Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Пачурин Г.В. 1 Шевченко С.М. 2 Горшкова Т.А. 2 Котов Е.Л. 2
1 ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Р.А. Алексеева»
2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Развитие личностного и творческого потенциала детей является одной из основных задач современного образования, важная роль в решении которой принадлежит учреждениям дополнительного образования. Занятия техническим творчеством развивают у обучающихся интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуя углубленному освоению учебного материала. В работе представлен новый – модульный подход к разработке программ кружка технического творчества в учреждении дополнительного образования детей. Рассмотрена роль дополнительного образования в развитии технического творчества детей разного возраста. Разработана модульная программа кружка по ракетомоделированию, отличающаяся вариативностью и позволяющая организовать образовательный процесс, выстраивая модули, как пазлы, исходя из подготовленности обучаемого, его интереса и способностей. Программа также рассчитана и на детей с особенностями в развитии и подразумевает инклюзивное обучение.
дополнительное образование
техническое творчество
кружок
модульная программа
ракетомоделирование
методы обучения
образовательные результаты
1. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В, Гришуткина Н.Г. Возможности применения сервисов WEB 2.0 при изучении технологии в 6 классе // Фундаментальные исследования. – № 9, часть 3. – 2015. – С. 430–434.
2. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, раздел «Педагогические науки» . – 2015. – № 12, часть 8. – С. 1491–1497.
3. Горшкова Т.А., Шевченко С.М. Информационные технологии и качество подготовки студентов по техническим дисциплинам / Коллективная монография НГПУ им. К. Минина, 2015.
4. Груздева М.Л. Cовременные концепции фоpмиpования инфоpмационной культуpы. Сpавнительный анализ // Вестник Мининского университета: сетевое издание. – 2014. – № 4 (9).
5. Груздева М.Л. Метод информационного моделирования как средство обучения и инструмент познания действительности // Вестник Мининского университета: сетевое издание. – 2015. – № 2 (7).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
7. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
9. Мухина М.В., Кутепова Л.И., Смирнова Ж.В. Роль практики в подготовке компетентного специалиста // Вестник Мининского университета: сетевое издание. – 2014. – № 6.
10. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. А.М. Столяренко, – М.: Юнити – Дано, 2012.
11. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, раздел «Педагогические науки». – 2014. – № 8. – С. 146–152.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. – 11-е изд. – М.: Academia, 2012. – 576 с.
13. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
15. Чайкина Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности // Человек и образование. – 2011. – № 2. – С. 64–68.

Развитие личностного и творческого потенциала детей – одна из основных задач современного образования. Важная роль в решении этой задачи принадлежит учреждениям дополнительного образования детей [6–8, 13, 14]. Сегодня, когда на предмет «Технология» в современной системе образования количество часов постоянно сокращается, значимость учреждений дополнительного образования трудно переоценить.

У учреждений дополнительного образования, развивающих техническое творчество, особый электорат – дети, увлекающиеся техникой. Занятия техническим творчеством развивают у обучающихся интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуя углубленному освоению учебного материала.

Обучение техническому творчеству в соответствии с Федеральной программой развития образования и парадигмой модернизации российского образования должно реализовываться как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования [7, 8]. Обучение техническому творчеству, прежде всего, ориентировано на формирование начальных навыков ручных операций труда, при этом уделяя должное внимание элементам информационной культуры, а уже затем на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих навыков. Приоритетной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности ребенка, умеющего работать головой и руками, что необходимо и в повседневной жизни.

В разные годы свой вклад в разработку методики обучения техническому творчеству во внешкольных учреждениях внесли такие замечательные педагоги и методисты, как М.А. Аксельрод, Н.П. Булатов, А.И. Волков, В.Н. Волошинский, В.А. Горский, Н.И. Домашенков, С.И. Иванов, В.Ф. Куличенко, В.Г. Разумовский, И.Г. Розанов, А.Е. Стахурский, Ю.С. Столяров, П.М. Трескунов и многие другие [10, 12]. В настоящее время проблема совершенствования содержания и методики проведения занятий технического кружка требует дальнейшего исследования.

Занятия в учреждениях дополнительного образования дают детям возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде, обеспечивают условия для профессиональной ориентации, формирования социальной активности. При работе в различных творческих коллективах по интересам обучающиеся оказываются в пространстве разновозрастного общения. Общение служит важным средством познания сверстников и самого себя. Благодаря умению общаться дети занимают определенное место в коллективе сверстников. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений в процессе совместной деятельности, ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность.

Система дополнительного образования детей отличается вариативностью, она позволяет выбирать образовательный маршрут по интересам и склонностям, выбирать свой темп и объем освоения образовательной программы.

Основной формой организации внешкольной работы по техническому творчеству является кружок – добровольное объединение обучающихся, которые интересуются определенной областью техники [2, 10].

Кружок представляет собой особую среду общения и совместной деятельности детей, в которой они могут проверить свои способности и возможности, убедиться в правильности своего выбора. Занятия в кружке развивают у детей способности к самосовершенствованию, умению работать в коллективе, учитывать интересы и мнение других.

Широкое распространение среди обучающихся получили занятия ракетомоделизмом. Ракетомоделизм – это синтез спорта и технического творчества, это путь в профессию, это самые современные технологии в творчестве.

Занятия в творческих объединениях спортивно-технической направленности, в том числе автомодельных, авиамодельных, ракетомодельных и судомодельных кружках, предполагают интеграцию технологии конструирования моделей со спортивными тренировками и с последующими выходами на соревнования. Ребят увлекает самостоятельное проектирование и изготовление моделей или макетов (копий), вызывает большой интерес возможность проявить себя в команде сверстников, коллективного участия в городских, областных и всероссийских мероприятиях и соревнованиях.

В Нижегородской области сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей, развивающих научно-техническое и спортивно-техническое направления деятельности. Организационно-методическим центром, развивающим дополнительное образование технической направленности, в Нижегородской области является ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (ЦРТДиЮ НО). Центр реализует достаточно широкий круг образовательных технических проектов, сотрудничая с образовательными организациями разных видов (школы, техникумы и колледжи, вузы, центры и дома детского творчества).

В работе представлена модульная программа кружка по ракетомоделированию. Данная модульная программа отличается вариативностью, позволяющей организовывать образовательный процесс, выстраивая модули, как пазлы, исходя из подготовленности обучаемого, его интереса и способностей.

Новизна программы заключается в:

– возможности использования индивидуальных маршрутов для учащихся, в том числе и для одаренных учеников;

– обеспечении инклюзивного обучения;

– использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса: проектная деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, в том числе и всероссийского уровня;

– использовании элементов дистанционных образовательных технологий при проведении занятий с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость программы обусловлена тем, что занятия в объединении предоставляют детям возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде, обеспечивают условия для профессиональной ориентации, формирования социальной активности. Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество детей и их родителей.

Социальная значимость программы состоит в возможностях формирования значимых для данной деятельности личностных качеств: самостоятельности в принятии правильных решений; убежденности и активности, внимательности и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, здорового образа жизни и навыка самостоятельного совершенствования.

Цель занятий в кружке – всестороннее воспитание подрастающего поколения, развитие у школьников интереса и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских умений и навыков.

Основные задачи кружка подразделяются на следующие:

Обучающие задачи программы:

– систематизация, закрепление и углубление базовых знаний и умений при работе с ручным инструментом;

– формирование навыков работы с различными материалами;

– формирование единой системы понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

– освоение основных приемов эффективного использования информационных ресурсов Интернета.

Воспитательные задачи программы:

– содействие профессиональной ориентации и самоопределению учеников;

– формирование культуры коллективной проектной деятельности учащихся при реализации общих проектов;

– формирование культуры работы в сети Интернет (общение, поиск друзей и нужной информации).

Развивающие задачи программы:

– развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, переключения внимания, объёма запоминаемого материала через выполнение ручных операций и компьютерных заданий, игр, тренажеров;

– достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе;

– расширение знаний и представлений o традиционных и современных материалах для творчества, o технологиях их обработки;

– знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

– развитие изобретательности, воображения, образного мышления;

– развитие в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностных качеств обучающихся.

Характеристика программы

Программа кружка ракетомоделирования разработана для детей 7–17 лет в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Программа учитывает психофизические и возрастные особенности учащихся и включает пять модулей: «Самоделкин», «Спортивные модели ракет с парашютом S-3 и лентой S-6», «Спортивные модели ракет с ротошютом S-9», «Спортивные модели ракетопланов S-4», «Модели копии ракет S-7» (табл. 1).

Каждый модуль рассчитан на три года.

В Программе кружка определены цель каждого модуля, темы, количество учебных часов, сроки проведения выставок и соревнований.

Наполняемость групп 1 года обучения – 12–15 человек, 2 года обучения – 10–12 человек, 3 года обучения – 10–12 человек. По окончании модуля группа переводится на 2 год обучения следующего модуля. Зачисление детей в группу проводится по возрастным характеристикам и результатам собеседования с педагогом. Для учащихся с особенностями в развитии зачисление проводится по результатам психолого-педагогического тестирования, осуществляемого специалистами центра дополнительного образования.

Таблица 1

Модули программы кружка по ракетомоделированию

№ п/п

Наименование модуля

Возраст учащихся (лет)

Продолжительность занятий (ак. ч)

Периодичность занятий в неделю

Часов по модулю в год

Всего часов по модулю

1

«Самоделкин»

7–17

2

2

24

72

2

«Спортивные модели ракет с парашютом S-3 и лентой S-6»

7–17

2

2

30

90

3

«Спортивные модели ракет с ротошютом S-9»

7–17

2

2

30

90

4

«Спортивные модели ракетопланов S-4»

7–17

2

2

30

90

5

«Модели копии ракет S-7»

7–17

2

2

30

90

 

Всего часов

     

144

432

Зачисление в группы проводится с обязательным условием – подписание договора с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных.

Допуск к занятиям проводится после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям. На занятия допускаются родители (законные представители) учащихся с ограниченными возможностями.

При фактическом отсутствии учащегося на занятиях по состоянию здоровья или иным причинам, применяются дистанционные образовательные технологии с письменного заявления родителя (законного представителя).

Программа кружка позволяет осуществлять перевод учащихся с одного модуля на другой в связи:

– с усвоением соответствующего модуля;

– по желанию обучающего, родителя (законного представителя).

Учебная программа разрабатывалась с учетом школьной подготовки учащихся, и изучение нового материала предполагает базирование на полученных ранее знаниях либо в школе, либо на предыдущих занятиях кружка. Для достижения успешного результата и усвоения предложенной программы изучаемые темы взаимосвязаны между собой и составляют единую систему обучения моделированию.

Занятия начинаются с изучения теоретического материала, продолжительность которого составляет не более 15 минут. За это время руководитель-педагог в доходчивой форме объясняет теоретические положения: рассказывает о назначении выбранной модели, её конструктивных особенностях, составляющих элементах, материалах и технологиях изготовления.

Большая часть занятия – это практическая работа, где учащиеся самостоятельно изготавливают модели, при этом они учатся обращаться с инструментами и материалами: рубанком, шабером, ножом, паяльником, использовать припои, флюсы, клей. Цель практических занятий – закрепление и углубление полученных теоретических знаний, формирование и развитие соответствующих навыков и умений [9, 10].

Требования к занятиям в кружке ракетомоделирования должны соответствовать нацеленности на результат достижения поставленной в программе общей цели. Их можно сформулировать следующим образом:

– каждое занятие проводится на основе учебной программы в соответствии с планом кружка и имеет четкую учебную цель;

– для проведения занятий используется материальная база кружка с необходимым подбором учебного материала и оборудования;

– формы и методы проведения занятий определяются руководителем с учетом разных факторов: целей занятий, наличия комплекта материалов и оборудования, уровня подготовки и интересов учащихся. При обучении можно использовать коллективную или индивидуальную форму работы. Например, при изучении темы «Воздушный змей», «Воздушный шар» рекомендуется работа по звеньям;

– занятия проводятся регулярно, по расписанию с четкой организацией всего процесса обучения и эффективным использованием времени работы.

Учебный процесс в ракетомодельном кружке тесно связан с посещением экскурсий на различные предприятия, выставки и музеи, где учащиеся знакомятся с реальными моделями самолетов, ракет. Подобные экскурсии способствуют формированию общекультурных компетенций, патриотическому воспитанию, а также выбору профессиональной деятельности. Экскурсионная программа должна соответствовать темам занятий, быть увлекательной и полезной.

Важную роль в работе кружка ракетомоделирования играют встречи, беседы, проводимые с учеными и специалистами в области авиации и космонавтики. Тематика этих встреч может быть разнообразной: «Новости науки и техники», «Они строили Байконур», «Часовые неба» и др. Специалисты помогут обучающемуся получить начальные представления о профессии, расширить кругозор, узнать новые исторические факты, ответят на интересующие вопросы.

Отличительной чертой кружка является тесный контакт с родителями, предполагающий непосредственное участие их в практической деятельности своих детей и кружка в целом, а не только традиционное посещение занятий.

На занятиях учащиеся изучают основы устройства ракет, аэродинамику, пиротехнику, движение воздушных масс. Овладение навыками ракетомоделирования способствует развитию у учащихся компетенций, направленных на получение новых знаний и умений.

Все полученные в кружке навыки важны для формирующегося человека, в том числе и развитие системного мышления, четкость формулирования задач, умение работать по заданному плану, решать задачи поэтапно, достигать поставленного результата.

Основная форма подведения итогов учебного года в ракетомодельных кружке – организация отчетной выставки и соревнований. Обычно в конце учебного года, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования организуются выставки работ учащихся, на которых демонстрируются модели их технического творчества. Лучшие экспонаты отбираются на общую (районную, городскую или областную) выставку. Экскурсоводами таких выставок могут быть обучающиеся кружка второго или третьего года обучения.

Процесс обучения осуществляется в групповой форме, а также в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Коллективные действия, умение находить компромиссы, решать сообща сложные вопросы воспитываются у учащихся во время работы над совместными проектами, которые завершают изучение больших тем.

Под контролем педагога учащиеся разбиваются на команды, и каждый из учеников отвечает за свою часть. Педагог назначает капитана команды, который координирует работу других учащихся и отвечает за результат. Если роли в команде определены правильно и команде удается справиться с поставленной задачей и получить ожидаемый результат, то удовлетворение от работы получат все и даже самые слабые её члены.

Современное обучение невозможно представить без использования информационно-технических средств [1, 3–5, 15]. Использование программных продуктов в системе дополнительного образования носит практико-ориентированный характер и применяется для решения конкретной задачи в процессе работы над практическим заданием. Кроме того, использование компьютерных технологий позволяет развивать навыки самостоятельной работы, в том числе поиска необходимой для выполнения заданий информации. На занятиях создаются условия для того, чтобы ребенок не боялся совершать ошибки, а сделав их, мог проанализировать и исправить ошибку.

Методы, приемы и формы реализации программы

Методика преподавания включает разнообразные формы, методы и приемы обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена отсутствием единого универсального метода для решения разнообразных творческих задач.

Методы обучения, применяемые в реализации программы кружка по ракетомоделированию, можно систематизировать на основе источника получения знания [10, 12]:

– словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия;

– наглядные: демонстрация дидактических материалов, видеофильмов; компьютерные симуляторы;

– практические: работа с видеоматериалами, тематические экскурсии, интернет-экскурсии, участие в мероприятиях.

Вместе с традиционными методами на занятиях успешно используются активные методы обучения: мозговой штурм, моделирование, метод проектов, игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций и др. Выбор методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания занятия, от уровня развития детей. При обучении используются здоровьесберегающие технологии, представленные в табл. 2.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, фронтальная, индивидуальная, индивидуальная дистанционная, групповая дистанционная). Разнообразные формы обучения и типы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.

К используемым типам занятий относятся: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений, комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия (соревнования, демонстрация практических знаний и умений на занятиях, индивидуальные беседы, опросы, выполнение практических работ). Рейтинг участия в районных, городских, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и соревнованиях является важной формой оценки эффективности работы кружка.

Ниже перечислены основные прогнозируемые результаты.

Личностные результаты учащихся:

– ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;

– самостоятельность, личная ответственность за свои поступки;

– мотивация детей к познанию, творчеству, труду;

– осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности;

– социальная активность и гражданское самосознание.

Таблица 2

Использование здоровьесберегающих технологий при реализации программы

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Условия проведения

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Через каждые 20 минут, в течение 2–3 минут

В качестве смены деятельности и для профилактики усталости могут включать в себя элементы гимнастики для любых органов

Педагог

Релаксация

В соответствии с индивидуальным состоянием учащегося, а также использованием педагогических технологий преподавателя

В течение 5–7 минут включить спокойную классическую музыку (Чайковский, Моцарт), звуки природы, звуки моря

Педагог

Гимнастика пальчиковая

Проводится с группой, при необходимости индивидуально в любое удобное время на занятии в течение 2–3 минут

В качестве смены деятельности подходит и рекомендуется всем учащимся, особенно с проблемами речевого характера

Педагог

Гимнастика для глаз

По 1–2 мин. Во время работы за компьютером в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Педагог

Метапредметные результаты учащихся:

– способность самостоятельно повышать уровень знаний, ставить перед собой задачи овладения новыми умениями и навыками, планировать способы достижения целей;

– умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;

– умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;

– компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты учащихся:

– умение и навыки работы с информацией и применение их в практической деятельности и повседневной жизни;

– умения создавать завершенные проекты с использованием изученных компьютерных сред и предполагающих поиск необходимой информации;

– овладение способами оценки информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

– навыки выбора программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

– навыки построения чертежа с использованием компьютерных программ;

– развитие интереса к обучению, владение здоровьесберегающими технологиями при работе с техникой.

Для успешной реализации образовательной программы кружка по ракетомоделированию необходима хорошая материально-техническая база, в состав которой должны входить:

– учебная мастерская, оборудованная необходимыми станками и приспособлениями для работы;

– материалы и инструменты для изготовления моделей ракет, ротошютов, ракетопланов;

– полигон (открытая местность) для проведения соревнования и тренировочных запусков моделей;

– вторичное сырье для создания фантастических космических проектов;

– научно-техническая литература.

Программа успешно реализуется в ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (ЦРТДиЮ НО).

Педагогическая целесообразность программы заключается в обеспечении непрерывности развития личности в процессе осуществления преемственности обучения технологиям на протяжении периода формирования и социального становления учащихся. Преемственность программы базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы по модулям от первого к последующим годам обучения, качественном обновлении и последовательном развитии учебно-воспитательного процесса на основе содержания образовательных потребностей учащихся; непрерывности и преемственности организации образовательного процесса в области технического моделирования. В ходе реализации программы создаются условия для включения родителей и/или законных представителей учащихся как активных субъектов воспитательно-образовательнного процесса, что наиболее значимо при организации инклюзивного обучения.

Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, являются универсальными и легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ по любому предмету. Умение находить необходимую информацию позволяет детям самостоятельно продолжать знакомство с ресурсами и использовать их при выполнении работ более сложного уровня за рамками данной программы.

Данная программа позволяет использовать дистанционные образовательные технологии. Представленный модульный подход к разработке программы кружка может использоваться для любых других технических (и не только технических) кружков. Необходимо отметить, что программа также рассчитана и на детей с особенностями в развитии и подразумевает инклюзивное обучение.


Библиографическая ссылка

Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Котов Е.Л. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 171-177;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35879 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674