Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мусатова М.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Московский государственный областной университет»
Ориентация на личность будущего педагога, принятая в качестве цели профессионального образования, предполагает смещение акцента с обучения, ориентированного на усвоение программного материала, на такое обучение, в процессе которого происходит саморазвитие, самореализация личности студента. Основным критерием развития профессиональной направленности и готовности бакалавров по направлению подготовки педагогическое образование к профессиональной деятельности должны выступать не способность к воспроизведению полученных знаний в профессиональной деятельности, а наличие мотивации, исследовательских знаний и умений, самостоятельности и высокого уровня продуктивности выполнения работ исследовательского характера, направленных на исследование и преобразование педагогической деятельности. Поэтому одной из главных целей педагогического образования должна выступать цель развития профессиональной направленности личности будущего бакалавра по профилю подготовки экономическое и технологическое образование, способного самостоятельно организовывать и осуществлять исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование технологической подготовки школьников.
педагог
образование
развитие
бакалавры
деятельность
педагогика
1. Ефремова А.А., Смирнов П. Алгоритм построения научно-исследовательской работы студентов- экономистов // Символ науки. – 2016. – № 1–1 (13). – С. 104–107.
2. Заюков И.В., Кобылянский А.В. Особенности применения дистанционных курсов для студентов-экономистов // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2015. – Т. 1. – № 1 (2). – С. 268–272.
3. Исин М.Е. Реализация теории отбора содержания по курсу экономико-математического моделирования для студентов-экономистов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2015. – № 1. – С. 6–15.
4. Никаноркина Н.В. Об использовании задач с профессионально-ориентированной составляющей при обучении математике студентов-экономистов // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2015. – № 8. – С. 2397.
5. Павлова И.П. Экономическая теория для студентов: мотивация изучения и трудности // Ученые записки Международного банковского института. – 2015. – № 14. – С. 146–157.
6. Устинов И.Е., Федорова А.В., Архипова Ю.А. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 266–270.

С позиции системного подхода, который применяется при создании педагогических технологий в современной системе высшего образования, в том числе и при решении проблемы подготовки бакалавра по профилю экономическое и технологическое образование, необходимо выявить и проанализировать комплекс основных факторов, обуславливающих «включение» будущих бакалавров в исследовательскую деятельность.

Современный этап развития высшего образования, реализующего компетентностный подход, предъявляет новые требования к подготовке студентов, в частности к подготовке бакалавров экономического направления. Компетентностный подход к содержанию образования предполагает формирование и развитие способности у обучаемых использовать теоретические знания и умения для решения профессиональных задач. В этой связи организация обучения математическим дисциплинам студентов-экономистов требует ориентации на использование профессионально направленных подходов, позволяющих проектировать образовательный процесс как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности в финансовой сфере.

Другой отличительной особенностью современного образовательного процесса в вузе является использование технологий и методик обучения, ориентированных на личность обучающихся. Поскольку индивидуальные особенности студентов напрямую влияют на результаты процесса обучения, дифференцированный подход обеспечит не только повышение у студентов уровня усвоения содержания учебной дисциплины, но и овладение ими профессиональными и общекультурными компетенциями.

Итак, особенностями образовательного процесса в высшей школе в настоящее время является то, что, во-первых, усвоенные в обучении знания и умения выступают теперь не как предмет учебной деятельности, а как средство деятельности профессиональной; во-вторых, произошло смещение акцентов с информационно-содержательных позиций на личностно ориентированные, основанные на дифференцированном подходе к обучающимся.

Выделенные особенности определяют ряд требований к содержанию и организации обучения студентов-экономистов математическим дисциплинам. Овладение обучающимися учебным содержанием математических дисциплин и организация обучения этим дисциплинам должны строиться, по нашему мнению, в соответствии со следующими принципами:

– реализации профессиональной направленности обучения математике;

– учёта и формирования индивидуальных особенностей студентов на всех этапах учебной деятельности.

Под индивидуальными особенностями (различиями) обучающихся мы будем понимать такие свойства, которые представляют собой типические (типологические) различия между людьми. Степень выраженности этих свойств у разных людей различна. Особенностями, которые учитываются в процессе обучения, могут быть различные психические качества и состояния личности, но такие, от которых зависит успешность учебно-познавательной деятельности студента. К числу индивидуальных особенностей, подлежащих учёту при осуществлении дифференциации обучения математическим дисциплинам студентов-экономистов, мы относим следующие:

– характер и направленность познавательного интереса;

– особенности восприятия: тип восприятия, форма предъявления учебного материала, вид наглядности;

– особенности мышления: вид мышления, сформированность мыслительных операций, сформированность качеств мышления [1].

Математика обладает большими потенциальными возможностями в организации процесса обучения, основанного на указанных выше принципах. Реализация этих возможностей может происходить как за счёт содержания учебного материала, так и за счёт используемых форм, методов и приёмов обучения.

Очевидно, что специфика математики определяет основной вид учебной деятельности студентов на занятиях по математике, состоящий в решении задач. Это позволяет нам считать одним из наиболее важных и продуктивных средств, используемых, с одной стороны, для учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов, с другой стороны, для реализации профессиональной направленности обучения математике, задачи с профессионально-экономической составляющей. Под профессионально ориентированными математическими задачами с экономической составляющей мы понимаем задачи, содержание которых связано с объектами и процессами будущей профессиональной деятельности обучаемого, а их исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний при изучении цикла специальных дисциплин и формированию профессиональной компетентности будущего экономиста [2].

Так как процесс становления личности будущих бакалавров по направлению подготовки педагогическое образование в условиях методической подготовки представляет собой целостную систему, необходимо рассмотреть, в какой степени цель обучения реализуется в современном содержании, формах, средствах и методах обучения. Методология системы методической подготовки бакалавров включает в себя общие для любой педагогической системы принципы и способы деятельности, а также особенные, специфические принципы и способы организации учебно-познавательной и исследовательско-творческой деятельности, непосредственно связанные с развитием их профессиональной направленности. Опытно-экспериментальная работа, проводимая на кафедре теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета, показывает, что практическая организация процесса развития профессиональной направленности будущих бакалавров по профилю подготовки экономическое и технологическое образование на основе исследовательско-творческой деятельности должна осуществляться через педагогические принципы.

Известны различные классификации принципов дидактики. Чаще всего выделяют две группы принципов: общие и специфические.

Мы выделили следующие научно обоснованные общие педагогические принципы, применимые к развитию профессиональной направленности студентов ФТП на основе исследовательско-творческой деятельности: научности, целостности, единства обучающих и воспитательных воздействий, связи теории с практикой, самообразования и самосовершенствования, фундаментальности, нацеленности на формирование профессиональных качеств, активного обучения.

Помимо общих педагогических принципов (которые в условиях экспериментального обучения на факультете технологии и предпринимательства получили своеобразную интерпретацию) существуют специфические, на основе которых был построен процесс развития профессиональной направленности студентов, осваивающих исследовательско-творческую деятельность в системе методической подготовки на ФТП [5].

На основании личного опыта обучения студентов методическим дисциплинам, направленного на формирование их профессионально важных качеств личности как будущих бакалавров, а также – анализа научных исследований по проблемам профессиональной подготовки и формирования личности будущих специалистов в области технологической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений нами были выявлены следующие закономерности.

1. Совершенствование методической подготовки будущих бакалавров педагогического образования в направлении развития их творческого потенциала и профессиональных качеств для успешного осуществления ими исследовательско-творческой деятельности в школе. Это рассматривается как насущная общественная потребность и осознается как комплекс изменяющихся и развивающихся потребностей современного высшего профессионального образования и общеобразовательной школы [6].

Следствия, вытекающие из первой закономерности:

а) осознание преподавателями кафедры теории и методики профессионального образования (обучающих студентов дисциплинам методического цикла) новой потребности, которая приводит к необходимости инновационных преобразований в методической подготовке на факультете, в том числе – развития профессионально важных качеств бакалавров по направлению подготовки – педагогическое образование, профиль – экономическое и технологическое образование на основе исследовательско-творческой деятельности;

б) осознание студентами факультета технологии и предпринимательства общественной потребности в специалистах, умеющих ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы, технологии обучения, альтернативные и вариативные программы по технологии, применять полученные знания и умения в организации исследовательско-творческой деятельности в образовательных организациях, что требует от него осознанного достижения ряда целей, связанных не только с овладением основами профессиональных знаний, но и стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил для полной самореализации в реальной педагогической деятельности.

2. Усиление системы методической подготовки бакалавров на факультете технологии и предпринимательства путем овладения ими исследовательско-творческой деятельностью (содержащей решение педагогических, частно-методических проблем технологической подготовки школьников), являющейся основой для успешного развития профессиональной направленности будущих специалистов [4].

Следствия, вытекающие из второй закономерности:

а) перестройка организационно-педагогического и методического обеспечения указанной подготовки студентов путем включения их в исследовательскую деятельность, ориентированную на развитие их профессиональной направленности. Это рассматривается как осознанная необходимость и целесообразная деятельность преподавателей и студентов факультета технологии предпринимательства;

б) повышение профессиональной подготовки студентов путем осознания сущности технологического образования школьников на современном этапе, понимание и признание ими ключевой задачи по формированию еще в школе активной творческой личности, стремление к развитию способностей каждого обучаемого.

Из сформулированных нами закономерностей и их следствий вытекают следующие специфические принципы, на которых базируется процесс развития профессиональной направленности будущих бакалавров по направлению подготовки – педагогическое образование, профиль – экономическое и технологическое образование на основе исследовательско-творческой деятельности.

1. Принцип осознанной потребности в развитии профессиональной направленности на основе исследовательско-творческой деятельности. В основе этого принципа лежат следствия из сформулированной нами закономерности совершенствования в направлении развития творческого потенциала и профессиональных качеств, методической подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства в целях успешного осуществления ими исследовательско-творческой деятельности в школе, это рассматривается как олицетворение общественной потребности и осознается как комплекс изменяющихся и развивающихся потребностей современного высшего профессионального образования и общеобразовательной школы. Практическая реализация этого принципа предполагает углубление понимания будущими учителями технологии и предпринимательства роли исследовательско-творческой деятельности и их творческого самосовершенствования в современной методической подготовке в вузе не только как их личной осознанной потребности, но и потребности общества; а также – повышенное внимание студентов ФТП на том, что уровень развития их профессиональной направленности является показателем их готовности к совершенствованию технологического образования в школе на современном этапе.

2. Принцип учета личностно-формирующих воздействий, исследовательско-творческой деятельности в методической подготовке студентов на ФТП. Этот принцип требует от преподавателей ориентировать свою педагогическую деятельность на одну из важных целей методической подготовки студентов – развитие их профессиональной направленности, путем овладения ими исследовательско-творческой деятельностью, и предусматривать возможность учета, контроля и корректирующих воздействий. Для этого необходимо разъяснять студентам цели формирования конкретных профессиональных качеств личности (необходимых при организации исследовательско-творческой деятельности в школе) и учить использовать приемы учета динамики развития этих качеств [3].

3. Принцип формирования ценностного отношения к продуктам исследовательско-творческой деятельности. Сущность этого принципа состоит в том, что исследовательско-творческая деятельность студентов ФТП должна быть важной и нужной. В обосновании задач построения процесса развития профессиональной направленности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе исследовательско-творческой деятельности в системе методической подготовки на факультете технология и предпринимательство, его целей необходимо исходить из его ценностных аспектов, взаимосвязи личностных и общественных ценностей. Принцип предполагает использование преподавателями профессионально ориентированных методов и учебных заданий исследовательско-творческого характера по дисциплинам методического цикла, благодаря которым студенты приобретут новые знания и умения, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности, заинтересуют студентов своей значимостью для самого себя, как будущего специалиста.

4. Принцип целостности обучения и воспитания в процессе исследовательско-творческой деятельности. Этот принцип отражает взаимосвязь процессов обучения методическим дисциплинам (с комплексным использованием функционального и дидактического потенциалов исследовательско-творческой деятельности) и развития профессиональной направленности личности будущих учителей технологии и предпринимательства. В процессе исследовательско-творческой деятельности в методической подготовке студентов формируются именно те личностные качества, обладание которыми гарантирует успех в профессиональной деятельности в школе.

Как общие, так и специфические педагогические принципы отражают особенности организации процесса развития профессиональной направленности будущих бакалавров по направлению подготовки – педагогическое образование, профиль подготовки – экономическое и технологическое образование на основе исследовательско-творческой деятельности в системе их методической подготовки на факультете технологии и предпринимательства.


Библиографическая ссылка

Мусатова М.А. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 163-166;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35796 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674