Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Нордман И.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В современной ситуации для российского образовательного пространства характерно усиление гуманистических тенденций, проявляющееся, прежде всего, на уровне осуществления практики образования. Такие изменения связаны в первую очередь с возрастающим значением доли самостоятельной работы студентов, реализация которой во многом обеспечивается интеграцией в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий. Одним из показателей такой интеграции является применение дистанционной технологии образования. Основной проблемой является несоответствие традиционных способов образования и воспитания полноценной и качественной подготовки специалистов. В качестве решения рассматривается возможность сочетания элементов традиционной и инновационных образовательных парадигм в рамках дистанционной технологии обучения на уровне средств реализации, способа коммуникации, ролей участников образовательного процесса, мотивов, ценностных ориентаций, целей обучения, норм ответственности, форм, методов, контроля и оценки в области самостоятельной работы и контрольных мероприятий по дистанционной технологии. Грамотное использование элементов традиционной и инновационных образовательных парадигм в рамках дистанционной технологии обучения могло бы вывести процесс подготовки специалистов на более высокий качественный уровень.
дистанционная технология образования
парадигмальная установка
традиционная образовательная парадигма
информационно-коммуникационные технологии
личностно-ориентированная парадигма
компетентностная парадигма
1. Воронина Т.С. Дистанционное обучение в современном мире // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 11. – C. 6263.
2. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – M, 2007. – 41 с.
3. Куликова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде: дис. ... канд. пед наук. – Ставрополь, 2011. – 200 с.
4. Мещерская Ю.В. Качество образования на основе компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 5457.
5. Рычкова А.А. Дистанционные образовательные технологии как средство формирования профессиональной самостоятельности будущих инженеров-программистов: дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 235 с.
6. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе. // Человек и образование. – 2010. – № 4 (25). – C. 9396.
7. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 8086.

В настоящее время как мировое, так и российское образовательное пространство характеризуется усиливающимися гуманистическими тенденциями. Поскольку традиционных способов образования и воспитания становится недостаточно для подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям, требуются соответствующие изменения в организации образовательного процесса, прежде всего связанные с интеграцией в него информационных и коммуникационных технологий. Значение названных технологий для повышения эффективности обучения подчеркивается в исследованиях многих отечественных ученых, которые отмечают важную роль самостоятельной работы студентов, а именно выполняемой с применением дистанционной технологии обучения, для решения задач собственного образования, для приобретения способности решать задачи в различных сферах жизни и деятельности, для самоорганизации и саморазвития по индивидуальной траектории обучения [4, с. 54; 6, с. 95] в соответствии с установками инновационных образовательных парадигм – компетентностной и личностно-ориентированной. Также подчеркивается роль студента как главной составляющей образовательного процесса с возможностями самостоятельного выбора способов организации своей работы [2, с. 54]. Отмечается также важность сочетания возможностей дистанционного и традиционного обучения. [1, с. 63] Создание информационно-коммуникационной образовательной [3, с. 3] и образовательно-информационной [7] среды в вузе, основным средством реализации которой является дистанционная технология обучения, могло бы создать условия для саморазвития личности, способствовать эффективному информационному обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. В большей мере применение дистанционной технологи обучения наблюдается в настоящий момент для организации самостоятельной работы студентов и осуществления контрольно-оценочной деятельности в вузе.

Цель данного исследования – рассмотреть проявление элементов традиционной и инновационных образовательных парадигм на уровне средств реализации, способа коммуникации, ролей участников образовательного процесса, целей, мотивов, ценностных ориентаций, норм ответственности, форм и методов обучения, контроля и оценки в области самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности в рамках названной выше технологии обучения.

Основным средством реализации дистанционной технологии является существующая в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) система поддержки дистанционного обучения EDUCON, представляющая инновационное направление (информационная образовательная парадигма). В методическом обеспечении к курсам представлены как традиционные, так и инновационные средства обучения. К традиционным средствам реализации, представляющим когнитивную образовательную парадигму, относятся учебники, учебные пособия, методические указания, представленные, как правило, в электронных форматах (информационная парадигма образования), а также традиционные задания для выполнения контрольных и самостоятельных работ (практическое задание, тестовые задания типа эссе). Здесь наблюдается взаимодействие традиционной образовательной парадигмы (по содержанию материала) и инновационной парадигмы образования (по форме представления). К инновационным средствам реализации, представляющим информационную образовательную парадигму, можно отнести электронные учебники и пособия, виртуальный лабораторный практикум, систему тренировочных упражнений (тестов) различного уровня. Выбор в пользу традиционных или инновационных средств реализации зависит от содержания дисциплины и наличия необходимого методического обеспечения. В основном имеет место сочетание традиционных и инновационных средств реализации по принципу дополнения с целью более эффективного усвоения материала, предназначенного для самостоятельной работы или для контроля изученного материала.

Способом коммуникации при организации самостоятельной работы студентов и контроля по дистанционной технологии являются возможности, предоставляемые системой поддержки дистанционного обучения, – электронные сообщения, чаты, форумы, объявления о наступающих событиях в системе. Это является показателем информационной парадигмы образования, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий. Возможно также получение информации традиционным способом, через преподавателя, но данный способ коммуникации постепенно утрачивает свое значение, поскольку возможности электронной системы позволяют информировать студентов с той же содержательной эффективностью, но в удобное для них время.

Относительно распределения ролей участников образовательного процесса следует отметить, что в дистанционном обучении активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач [6, c. 93]. Здесь можно констатировать проявление установок личностно-ориентированной образовательной парадигмы, где отношения преподавателя и студента строятся на основе взаимного партнерства и преподавателем создаются условия для самостоятельного обучения студентов.

Со стороны мотивов наблюдается заинтересованность студентов в получаемых знаниях, что обусловлено новой формой представления материала, быстрой (в основном автоматической) оценкой выполненных работ, самостоятельным регулированием интенсивности работы и отслеживанием результатов по улучшению. Это можно подробно рассмотреть на примере действия тестов тренировочного контроля в области самостоятельной работы студентов. Особо отметим, что тесты тренировочного контроля не являются обязательными для выполнения. Их задача – облегчить подготовку к аттестационному тестированию. Способ функционирования электронных тренировочных тестов и их ценность для процесса обучения в действующей электронной системе поддержки учебного процесса можно проследить через отображение количества попыток, использованных студентами во время выполнения заданий из области тренировочного контроля и опции анализа сложности вопроса. Если при первичном выполнении тестового задания в большинстве случаев оно характеризуется как трудное или среднее по сложности, то по прохождении студентами нескольких попыток в конечном результате можно наблюдать изменение характеристики данных тестовых заданий на легкое. То есть можно предположить, что материал определенной темы перечитывался и осмысливался обучаемым и в конечном итоге был лучше усвоен студентом. Постепенное сокращение времени выполнения тренировочного упражнения в результате использования нескольких попыток может свидетельствовать о сокращении времени на анализ явления, что, в свою очередь, ведет к автоматизации его распознавания. Подобные выводы позволяют сделать статистику использования студентами попыток тренировочных упражнений, а также опция анализа сложности вопросов, позволяющая произвести необходимую корректировку с учетом сложности выполняемых заданий.

Подобная организация самостоятельной работы позволяет учитывать индивидуальные возможности студентов, что является проявлением инновационных образовательных парадигм, прежде всего личностно-ориентированной.

В ценностных ориентациях обучения по дистанционной технологии также прослеживается определяющее действие инновационной, личностно-ориентированной образовательной парадигмы, поскольку это способствует самореализации студента (в выполнении творческих заданий, в участии в обсуждениях (чатах, форумах, вебинарах), что развивает дискуссионные навыки, культуру общения и будет полезным для их будущей личной карьеры).

Определяющее значение инновационных образовательных парадигм (в большей степени личностно-ориентированной) характерно также для целей обучения по дистанционной технологии, где отмечается направленность получаемого образования на овладение основами человеческой культуры, в данном случае информационной, а также на обучение в течение всей жизни (освоение способа обучения по дистанционной технологии в целом, а также правил участия в различных дистанционных мероприятиях).

Нормы ответственности за выполнение самостоятельной работы и контрольных мероприятий предполагают как разъяснение преподавателем хода выполнения контрольных заданий и заданий по самостоятельной работе в электронной системе, так и ознакомление студентов с электронной системой поддержки учебного процесса, где им вскоре предстоит проходить обязательный текущий, а затем промежуточный и итоговый контроль. Кроме того, студенты получают наглядное представление о структуре всего изучаемого курса, а также о типах, способах и требованиях к выполнению заданий. При условии знания требований к выполнению работы, умения пользоваться методическим обеспечением электронного курса, умения ориентироваться в электронной системе относительно необходимого объемы выполняемых заданий и сроков сдачи студенты могут сами регулировать выполнение самостоятельной работы, принимая ответственность за ее результат. Таким образом, на начальном этапе обучения здесь можно констатировать определяющую роль традиционной образовательной парадигмы с ответственностью преподавателя за организацию самостоятельной работы студентов. На продвинутом же этапе обучения определяющая роль в ответственности за организацию самостоятельной работы переходит к студенту, который в определенной степени способен организовать часть своего процесса обучения, что характерно для образовательных парадигм инновационного направления, в частности личностно-ориентированной.

Самостоятельная работа студентов и контроль усвоенного ими материала по дистанционной технологии организуется в форме выполнения заданий в соответствующих изучаемым дисциплинам электронных курсах. Здесь можно констатировать определяющую роль инновационных образовательных парадигм. Она проявляется в индивидуальной организации самостоятельной работы студента по изучаемым дисциплинам:

– выполнение заданий в удобное для студента время;

– выполнение заданий в удобном для студента месте;

– варьирование порядка выполняемых заданий;

– возможность получения консультационной помощи у преподавателя, независимо от времени выполнения задания и местонахождения студента (через электронные сообщения, предусмотренные системой поддержки дистанционного обучения);

– возможность немедленного получения результата контроля (оценки), если задание оценивается автоматически.

Дополняющее значение традиционной, когнитивной образовательной парадигмы, применяющееся в основном для осуществления оценки и контроля, проявляется в возможностях электронной системы, предусматривающих ограничение времени и установление точного периода времени для выполнения определенных заданий, в ограничении количества попыток для выполнения задания, в ограничении доступа к электронному курсу, что представляется необходимым в силу специфики изучаемых дисциплин или отдельных тем.

В качестве методов самостоятельной работы по дистанционной технологии применяются как методы традиционной образовательной парадигмы (информационно-рецептивный, репродуктивный), так и методы инновационных образовательных парадигм (метод проблемного изложения, исследовательский метод, метод проектов). Выбор в пользу традиционного или инновационного направления обусловлен спецификой, содержанием дисциплины или отдельной изучаемой темы, а также наполняемостью заданий в электронной системе.

В области контроля и оценки система поддержки дистанционного обучения в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) позволяет реализовывать систему объективизированного контроля знаний студентов, которая функционирует в ТюмГНГУ с 2012 года. Неотъемлемой частью данной системы является текущий (аттестационный) контроль, 60–70 % объема которого осуществляется с помощью электронной системы поддержки дистанционного обучения, что является проявлением установок инновационных парадигм образования (информационной и личностно-ориентированной). На оставшуюся долю приходятся результаты, полученные в ходе работы на практических занятиях, то есть в основном в ходе осуществления традиционных форм и видов контроля. В отдельных случаях (в период студенческих каникул и отпусков преподавателей) результаты контроля качества знаний, полученные с помощью электронной системы, являются определяющими. В первую очередь отмечается значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на область текущего, промежуточного и итогового контроля.

Контроль и оценка усвоенного материала проводится в основном автоматически (информационная образовательная парадигма), если это позволяют типы заданий. Определенные типы заданий возможно контролировать коллективно, группой студентов совместно с преподавателем, в форме чата, вебинара, виртуальной конференции и т.п. (инновационные парадигмы образования). При включении в курс заданий типа эссе, практических заданий контроль и оценка производится преподавателем (традиционная образовательная парадигма). Отличие от традиционной формы контроля здесь только в способе коммуникации: студент получает задание через электронную систему, преподаватель оставляет комментарии и выставляет оценку также с помощью средств электронной системы. С одной стороны, такой тип контроля предопределен формой задания, с другой стороны, здесь может иметь место доля определенной субъективной оценки со стороны преподавателя. Как правило, задания, предполагающие автоматический контроль и контроль, производимый преподавателем, не конкурируют между собой, а дополняют друг друга в зависимости от изучаемого материала.

Итак, дистанционная технология обучения представляет собой новую возможность сочетания различных образовательных концепций в целях наиболее эффективной организации самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности, где основу образовательного процесса составляет «целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа» [5]. Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.

В области средств реализации, методов, контроля и оценки, а также норм ответственности наблюдается сочетание установок традиционных и инновационных образовательных парадигм по принципу дополнения в зависимости от этапа обучения и изучаемого материала.

В области способа коммуникации, распределения ролей участников, мотивов, ценностей, целей, форм самостоятельной работы студентов можно констатировать определяющую роль установок инновационных образовательных парадигм, в большей степени личностно-ориентированной, с дополняющей ролью традиционной образовательной парадигмы.

Элементы дистанционной технологии образования присутствуют во всех составляющих самостоятельной работы студентов и осуществления контрольно-оценочной деятельности в вузе. Это обусловлено, с одной стороны, развитием и проникновением во все сферы общественной жизни достижений научно-технического прогресса, в данном случае информационных технологий, с другой стороны – новыми требованиями к обучению и подготовке специалистов и поиском и внедрением в учебный процесс инновационных, более гибких и личностно-ориентированных образовательных технологий, эффективно дополняющих традиционные технологии.

Организация самостоятельной работы студентов с помощью дистанционной технологии обучения позволяет:

– учитывать индивидуальные возможности студентов (в области времени, места выполнения заданий, а также выбора заданий для тренировочного контроля);

– отслеживать индивидуальные достижения студентов в области освоения изучаемого материала (использование возможностей для повторения и контроля изученного материала);

– совершенствовать у студентов самодисциплину, самоорганизацию и степень ответственности за выполненную работу (ознакомление со структурой курсов, с методическим обеспечением курсов по изучаемым дисциплинам, с требованиями и графиком самостоятельной работы);

– повышать мотивацию студентов к освоению дисциплин (получение немедленного результата оценки выполненной работы, возможность выбора заданий для повторения, возможность самостоятельной организации работы);

– формировать и развивать у студентов общекультурную и информационную (за счет работы с информационными ресурсами) компетенцию.

Организация контрольно-оценочной деятельности в вузе с помощью дистанционной технологии обучения позволяет:

– экономить время преподавателя на проверку тестов;

– упростить анализ результатов проведенного контроля;

– повышать мотивацию студентов к освоению дисциплин (получение немедленного результата оценки выполненной работы);

– формировать и развивать у студентов общекультурную (участие в online-мероприятиях по контролю и оценке) и информационную (за счет работы с информационными ресурсами) компетенцию.

Принимая во внимание изложенные выше факторы при осуществлении самостоятельной работы студентов и контрольно-оценочной деятельности в вузе, возможно организовать процесс подготовки специалистов более эффективно, согласно требованиям современного общества.


Библиографическая ссылка

Нордман И.Б. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 176-180;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35715 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674