Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Шумакова А.В. 1 Портнова Т.В. 2
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
2 ГБПОУ СК «Ставропольское краевое художественное училище» (колледж)
В статье поднимается проблема социализации детей-мигрантов. Выделены и описаны факторы развития личности в социуме. Анализ поставленной проблемы осуществлялся на основании миграционных особенностей Ставропольского края. В своём исследовании авторы опирались на статистические данные Всероссийской переписи населения 2010 года. Показана значимость учёта макро-, мезо- и микрофакторов социализации учащихся-мигрантов при осуществлении педагогической поддержки. Рассмотрены особенности обучения в сельских школах. Сделан вывод о первоочередных причинах успешной адаптации детей-мигрантов в учебное пространство школы. Тема статьи и вопросы, поднимаемые в ней, по мнению авторов, актуальны для педагогической науки, так как показывают проблематику образовательного процесса, с одной стороны, организуемого для детей-мигрантов, как для детей с особыми образовательными потребностями, с другой, учитывающего современный потенциал сельских образовательных организаций.
социализация
миграция
дети-мигранты
сельская школа
макрофакторы
мезофакторы
микрофакторы
1. Всероссийская перепись населения 2010 [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю [сайт]. – URL: http: // www. http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/score_2010_default.
2. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский аспект научно-информационной деятельности в системе общественного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 26–29.
3. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Аверкина Ю.С. Постиндустриальное общество: социально-философский анализ развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22444.
4. Данг Тхи Ким Лиен. Факторы социализации детей-мигрантов // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 2. – С. 135–138.
5. Тулобердиев К.К. Педагогические условия формирования трудовой активности сельских школьников // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2015. – № 4. – С. 225–228.
6. Щитова Н.А., Белозёров В.С., Соловьёв И.А. Опыт регионального исследования адаптационно-интеграционных стратегий иностранных мигрантов в Ставропольском крае // Региональные исследования. – 2014. – № 3 (45). – С. 108–114.
7. Этнический атлас Ставропольского края / В.С. Белозёров, А.Н. Панин, Р.А. Приходько, В.В. Чихичин, А.А. Черкасов. – Ставрополь: Фок-Юг, 2014. – 304 с.

Социализация характеризуется как процесс развития активной жизненной позиции и самосознания личности в обществе. Приобщение к новой культуре, приобретение одобряемых в обществе форм поведения, овладение правилами речевого общения, выработка умений эффективного взаимодействия друг с другом являются составными частями социализации личности.

Компоненты социализации человека включены в воспитательные и общеобразовательные цели обучения, «определяются системой научного мировоззрения, научно осознанными социальными целями общества» [2]. «Обучение – традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умений и навыков» [3]. Владение различными видами социальных отношений обеспечивает успешность в учёбе, в практической деятельности. Особенно важен процесс социализации для тех детей, которые интегрируются в общество посредством системы образования. К таким учащимся относятся дети-мигранты.

Проявляясь неоднозначно в городском и сельском пространстве, миграция как создаёт межкультурное взаимообогащение, так и становится причиной проблем, связанных с национальной идентичностью. Научные исследования в современном мире (Ю.С. Барышева, С.В. Антуфьев, М.Ж. Алиева, И.С. Сапожникова) направлены на выявление факторов, благоприятствующих положительной социализации личности мигранта. Актуальными являются и исследования десоциализации (Т.А. Силантьева, А.М. Хохлова, А.В. Гоголева, О.К. Бутуев, Н.В. Прокушева), необходимость знания которых заключается в своевременном устранении предпосылок утраты социальной роли учащегося-мигранта.

Как дети, требующие особых образовательных подходов, мигранты испытывают на себе влияние множества факторов, определяющих успех социализации. Имеются различные классификации факторов социализации, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Наиболее продуктивной для нашего исследования, мы считаем классификацию Данг Тхи Ким Лиена, определённую им как макро-, мезо-, микрофакторы, дестабилизирующие адаптацию детей-мигрантов [4].

Исследуя макрофакторы, авторы учитывали экономическую ситуацию, беззаконное применение силы, военные и межэтнические конфликты в родной стране, социокультурную дистанцию, вероисповедание. Говоря о мезофакторах, акцентировали внимание на социальном статусе ребёнка в ситуации миграции, отношение принимающего общества к мигрантам, социально-педагогической поддержке и сопровождении детей-мигрантов, жизненной ситуации развития ребёнка. Рассмотренные микрофакторы социализации школьника позволили сопоставить уровень социальных компетенций в зависимости от роли и функции семьи в воспитании ребёнка-мигранта, процесса адаптации к новым образовательным программам, взаимодействия с группой сверстников, времени непосещения учебной организации.

Исследуя вопросы факторов социализации детей-мигрантов, необходимо отметить, что важнейшее направление принимает территориальная организация развития ребёнка. Неслучайно в современных условиях работа по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов ведётся на всех уровнях образования. Всё больше в адаптационных программах и методиках выделяется, наравне с национально-региональным, и школьный компонент образования.

Ставропольский край относится к регионам страны, имеющим положительное сальдо миграции в сельских районах. Современная ситуация немного изменила характер расселения мигрантов, но всё же миграционный прирост в сельских населённых пунктах достаточно высок.

Сельская школа исторически имеет традиционно высокий социальный статус. Культурные, экономические, образовательные, нравственные факторы сельской местности накладывают характерный отпечаток на социализацию детей-мигрантов.

Население Ставропольского края проживает в 735 сельских населённых пунктах (данные переписи 2010 года), что составляет 42,8 % от всего населения края. Из них детей школьного возраста (6–17 лет) – 168919 человек. Общеобразовательная подготовка ведётся в 359 сельских учебных организациях [1].

Миграционный прирост населения отмечается в западных и южных районах – Новоалександровский, Шпаковский, Георгиевский, Грачёвский, Предгорный, Курский районы. Все эти территории, в силу исторического развития, отличаются составом населения, культурой, традициями. Сельские школы представлены 97 учебными организациями.

Расселение в привлекательные для мигрантов районы имеет свои тенденции. Этнические миграционные процессы формируются вследствие территориальной памяти, уровня квалификации родителей детей-мигрантов, социального положения и экономической составляющей семей мигрантов.

Армяне, второй по численности народ края, по большей части городские жители, но около 38 % проживают в сельских поселениях. Основные районы миграционного расселения – Шпаковский, Курский, Грачёвский районы [7].

Факторы социализации детей-мигрантов в сельских школах Шпаковского района имеют существенные особенности.

Говоря о макрофакторах, следует отметить, что уровень экономического и социального развития выше среднего. Это является причиной выбора района мигрантами для улучшения своего экономического положения. Благоприятная демографическая ситуация, стабильное проживание, ввод нового жилья способствуют адаптации и социализации родителей-мигрантов и учащихся детей-мигрантов. Социокультурная дистанция не ярко выражена на основе вероисповедания армян, исповедующих христианство (миафизитская церковь близка к православию).

Одним из важных мезофакторов социализации является отношение принимающего населения к мигрантам. По данным органов местного самоуправления Шпаковского района, межнациональные и этноконфессиональные отношения в муниципальных поселениях стабильные. Большинство коренных жителей сельских поселений сочувствуют семьям мигрантов и пытаются помогать преодолевать трудную жизненную ситуацию.

Педагогическая поддержка и сопровождение детей-мигрантов связаны с ролью и функциями семьи. Играя ключевую роль в развитии ребёнка, в передаче ценностей, семья определяет степень взаимодействия со школой. Русско-армянские культурные связи эффективно влияют на социализацию детей-мигрантов и определяют положительное отношение к педагогической поддержке. Процесс адаптации к программам обучения во многом зависит от уровня владения русским языком. Данный микрофактор социализации является стабилизирующим для армянского населения Шпаковского района, так как более 99 % представителей народа, проживающих в сельских поселениях, владеют языком принимающего населения. Общность культуры, религии, знание языка позволяет избегать трудностей в общении со сверстниками детям-мигрантам армянской национальности [6].

По причинам интенсивной миграции и естественного прироста населения даргинцы являются третьим этносом по количеству проживающих людей в крае. Наиболее оптимальные территории расселения народа – Курский, Левокумский, Нефтекумский районы. Даргинцев отличает высокая доля детей школьного возраста. В отличие от армян даргинцы сельские жители (85 %). На макроуровне главным фактором миграции даргинцев являются социально-экономические проблемы республики. Различия между культурой даргинцев, в образе жизни, взглядах, установках, системе ценностей и культурой принимающего населения, формируют социокультурную дистанцию. Этот фактор наравне с разным вероисповеданием осложняет процесс социализации детей-мигрантов. Что касается мезофакторов, дестабилизирующих адаптацию детей-мигрантов, следует отметить нетерпимое отношение принимающего населения к мигрантам. Оно выражается в настороженности, отстранённости. Трудности в общении со сверстниками и сложное восприятие учебных программ связаны с несформированными навыками владения русским языком (около 5 %). Педагогическая поддержка осложняется особенностями национального этикета даргинских детей-мигрантов.

Греческая ниша – четвёртая по численности населения Ставрополья. Преобладает сельское расселение. Представители греческого народа предпочитают селиться в Предгорном и Шпаковском районах.

Одним из важных факторов социализации населения считается территориальная память. Активное переселение греков в Ставропольский край по причинам близости к Закавказью, где проживала одна из этнических диаспор и приезда к родственникам и знакомым, исключают такие негативные факторы социализации детей-мигрантов, как притеснение и бедность, наличие военных конфликтов в родной стране. Общность вероисповедания нивелирует социокультурную дистанцию. Степень владения русским языком в сельских поселениях очень высока – более 99 % [1]. Этот показатель выше, чем уровень владения греками русским языком в городских населённых пунктах. Учёт данных факторов при построении педагогической поддержки предопределяет эффективное сопровождение детей-мигрантов в сельских школах.

Расселение цыган ориентировано на сельские населённые пункты всех районов края, кроме восточных и северо-восточных районов. Основными территориями поселения цыган являются Георгиевский и Кировский районы. Этнос имеет около 40 % детей школьного возраста. Макрофакторы социализации детей-мигрантов способствуют стабилизирующей адаптации учащихся. Влияние мезофакторов и микрофакторов на успешную социализацию школьников имеет уже отчётливый характер. Обострение на фоне межнациональных предрассудков, не всегда объективное наделение русским этносом цыганского этноса негативными качествами, чрезмерная настойчивость и «панибратство» к русскому этносу представителей цыганского народа становятся причинами нетерпимого отношения принимающего населения к мигрантам. Такое положение усугубляется ценностями и нормами цыганской культуры, зачастую идущими вразрез с нормами другого этноса. Процесс адаптации к программам обучения в сельских школах края также имеет сложности, вследствие низкого уровня владения русским языком (около 95 %). Особенности воспитания в семье активизируют и такой отрицательный микрофактор социализации ребёнка, как перерывы в процессе обучения и воспитания.

Анализируя рассмотренные факторы социализации, мы обнаружили, что академическая и языковая социализация школьника-мигранта, играет ключевую роль успешной адаптации не только в школе, но и в обществе. Положительные академические результаты являются следствием стиля семейного воспитания. Мотивация обучения ребёнка-мигранта зависит от социального статуса семьи. Чем выше статус, тем выше коммуникация между членами семьи на языке принимающего населения. Социальный статус семей армянского и греческого народов несколько выше статуса даргинского и цыганского народа. Армяне и греки заняты в сфере обслуживания, в то время как даргинцы имеют тяготение к сельскохозяйственным сферам деятельности. Степень адаптационных возможностей зависит от образовательного уровня родителей-мигрантов. Наибольший уровень образования наблюдается у представителей армянского этноса (0,5 %). Греки и даргинцы не имеют начального образования в процентном отношении 1,01 и 1,21 % соответственно, а у цыган уровень образования очень низкий – 45 % представителей старше 15 лет не имеют начального образования [1].

Кроме вышеозначенных факторов, на интеллектуальное развитие и социализацию школьников-мигрантов влияет особенность сельского социума и школы, имеющей огромный развивающий потенциал.

Роль школы в сельских населённых пунктах Ставропольского края неоднозначна. С одной стороны, школа выполняет селообразующую и селосохраняющую функции, а с другой – сельские школы утрачивают функции духовного, культурного центра села. Мобильность жителей, доступность возможностей города, вследствие удовлетворительного социально-экономического положения, являются причинами снижения культурной нагрузки на школы сёл. В то же время у сельских школ есть неоспоримые преимущества в плане социализации личности – обучение в комфортных условиях знакомого быта и сохранение исторически сложившихся сельских поселений.

Неоспоримым преимуществом является качество жизни в сельском социуме. В первую очередь систематизирующим фактором качества жизни выступает здоровье. У сельских школьников высокоразвита работоспособность, что обусловлено включением в сельскохозяйственную деятельность с раннего возраста. Такая выносливость позволяет выдерживать динамику учебного процесса длительное время. Традиции организации труда в селе также благотворно влияют на здоровье школьников. Разделение школьной и домашней работы способствует правильной организации учебной деятельности – выполнение домашнего задания после оказания помощи домочадцам. В таком случае не наблюдается однообразие деятельности и, как следствие, повышенная утомляемость учащегося.

Организация воспитания и обучения в сельской школе имеет цель формирования трудовой активности [5]. Внешкольная и внеклассная работа предполагает применение учителем разнообразных форм общения. Они применимы и во время разъяснительной работы, и непосредственно в трудовой деятельности. Сельская школа формирует трудовую активность на основе ценностей крестьянского мира. Близость отношений, тесный контакт сельских жителей, чёткие межвозрастные связи, участие в трудовой деятельности взрослых – всё это является ориентиром организации процесса воспитания. Особенностью образовательного процесса в сельской среде является её взаимосвязь с различными организациями и объединениями. В силу повседневной взаимосвязи с окружающей средой (природой) происходит формирование важных воспитательных умений ребёнка – координация действий при трудных жизненных ситуациях.

Качество жизни прямо пропорционально условиям питания и проживания сельских школьников, что является одним из приоритетных факторов для мигрантов. Более качественная пища в сельских поселениях обеспечивается наличием приусадебного хозяйства, в конечном счёте выправляя экономическое положение семей мигрантов. Условия проживания сельских детей Ставропольского края имеют положительные тенденции. Развитая инфраструктура (газификация, водоснабжение, наличие медпунктов) способствует выбору мигрантами сельских населённых пунктов для проживания. Для учащегося имеется немаловажное условие при выборе проживания в селе – обеспеченность, как правило, собственного пространства, что значимо для учебной деятельности.

Другое социально ценное качество учащегося – доверие к людям, также в лучшей степени формируется в сельском социуме. Доверие в первую очередь это положительные межличностные отношения. Особенно они важны для учащегося мигранта, испытывающего стрессовые нагрузки. Готовность к диалогу формируется в сельских школах благодаря сокращённой дистанции между людьми. Это благоприятствует развитию следующих качеств учащихся – эмоциональная стабильность, независимость в суждениях, доверие к людям и др. Результатом доверия становится коллективистский тип восприятия одноклассников. Возникающая трудовая деятельность на данном основании, активизирует конструктивные взаимоотношения в классе, школе, что в дальнейшем способствует продуктивному общению между представителями различных этнических групп. Результатом конструктивных отношений становятся дружеские отношения в классе, имеющие высокое проявление именно в сельских школах.

Сельские районы Ставропольского края, привлекательные для мигрантов, имеют различный уровень качества жизни. Факторы социализации детей мигрантов в данных районах имеют как положительные компоненты, так и отрицательные. Суммируя факторы социализации школьника-мигранта на макро-, мезо- и микроуровнях, авторы сделали вывод о наиболее высоких показателях качества жизни в западных районах края, находящихся в непосредственной близости от краевого центра.

В заключение подведём итог об особенностях организации учебной деятельности в сельских школах, влияющих на социализацию детей-мигрантов. В первую очередь сельская школа применяет ведущие принципы народной педагогики, в частности воспитание самой жизнью и трудом. Сдерживающим фактором поведения всех учеников является строгий контроль не только школы и семьи, но и всех жителей села. Ограниченный круг общения, ввиду небольшого количества культурных учреждений, способствует формированию более тесных взаимоотношений. В силу рационального подхода в обучении внеклассная работа в сельских школах направлена на производительный труд, который при создании коллективных материальных ценностей регулирует жизнедеятельность членов общества.

Обозначенные особенности в полной мере проявляются и в аспекте профессиональной деятельности учителей. Малочисленность сельских классов позволяет на практике реализовать индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, направив взаимоотношения принимающего населения и детей-мигрантов в сторону положительной социализации каждого участника учебного процесса.


Библиографическая ссылка

Шумакова А.В., Портнова Т.В. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 624-628;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35966 (дата обращения: 02.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074