Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Лобанов В.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова»
В настоящей статье представлены материалы изучения спортивного (экстремального) туризма как механизма социальной адаптации студентов вузов, дано научное определение спортивного туризма, его роли в здоровьесберегающих технологиях педагогического процесса высшей школы. Представлены оригинальные социолого-экологические анкеты. Показана роль спортивного туризма как действенного механизма социальной адаптации студентов. Изучены гендерные особенности экологического мировоззрения студентов аграрного и медицинского университетов. Показана роль экологической грамотности современного студента. Выявлены гендерные отличия уровня знаний экологии человека, отношения студентов к здоровому образу жизни, применения экологических знаний в повседневной жизни. Прослеживаются различия экологического мировоззрения у студентов вузов различного профиля. Под экологическим мировоззрением понимается система представлений человека о Природе и месте человека в этом мире. Выявлена несомненная необходимость совершенствовать методологию преподавания экологических основ высшей школы с учётом гендерных особенностей студентов.
экология
экологическое мировоззрение
спортивный (экстремальный) туризм
здоровьесберегающие технологии обучения
гендер
социально-психологическая мимикрия
механизмы социальной адаптации
1. Батова Е.А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2003. – 22 с.
2. Дубинина В.В., Дорофеев А.Л., Гуринова Л.И., Галушко Н.А. Состояние функционального здоровья современного студента-выпускника медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8 – С. 20–21.
3. Захарченко И.С., Школьная Л.Р., Корнеенков А.Д. Экологическое мышление в современном образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4 – С. 116–118.
4. Ковалева Л.Е. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лариса Евгеньевна Ковалёва. – Ярославль, 2008. – 248 с.: 2 ил.
5. Лобанов В.Г. Здоровьесберегающие технологии обучения студентов и спортивный туризм как средство их реализации в СГАУ им. Н.И. Вавилова. // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И.Л. Воротникова. – Саратов: Буква, 2014 – С. 468.
6. Лобанов В.Г., Софьин В.С. Спортивный туризм как средство реализации здоровьесберегающих технологий обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 8 – С. 50–53.
7. Лобанов В.Г. Экологическое воспитание и внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения студентов. (Из опыта работы секции спортивного туризма в СГАУ им. Н.И. Вавилова). // Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 октября 2015 года: в 10 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачёвой. – Белгород, ИП Ткачёва Е.П., 2015. – № 7, часть X. – С. 68–72.
8. Никифоров Д.В. Формирование адаптированности учащихся к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2005. – 24 с.

Экологическая грамотность современного студента высшего учебного заведения требует знания и понимания принципов экологии, которые на современном этапе предлагают рассматривать мир как живую систему, и соответственно, системного мышления [3, 8].

Вместе с тем знание экологии, особенно экологии человека, несомненно, способствует бережному отношению к собственному здоровью, а следовательно, эффективной социальной адаптации к сложнейшим условиям современной жизни [3, 4, 5, 6, 7].

В связи с этим, крайне важно формирование у студентов экологического мировоззрения, которое будет способствовать применению полученных в Высшей школе знаний в практике как природоохранительных мер, так социальной и футурологической экологии, повышению качества жизни и как следствие – улучшению общественного здоровья [1, 4].

Наряду с этим довольно распространенным явлением в среде современной молодежи является отсутствие культуры личностного самоопределения, что ведет к неумению адекватно реагировать на социальные обстоятельства реальной жизнедеятельности [4].

Одним из самых действенных механизмов подготовки к социальной адаптации студентов, а также экологического воспитания, является, на наш взгляд, интенсивное, многолетнее занятие спортивным туризмом.

Под спортивным туризмом понимается пласт физической культуры, предполагающий выезд (выход) из мест постоянного проживания, но не связанный ни с какой производственной деятельностью. Спортивная же составляющая туризма заключается в преодолении естественных природных препятствий: ненаселённой местности, бездорожья, лесов, болот, водных преград, горных перевалов, осыпных, ледовых и скальных рельефов. Спортивный (или, как его называют в зарубежных источниках, экстремальный) туризм принципиально отличается от популярного в настоящее время рекреационного туризма, являющегося, как правило, видом комфортного отдыха. Спортивный туризм предполагает прохождение определённого, заранее заявленного и утверждённого маршрута за определённое время. Маршрут, как правило, проходится в автономном режиме, то есть всё необходимое снаряжение, горючее и продукты питания участники похода несут на себе в рюкзаках от начального пункта. Прохождение маршрута предполагает минимальный уровень комфорта, который может обеспечить жизнь в палатке, готовка пищи на костре, на примусе или на газовой горелке.

Как показывает опыт, в туризм приходят молодые люди, не нашедшие себя в игровых или других видах спорта, но желающие получить необходимый им объём физической нагрузки. Кроме того, туристские мероприятия, такие как тренировки, походы, соревнования и непосредственно связанные с ними виды активности, являются действенной альтернативой утвердившимся сегодня у некоторой части молодёжи формам общения. Туризм способствует социализации тех, кто не может или не желает самоутверждаться и искать единомышленников в клубно-дискотечной, «тусовочной» обстановке [6].

Целью настоящего исследования было изучение воспитательных возможностей спортивного туризма в процессах ранней социальной адаптации студентов и гендерных особенностей экологических знаний студентов вузов различных профилей.

Исходя из поставленной цели, основными задачами явились:

1. Установление уровня экологических знаний студентов разного гендера медицинского и аграрного университетов г. Саратова.

2. Выявление гендерных различий восприятия студентами, обучающимися в университетах разного профиля, экологических проблем.

3. Изучение гендерных отличий образа жизни студентов аграрного и медицинского вузов.

4. Исследование воспитательных возможностей спортивного туризма в процессах ранней социальной адаптации студентов.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования на этом этапе являлись анкетирование, опрос, беседы. Выборка составляла 147 студентов 2–3 курсов аграрного и медицинского университетов г. Саратова в гендерном соотношении 1:1 в возрасте до 21 года. В частности, студентам предлагалось выбрать правильные, с их точки зрения, ответы на вопросы специально составленной для этих целей анонимной анкеты следующего содержания.

Экология – это наука о:

а) наследственности и изменчивости;

б) взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой;

в) загрязнении окружающей среды.

Экология человека – это наука о:

а) влиянии человека на окружающую среду;

б) закономерностях взаимодействия человека со средой, сохранения и развития здоровья, совершенствования человека.

Социальная среда обитания человека состоит из сред:

а) культурной;

б) социально-экономической;

в) социально-психологической.

Экологический фактор – это:

а) элемент климатических факторов;

б) любой фактор среды;

в) элемент только живой природы.

Антропогенные факторы среды – это:

а) культурные ценности;

б) факторы эволюции человека как биологического вида;

в) факторы, обусловленные хозяйственной деятельностью человека.

Критерием качества среды обитания человека является:

а) большая численность населения;

б) большое число детей в семьях;

в) малодетность семей;

г) состояние здоровья населения.

Беспокоят ли Вас экологические проблемы Человечества?

Да Нет Не задумывался

Участвуете ли Вы лично в экологических мероприятиях?

Да Нет А что это такое?

Соблюдаете ли Вы правильный режим питания?

Да Нет Когда как

Как Вы считаете, Есть ли у Вас вредные привычки?

Да Нет

Как Вы проводите свое свободное время?

Занимаюсь спортом; сижу дома, играю в компьютерные игры, смотрю фильмы/сериалы; иду гулять с друзьями.

Как часто Вы делаете утреннюю зарядку?

Каждый день; иногда; никогда не делаю.

Как Вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.)?

Да Нет

Занимались/занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта, посещаете спортивную секцию?

Да Нет

Если бы у Вас была возможность, занялись бы вы каким-нибудь видом спорта?

Да, конечно Скорее всего, нет

Как Вы относитесь к такому виду спорта как спортивный туризм?

Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить

Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д.?

Могу, регулярно посещаю; могу, но не вижу в этом смысла; не могу, т.к. нет времени; хотелось бы, но негде.

Ваше личное отношение к здоровому образу жизни?

Это здорово; можно обойтись и без него; иногда следует соблюдать; затрудняюсь ответить.

Ваш пол Женский Мужской

Ваш возраст До 20 лет Больше 20 лет

Курите ли Вы? Да Нет

Употребляете ли крепкие спиртные напитки?

Да Нет Редко

Пьёте ли Вы пиво?

Да Нет Редко

Пьёте ли Вы кока-колу, пепси, фанту и др. аналогичные напитки?

Да, регулярно Нет От случая к случаю

Как Вы относитесь к фастфуду?

Положительно Отрицательно Безразлично

Приемлете ли Вы генетически модифицированные добавки к пищевым продуктам?

Да Нет Всё равно, используют их или нет

Сколько часов в будний день вы уделяете активному отдыху (спорту, встречам с друзьями, хобби и т.д.)?

Менее 2-х часов; от 2-х до 4-х часов; больше 6 часов; времени на это нет.

В свободное от учёбы время Вы предпочитаете:

а) активный отдых (спортивные тренировки, прогулки, бег, велосипед, ролики и т.д.);

б) телевизор;

в) Интернет;

г) чтение книг и журналов;

д) посещение ночных клубов и баров;

е) посещение театров;

ж) свой вариант ответа (в несколько слов на свободном месте).

Результаты исследования и их обсуждение

Проведённые исследования показали, что у студентов как аграрного, так и медицинского университетов, уровень позитивных общеэкологических знаний составлял в среднем 60–70 %. При этом процент учащихся высшей школы, ориентирующихся в вопросах экологии человека, был весьма низок и составлял 37–49 %.

Уровень общих представлений об экологии как науки в целом был выше у студентов медицинского университета. Значимых гендерных различий качества экологических знаний у будущих аграриев не наблюдалось, в то время как среди медиков девушки оказались более осведомлёнными в вопросах экологии человека.

Низким цифрам уровня экологических знаний вполне соответствуют цифры, отражающие степень беспокойства за экологическую ситуацию на планете и активную экологическую позицию студентов. Только 56,8 % юношей аграрного университета и 42,2 % юношей-медиков волнуют экологические проблемы Человечества. Девушки более встревожены экологической ситуацией на Земле. 70 % девушек-аграриев и 79,4 % девушек медицинского вуза обеспокоены экологическими проблемами Человечества.

Интересно, что с этими показателями «вялого» экологического мышления, коррелируют показатели наличия вредных привычек. У юношей как аграрного, так и медицинского университетов они выше, чем у девушек, но при сравнении внутри женской части выборки, студентки-медики в 1,6 раза чаще подвержены девиациям от здорового образа жизни. Вместе с тем, число юношей, занимающихся спортом в обоих вузах практически в 2,4 раза больше, чем девушек.

lob1.wmf

Рис. 1. Сравнительные данные анкетирования юношей-студентов СГМУ и СГАУ

lob2.wmf

Рис. 2. Сравнительные данные анкетирования девушек-студенток СГМУ и СГАУ

Исследования выявили своеобразную социально-психологическую мимикрию студентов вузов. Так, 97,5 % девушек аграрного университета и 99,3 % студенток СГМУ поддерживают мнение, что здоровый образ жизни способствует успеху во всех сферах человеческой деятельности. Юноши более скептичны – 83,8 % аграриев и 79,4 % медиков отдают должное здоровому образу жизни. В то же время только 55,0 % девушек аграрного университета и 12,2 % девушек медицинского университета считают, что ведут здоровый образ жизни. При этом 20,1 % девушек сельскохозяйственного вуза и 32,4 % медицинского курят. Юноши курят в 35,1 % и 30,6 % соответственно. Употребляют крепкие спиртные напитки 42,5 % девушек и 64,8 % юношей аграрного университета и 12,9 % девушек и 70,1 % юношей медицинского вуза. Регулярно пьют пиво 17,5 % девушек и 24,3 % юношей СГАУ. Практически аналогичные цифры были получены при изучении этого вопроса в СГМУ.

Юноши как аграрного, так и медицинского университетов практически в два раза больше уделяют внимание активному отдыху. Основной причиной недостаточного внимания спорту и активному отдыху девушки называют нехватку времени и, в какой-то мере, недоступность спортивных сооружений.

Девушки чаще посещают культурные мероприятия, при этом девушки медицинского вуза реже бывают в театрах и музеях, меньше читают художественных книг.

Изучение состояния здоровья и успеваемости студентов, занимающихся регулярно спортом, однозначно показало, что они значительно реже пропускают занятия по болезни, а успеваемость по результатам экзаменов выше, чем у студентов, не мотивированных к здоровому образу жизни. Существенных гендерных отличий как в аграрном, так и в медицинском университетах, при этом выявлено не было.

Выводы

Проведённые исследования выявили низкую экологическую грамотность студентов как аграрного, так и медицинского университетов, весьма «размытое» экологическое мировоззрение. Под экологическим мировоззрением мы понимаем систему представлений человека о Природе и месте человека в этом мире. В основе экологического мировоззрения должно лежать чёткое понимание каждым студентом и студенткой, что их здоровье, здоровье его потомков зависит от состояния окружающей среды. Полученные результаты подтверждаются исследованиями и других авторов [2].

Были установлены гендерные различия в восприятии экологических проблем. Так девушки медицинского университета более экологически грамотны, чем юноши. Девушки обоих вузов более обеспокоены экологической ситуацией на планете, но в то же время наблюдалась своеобразная социально-психологическая мимикрия, которая проявлялась в отсутствии корреляции между правильными ответами на вопросы эндоэкологии и значения здорового образа жизни и самим образом жизни студентов. Исследования показали высокую значимость занятий физической культурой и спортом.

Полученные результаты наших исследований вызывают тревогу и опасения за состояние здоровья студентов как мужского, так и женского гендера и указывают на необходимость совершенствовать методологию преподавания экологических основ высшей школы с учётом гендерных особенностей студентов.


Библиографическая ссылка

Лобанов В.Г. СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 121-125;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36115 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674