Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-ЙОГОЙ

Скурихина Н.В. 1 Кудрявцев М.Д. 1, 2 Стручков В.И. 1, 3 Маслов С.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
2 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»
3 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
В настоящее время теория и практика здоровья, основные направления развития физической культуры в современном обществе нуждаются в корректировке в связи с поиском и открытием новых эффективных оздоровительных направлений и технологий. Особенно актуальным становится социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе. При этом вполне обоснован поиск путей повышения мотивации у студентов специальных медицинских групп к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой. В работе исследована необходимость и эффективность внедрения в образовательный процесс специально разработанной программы занятий фитнес-йогой. Показана возможность применения фитнес-йоги не только как обоснованного средства улучшения физического здоровья студентов, но и как эффективной программы повышения мотивации у студентов специальных медицинских групп к ведению здорового образа жизни.
фитнес-йога
студенты
здоровый образ жизни
специальная медицинская группа
1. Голобородько Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 82–85.
2. Копылов Ю.А., Яцковская Л.Н., Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Толстопятов И.А., Ермаков С.С. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов. – 2015. – № 5 – С. 23–30.
3. Кудрявцев М.Д., Галимов Г.Я., Кузьмин В.А., Копылов Ю.А., Гаськов А.В. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха-йоги // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт». – 2014. – С. 41–44.
4. Розин В.М. Концепция здоровья. – МГМСУ, 2011. – 112 с.
5. Скурихина Н.В. Применение фитнес-йоги для повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе / Н.В. Скурихина, В.М. Дюков // Современные наукоемкие технологии. . – 2010. – № 10. – С. 107–111.
6. Скурихина Н.В. Особенности проекта «Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе» // Национальная ассоциация ученых. – Екатеринбург, 2015. – № 9 (14). – С. 66–68.
7. Скурихина Н.В. Комплексная система естественного оздоровления: монография, – Издательство Сибирского Федерального Университета (СФУ). – 2014. – 164 с.
8. Швец Н.Н. Йога. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2010. – 190 с.
9. Rejeski W.J., Thompson A. Historical and Conceptual Roots of Exercise Psychology // Exerc. Psychology: The Influence of Physical Exerc. on Psychological Processes / Ed. by P.Seraganian. – Concordia Univ.: A Wiley-Intersci. Publ., 1993. – Р. 3–35.
10. Qja P. Descriptive epidemiology of health-related physical activity and fitness // Physical Activity, Health and Well-Being: Intern. Sci. Cons. Conf. – Quebec City,19th-21st May, 1995.

С 2010 года сотворческий коллектив в составе: советник РАЕ Н.В. Скурихина (руководитель), доктор педагогических наук, профессор М.Д. Кудрявцев (научный руководитель), профессор РАЕ В.М. Дюков (научный консультант), доктор психологических наук И.Н. Семенов (научный консультант) реализует комплексный научно-исследовательский проект «Рефлексивно-деятельностная педагогика, как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе». Ключевые идеи данного проекта созвучны теоретико-методологическим идеям Б.В. Болотова, С.А. Дорошенко, С.П. Романовой, Г.В. Селютиной (участник проекта), Н.П. Ярощик, В.В. Ярцева, а также соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Содержание и выполнение представляемого проекта находится на стыке многих дисциплин: философии, теории систем, синергетики, интегральной системной медицины, психотелесной медицины, психотелесной теории личности, психологии, педагогики, в том числе рефлексивной педагогики [6].

В настоящее время теория и практика здоровья, основы развития физической культуры в современном обществе включают в себя такие основные разделы: теория нормы; теория гармоничности; теория адаптации; теория биологического и социального груза; теория биологического баланса; теория предрасположенности и подверженности; теория риска; теория оздоровления и профилактики; а также множество частных концептуальных и математических моделей.

Проект также базируется на основных положениях «Концепции здоровья» В.М. Розина и его идеях, изложенных в книге «Психика и здоровье человека».

В.М. Розин особо подчеркивает: «Здоровье нельзя сформировать и выстроить как здание. Оно может только сложиться, прорасти, но не без наших с вами усилий. Составляющие этих усилий:

- широкое обсуждение в обществе проблем здоровья и не только здоровья, но и правильной жизни, а также социальности, ее смысла;

- создание концепции и на ее основе дисциплин, позволяющих по-новому увидеть здоровье и действовать практически;

- выработка культурной политики, способствующей становлению новой реальности здоровья, консолидирующей всех заинтересованных субъектов;

- подготовка специалистов и их помощников, которые бы инициировали, запустили и поддерживали трансформации основных практик и концептуализации решения проблем сохранения здоровья» [4].

Программа занятий фитнес-йогой – это специально разработанный комплекс упражнений, который основан на физической части оздоровительной системы хатха-йоги и включает в себя динамическую разминку, упражнения на равновесие, растяжку и релаксационную заминку. В основную часть программы вошли научные взгляды ряда специалистов, в частности Р.С. Минвалеева (1999), А.Ф. Григоряна (2003), С.П. Рябинина (2005), А.А. Приймакова (2009) и др., которыми была экспериментально доказана целесообразность применения упражнений хатха-йоги в оздоровительных занятиях со студентами. Вышеперечисленными авторами проведены диссертационные исследования, в которых было установлено положительное влияние хатха-йоги на сердечно-сосудистую систему, регуляцию дыхания и на состояние опорно-двигательного аппарата [8, 3].

Актуальность и педагогическая значимость исследования

Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья школьников и студентов. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые школьники и студенты в состоянии должным образом усвоить полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом [1].

Цель исследования заключается в поиске путей укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студентов специальной медицинской группы, а так же возможности повышения мотивации студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой путем внедрения в образовательный процесс специально разработанной программы фитнес-йоги, разработанной на основе физической части хатха-йоги.

Гипотеза исследования

Нами вынесено предположение, что всеми этими характеристиками обладает фитнес-йога. Подход на основе здорового образа жизни, по сути, отражает интегральный системный подход к здоровью и позволяет не только вернуться к утраченному ныне древнему системному взгляду на здоровье, но, опираясь на достижения современной медицины, осмыслить его на более высоком теоретическом и практическом уровне.

Теоретическая значимость

Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику физического воспитания студентов СМГ новыми представлениями о возможностях модернизации процесса физического воспитания путем внедрения специально разработанной программы фитнес-йоги как эффективной практики в формировании ЗОЖ.

Практическая значимость

Разработанная специальная программа занятий фитнес-йогой может быть использована как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе для повышения мотивации к занятиям физической культурой и формирования ЗОЖ не только учащихся и студентов СМГ, но и взрослого населения.

Материалы и методы исследования

Упражнения фитнес-йоги были применены в работе со студентами специальной медицинской группы в рекреационных занятиях. Занятия проходили в группах по 20 человек два раза в неделю по 60 минут. Одна группа занималась в спортивном зале Торгово-экономического института, а другая в спортивном зале на базе общежития. Обследования осуществлялись в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года. Выявлены улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений фитнес-йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие. Сравнительный анализ эффективности этих занятий определялся уровнем развития двигательных качеств и состоянием здоровья занимающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты теоретического исследования заключаются в установлении следующих принципиальных положений, которые крайне важны для достижения цели исследования. Основную роль в деле совершенствования физической подготовленности студентов играет учебная дисциплина «Физическая культура», где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов [5]. По мнению отечественных (С.Н. Блэйер, Л.И. Лубышева) и зарубежных (P. Qja) специалистов, особую актуальность приобретает поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни [10]. Изучение материалов названных исследований даёт основания выделить в рамках оздоровительного аспекта проблемы нескольких относительно самостоятельных аспектов исследований:

- изучение эффекта различных типов и интенсивностей физических упражнений на психологическое состояние и психосоциальную адаптацию личности;

- разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития;

- разработка методов комплексного применения физических упражнений, традиционных и нетрадиционных психотехник для профилактики и изменений состояния психического и физического здоровья студентов.

Как подчеркивают большинство авторов, анализирующих проблему «физическая активность и психическое (психосоциальное) здоровье», ввиду комплексности этих понятий анализ между ними достаточно сложен, что вызывает как трудности в интерпретации результатов, так и часто наблюдаемую противоречивость выводов исследований. В то же время сегодня практически никто не оспаривает того, что физическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое, так и психическое здоровье. Только в последние годы в рамках нового направления в спортивной науке – психологии физических упражнений (W.J. Rejeski) – сформировался принципиально новый подход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного из важнейших компонентов психосоциального здоровья [9].

Основные направления исследований в рамках указанной проблематики могут быть систематизированы следующим образом:

1) изучение эффекта воздействия различных типов и интенсивностей физических упражнений на психическое состояние (состояния тревоги, депрессии) и их оздоровительный эффект, при нарушениях психического здоровья;

2) психологические и физиологические механизмы воздействия физических упражнений на психическое здоровье;

3) влияние физических упражнений на личностные характеристики занимающихся, их настроение и психосоциальное поведение

Прежде всего, следует подчеркнуть, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются. Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику, следующие:

1) аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;

2) отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;

3) конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;

4) умеренные по интенсивности;

5) продолжительность по времени не более 20–30 мин;

6) регулярные, включенные в недельный график;

7) приносящие удовольствие.

Для оценки практических результатов в исследовании физической подготовленности использовались: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кондиционная способность «сила»); сгибание туловища за 30 с из положения лежа на спине (сила мышц живота); поднимание ног из виса до угла 90 град (силовые качества), прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества); наклон вперед (гибкость); тест на координацию (координация). Состояние здоровья определялось по «экспресс-оценке уровня физического здоровья» (Г.А. Апанасенко, 1988).

pic_70.wmf

Полученные результаты хорошо видны на диаграмме (рисунок). Они позволили определить влияние оздоровительных занятий по разработанной программе и выявить особенности их оздоровительного воздействия на физическое состояние студенток. В обеих группах у испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что определялось тестом на гибкость (рисунок). У испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что выразилось в статически достоверном увеличении наклона в среднем на 3,5 см.

В качестве примера также приводим показатель развития скоростно-силовых качеств (прыжок с места). Эти результаты увеличились в среднем на 14,5 см, что свидетельствует о благоприятном влиянии программы фитнес-йоги на положительные изменения скоростно-силовых качеств. Это позволило сделать выводы, что программа фитнес-йоги положительно влияет на увеличение скоростно-силовых качеств у студентов специальной медицинской группы.

Выводы

Молодежи, студентам, на наш взгляд, следует предложить шаги к сохранению оптимального здоровья: сохранять положительный настрой [2]; выбирать правильное окружение; управлять системой личностных ценностей; соткать редкостную материю, в которой будут переплетены физическая, эмоциональная и интеллектуальная основы Личности Человека; обогатить практическую философию здоровья идеями рефлексивного коучинга, рефлексивной педагогики, уделяя при этом равное внимание развитию ума и тела [7]. По нашему мнению, фитнес-йога является не только обоснованным средством улучшения физического здоровья студентов, но и эффективной программой повышения мотивации у студентов специальных медицинских групп к ведению здорового образа жизни.


Библиографическая ссылка

Скурихина Н.В., Кудрявцев М.Д., Стручков В.И., Маслов С.В. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-ЙОГОЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 406-409;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35760 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674