Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНВЕСТИЦИОННО-КРЕДИТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКОЕМКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ РЫНКОВ И ПРОИЗВОДСТВ

Абрамян Г.В. 1 Катасонова Г.Р. 2
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
2 ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
В статье анализируются особенности и проблемы современного образования, мировой и российский опыт финансирования высшего образования на основе использования венчурных фондов с выявлением ряда особенностей и проблем данного процесса. Авторами раскрываются возможности реализации наукоемких образовательных технологий коммуникации, методов управления, средств хранения и обработки учебной информации на основе инвестиционно-кредитной модели организации наукоемкого высшего образования, включающей параллельные бизнес-процессы. Рассмотрены показатели эффективности и практическая реализация наукоемких образовательных технологий в высшем образовании с точки зрения научно-методических результатов социально-экономических услуг. Предлагаются возможности, источники, инструменты и перспективные механизмы инвестирования/кредитования наукоемкого высшего образования, а также альтернативные механизмы и инструменты реализации инвестиционно-кредитной модели обучения в виде когнитивно-, интеллектуально- и/или сервисно-образовательных источников получения финансовой прибыли.
инвестиционно-кредитная модель
наукоемкое высшее образование
фонды
1. Абрамян Г.В. Инновационные технологии нелинейного развития современного образования для подготовки кадров сферы сервиса и экономики в информационной среде. / Г.В. Абрамян // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе СПБ ГУСЭ (Сыктывкарский филиал). – Сыктывкар, 2012. – С. 188–190.
2. Абрамян Г.В. Модели развития научно-исследовательских, учебно-образовательных и промышленно-производственных технологий, сервисов и процессов в России и странах ближнего зарубежья на основе глобализации сотрудничества и интеграции инфотелекоммуникаций. / Г.В. Абрамян // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. – СПб., 2015. – С. 668–673.
3. Абрамян Г.В. Система международного научного сотрудничества и модели глобализации профессионального образования и науки в информационной среде стран БРИКС. / Г.В. Абрамян // «РИ-2014». – СПб., 2014. – С. 290–291.
4. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Переходные и стационарные алгоритмы обеспечения континуальной квазиустойчивости системы непрерывного образования в условиях бинарно-открытого информационного пространства и связей на основе механизмов откатов. / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасонова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–26. – С. 5884–5890.
5. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Содержание континуального образования прикладных и академических бакалавров в условиях перманентной модернизации профессиональных и образовательных стандартов. / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасонова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–26. – С. 5891–5897.
6. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Таксономия, классификация и методология анализа целей обучения информатике и информационным технологиям в условиях глобализации образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–7. – С. 1647–1652.
7. Катасонова Г.Р., Абрамян Г.В. Технологии подготовки академических и прикладных бакалавров в условиях ФГОС ВО 3 + с учетом российских профессиональных стандартов // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. – Пермь, 2015. – С. 120–122.
8. Катасонова Г.Р. Организационные модели функционирования вузов с учетом формирования целей обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=22036.
9. Сотников А.Д., Катасонова Г.Р., Стригина Е.В. Модели информационного взаимодействия в системе непрерывного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view id=20144.
10. Сотников А.Д., Катасонова Г.Р. Модели прикладных и социально ориентированных инфокоммуникационных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–27. – С. 6070–6077.

Деятельность современных производств в условиях глобализации не может быть эффективна без наукоемких технологий, инноваций и реструктуризации трудовых рынков. Эффективное функционирование наукоемких производств и технологий требует наличия высококвалифицированных кадров, которые способны интеллектуально сопровождать внедрение и поддержку инноваций [3].

Российские вузы поэтапно внедряют системы обучения в соответствии с европейскими подходами (FOC 2007, MCKO 2011), новыми образовательными стандартами РФ (ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3 + , ФГОС ВО 3 + + ), особенностями профессиональных стандартов (ПС), учитывающих требования современных производств, что предполагает уменьшение и перевод количества аудиторно-лекционных часов в «контактные» формы обучения с увеличением доли практик и исследовательской работы (для прикладных и академических бакалавров) [7].

Организация учебных, производственных и исследовательских практик требует наличия высокотехнологичной среды обучения и переподготовки, погружаясь в которую, обучаемый осваивает производственно-технологические процессы и необходимые для эффективной работы с ними компетенции.

Высокотехнологичная среда организации практик и обучения требует значительных инвестиций в образовательный процесс, источниками которых могут быть:

1) государственный бюджет;

2) российские и зарубежные венчурные фонды и финансовые учреждения;

3) личные сбережения граждан.

Например, высокотехнологичное инженерное, медицинское, финансовое образование требует наличия специализированного IT-обучения и услуг, основанных на фундаментальных и прикладных результатов исследований [8], реализующих и поддерживающих наукоемкие и высокотехнологичные коммуникации, методы управления, средства хранения, обработки и защиты информации, в том числе средств, методов и технологий высокотехнологичного обучения:

1) мобильного электронного/дистанционного обучения на основе LMS систем;

2) систем модульного кейс-обучения;

3) кроссбраузерных web-ресурсов мультимедиа;

4) ментальных карт с графическими интерфейсами пользователей;

5) контактного интерактивного обучения на основе учебных чатов;

6) образовательных web-портфолио, отражающих результаты совместного выполнения проектов и заданий;

7) интерактивных виртуальных миров (моделей) синхронного и асинхронного учебного взаимодействия [9, 10];

8) эвристического и интеллектуального обучения на основе web-квестовых технологий;

9) облачных SaaS, PaaS, IaaS-технологий поддержки лекционного, практического и лабораторного обучения;

10) многоканального, широковещательного скринкастинга передачи образовательного видеопотока;

11) Wiki-учебники и статьи с метаописаниями образовательного контента;

12) бордкастинга – интерактивного потокового вещания с разделяемым доступом к контенту;

13) каркасно-модульные образовательные библиотеки на основе учебных мультимедийных фреймворков и различных по конфигурации цифровых скринкастов [1, 6].

Реализация данных наукоемких технологий в высшем образовании, с точки зрения социально-экономических результатов инвестирования или кредитования, как услуг, предполагает выбор модели организации образования, а также экономический анализ и финансовый учет:

1) соотношения затрат на образовательный процесс, научные исследования и разработки (НИР) от объема востребованности образовательных и сбыта научных результатов, которые в условиях развития глобализации трудовых рынков и производств, как правило, увеличиваются;

2) соотношения количества эффективно функционирующего профессорско-преподавательского состава, ученых, инженеров от динамики численности и общего объема обучаемых, сотрудников вузов, инновационных подразделений и технопарков, междисциплинарных лабораторий, производственных цехов и научно-исследовательских институтов образовательных организаций;

3) затрат (издержек, расходов) на образовательные программы от себестоимости или в добавленной стоимости, в которой затраты на НИР выше, чем затраты (издержки, расходы) в среднем по образовательным программам, реализуемым в аналогичных образовательных организациях высшего образования РФ;

4) качества образовательных, научных и бизнес-процессов в вузе; обеспечение охраны интеллектуальной собственности; создание имиджа и продвижение инновационного продукта/услуги; управление инкубационными процессами; доступа к исследовательскому оборудованию; организации взаимодействия с венчурными фондами; российскими и международными инвестиционными сообществами; услуг бизнес-инкубации, консалтинга, коучинга, организации и поддержания бизнес-процессов, работы центров коллективного пользования, продуктов и услуг междисциплинарных лабораторий и производственных цехов [2, 4].

Практическая реализация наукоемких образовательных технологий в высшем образовании, с точки зрения научно-методических результатов социально-экономических услуг, предполагает разработку содержания и условий использования высокотехнологичных продуктов и изделий, которые должны быть отражены в:

1) модифицированных образовательных программах:

а) примерных основных образовательных программах – ПООП;

б) основных профессиональных образовательных программах – ОПОП, а также соотношений между базовыми и вариативными частями ОПОП с учетом рекомендаций ПООП;

2) аттестационных испытаниях, курсовых и выпускных квалификационных работах, программах практик, методик оценивания содержания, форм организации и средств повышения качества образовательного процесса в целом и для отдельных дисциплин (модулей);

3) фондах оценочных средств измерения аналитической, организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской, консалтинговой, инновационно-предпринимательской компетенций [5].

Таким образом, образовательные услуги в условиях наукоемкой высокотехнологичной среды связаны с результатами социально-экономических, инвестиционных или кредитных процессов, моделируемых и реализуемых с учетом затрат, издержек, расходов и прибылей, направленных на повышение производительности образования, научного труда, а также эффективности использования трудовых ресурсов, научно-образовательной и производственной инфраструктур.

Финансирование высшего образования в современной российской и мировой практике, как правило, реализуется на основе инвестирования/кредитования обучения – эндаумента на основе использования венчурных фондов. Зарубежные венчурные фонды США, Канады, Великобритании, Японии получили известность, признание и широко используются на практике (например, Гарвардский, Принстонский, Стэнфордский, Йельский, Оксфордский, Кембриджский, международный Нобелевский фонд и др.).

Примерами российских образовательных и исследовательских венчурных фондов являются фонды – «Фонд развития МГУ», Высшей школы менеджмента СПБГУ, Московской школы управления СКОЛКОВО, Финансового университета при Правительстве РФ, Новосибирского государственного университета «Эндаумент НГУ», МИФИ, МИССИ, МГИМО, УРФУ, ЛЭТИ; НИТУ, Академии народного хозяйства, Высшей школы экономики, Российской экономической школы и др. Однако в настоящее время образовательные и исследовательские венчурные фонды в РФ на практике не получили широкого распространения в связи с недостаточным опытом управления фондами, в том числе со стороны руководства вузов, отсутствия программ перспективного развития самоинвестирования, практики финансового аудита фондов, недостаточным уровнем информационной открытости деятельности фондов и финансовой ограниченностью инвесторов/кредиторов.

Инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования на основе венчурного фонда требует определения и анализа:

1) уровня образовательного капитала;

2) целей и программ инвестирования/кредитования;

3) методов и форм финансового контроля, отчётности и аудита фондов;

4) информационной прозрачности и открытости деятельности фондов;

5) планируемых и достигнутых результатов;

6) стратегий управления фондом с учетом перспективных планов развития.

Анализ моделей организации на основе образовательных и исследовательских венчурных фондов в РФ позволяет выявить ряд особенностей и проблем наукоемкого высшего образования:

1) необходимость значительных затрат на формирование, управление и преумножение целевого начального капитала, являющегося основой инвестиций/кредитов;

2) возможность задержек получения, использования и возврата научно-образовательных инвестиций/кредитов;

3) необходимость привлечения экспертов и специалистов в области инвестирования/кредитования и фандрайзинга;

4) необходимость финансового планирования и учёта в зависимости от результатов научно-образовательного аудита;

5) возможность модернизации образовательных программ с учетом потребностей трудовых рынков и производств, перспективных планов развития экономики и динамики развития потенциала фонда;

6) необходимость поиска и взаимодействия с инвесторами, кредиторами и заемщиками.

В статье предлагается инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования в условиях глобализации трудовых рынков и производств с целью оказания/получения услуг, финансирования научных исследований, а также получения прибыли на основе инициирования параллельных бизнес-процессов:

1) регламентации, мониторинга, валидации и верификации образовательных программ, продуктов и изделий, которые используют ресурсы:

а) самоинвестирования обучающихся;

б) образовательных и исследовательских венчурных фондов вузов в формах: дифференцированного инвестирования/кредитования оказания/получения услуг, финансирования научных исследований; интегрированного аккумулирования средств; дифференцированного возврата инвестиций/кредитов;

2) композитного научно-образовательного трансферта, его размещения, использования и перераспределения на основе возвратного движения свободных финансовых ресурсов от научно-образовательного кредитора к заемщику и обратно с целью дальнейшего развития наукоемкого высшего образования;

3) повышения рыночной капитализации совокупной стоимости компетенций заемщиков;

4) использования финансовых инструментов (билетов, чеков, векселей) для инвестирования/кредитования образовательных услуг и исследовательских проектов;

5) воспроизводства и стимулирования инновационных научно-образовательных, исследовательских и производственных процессов.

На практике это означает, что студент, серьезно мотивированный к получению образования, творчески одаренный, но не обладающий финансовыми средствами для обучения, может претендовать на получение образовательного займа (инвестиций/кредита) в вузе, который он должен будет дифференцированно вернуть фонду после устройства на работу.

Реализация инвестиционно-кредитной модели включает этапы:

1) принятие решения об инвестировании/кредитовании оказания услуг студентам;

2) определение направления трансферта и уровня инвестирования/кредитования;

3) отбор обучаемых, анализ их кредитных историй, подготовка образовательных портфолио и финансовых документов, заключение образовательных договоров, определение порядка пользования образовательными ресурсами, планирование и распределение доходов от инвестиционных процессов;

4) финансирование, поддержание и развитие перспективных инвестиций;

5) экспертиза сформированности универсальных и профессиональных компетенций обучаемых,

6) оценка возможностей и ресурсов субъектов образовательных и исследовательских процессов;

7) оценка окупаемости и эффективности инвестиций;

8) оценка результатов совместной образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности, оказание услуг, продвижение, сбыт инноваций;

9) контроль за возвратом инвестиций/кредитов.

Реализация этапов инвестиционно-кредитной модели возможна на основе различных временных интервалов и параметров:

1) по срокам инвестирования/кредитования и возврата средств: краткосрочные (1–6 лет); среднесрочные (6–12 лет), долгосрочные (6–30 лет), стратегические (свыше 30 лет), с возможностью переноса на неопределенный срок с выходом из финансово-инвестиционной модели;

2) по уровню риска: безрисковые или низкорисковые – возврат инвестиций 100 % + 0–5 %, среднерисковые – возврат инвестиций 100 % + 5–30 %, высокорисковые – возврат инвестиций 100 % + свыше 30 %;

3) по целевому назначению:

а) оказание образовательных услуг и сервисов: изучение образовательных программ (ОП); исследовательских и производственных практик,

б) пользование образовательными продуктами, ресурсами, технологиями, средствами, формами и моделями;

в) разработка и развитие образовательных и исследовательских стартапов, образовательных услуг и бизнеса,

г) воспитание, культурное и спортивное развитие, отдых и досуг,

д) организация системы питания, проживания, медицинского обслуживания, социального обеспечения; е) поддержка семьи, родителей и неотложных нужд.

Таким образом, инвестиционно-кредитная модель организации наукоемкого высшего образования на практике реализуется в виде параллельных бизнес-процессов, связанных с краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и стратегическими вложениями различных финансовых ресурсов (собственных ОО или заемных средств внешних инвесторов) с целью создания, получения или преобразования в будущие активы, которые при их использовании создадут новую добавочную стоимость образовательных программ (ОП), продуктов и изделий.

Альтернативными финансовыми источниками и инструментами процесса инвестирования/кредитования могут быть:

1) банковские депозиты;

2) накопительное страхование инвестора/кредитора;

3) образовательные страховые накопления;

4) паевые инвестиционные фонды (ПИФ) под руководством управляющей компании образовательной организации;

5) ценные бумаги фондовых бирж;

6) арендная плата от пользования недвижимостью. Данные инструменты, по нашему мнению, достаточно эффективны, но характеризируются недостаточной устойчивостью и в условиях кризиса, к сожалению, на практике широко не используются.

Функционирование инвестиционно-кредитной модели предполагает использование венчурного опыта с учетом следующих показателей эффективности:

1) соотношения инвестиций на научные исследования и разработки в области подготовки субъектов обучения к объему получаемой (предполагаемой) прибыли, полученных от внедрения и использования производственных и научных результатов, которые должны образовывать наукоемкую, инвестиционную прибыль вуза;

2) оптимизация соотношения численности ученых, преподавателей, экспертов, практиков и учебно-вспомогательного персонала вуза, занятых в производственных процессах, НИР и в подготовке обучаемых;

3) снижение затрат и повышение эффективности подготовки «ненаукоемких» обучаемых и увеличения доли затрат на НИР по реализации образовательных программ с учетом средних показателей по отрасли, требований актуальных профессиональных и образовательных стандартов.

Возможны и другие механизмы и инструменты реализации инвестиционно-кредитной модели обучения в виде когнитивно- , интеллектуально- и/или сервисно-образовательных источников получения финансовой прибыли. Например:

1) интеллектуально-образовательные фонды могут аккумулировать ноу-хау, патенты на изобретения, рацпредложения, которыми владеет и управляет образовательная организация и/или ее сотрудники, результаты реализации которых создают потенциальную прибыль, используемую в качестве инвестиций в обучение;

2) сервисно-образовательные фонды могут быть ориентированы на оказание наукоемких услуг, образующих прибыль в области разработок мобильных приложений, систем распознавания речи, финансового и банковского аналитического программного обеспечения, мультимедийных поисковых систем, высокопроизводительных систем вычисления и хранения больших объемов данных, технологий коммуникаций и навигаций, разработки интерфейсов «человек – компьютер».


Библиографическая ссылка

Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. ИНВЕСТИЦИОННО-КРЕДИТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКОЕМКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ РЫНКОВ И ПРОИЗВОДСТВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 275-279;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36143 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674