Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Акопян М.А. 1 Оганнисян Л.А. 1
1 Южный федеральный университет, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности
Один из механизмов становления будущего – это образование. Оно вызывает интерес к развитию личности, который актуализирует потребность в самообразовании, саморазвитии, в проявлении самостоятельности и самореализации. При этом необходимо проектирование, которое можно представить как способ собственного развития – «саморазвития», реализации своих сущностных сил, познавательной активности, «самореализации». Познавательная активность учащихся в процессе проектной деятельности определяется многочисленными факторами, возможно, один из определяющих – самостоятельная работа. Для решения данной проблемы необходимо использовать метод проектов. Метод проектов в образовании даёт возможность организовать обучение в процессе деятельности, связанной с самостоятельной работой, развивает способность использовать знания, умения и навыки для достижения поставленной цели. Для реализации проектной деятельности необходима особая технология, проектная технология, которая способствует развитию проектной компетентности преподавателя и самостоятельной работы студентов. Использование проектной технологии в образовательном процессе увеличивает количество студентов, умеющих работать самостоятельно. Предложенное решение в виде включения в образовательный процесс проектной деятельности расширяет возможности использования самостоятельной работы.
самостоятельная работа
саморазвитие
самореализация
проектирование
проектная деятельность
метод проектов
1. Алханов А.А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11.
2. Акопян М.А., Оганнисян Е.А., Данчук М.П. Роль проектной деятельности в личностно ориентированном образовании студентов высшего учебного заведения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 91–100.
3. Иванова Л.В. Самостоятельная работа как основа проектной деятельности в процессе обучения. – 2014. – Вып. 6 (25).
4. Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе. – 2006.
5. Плотникова О.В. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. – 2005. – № 1.
6. Портных В.О. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. – 2006. – № 7.

На каждом историческом этапе развития общества проблема самообразования была и остается актуальной. Переход к информационному обществу обозначил проблему становления образования, характеризующегося перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. На данный момент можно выделить ряд причин повышения роли самообразования в современных условиях:

- информационное общество базируется на производстве нового знания и его широком распространении;

- возрастающая роль образования обеспечивает обучение будущего специалиста навыкам самообразования;

- индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в современном обществе.

Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы всех отраслей кардинально изменили не только условия образовательного процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам высших учебных заведений. Современная система высшего профессионального образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по своему направлению, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения педагогической науки [1, с. 39].

Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования», основными целями профессионального образования выступают: подготовка квалифицированного работника (соответствующего уровня и профиля), конкурентоспособного, компетентного и ответственного; обучение специалиста на уровне мировых стандартов, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту.

Своеобразие образовательной ситуации в нашей стране характеризуется формированием новой, открытой уровневой системы высшего профессионального образования обновленного содержания, внедрением в высшей школе стандартов третьего поколения, переходом на кредитно-модульную систему организации обучения, определяющую большую часть учебного времени студента на самообразовательную деятельность, что требует соответствующего ресурсного обеспечения. Объединение модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц существенно изменяет ценность самообразовательной деятельности студента, ее назначение, функции, содержание, средства, а главное, мотивы и цели профессионального образования студента, возможности его профессиональной самореализации.

Учебный процесс в вузе предусматривает поэтапное и последовательное овладение каждым студентом знаниями на теоретическом и практическом уровне с обязательной реализацией таких функций, как развитие личности и, конечно же, развитие интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию личности. Инновации в образовании проявляются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые обусловливают изменения в сфере образования и трансформацию его содержания и качества на более высокий уровень.

Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученной информации, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа студентов в учебное время включает в себя работу на лекциях и практических занятиях, которую можно проводить в различных формах – «мозговой атаки», дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций и т.д. Особый интерес для нас представляет самостоятельная работа студентов во внеурочное время, которая позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, практических занятиях и т.п.) с теми, которыми он овладел в ходе самостоятельного изучения материала. Внеурочное приобретение знаний может быть получено различными способами.

В процессе самостоятельной работы со специальной литературой совершенствуются качества личности. Также могут использоваться такие виды самообразовательной деятельности, как конспектирование, реферирование литературы, аннотирование книг, статей, самостоятельная работа в Интернете, новые информационные технологии (НИТ) и др.

Реализация образовательного проекта предполагает решение следующих задач: повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения и новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Инновационный характер образования призван обеспечить его конкуренцию с другими социальными институтами. В современной социальной ситуации позитивная ориентация молодежи на получение образования представляется особо важной, для формирования ее следует использовать не только содержание, но и формы, технологии обучения. Развитие новых методов образования становится насущной необходимостью в современных условиях.

Инновационные методы направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуются через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс, – такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя. Проблемное обучение – это технология, направленная в первую очередь на развитие интереса. Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности студента и преподавателя. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы. Творческие проекты – их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения [2, с. 91].

На современном этапе развития инновационной деятельности особое внимание уделяется качественному изменению личности обучащегося. Главным методом достижения этой цели является внедрение в образовательный процесс новых, ранее не применявшихся методов обучения. Это позволит студенту научиться работать с большим объемом информации, развить творческое мышление, открыть в себе какие-либо новые способности. Инновационная деятельность очень важна именно тем, что позволит преобразовать все существующие практики в обществе.

Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов в вузе является метод портфолио. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. Портфолио – одна из современных научных технологий обучения, которая позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, развивать способности к самостоятельному поиску теоретической и практической информации, определять проблемы и пути рационального их решения, развивать способности критического анализа полученных знаний и осмысления их использования на практике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и его мышление [3, с. 47].

Хотелось бы отметить важность и необходимость качественной подготовки студентов-выпускников вузов в системе подготовки будущего специалиста. Основными задачами самообразовательной деятельности студентов при обучении в вузе должны стать: определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов; определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу; отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения; определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами; разработку критериев оценки результатов внеаудиторной работы самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида самообразовательную деятельность человека, ставят перед высшим образованием задачу развития умений самообразовательной деятельности. Быстрый темп приращения знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидом требуют поиска путей максимального развития способности человека к саморегуляции и самообразованию. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. При этом образовательная система становится адаптированной не только к потребностям государства (выполнение социального заказа), но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам самой личности студента [4, с. 59].

В современном инновационном вузе студенты должны иметь возможность для раскрытия своих задатков, способностей, чтобы ориентироваться в новом конкурентном высокотехнологичном мире. Следует отметить, что современные исследователи подчеркивают недостаточную эффективность проводимой системой образования работы по формированию самообразовательной деятельности студентов. К социальным ожиданиям, связанным с образованием, относят более высокие показатели его качества, вследствие построения его на деятельностной основе, индивидуализации, диверсификации образовательных маршрутов. При этом формирование самообразовательной деятельности обучающихся выступает в качестве приоритетной миссии образования в России.

Современное образование должно готовить подрастающее поколение к решению ряда жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций, а также формировать у них стремление к саморазвитию и самообразованию. Современные тенденции развития вузовского образования диктуют необходимость развития индивидуальности каждого студента и учета особенностей его подготовки на различных уровнях и по различным траекториям в условиях трансформирующегося образования, что позволяет наиболее полно раскрыть его потенциальные возможности. В этих условиях на первый план выдвигается проблема повышения качества обучения за счет усиления внимания к процессу организации самообразовательной деятельности студента. Итак, выявлено, что умения самообразовательной деятельности целесообразно формировать не за счет интенсификации обучения, а за счет включения студентов в систему продуктивной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей формирование самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность позволяет студенту стать высокомотивированным, обеспечивающим максимальную реализацию личностного потенциала, его признание окружающими и осознание им собственной значимости. Самообразовательная деятельность является главным условием, необходимым для развития профессиональной компетентности у студентов вузов в современных условиях. Самообразование – это свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

В данной статье рассматривается самообразование как целенаправленная, систематическая, управляемая самими студентами познавательная деятельность, необходимая для совершенствования образования. Процесс самообразовательной деятельности студента, организуемый в целях его субъектного развития, включающий последовательный сбор, переработку и интерпретацию профессионально значимой информации, выступает сопутствующим образовательной деятельности. В результате у студента возникает опыт овладения новыми операциями, развития умений и актуализации знаний, реализуемый студентом в ситуациях проектирования личностного саморазвития.

Теоретический анализ показал, что существуют причины, замедляющие общий ход актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в контексте уровневого образования: недостаточное владение студентами умениями самообразовательной деятельности, традиционный характер педагогического взаимодействия, низкая личностная мотивация.

Задача преподавателя – использовать все возможные новые методы подачи материала, помочь студенту в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений. Следует организовать процесс обучения на уровне взаимодействия студента с преподавателем, совместного рассуждения, совместной дискуссии, в которой преподаватель – равный партнер, направляющий советчик, а не наставник. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами образования [5, с. 17].

В работах современных педагогов и психологов отмечается низкая эффективность проводимой вузами работы по актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, указывается, что не полностью раскрывается педагогическое обеспечение данного процесса. Требуется разработка теоретико-методологических оснований актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, создание концепции данного процесса, изучение проблемы формирования самообразовательной компетентности студента. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента как процесс поиска и реализации инновационных идей самообразования и самообразовательной деятельности предполагает проектирование образовательного процесса на основе стандартов третьего поколения, обеспечивающих смену стиля, формы, сути образовательной деятельности, методологии индивидуальных образовательных маршрутов и достижений студента, преподавателя, их взаимодействия с социумом. Это становится реальностью благодаря созданию культуросамообразовательной среды вуза, обеспечивающей как доступ студента к ресурсу самообразовательной деятельности – открытой, динамической, уровневой педагогической системе, так и положительные преобразования в личностной сфере и способах целеполагания самообразовательной деятельности субъекта.

Основой содержания процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов вуза являются «самообразовательная компетентность», «самообразовательная среда вуза», модель актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, отражающая целостность процесса актуализации в инвариантной (методологической) и вариативной (содержательной, технологической, рефлексивной) частях, позволяет корректировать самообразовательную деятельность студента [6, с. 21].

Включение студентов в самообразовательную среду вуза в процессе обучения и в период производственной практики сочетается с его ориентациями на ценности самообразования, определяющими формирование его самообразовательной компетентности.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что самообразовательная деятельность студента есть процесс поиска, генерации и реализации инновационных идей самообразования, способов, умений самообразовательной деятельности, формирования самообразовательной компетентности. Самообразовательная деятельность есть деятельность, возникающая у субъекта на основе потребности в овладении новыми операциями, действиями, умениями, реализующаяся в ситуации проектирования личностного саморазвития и выступающая сопутствующей образовательной деятельности. Самообразовательная компетентность студента есть синтез гносеологического (знаний), праксиологического (умений), аксиологического (отношений) компонентов, включающих цель, содержание, способы и результаты деятельности, проявляющихся в мотивации достижений. Самообразовательная среда вуза – совокупность общественных, материальных и духовных условий его существования, организационно-управленческих, педагогических и личностных отношений, возникающих между субъектами образовательного процесса и представляющих систему формирующих влияний на самообразовательную деятельность.

Усиление степени свободы студента в выборе содержания и личностно значимой области самообразовательной деятельности заключается в том, что он обеспечивает возможность широкого отбора профессионально-образовательных программ, учебно-методических комплексов, информационных ресурсов с учетом личностных способностей и интересов. И это ориентирует преподавателя и студента реагировать на изменения социальных процессов и потребностей рынка труда, подготовку на этой основе выпускников университета, которые обладали бы самообразовательной компетентностью и профессиональной мобильностью.


Библиографическая ссылка

Акопян М.А., Оганнисян Л.А. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 90-95;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35698 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674