Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Виштак Н.М. 1 Штырова И.А. 1 Грицюк С.Н. 1
1 Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”»
В динамично изменяющихся социально-экономических условиях одним из основных требований, предъявляемых к современным специалистам, является профессиональная мобильность, поэтому парадигма «образование через всю жизнь» становится определяющей для конкурентоспособных специалистов. Актуализация профессиональных знаний, смена профессиональной деятельности предполагает профессиональную переподготовку работников и систематическое повышение квалификации. Соответственно, вузовская система дополнительного профессионального образования должна своевременно реагировать на потребности специалистов региона и осуществлять учебный процесс с использованием современных образовательных технологий. В данной статье проводится анализ методов и организационных форм учебного процесса с учетом специфики использования технологии дистанционного обучения в проведении повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников. Обосновано применение информационно-рецептивного, репродуктивного и исследовательских методов в учебном процессе с использованием технологии дистанционного обучения. Показано, что использование дистанционного обучения позволяет повысить качество учебной деятельности обучающихся за счет использования эффективных методов обучения, за счет использования разнообразных организационных форм учебного процесса.
дистанционное обучение
методы обучения
организационные формы обучения
дополнительное профессиональное образование
1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1999. – 289 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.
3. Виштак О.В., Штырова И.А. Критерии оценки деятельности вузовского центра дополнительного образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4–3. – С. 555–559.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный документ]. – Режим доступа – свободный, дата обращения – 27.02.16: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi req=doc;base=LAW;n=90601.
5. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: монография. – М.: Изд-во ННГАСУ, 2013. – 289 с.
6. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. – Улан-Уде: Изд-во БГУ, 2010. – 272 с.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: учебное пособие. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
8. Фролов Д.А., Виштак Н.М., Варгина Е.В. Функционально-структурная модель интеллектуальной обучающей системы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11–5. – С. 871–874.
9. Фролов Д.А., Виштак О.В. Разработка многоагентной ИКОС для подготовки персонала энергетического предприятия // Математические методы в технике и технологиях-ММТ. – 2013. – № 13–2(59). – С. 221–223.
10. Фролов Д.А. Архитектура и сценарии компьютерного тренажера для подготовки персонала промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – № 4 (73). – С. 197–202.
11. Фролов Д.А., Виштак Н.М., Милосердов А.А. Программная реализация интерактивной компьютерной обучающей системы для подготовки персонала атомных станций // Молодой ученый. – 2015. – № 22–5 (102). – С. 26–28.
12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Педагогика, 1990. – 268 с.
13. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования. – Сочи: СГУТиКД, 2008. – 190 с.
14. Штырова И.А. Мониторинг качества вузовского дополнительного образования на основе интегрированных показателей: дис. ... канд. техн. наук. – Астрахань. 2014. – 104 с.

В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной деятельности вузов становится дополнительное профессиональное образование. Это обусловлено в первую очередь тем, что динамичное изменение научно-технической информации приводит к очень быстрому устареванию специальных профессиональных знаний, которые получают выпускники вузов. Соответственно, парадигма «образование через всю жизнь» становится жизненно важной для специалистов, которые нацелены на профессиональный рост.

Динамично изменяющиеся экономические условия характеризует высокая мобильность работающего населения, так как требуется смена профессиональной деятельности в короткие сроки, и, как следствие этого становится очень востребованной профессиональная переподготовка специалистов, позволяющая человеку осуществлять деятельность в новой профессиональной области. Также следует отметить, что в современных условиях для специалиста необходимо иметь достаточно разностороннюю подготовку, быть ориентированным на достижение конкретных целей путем использования широкого арсенала методических и инструментальных средств, поэтому востребованными становятся образовательные программы, прохождение которых позволяет в короткие сроки получить узко специализированные знания и приобрести умения и навыки в конкретной профессиональной области [3].

Высокая мобильность современных специалистов является одним из основных качеств конкурентоспособной личности. В.И. Шаповалов, исследуя проблему формирования конкурентоспособной личности в условиях развивающегося рынка труда, выделяет как основные ее качества социальную ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества [13]. Соответственно, формирование такой личности возможно только через постоянное возобновление профессиональных знаний в системе профессионального дополнительного образования.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе 4 «Развитие образования» предусматривается формирование системы непрерывного образования «на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ», ключевым элементом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка, что «позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни» [4].

Главную цель дополнительного профессионального образования определяем как целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан, уже имеющих профессиональное образование, актуализацию их профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности [14].

Значимость повышения квалификации специалистов отражена и в профессиональных стандартах: изменены временные нормы прохождения повышения квалификации. Если обучение по образовательным программам повышения квалификации проводилось один раз в пять лет, то современные нормы предусматривают уменьшение временного диапазона – один раз в три года, а для некоторых направлений – один раз в год. Кроме этого вводится требование соответствия образования и выполнения профессиональных обязанностей. Соответственно, вузовская система дополнительного профессионального образования должна гибко реагировать на потребности специалистов региона и осуществлять учебный процесс, используя современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие работающим специалистам без отрыва от производственной деятельности и в достаточно короткие сроки пройти обучение по образовательным программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Анализ научно-литературных источников по исследуемой проблеме показывает, что именно технологии дистанционного обучения являются основой организации современного дополнительного профессионального образования, представляя собой модифицированную, более соответствующую потребностям времени технологию, основу которой составляет напряженная самостоятельная работа обучаемого с использованием современных компьютерных средств и средств связи, передачи информации [13, 5, 6 и др.].

Технологию дистанционного обучения определяют как систему методов, специфических средств и форм обучения, посредством которой реализуется содержание обучения, осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур, регулирующих операционный состав деятельности обучаемых, ее структуру и развитие. Исследуя дидактические основы дистанционного обучения, А.А. Андреев отмечает, что перспектива развития дистанционного образования связывалась с вытеснением традиционных форм образования. Но по мере широкого внедрения технологий дистанционного обучения в педагогическую практику пришло осознание того, что ее методы и средства могут быть применимы во всех формах образовательного процесса [1].

Проанализируем дидактические возможности компонентов дистанционного обучения в организации учебного процесса системы дополнительного профессионального образования. В современной дидактике накоплен научный опыт, раскрывающий сущность понятия «методы обучения», но единое мнение по этой дефиниции отсутствует. Ю.К. Бабанский определяет метод обучения как способ упорядоченной взаимосвязи деятельности преподавателя и обучающихся, направленный на решение задач образования [2]. И.Ф. Харламов считает, что метод обучения – это способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом [12]. На наш взгляд, наиболее целостное определение метода обучения, которого будем придерживаться, формулирует А.В. Сластенин: «под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» [7, с. 296].

Анализ методов обучения в организации дополнительного профессионального образования проведем, используя классификацию методов обучения, разработанную М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Так как успешность обучения в большей степени зависит от степени самостоятельности обучающихся, то как основной признак выделен характер познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала.

Информационно-рецептивный метод предполагает, что передача учебной информации производится с использованием различных дидактических средств, в том числе учебников и учебных пособий в электронной форме. Этот метод является одним из наиболее экономичных способов передачи информации и предполагает большой объем самостоятельной работы обучающихся с учебной литературой, обучающими программами, с образовательными ресурсами, с информационными базами данных. При организации учебного процесса в системе дистанционного обучения эта особенность информационно-рецептивного метода делает его очень используемым. Репродуктивный метод обучения основан на алгоритмическом характере деятельности обучающихся – это выполнение различных упражнений и задач, аналогичных представленным в рекомендациях, методических указаниях, что обеспечивает формирование практических умений и навыков. Соответственно, этот метод также является применимым в практике дистанционного обучения.

В педагогической практике для активизации поиска и открытия обучающимися новых знаний используются методы проблемного изложения и частично-поисковый (эвристический). Деятельность обучающегося в первом случае заключается не только в восприятии, осмыслении готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств. При использовании частично-поискового метода процесс мышления приобретает продуктивный характер под руководством преподавателя. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучающихся к самостоятельному решению проблемных ситуаций. Оба эти метода предполагают непосредственное взаимодействие обучающего и обучающегося, что в условиях дистанционного обучения затруднено.

Весьма перспективно использование при организации дистанционного обучения исследовательского метода, предполагающего постановку проблемы и формулирования задач по ее решению обучающимися. Преподаватель предоставляет методические рекомендации по рациональным способам решения поставленной проблемы, далее обучающиеся самостоятельно изучают научные и учебные источники по исследуемой проблеме, проводят наблюдения и выполняют различные действия поискового характера. Интерактивность, самостоятельность, активный поиск наблюдаются в исследовательской деятельности в полном объеме. Методы учебной деятельности естественно переходят в методы научного поиска. Придание учебной деятельности обучающихся исследовательского характера развивает их инициативность, самостоятельность, творческое использование знаний в нестандартных ситуациях.

Таким образом, наиболее применимы в условия дистанционного обучения в системе дополнительного образования информационно-рецептивный и репродуктивный, а также исследовательский методы.

В вузовской практике независимо от вида образования (очное, заочное, дистанционное) функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, практикумы), самостоятельная работа и так далее. Процесс обучения сопровождается и завершается на каждом этапе обучения различными видами контроля. Главная цель лекций – формирование ориентировочной основы у обучаемых для успешного усвоения учебного материала. Специфика дистанционного обучения обусловливает проведение лекций в реальном (on-line) времени, или в продолженном времени (off-line) с использованием телевидения, теле- и видеоконференций.

Видеолекции могут транслироваться через телекоммуникации в учебные центры дополнительного профессионального образования, но, учитывая специфику дистанционного обучения (например, разницу по часовым поясам), такие виды лекций целесообразно использовать при изложении трудных разделов учебного материала или при недостаточной методической проработке изучаемых курсов. Неоспоримое достоинство такого вида лекций – возможность изучения лекционного материала в любое удобное время, а также возможность неоднократного прослушивания наиболее трудно усваиваемого материала. Специально рекомендуется проведение дистанционных лекций с использованием текстовых материалов по теме с расширенным содержанием за счет дополнительного материала и последующей консультацией обучающихся у преподавателя по электронной почте.

Важнейшую роль в выработке навыков и умений применения полученных знаний играют практикумы. Как и проведение лекционных занятий, проведение практикумов требует от преподавателя глубокой методической проработки этого вида занятий, так как необходимо предусмотреть предварительную подготовку обучающихся по теме практических занятий, включая предоставление методики решения задач или методики проведения лабораторной работы. Далее рассматриваются задачи повышенной сложности или задачи творческого характера. Соответственно, необходимо проведение консультаций с использованием on-line технологий. Проведение лабораторного практикума имеет большую специфику, учитывающую особенности изучаемой предметной области. Поэтому следует при проведении лабораторного практикума использовать компьютерные обучающие системы и компьютерные тренажеры, что обеспечивает отработку практических навыков и умений на [9, 8, 11, 10 и др.].

Контроль знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения, оказывает стимулирующее воздействие и влияет на поведение обучающегося, помогает выявить пробелы в знаниях, формирует творческое отношение к обучению и стремление развить свои способности. Контрольные мероприятия устанавливают обратную связь от обучающегося к преподавателю. В условиях использования дистанционного обучения при организации дополнительного профессионального образования отсутствует очный контакт преподавателей с обучающимися. Поэтому важно установить обратную связь в виде входного, текущего и итогового контроля, дающую возможность осуществлять управление процессом обучения, учитывать индивидуально результаты каждого обучаемого при планировании и последующей организации его обучения. Особое внимание при этом уделяется самоконтролю обучающихся посредством самотестирования по разделам учебной дисциплины, в том числе с использованием компьютерных программ.

Самостоятельная работа обучающихся при дистанционном обучении является ведущей, органично сочетая и дополняя все организационные формы учебного процесса.

При организации самостоятельной работы акцент ставится на создании и обеспечении обучающихся учебными, учебно-методическими материалами, средствами обучения и на решении проблемы аппаратно-технической поддержки образовательного процесса. Проводя анализ средств обучения с учетом их специфических особенностей организации дистанционного обучения, А.А. Андреев выделил следующие их группы [1]: бумажные издания, сетевые учебно-методические пособия, компьютерные обучающие программы, дидактические аудио- и видеоматериалы, лабораторные дистанционные практикумы. На основании изучения практической деятельности вузовских подразделений дополнительного профессионального образования следует отметить, что в учебном процессе с применением технологий дистанционного обучения целесообразно их комплексное использование. Применение средств дистанционного обучения в учебном процессе дополнительного профессионального образования требует системности и технологичности, что существенно влияет на повышение эффективности учебной деятельности обучающихся.

Анализ компонентов дистанционного обучения обусловливает возможность его применения в учебном процессе дополнительного профессионального образования. Причем использование дистанционного обучения позволяет повысить качество учебной деятельности обучающихся за счет использования эффективных методов обучения, за счет использования разнообразных организационных форм учебного процесса, но требует всесторонней информационной и технологической поддержки и использования комплексного учебно-методического обеспечения.


Библиографическая ссылка

Виштак Н.М., Штырова И.А., Грицюк С.Н. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 107-110;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35988 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674