных практик свидетельствует, что обеспечить сформированность у современных студентов эвристических, творческих способностей возможно через включенность в самостоятельную учебную и внеучебную поисковую и творческую деятельность по разрешению разного уровня сложности задач, что, в свою очередь, обеспечивает развитие мыслительных процессов растущей личности, активизацию ее мышления.

Для высших профессиональных образовательных учреждений характерен высокий уровень трудности учебных заданий, с явно выраженной проблемностью. И здесь эффективны мощные эвристические методы (синектики, эмпатии, инверсии). При этом от первого к выпускному курсу необходимо постепенное постоянное увеличение уровня сложности заданий. Логика может быть приблизительно следующая: стандартная учебная задача – частично-поисковая – эвристическая задача – проблема – проблемная ситуация. При этом большая часть времени уделяется решению эвристических задач и проблем. А для институтов культуры характерна направленность на раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей личности студента, поэтому предоставляются широчайшие возможности для использования технологии эвристической деятельности.

Белгородский государственный институт искусств и культуры – единственное в регионе высшее профессиональное учебное учреждение, призванное обеспечить постоянно растущие потребности Белгородской области в высококвалифицированных кадрах, работающих в сфере культуры. Творческие коллективы, преподаватели и студенты института ежегодно принимают участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях, становятся участниками художественных выставок различного уровня. Сотрудники и студенты регионального высшего образовательного учреждения, расположенного в приграничной зоне (Белгород граничит с Харьковской областью Украины) на протяжении многих лет организовывали и проводили совместные мероприятия с коллегами и творческими коллективами Харьковской области. При этом традиционными для вуза являются и свои региональные мероприятия. Такие как ежегодный праздник «Прохоровское поле», фестивали «Маланья», «Хотмыжская осень», праздники и юбилеи районов.

Так, ежегодно в сентябре в городе Белгороде и селе Хотмыжск Белгородского района проходит Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». В фестивале принимают участие творческие коллективы и мастера декоративно-прикладного творчества Беларуси, Украины, Боснии и Герцеговины и, конечно же, России (из Орловской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей). В фестивальном пространстве были активно задействованы театр моды Белгородского государственного института искусств и культуры с показом коллекции «Народный костюм на рубеже веков», молодежный клуб исторической реконструкции «Дружина», театры кукол Корочанского районного дворца народного творчества и института искусств и культуры с ярмарочным представлением.

Таким образом, постоянная потребность в разработке режиссерских постановок на основе местного фольклорного материала создает благоприятные условия для развития эвристической деятельности студентов. Так как многие праздники являются ежегодными, традиционными, перед преподавателями и студентами – будущими режиссерами стоит вопрос не только «Что ставить?», но и «Как это сделать по-новому, не повторяясь?», «Как разработать, осуществить оригинальную сценарно-режиссерскую разработку ежегодного праздника?».

Таким образом, эвристическая технология должна быть направлена на формирование творческих способностей будущих режиссеров, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» студентам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы учащиеся использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Заключение

В результате анализа теоретических основ развития эвристической деятельности будущих режиссеров в процессе обучения нами было установлено, что эвристическое обучение студентов – будущих режиссеров – это обучение, ставящее своей целью конструирование студентами собственного смысла, целей, осознания образования, в процессе непрерывного открытия нового. При этом эвристическая деятельность будущих режиссеров – это, прежде всего, сложносочетанный процесс учебной и внеучебной деятельности, а следовательно, она не может рассматриваться только как интуитивные или поисковые процедуры. Следовательно, эвристическая деятельность будет определяется нами как деятельность, в которой осуществляется интенсификация процессов генерирования идей и обладающая следующими признаками: творчество, результатом которого является создание новых образов и действий, способность порождать новые нестандартные идеи и при этом уметь выбирать наиболее оптимальный вариант из множества возможных; включение интуитивного озарения в логические рассуждения, при производстве новых идей; осмысленность, позволяющая учащемуся самостоятельно определять смысл, цели, содержание и процесс организации собственной деятельности.

Изучение концептуальных положений технологии формирования эвристической деятельности будущих режиссеров в процессе обучения показывает, что: формирование новых знаний происходит на основе эвристических методов (эвристической беседы, проблемных ситуаций, эвристических заданий) и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся. Например, участие в эвристической беседе предполагает задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач; преподаватель преднамеренно создает проблемные ситуации, студенты должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность; оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности, в которых будет развиваться творческий потенциал студента – будущего режиссера.

Анализ организационно-педагогических условий формирования эвристической деятельности будущих режиссеров позволил определить следующие условия: создание комфортных условий для участников педагогического процесса (показатели физической среды и психологического климата в группе), учет индивидуально-типологических особенностей студентов (особенностей их познавательной и мотивационно-потребностной сферы, уровня развития общих и специальных способностей), подготовка педагогических кадров, способных осуществлять эвристическую деятельность, учет региональных особенностей вуза (Белгородский государственный институт искусств и культуры – региональное учреждение высшего профессионального образования, расположенное в приграничной зоне) и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Таким образом, результаты теоретического анализа подтвердили необходимость развития эвристической деятельности студентов, посредством использования педагогической технологии и создания организационно-педагогических условий формирования эвристической деятельности будущих режиссеров.


Библиографическая ссылка

Калюжная О.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 317-320;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36152 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674