Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ И ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Чибаков А.С. 1
1 КОГПОАУ «Яранский технологический техникум»
Овладение понятиями и терминами изучаемой дисциплины представляет одну из главных дидактических задач преподавания. В профессиональной подготовке водителя транспортных средств используются юридические, технические, медицинские, психологические, экономические понятия. Свое влияние на понятийный аппарат водителя оказывает повышенная опасность данной профессии, что обуславливает высокие требования к качеству формирования представлений в процессе обучения. Осознанности и эффективности усвоения понятий и терминов способствуют наглядные и действенные образы. Благоприятными возможностями по формированию понятийных и образных представлений у кандидатов в водители транспортных средств категорий «В» и «С» обладают занятия по основам законодательства в сфере дорожного движения. Среди 56 основных понятий и терминов Правил дорожного движения мы выделили четыре ведущих – «участник дорожного движения», «транспортное средство», «дорога», «дорожное движение». Вокруг ведущих понятий образовали автономные группы определений, что позволило получить логичную структуру основных понятий и терминов Правил. При изучении материала, анализе дорожной обстановки, решении ситуационных задач используются и межпредметные понятия, включая определения естественно научного знания, представления и образы о которых необходимы в теоретическом обучении. Общая численность понятий в активном словаре водителя превышает тысячу.
профессиональная подготовка
понятийный аппарат
понятийные и образные представления
логические приемы
1. Крылов Д.А., Чибаков А.С. Развитие аргументативных качеств обучающихся методами СПР при освоении профессиональных модулей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: www.science-education.ru/130-23911.
2. Макарова А.Б., Крылов Д.А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы / А.Б. Макарова, Д.А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 2 (17). – С. 49–53.
3. Николаева И.В., Крылов Д.А. Требования к разработке профессионально ориентированных задач при обучении математике в колледже / И.В. Николаева, Д.А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 4 (19). – С. 44–46.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» / URL: http://www.rg.ru/2014/08/01/specvypusk-dok.html.
5. Чибаков А.С. Методические основы развития познавательной активности учащихся VIII–IX классов на уроках технологии в сельской школе: дис. … канд. пед. наук. – Киров, 2000. – 181 с.
6. Чибаков А.С. Обеспечение качества теоретической подготовки водителей транспортных средств в новых условиях // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 17 частях. Часть 14. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 153–155.
7. Чибаков А.С., Крылов Д.А. Активизация профессионального обучения рабочих совокупностью вопросно-ответных отношений // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: www.science-education.ru/130-23834.
8. Чибаков А.С., Крылов Д.А., Комелина В.А. Реализация программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств на основе интенсивного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 4. – С. 753–757; URL: http://www.top-technologies.ru/pdf/2015/2015_12_4.pdf.

В теоретической подготовке водителя транспортных средств используются понятия и термины из разных научных областей – юриспруденции, техники, медицины, психологии, экономики и др. Общая численность определений в активном словаре водителя превышает тысячу. Только основных дорожных знаков в последней редакции Правил дорожного движения 325, видов горизонтальной и вертикальной разметки 55. Повышенная опасность, свойственная деятельности водителя, обуславливает высокие требования к качественному овладению кандидатами в водители понятийным аппаратом. Исследованиями психологов и педагогов установлено, что осознанию и эффективному усвоению изучаемого материала способствует формирование наглядно-действенных образов изучаемых понятий. Вместе с тем анализ новых программ подготовки водителей автотранспорта [4] и опыт их реализации [3, 6, 8] показывают, что благоприятными возможностями по формированию, обобщению и интегрированию понятийных и образных представлений у кандидатов в водители автотранспорта категорий «В» и «С» обладают занятия по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения».

Цель исследования – проанализировать понятийно-терминологический аппарат водителя транспортных средств с позиции задач и специфики предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения». Установить логические связи между определениями и на их основе выстроить структуру основных понятий и терминов Правил дорожного движения.

Материалы и методы исследования

Методическое обоснование структурирования основных понятий и терминов Правил дорожного движения произведено в соответствии с принятой в безопасности дорожного движения системы ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда). На основе данной системы и комплекса дедуктивных и индуктивных принципов выделены ведущие понятия ПДД – «участник дорожного движения», «транспортное средство», «дорога», «дорожное движение». Другие понятия и термины объединены в четыре автономные группы, которым присвоены названия ведущих определений. В группах с большой численностью терминов сформированы подгруппы.

Изучен и проанализирован понятийный аппарат водителей автомобилей категорий «В» и «С» согласно действующей нормативной документации, утвержденной Минобрнауки РФ (примерные программы, методические рекомендации). Установлена способность интеграции терминов разных научных областей (юридической, технической, психологической, медицинской, экономической) на занятиях по основам законодательства в сфере дорожного движения [2, 5, 6, 7]. В качестве логических методов и приемов при формировании понятийных и образных представлений у кандидатов в водители, наряду с дедукцией, индукцией, группированием, объединением и выделением, использованы сравнение и аналогия, анализ и синтез, приведение примера и контрпримера, выделение главного и формулирование выводов, обобщение и схематизация. Успешному и осознанному овладению понятиями и терминами способствуют образы, формируемые с помощью фото-, видео- и мультимедийных материалов.

Всего опытно-экспериментальной работой в течение 7 лет охвачено 14 специалистов и около 1000 кандидатов в водители, проходивших подготовку в КОГПОАУ «Яранский технологический техникум» и НОУ УЦ «Лидер» (Кировская область).

Результаты исследования и их обсуждение

С первых занятий по основам законодательства в сфере дорожного движения изучается и активно используется терминологический аппарат. Официальный текст Правил дорожного движения Российской Федерации в настоящее время содержит 56 основных понятий и терминов (раздел «Общие положения», пункт 1.2). Раскрыть сущность определений и проследить логическую связь между ними помогают визуально-логические средства и приемы, а именно: фото-, видео- и мультимедийные материалы, группирование и структурирование информации, сравнение и аналогия, выделение главного и формулирование выводов, обобщение и схематизация. Кроме того, многолетним опытом подготовки водителей транспортных средств подтверждается рациональность диалоговой и вопросно-ответной учебной коммуникации, использования в обучении проблемных ситуаций и творческих заданий, побуждения учащихся к самостоятельным рассуждениям и аргументации при анализе дорожной обстановки [1, 5, 7].

На основе принятой в безопасности дорожного движения системы ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда) нами с помощью дедуктивных и индуктивных принципов выделены четыре ведущих понятия ПДД – «участник дорожного движения», «транспортное средство», «дорога», «дорожное движение» (рис. 1).

pic_58.tif

Рис. 1. Взаимосвязь между системой ВАДС и ведущими понятиями и терминами ПДД

Вокруг ведущих понятий сгруппированы все понятия и термины ПДД, а группам присвоены названия ведущих определений. Состав автономных групп неодинаков: группа «участник дорожного движения» включает 5 понятий, «транспортное средство» – 10, «дорога» – 19, «дорожное движение» – 22. В группах с большим количеством понятий и терминов сформированы подгруппы. В результате создана логичная структура основных понятий и терминов ПДД:

1. Группа «участник дорожного движения»: участник дорожного движения, пешеход, велосипедист, водитель, пассажир.

2. Группа «транспортное средство»: транспортное средство.

2.1. Подгруппа «немеханические транспортные средства»: велосипед, мопед, прицеп.

2.2. Подгруппа «механические транспортные средства»: механическое транспортное средство, мотоцикл, маршрутное транспортное средство, школьный автобус, автопоезд, разрешенная максимальная масса.

3. Группа «дорога»: дорога.

3.1. Подгруппа «элементы дорог и обустройства дорог»: проезжая часть, полоса движения, разделительная полоса, обочина, тротуар, пешеходный переход.

3.2. Подгруппа «специальные элементы дорог и места для пешеходов и велосипедистов»: островок безопасности, пешеходная зона, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов, пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка).

3.3. Подгруппа «особые дорожные и придорожные участки»: парковка (парковочное место), прилегающая территория.

3.4. Подгруппа «Пересечения дорог»: перекресток, железнодорожный переезд.

3.5. Подгруппа «разновидности дорог»: автомагистраль, главная дорога.

4. Группа «дорожное движение»: дорожное движение.

4.1. Подгруппа «условия движения»: ограниченная видимость, недостаточная видимость, темное время суток, населенный пункт.

4.2. Подгруппа «маневрирование и прекращение движения»: перестроение, опережение, обгон, остановка, стоянка, вынужденная остановка.

4.3. Подгруппа «очередность движения»: преимущество (приоритет), уступить дорогу (не создавать помех).

4.4. Подгруппа «организовать движения»: дневные ходовые огни, организованная перевозка группы детей, организованная пешая колонна, организованная транспортная колонна, регулировщик.

4.5. Подгруппа «опасность и возможные последствия»: препятствие, опасный груз, опасность для движения, дорожно-транспортное происшествие.

В качестве примера представим обзорно комплекс учебной информации и логических процедур спирально-концентрического развития представлений, связанных с определением «перекресток». Данное понятие обладает принципиальным значением в подготовке кандидатов в водители транспортных средств. Подтверждением тому является тот факт, что в каждом билете теоретического экзамена, по меньшей мере, три вопроса из двадцати связаны с перекрестками.

При первоначальном ознакомлении с понятием «перекресток» и его анализе внимание обращается на ключевые слова и геометрические свойства:

а) образован пересечением, примыканием или разветвлением дорог на одном уровне;

б) границы представляют воображаемые линии (отрезки), соединяющие противолежащие по осям дорог начала закруглений (точки сопряжений) краев проезжих частей;

в) по числу сторон и организации движения различают три основных вида перекрестков – четырехсторонний, трехсторонний, с круговым движением;

г) не являются перекрестками – пересечения дорог на разных уровнях; въезды (выезды) на прилегающие территории; технологические разрывы разделительных полос; места (зоны) для разворотов, обозначенные информационными знаками 6.3.1 и 6.3.2.

В дальнейшем выясняется возможное количество пересечений проезжих частей на перекрестке и признаки их определения – количество проезжих частей, на образующих перекресток дорогах (иначе наличие разделительных полос на дорогах). Проверка количества пересечений проезжих частей на перекрестке (SП) производится произведением

SП = sIsII,

где sI и sII – количество проезжих частей на образующих перекресток дорогах. Аналогия при формировании образа – пересечение строк и столбцов в таблице.

Особенности действий участников дорожного движения на перекрестках подробно рассматриваются при изучении дорожных знаков, разметки и следующих разделов ПДД: «Обязанности пешеходов», «Сигналы светофора и регулировщика», «Начало движения, маневрирование», «Расположение транспортных средств на проезжей части», «Обгон, опережение, встречный разъезд», «Остановка и стоянка», «Проезд перекрестков», «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств», «Приоритет маршрутных транспортных средств».

Не затрагивая подробных требований перечисленных разделов, ограничимся представлением блок-схемы видов перекрестков по применению правил определения очередности движения (рис. 2).

pic_59.tif

Рис. 2. Виды перекрестков по применению правил определения очередности движения

Следует отметить, что признаки деления перекрестков и пешеходных переходов на регулируемые и нерегулируемые совпадают. А к нерегулируемым перекресткам применимо понятие ПДД «главная дорога». В этой связи, во-первых, признак главной дороги, предусмотренный знаком 5.1 «Автомагистраль», к данному виду дорог не может быть использован, поскольку на автомагистралях не бывает перекрестков; во-вторых, знак 2.2 «Конец главной дороги» не добавляет определенности в анализ дорожной ситуации, так как в этом случае водитель определяет очередность движения, руководствуясь либо другими знаками приоритета, либо различием в покрытии пересекающихся дорог.

При всем сказанном важно подчеркнуть, что 56 основных понятий и терминов ПДД не исчерпывают полно даже в узкопредметном смысле понятийный аппарат учебной дисциплины «Основы законодательства в сфере дорожного движения». При изучении материала, анализе дорожных обстановок, решении ситуационных задач используются и другие понятия, представления и образы о которых формируются в процессе теоретического обучения. К ним относятся, с учетом принадлежности к выделенным выше четырем группам:

– группа «участник дорожного движения»: глухой водитель; инвалид; кандидат в водители транспортных средств (обучаемый); обучающий вождению;

– группа «транспортное средство»: автобус (в т.ч. междугородний и маломестный); автомобиль; длинномерное транспортное средство; дуги безопасности; легковой автомобиль; грузовой автомобиль (в т.ч. с разрешенной максимальной массой до 2,5 т, до 3,5 т и более 3,5 т); гужевая повозка (сани); самоходная машина; снаряженная масса; техническое состояние транспортного средства; тихоходное транспортное средство; трамвай (рельсовое транспортное средство); трактор; транспортные средства федеральной почтовой службы; троллейбус; фактическая масса; эвакуатор;

– группа «дорога»: аварийный выход; бордюр; второстепенная дорога; въезд на прилегающую территорию; место отдыха; мост; покрытие дороги (твердое, грунтовое); полосы разгона (или торможения) – переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы; путепровод; тоннель; эстакада;

– группа «дорожное движение» по нашим данным включает более 150 понятий, поэтому ограничимся перечислением небольшой части из них: аварийная сигнализация; аварийная ситуация; автозаправочная станция; бассейн (или пляж); безопасность дорожного движения; боковой ветер; боковой интервал; больница; буксировка; буксирующее и буксируемое транспортные средства; видимость дороги (расстояние видимости) и др.

Кроме того, существует большая группа межпредметных понятий, включая определения естественных наук (около 50): антиблокировочная тормозная система; время реакции водителя; остановочный путь; траектория движения; центробежная сила и др.

Оценка качества обучения часто производится по успешному выполнению учащимися контрольных (тестовых) заданий и определению коэффициента усвоения:

chibakov01.wmf

где n – количество правильных ответов; N – количество контрольных вопросов. В соответствии с требованиями к результатам обучения водителей автотранспорта за теоретический экзамен выставляется положительная оценка, если: nmin = 18, N = 20, chibakov02.wmf а за промежуточные зачеты по блокам изученных тем (например, электронная программа МААШ): nmin = 190, N = 200, chibakov03.wmf

К своим зачетам мы готовим кандидатов в водители, исходя из полного усвоения материала, и требуем во время выполнения заданий внимательного анализа дорожной обстановки и аргументированного принятия решений. Как исключение, допускаем не более одной ошибки, т.е.

nmin = N – 1 = 200 – 1 = 199,

chibakov04.wmf

При наличии неправильных ответов проводим индивидуальную, а при их однотипности – коллективную работу над ошибками и назначаем пересдачу. Кроме того, если контрольные вопросы, даже при правильных решениях, вызвали сомнения или затруднения в обосновании, то настоятельно рекомендуем вернуться и закрепить знания и умения.

Заключение

Апробация и внедрение нашего подхода к формированию понятийных и образных представлений у кандидатов в водители при изучении основ законодательства в сфере дорожного движения начались в апреле 2009 года в ГОУ НПО ПУ № 40 (ныне КОГПОАУ «Яранский технологический техникум»), а с октября 2012 года и в НОУ УЦ «Лидер» (Кировская область). Обоснованность и педагогическая целесообразность предложенной методики подтверждается на протяжении длительного времени результатами промежуточных и итоговых аттестаций, государственных экзаменов в МРЭО ГИБДД, а также уровнем сформированности рассудительно-аргументирующих умений и качеств у прошедших обучение водителей транспортных средств категорий «В» и «С».


Библиографическая ссылка

Чибаков А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ И ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 191-195;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35802 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674