Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ПОДРОСТКА

Омарова Э.М. 1
1 Дагестанское отделение Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании»
В статье обоснована роль семьи и школы в формировании позитивного имиджа подростка. Представлена характеристика и особенности подросткового возраста, а также роль социальной среды в формировании личностных качеств подростка. Выделены четыре перцептивных составляющих позитивного имиджа подростка: визуальное восприятие, интеллектуальные способности, статус в коллективе и социальный фон. Задачи духовно-нравственного развития и формирования позитивного имиджа подростка в школе решаются на основе программ, базирующихся на социокультурном опыте. В процессе формирования позитивного имиджа осуществляется включение школьника в окружающую социальную среду и благодаря этому происходит изменение психических характеристик. Предложен системный подход в формировании позитивного имиджа подростка. К основным этапам этого процесса относятся: развитие самоанализа, целеполагание, планирование, осуществление запланированных мероприятий, соотнесение сформированного имиджа с идеалом.
позитивный имидж
подросток
семья
школа
социальная среда
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–15. – С. 3365–3369.
3. Калюжный А.А. Имидж учителя: концепции и прикладные исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
4. Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–10. – С. 2258–2262.
5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. – Махачкала, 1984.
6. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.
7. Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 247–254.
8. Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 173–186.
9. Омарова П.О. и др. Современные технологии молодежной образовательной политики // Научно-методические материалы по образовательной программе Молодежного образовательного форума «Каспий – 2012» / главные редакторы П.О. Омарова, М.Х. Халимбекова. – М., 2012.
10. Омарова П.О. и др. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества // Методические материалы по образовательной программе 1 форума Добровольческого движения Дагестана «ДДД(3D-формат) / главный редактор П.О. Омарова. – М., 2011.
11. Омарова П.О., Маллаев Д.М., Магомедов Д.З. Пространство диалога – путь к взаимопониманию // Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу: материалы по проекту. – Махачкала-Чечня-Ингушетия, 2003.
12. Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке // Известие Академии имиджелогии. – М.: РИЦ АИМ, 2005. – Т. 1. – 411 с.
13. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Генезис, 2003.
14. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
15. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1997. – 474 с.

Подростковый возраст – критический возраст для периода формирования и интенсивного развития ценностей личности. Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития и личного опыта, социальной среды.

Подростковый период может иметь различное содержание и разную длительность в зависимости от определенных социальных условий, культуры, традиций, которые существуют в воспитании детей.

В настоящее время формирование позитивного имиджа подростка становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в образовании. Особую роль в формировании позитивного имиджа играет семья и школьная среда.

Формирование позитивного имиджа подростков особенно важно и актуально на сегодняшний день, когда возрастают требования к будущему личности, который изменяется в процессе развития личности. От того, каков имидж подростка, как представлен его образ в сознании окружающих, во многом зависит процесс становления его личности, так как для подростков очень важно мнение окружающих. Главная особенность подросткового возраста – его переход от детства к взрослости. В зависимости от социальных условий, культуры и традиций, которые существуют в семье и в школе, подростковый период может иметь различное содержание.

Подросток – представитель современного общества, который ищет себя, свое место, который стремится выделиться среди остальных, доказать на что он способен, заявить остальным о своем социальном статусе, о положении, которое он хочет занимать в обществе [13].

Желание «отличиться» наблюдается во всем. В настоящее время, приходя в школу, часть подростков пытается выделиться предметами дорогих брендов: одеждой, косметикой, аксессуарами и т.д. Остальные считают, что выделяться в учебном заведении в первую очередь следует не своими знаниями и способностями, а престижностью школы. И только третьи, их, к сожалению, меньшинство, учатся ради получения знаний и самосовершенствования, забывая, что сегодня только сочетание знаний и вкуса дает результат на перспективу.

Имидж подростка представляет собой тот образ, который создается в восприятии окружающих людей. Вполне естественно, что подростку постоянно хочется выделиться из толпы, чтобы иметь ярко очерченный образ, будь то позитивный или негативный.

Имидж подростка включает в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств, то есть создаваемый в восприятии окружающих образ с любым знаком, как позитивными, так и негативно окрашенными, следуя принципу «что легче».

В виду того, что понятия об имидже складываются у подростков, как правило, разрозненно, носят спонтанный, несистематизированный характер, часто подростки не задумываются о своем образе как об имидже в его целостном понимании [15].

Можно выделить четыре перцептивных составляющих позитивного имиджа подростка. Это визуальное восприятие, интеллектуальные способности, статус в коллективе и социальный фон. По данным критериям можно оценить подростка и определить его успешность. Но все самое главное зависит от самого подростка, а именно выбор – какими будут эти критерии: положительными или отрицательными.

Для процесса формирования позитивного имиджа необходима самореализация подростков, «приведение» их взглядов, оценок, ценностей в соответствие с социально приемлемыми личностными ценностями.

Все эти аспекты, безусловно, влияют на успешность построения позитивного имиджа подростков.

Семья как главнейший институт социализации способствует самоутверждению личности, стимулирует социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Семейное воспитание, основанное на эмоциональной близости, заботе и любви, уважении и содействует созданию позитивного образа подростка.

Семья, являясь малой ячейкой общества, выполняет разнообразные социальные функции, одной из важнейших которой является воспитание детей [7, 8].

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но больше всего – люди. Важное место в формировании позитивного образа в целом занимают родители и педагоги. Родителям необходимо показывать образцы поведения, нравственную культуру поколений и постоянно работать над тем, чтобы дети подражали им.

Задача родителей – развивать у подростка те духовные потребности и интересы, которые необходимы для личностного становления и развития. Для этого большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье.

Действенным стимулирующим фактором формирования позитивного имиджа подростка является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором подростки будут вносить свой посильный вклад в создание материального благополучия.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для духовного, нравственного и интеллектуального развития подростка. Систематическое участие родителей в учебной и внеучебной деятельности подростка отражается на формировании его образа.

Семья в развитии личности подростка по своей значимости важнее других социальных институтов, в ней закладываются основы нравственности, воспитываются поведенческие привычки. Она один из первых воспитательных институтов, позволяющих самоутвердиться, раскрывает творческую активность, формирует индивидуальность, так как связь с семьей человек поддерживает в процессе всей своей жизни.

Каким образом семья участвует в формировании позитивного имиджа подростка?

Особая значимость влияния семьи обусловлена тем, что отношения в семье строятся глубоко эмоционально, на кровном родстве, любви родителей к детям.

Положительный имидж подростков формируется благодаря систематичности воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях.

В семье подростки включены в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность. Также на формирование позитивного имиджа подростка в семье влияют ряд внутренних и внешних факторов [6, 14].

Образовательно-культурный фактор: уровень образованности и культура родителей, ответственность за воспитание детей, создание позитивного микроклимата в семье.

Кроме того, немаловажное значение имеет нравственный фактор: моральные ценности семьи, сохранение семейных традиций и обычаев, владение педагогической культурой родителями, то есть умение формировать у ребенка способность к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, а также обеспечивать связь родителей с другими социальными институтами.

Социально-экономический фактор играет роль как положительную, так и отрицательную. Положительное заключается в том, что семья имеет возможность дать хорошее разностороннее образовании, а отрицательным отсутствие у ребенка самоактивности в расчете на гиперопеку со стороны семьи [13].

Одной из проблем в формировании позитивного имиджа подростка является недостаточно развитая духовность семьи, которая во главу угла ставит материальные блага, при этом упуская внимание и теряя связь с детьми, тогда как в родительском доме они должны приобретать навыки общения, регулирование потребностей и качество интересов.

Критерием сформированности культуры подростка на Кавказе является понимание культуры семейных отношений, знание истории семьи, родословной, сохранение семейных традиций, чувство ответственности за семью, наличие навыков ухода за маленькими детьми, оказание помощи престарелым членам семьи [5].

Нет семей без проблем, и нет готовых рецептов для искоренения этих трудностей. Часто семья не может разрешить детско-родительские конфликты, здесь может помочь учитель, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства и профессиональной интуицией, способный сделать правильный выбор методов и средств общения с родителями и подростком в конкретной ситуации. Ведь все позитивные ориентиры для здорового образа жизни подростка, его моральные ценности закладываются в детстве. Только семья и школа, составляющие сообщества, формируют у подростка отношение к себе и к окружающим людям.

Важным фактором формирования позитивного имиджа подростков является создание трудовой атмосферы в семье, что всегда было важным в традициях Дагестана. При этом родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду [1].

Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, а особенно актуально в подростковом возрасте, так как школа выполняет разнообразные задачи: воспитательные, учебные, образовательные.

Одной из основных задач школы является создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Очень важно информирование родителей о деятельности школы. Эффективность формирования позитивного имиджа подростка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Ведущую роль в этом направлении играют учителя и классные руководители.

Кроме того, огромную роль в формировании позитивного имиджа подростков играет социальная среда. Все институты социализации – семья, школа, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции влияют на формирование личности подростка, на дальнейшую деятельность.

Социальная среда влияет на подростка не пассивно, а постепенно переходит от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе формирования позитивного имиджа осуществляется включение подростка в окружающую социальную среду и благодаря этому происходит изменение психики [9, 10, 11]. Под влиянием окружающей социальной среды он воспитывает в себе новые качества и ценности. Так, у подростка в неформальной организации с низким уровнем морали духовные ценности будут значительно отличаться от подростка, который занят чтением книг и посещением музеев.

Необходимо рассматривать имидж подростка в совокупности с имиджем учителя, ведь одно постепенно перерастает в другое.

Современная ситуация в образовании диктует условия учителю, поэтому ему необходимо действовать в ногу со временем. Общество становится все более открытым, отличаются ценности учителей и учеников.

Значительный вклад в формирование ценностей вносит школа. Однако в школе, к сожалению, встречаются такие педагоги, которые «отбивают» желание у учеников к дальнейшему обучению, поэтому нельзя говорить о ее однозначной роли в жизни ребенка. То же самое касается семьи, в которой формируется подросток: она может быть благополучной или же неблагополучной.

В связи со стремительными изменениями, которые происходят в государстве и обществе, ведется поиск путей повышения роли семьи в формировании личности подростка.

Повышение роли школы в формировании позитивного образа подростков теснейшим образом связано с теми социальными и экономическими изменениями, которые происходят в развитии современного общества.

Одной из важнейших сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к содержанию образовательно-воспитательной работы с подростками.

Особенно важно, чтобы в семье осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности. Для формирования позитивного имиджа подростков важное значение имеет авторитет родителей, образцы их нравственной культуры и постоянное самосовершенствование.

Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием духовного, нравственного и интеллектуального развития подростка. В истории педагогики существовали разные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. На современном этапе развития образования важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются важнейшими воспитателями ребенка.

Если родители включены в школьную жизнь подростка, это непременно позитивно отразится на его учебной деятельности. Необходимо создавать все условия, для того, чтобы не было разрыва между семьей и школой.

Влияние учителя на формирование позитивного имиджа подростков тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность, то есть кругозор учителя, его культура, индивидуальность.

Задачи духовно-нравственного развития и формирования в школе решаются на основе программ, основанных на социокультурном опыте. Программы предусматривают активное участие учителей, подростков, родителей во всех мероприятиях школы.

Программы должны предусматривать проведение внеурочных занятий совместно с родителями на основе традиций, обычаев, национальных ценностей [3].

Мы выделили следующие этапы формирования позитивного имиджа подростка:

1. Самоанализ: кто я и каким я хочу стать.

2. Формулирование цели для формирования позитивного имиджа, то есть высокий уровень мотивации и желание следовать рекомендациям родителей, учителя, обладающими высоким уровнем авторитета.

3. Составление плана по формированию позитивного имиджа.

4. Осуществление запланированных мероприятий.

5. Соотнесение сформированного имиджа с идеалом.

На основании выявленных этапов нами была разработана модель формирования позитивного имиджа подростка в условиях школы и во внеурочной деятельности.

Проведение серии формирующих экспериментов на базе ряда школы г. Махачкалы и г. Избербаша с участием 210 школьников позволило выделить наиболее эффективные методы для поэтапного формирования имиджа подростка:

1. Методы активного социально-психологического обучения (социально-психологический тренинг).

2. Вовлечение родительской общественности в работу школы по формированию позитивного имиджа подростков.

3. Добровольческая деятельность в молодежной общественной организации, направленная на реализацию общественной активности и творческого потенциала личности подростка.

4. Участие в деятельности творческих школьных и внешкольных коллективов, детских художественных школах и др. формах внеурочной социализации.

5. Участие в различных конкурсах со стимулированием ситуации «успеха».

6. Вовлечение подростков в деятельность школьного самоуправления, позволяющего реализовать лидерские и коммуникативные качества.

7. Систематический мониторинг и диагностика степени удовлетворенности школьников своим имиджем и самооценки подростков.

8. Проведение специализированных тренингов для педагогического коллектива школы, направленных на повышение компетентности в сфере формирования позитивного имиджа учащихся.

9. Информационные стенды с фотографиями наиболее отличившихся по различным направлениям (не только учебной) деятельности подростков с регулярным (не реже 1 раз в месяц) обновлением.

Проведение серии контрольных экспериментов с использованием методов вариационной статистики (критерия Манна – Уитни) позволило прийти к выводу об эффективности разработанной нами модели формирования позитивного имиджа подростка в условиях школы и во внеурочной деятельности.

Таким образом, в современных условиях значительно повышается роль семьи и школы в подготовке подростка к взрослой жизни. Семья и школа как важнейшие социальные институты осуществляют подготовку молодежи к активной жизнедеятельности, формируют основы духовно-нравственного, патриотического, физического развития и психического здоровья человека, которые являются важными составляющими позитивного имиджа.


Библиографическая ссылка

Омарова Э.М. РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ПОДРОСТКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 167-171;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35797 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674